Значение сангхи

Вольфганг Пойер

Воскресное утро, вся Европа наслаждается заслуженным сном. И тут пронзительный телефонный звонок нарушает фазу утренней неги: «Вы идете на медитацию?». «Ах, да, конечно». После наслаждения совместной медитацией в сознании ясно всплывает функция сангхи: даже если у нас самих иногда не хватает мотивации для инвестирования дополнительной энергии в просветленную практику — сангха напоминает об этом.

Значение сангхи, сообщества практикующих, можно понять особенно ясно, когда мы за сотни километров от нашего дома впервые приходим в буддийский центр Алмазного пути в другом городе и неожиданно чувствуем себя как дома. Вибрации людей, медитация на Шестнадцатого Кармапу, статуи Будд на алтаре и изображения лам и Будда-аспектов в помещении для медитации, а также взаимная открытость, разговоры, шутки и истории — всё это хорошо знакомо и поэтому мы чувствуем себя хорошо. Великолепно, если мы, преодолевая национальные различия и континенты, ощущаем общность с людьми, ведь мы ориентируемся на одну и ту же цель, на высшее Просветление для блага живых существ и стремимся к развитию одинаковых качеств в уме — сочувствия и любви, радости и бесстрашной мудрости.

Но у сангхи есть еще много других значений, выходящих за пределы уже названных. О некоторых я хочу рассказать в этой статье.

Высшее видение и Будда-активность — цели сангхи

В начале каждого пути всегда есть конкретная цель и правильная мотивация. Как буддисты Алмазного пути мы нацелены на Освобождение и Просветление для блага всех живых существ. В этой жизни мы хотим максимально развиться. Мы следуем примеру реализованной сангхи, освобожденных бодхисаттв, которые показывают путь к Просветлению. Они проявляются во всех мирах, чтобы помогать живым существам достигать счастья и причин счастья и реализовывать природу ума — вневременное и постоянное счастье.

В сангхе в центрах Алмазного пути собираются люди, разделяющие с нами видение и цели. Мы поддерживаем друг друга в продвижении на этом пути. При этом сангха — идеальное поле для экспериментов по обнаружению вневременных качеств, присущих природе каждого живого существа. Одной лишь теории, что «все существа — Будды, знают они об этом сами или нет», недостаточно. Нам нужна медитация, которая опускает эту великолепную идею из головы в сердце и делает ее всеохватывающим опытом, который проявляется в мире в виде Будда-активности. Нам также нужна сангха, с которой мы можем тренировать это чистое видение, объединяющее теорию, позитивные буддийские идеалы и опыт медитации с действительностью.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAБуддийская практика всегда осуществляется на двух уровнях — накопление заслуги и накопление мудрости. Во всех жизненных ситуациях мы тренируем чистое видение и действуем в жизни как можно осмысленнее. Лучше всего эти навыки тренируются вместе с сангхой.

Местная сангха

Самое важное задание сангхи центров Алмазного пути, пожалуй, заключается в том, что она открывает доступ к нашей Будда-природе. Благодаря сангхе мы сталкиваемся с буддийскими поучениями и методами, видим пример людей, работающих со своим умом и желающих достичь высшую человеческую цель — Просветление для блага живых существ. К тому же буддисты Алмазного пути хорошо функционируют в практической жизни, часто лучше, чем среднестатистическое население. Они знают, что успех в образовании и работе необходим и имеет смысл, но не является единственной составляющей жизни. Какое было бы значение нашего существования, если бы мы использовали жизнь только для достижения обусловленных и преходящих целей? Таким образом сангха поддерживает развитие единства сочувствия и мудрости, связь с осмысленным поведением в мире и высший взгляд на этот мир. То есть в этом смысле сангха — это друзья, которые приводят нас в Дхарму, сопровождают на пути и служат примером и вдохновением. В этой связи под сангхой подразумевается также местный центр, который предоставляет нам возможность практиковать, и в котором мы встречаемся для совместной медитации. В центре мы вступаем в контакт с умом Будд и Ламы в виде качеств, которые мы сами хотим реализовать. Медитация позволяет сделать это конкретным опытом.

Сангха — чистая мандала

Иногда сангха практикующих Алмазный путь проявляется как чистая мандала, то есть в своей потенциальной сути. Например, на курсах, на которых сотни людей делают радостную работу, создают инфраструктуру для курса и готовят для участников курса великолепную возможность для медитации, встреч с другими, для передачи Ламой поучений Будды и для освобождающего опыта. В ситуациях, когда особенно интенсивно ощущается благословение Будд и Ламы, всё проявляется как чистая страна, все существа проявляются как Будды, всё происходит на основе избытка и является проявлением высшей радости, всё вдохновлено примером Линии передачи и поддерживается совместным стремлением достичь Просветления для блага живых существ.

Тогда сангха функционирует как совершенная команда: все работают вместе, каждый знает, что нужно делать и ценит работу и вклад других. Здесь различные качества способствуют достижению совместной цели. У нас есть много специалистов в разных областях. Именно на курсах Алмазного пути мы знаем, что нужен каждый человек, и мы хотим дать возможность каждому накопить заслугу и мудрость, работая в буддийском поле силы.

На буддийских курсах особенно сильно ощущаются энергии Будд, благословение Ламы и пожелания сангхи. Но восприятие сангхи как «чистой мандалы» возможно только потому, что основа для этого создается кропотливой «мелкой работой» в центрах.

От крота к орлу

Если мы только недавно пришли в центр, возможно, мы думаем в рамках характерных для «эго» моделей: «Теперь я не только умный, но еще и духовный, и, кроме того, я всё знаю лучше других. Они могут радоваться, что у них есть я». Мы ведем себя как боец-одиночка, как крот, который должен перерыть всю землю сам. Потом со временем мы понимаем, что у центров есть разные задачи и существуют разные задания для сангхи, и мы действительно (!) можем быть рады, что не должны всё делать сами. Работы достаточно, и у других в определенных областях действительно бóльшие способности.

«Вместе мы сильнее», — думаем мы с огромной благодарностью. И потом: «Так как мы работали вместе, то смогли построить центр». И еще через некоторое время: «Мы не только вместе работали, но также вместе прошли этот сложный период. Поэтому всё так великолепно получилось! И поэтому мы сами так хорошо развились». Этот опыт и это видение делают возможными совместные высокие полеты, однозначно улучшают индивидуальную производительность и соединяют все активности с мудростью орла, который обозревает мир с высоты полета и может свободно лететь.

Медитация — основа сангхи

Такие блистательные примеры совместной работы сопровождают нас во многих местах, и многие центры Алмазного пути во всём мире подтверждают это. Однако даже в нашей работе иногда всплывают сложные эмоции, временами возникают неверные представления друг о друге. Это совершенно естественно, и работа с такими эмоциями и концепциями на самом деле является существенной частью буддийской практики.

Если бы речь в центре шла только о подобных уязвимых местах сангхи, то многие быстро потеряли бы интерес к работе в центре и к совместному развитию. При преодолении и трансформации таких трудностей существенную роль играет совместная медитация. Так как в медитации мы учимся приобретать дистанцию к мешающим концепциям и эмоциям, раскрыть их как иллюзию «эго» и позволить им раствориться в пространстве мудрости ума. И мы снова без предубеждения относимся к взгляду других. Более того, мы тренируемся видеть других на высшем уровне как Будд.

Возможно, во время сложных ситуаций в центре сразу после медитации мы снова впадаем в привычки, актуальные на данный момент, снова появляются представления о других и к ним присоединяются мешающие эмоции. Но чем чаще нам удается быть свободными от этого во время медитации, тем больше наш ум привыкает и наслаждается свободой и свободным пространством, которое из этого появляется. В то время когда мы работали, другие тоже проявляли такую же активность и воспринимали благословение Будд и ламы. В какой-то момент мы падаем друг другу в объятия и просто счастливы, что при помощи благословения Будд выдержали эти трюки, и продуктивно использовали их на пути к Просветлению. Мы расслабляемся, богатство и динамика ума действуют, и все наслаждаются качествами других бодхисаттв. Эта сопричастная радость позволяет получать часть наших общих заслуг и нашей мудрости, а также преодолевать гордость.

Работа в повседневной жизни

Сангха означает «позитивные вибрации», мощное поле силы. Мы активизируем эти энергии сангхи совместной медитацией, но также и совместными проектами (например, строительством центра), совместными мероприятиями (вечеринками, катанием на лыжах или походом в кино) и совместной радостью. Все отношения работают таким образом, что в течение долгого времени нужно делить друг с другом более 50% радости, нужно привносить основополагающий настрой того, что мы нравимся друг другу, уважаем друг друга или даже любим. Также должна быть готовность преодолевать возможные препятствия (а какие-нибудь препятствия будут всегда). Иначе у долгосрочных отношений нет никакой основы. В сангхе это работает точно также.

Проекты сангхи: «Что я могу дать?»

Я уже описал особые ситуации во время курсов, когда осознанная работа и совместное активное использование свободного времени часто делают реальным переживание благословения. Эта активность была бы невозможной без постоянной работы по созданию центров, которые предоставляют основу для всех мгновений большого счастья. Так как работа в центре ближе всего к повседневной жизни, то зачастую она более напряженная. Тем важнее для друзей из сангхи разделять общую цель, и снова и снова задавать себе следующий вопрос: «Что я могу дать?» 8307429871_22e1f68ac1_zЕсли бы мы, как это часто происходит в нашем мире, задали вопрос: «Что я могу взять/получить?», то сильно отошли бы от развития, которое за последние три десятилетия стало очевидным в центрах Алмазного пути. Продуктивный и освобождающий вопрос о нашем вкладе освобождает радостную энергию, а концентрация на том, что можешь дать активизирует поток Будда-активности. Когда мы берем соразмерные задания или поручаем их ответственным людям в центре, то мы расслабляемся. Но не беспокойтесь, это означает не только пот и работу: расслабленная активность без желания получить личную выгоду делает нас одновременно открытыми, и в уме происходит естественное уравновешивание процесса давать-брать, и мир постоянно будет приводить нас к тому, что мы будем одарены счастьем и радостью.

Бескорыстная работа для других, а работа в центре означает именно это, приводит к накоплению очень хороших впечатлений в нашем уме. Это та «заслуга», о которой Будда говорит во взаимосвязи с позитивными действиями. Работа для буддийской мандалы одновременно означает еще и мудрость. Мы полностью концентрируемся на работе и понимании, что мы в конечном итоге не отделены от других, и всё меньше воспринимаем пространство как разделение, но всё больше понимаем его как нечто соединяющее.

Совместное накопление заслуги и мудрости ведет к Просветлению. Таким образом мы можем понять, что работа в центре приравнивается ко второму прохождению практики Основополагающих упражнений.

Препятствия в работе для сангхи

При всём вдохновении для работы в центре, которое поддерживает нас в просветляющей практике, новым людям особенно важно знать, что сангха — это всегда динамическая группа. Количество усилий, которые мы хотим приложить, зависит от избытка, которым мы обладаем. Вся работа происходит добровольно и для блага живых существ. Иногда мы можем дать многое, а иногда внести вклад могут другие. Это может отличаться от задания к заданию.

То есть работа в центре отличается от обычной работы по профессии. Там часто важны положение, качество работы, которое необходимо демонстрировать, и также связанный с этим ежемесячный оклад. Если сложности в профессиональной сфере связаны с тем, что нам приходится постоянно помнить о зарабатывании на хлеб насущный, то препятствия в связи с работой в центре — это нечто иное. Здесь важно, во-первых, постоянно осознавать качества Трех драгоценностей и значит сангхи, и, во-вторых, нужно также придерживаться определенных правил.

К приведенным качествам сангхи добавлю, что она работает как зеркало для нашего ума. Если нам что-то не нравится в сангхе или в отдельных ее членах, то, как минимум, возможно, что нам не нравятся какие-то наши аспекты, те мешающие чувства, которые мы обычно с большим пониманием диагностируем у других, на самом деле наши чувства, те трюки, которые мы воспринимаем у других, мы сами еще не преодолели. Если бы все слабости, которые мы замечаем у других и из-за которых обычно страдаем сами, мы по возможности обнаружили у себя самих, то совершили бы огромный шаг в преодолении привязанности к «эго». Так как мы не можем изменить других (это было бы немного самонадеянно), то стоит изменить наши концепции и трансформировать мешающие эмоции в мудрость.

Основные правила работы в сангхе могли бы наполнить несколько книг с объяснениями и поучениями Будды. Всё, что вы переживаете в гениальной ситуации лаборатории сангхи, является буддийской практикой. На различных уровнях поучений Будды о сангхе мне кажутся особенно быстро ведущими к цели следующие советы. Относительно уровня речи важно, прежде всего, избегать сплетен и пустой болтовни о друзьях из сангхи. Можно свести советы Будды по поводу четырех позитивных действий, связанных с речью, к одному пункту: «сохранять стиль» — вежливость, открытость, честность и уважение — хорошая основа любых отношений. Из Шести освобождающих действий (парамит) особенно подчеркну щедрость, терпение и радостную энергию. Поначалу не всё течет правильным образом, до этого момента пройдет какое-то время, но потом действия для других приносят огромную радость. На уровне Алмазного пути нужно подчеркнуть, что совместная медитация очень важна, она делает возможным «соединение осмысленных действий и высшего взгляда» здесь и сейчас.

Гордость и ревность

Чтобы немного предупредить о часто встречающихся ловушках «эго», можно сказать о двух мешающих чувствах в активности сангхи и работе в центре: гордости и ревности.

Эти два мешающих чувства зависят от того, насколько мы щедры. Если мы прикладываем много усилий, следствием может быть гордость. Если мы много работаем для других, то это тоже может быть утомительно, и у нас может появиться тенденция этих других критиковать. Если мы делаем мало, то это может привести к ревности, к чувству неполноценности, что в свою очередь может привести к умалению усилий других, потому что мы не хотим, чтобы у них была эта заслуженная позиция.

Поэтому мы должны решить с самого начала быть щедрыми по возможности без надежд и опасений: «Если мы свободны от ожиданий, то каждое мгновение — подарок. А если мы еще и бесстрашны, то каждая секунда — возможность для развития».

И нужно понять, что все получают пользу. Сопричастная радость как противоядие от ревности позволяет нам разделять позитивные действия и впечатления других, а включающая гордость: «Вместе мы принесем много пользы другим!», — преодолевает все попытки «эго» записать собственную заслугу только на свой счет и таким образом моментально сжечь эти подобные океану позитивные впечатления.

Несколько принципов на всякий случай

Если в том, что мы делаем, мы концентрируемся прежде всего на переживании пространственной природы ума, то мы работаем правильно. Мы делаем то, что перед носом, и таким образом всё сдвигается с места. Сложные чувства, которые любят всплывать в связи с нашей активностью, можно трансформировать. Мы набираемся терпения собирать плоды, когда они созреют. Всему свое время, это касается и нашей позиции внутри сангхи, которая нам соответствует. Обладая некоторой выдержкой, мы наслаждаемся радостной активностью и распознаём намного больше, чем предполагали. Всё возможно!

Сангха как энергия Ламы

Сангха представляет Ламу или Будду, и наоборот. То есть важно видеть сангху на высшем уровне, если мы хотим получать благословение Будды или Ламы. Сангха представляет даже буддийское Прибежище, и в определенной мере это касается не только реализованной сангхи освобожденных существ, а также сангхи, какую мы находим в наших центрах. Все Будды и реализованные бодхисаттвы когда-то были простыми живыми существами, у них были учителя и они были частью сангхи. Каждый по отдельности в центре, конечно же, не является Прибежищем, потому что его ум еще нестабилен. И даже если мы не можем открыться всем друзьям в сангхе, в медитации сообщество практикующих — всегда чистая мандала и в целом сангху можно рассматривать как Прибежище. Мы поддерживаем благословение Будд и Ламы и передаем его дальше.

 Вольфганг Пойер
«Буддизм сегодня» №15 (2010)


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua