Лама Оле Нидал
Защитники – это выражение Прибежища, мы можем открыться им и благодаря этому быстро расти.
Существует «обычное» Прибежище, с которым работают все буддийские традиции. Это «Три Драгоценности»: Будда, Дхарма и Сангха. Однако сегодня, чтобы встретить Будду, необходимо, прежде всего, очень хорошо и много медитировать. Поэтому самый простой способ непосредственно соприкоснуться с Просветлением — это встретить Учителя. Его ум представляет мудрость Будды, речь — Учение, которое он дал, а что касается тела, то будем надеяться, что Лама ведет себя настолько разумно, что может действительно служить примером просветленной активности. В Учителе соединяются и так называемые «Три Корня», позволяющие действительно интенсивно развиваться: он передает благословение — ощущение, что пространству можно доверять; методы, которые позволяют нам обнаружить свои собственные совершенные способности, и защиту, которая дает нам силу действия.
Существует множество ошибочных идей на тему защитников. Я знаю, что многие представляют их себе как некую разновидность точного лазерного оружия, с помощью которого мы можем уничтожить все, что нам не нравится. Однако правильнее было бы сравнить защитников с витаминами — если мы едим достаточно много витаминов, мы разовьем столько силы, что проблемы сами будут держаться от нас на расстоянии. Благодаря защитникам наши действия становятся эффективными, а мы сами — сильными. Речь идет не о том, чтобы целиться мощными мантрами в трудные ситуации, но скорее о том, чтобы каждый день делать призывание Черного Плаща. Тогда в момент опасности мы больше не будем маленькой собачкой, которая должна много лаять, – мы будем большой и сильной собако, и другим просто придется с нами считаться.
Конечно, многие из вас видели формы защитников. Все они окружены пламенем, держат в руках разного вида оружие, носят ожерелья из отрубленных голов. Есть три вида энергии, которые представлены в таких мощных защищающих формах. Первый вид носит название «джигтенпа» – слово «джигтен» на тибетском языке означает «самсара», обусловленное существование. Эти энергии образуются из огромного эго сильных людей, которые при жизни сильно отождествлялись со своим «я». Такие люди в жизни действуют мощно и эффективно, и поэтому после смерти вокруг них появляются огромные поля силы. В некоторых культурах таких существ считают богами. Если мы наступим им на мозоль, они будут подкидывать нам разные проблемы — например, они могут стать причиной неестественно большого количества несчастных случаев на каком-то определенном перекрестке. Мы можем воспользоваться помощью этих мирских энергий, но сначала должны будем заключить с ними соответствующее соглашение. Даже в нашей культуре есть истории о заключении договора с дьяволом. Полезно знать, что дьявол не злой – он просто придерживается того, что было написано на бланке договора маленькими буквами в самом низу страницы. У мирских защитников нет дополнительного вертикального глаза мудрости на лбу. Они могут нам помочь, например, обезвредить врага. Но у них нет глубинного видения природы ума, ими движут настроения, эмоции — у них много силы, но они непросветленные. Прибегая к их услугам, мы должны помнить о том, что в своих действиях они иногда переходят границы, за пределами которых кому-то причиняется вред и, кроме того, они ожидают от нас какого-то вознаграждения. Например, в событиях, связанных с Кармапой, были попытки использовать против нас силы, призванные шаманами из Бутана и Сиккима. Мы знаем, что они добрались до нас, посмотрели и убедились, что мы честные люди. Поэтому они вернулись к тем, кто их разбудил, и принесли им массу проблем.
Даже самый толстый демон ничего вам не сделает, если вы искренни и честны, и у вас есть Прибежище — это абсолютные вещи. Он просто чувствует, что мы работаем так же и для него, чтобы и он мог достичь Просветления.
Есть и другие джигтенпы – защитные энергии, связанные с определенными местами, например, Забдаг или Шингчонг. В жизнеописаниях Миларепы приводится много примеров их активности. С помощью этих энергий Миларепа вызывал град. Однажды Миларепа сделал так, что среди лошадей в конюшне, принадлежащей его родственникам, появились огромные скорпионы — скорее, их пространственные, голографические формы. Лошади обезумели от страха, заметались, кровля дома рухнула, похоронив под собой 35 человек — почти всех врагов Миларепы и его матери. Конечно, если люди честны, и у них есть Прибежище — такие вещи невозможны. Примеры применения колдовства можно найти и за пределами Тибета. В частности, это негры, по обе стороны Атлантики практикуют шаманские ритуалы. Я сам встречал несколько женщин, которых бывшие любовники замучили нашествиями змей или мышей. Мне тогда приходилось делать сильные пожелания, чтобы прогнать эти энергии. Таким образом, возможна ситуация, когда из пространства появляется поле сознания, не связанное с телом, и вступает с нами в контакт. Правда, я сам никогда духов не видел. Зрительно я воспринимаю только формы Будд, а демоны, похоже, меня не любят. Но у Ханны и некоторых наших друзей бывали подобные переживания. Такие существа есть – я в этом не сомневаюсь.
Если мы имеем дело с каким-то необычным явлением, мудрым было бы выяснить, к какой из шести сфер существования оно относится. После смерти, когда мы уже не воспринимаем мир при помощи органов чувств, из нашего подсознания всплывают те впечатления, которые очень прочно в нем укоренились. Если впечатления приятные и имеют красивую форму или же не имеют никакой — они образуют различные миры богов. Если они больше связаны с ревностью — мы переживаем войны и испытываем состояние полубогов. Если нашей самой сильной энергией является желание, то мы видим, как наши будущие родители занимаются любовью, и перерождаемся человеком. Если же в прошлом мы не воспользовались возможностями человеческой жизни для развития или все время проводили в бесплодных размышлениях— мы рождаемся с четырьмя лапами и теплым мехом. Встречаются также состояния крайней привязанности и постоянной неудовлетворенности, которые после смерти превращаются в кошмарный сон: наш желудок становится огромным, как Гамбург, а рот — маленьким, как игольное ушко. Наконец, после смерти можно переживать также состояния паранойи и мании преследования, которые во многих религиях известны как ады. Так называемые духи – энергии, которые нас иногда беспокоят, — происходят чаще всего из мира полубогов или адов, где переживается слишком много гнева, страха и несвободы. Как я уже вспоминал раньше, иногда с ними можно заключить сделку и воспользоваться их помощью, предложив им что-то взамен. Но до тех пор, пока они не разовьют просветленный настрой приносить пользу другим, их действия непредсказуемы.
Когда приносишь буддизм на новые территории, основная задача состоит в том, чтобы установить контакт с местными полями силы. Когда в 1976 году я приехал в Африку — а до меня там не бывал ни один буддийский лама, — природа просто обезумела. Во время моего первого путешествия в Исландию, атмосфера менялась каждые 15 минут – какое-то время бушевала гроза, потом шел град и, наконец, опять становилось солнечно. Просто местные боги приспосабливались к тому, что я усадил над их головами незнакомого золотистого джентльмена.
Многим знакомы и внезапные погодные изменения, не свойственные местному климату, во время курсов пховы. Это происходит даже в странах, где Будды уже побывали. Это может быть как знаком благословения Будд, так и выражением удовлетворенности или обеспокоенности местных энергий. Такого рода явления должны быть для нас чем-то естественным. Будучи буддистами, мы переживаем мир как проявление нашего собственного ума – замороженных процессов сознания. Поскольку это так, внешний мир можно менять с помощью специальных мантр или медитаций. Существуют волшебники — например, известный Ури Геллер, который силой своих пожеланий может изменять действительность – в конце концов, она является только нашим общим сном.
При встрече с мирскими защитниками хороший Учитель попытается заинтересовать их возможностями ума. Если ему это удается, тогда они становятся «дамченпа» — это энергии, которые приняли обеты и таким образом оказались «впряженными» в работу для Просветления («дам» по-тибетски — «связь», «чен» — «поддерживать»). Например, Гуру Ринпоче и Кармапа II укротили множество энергий, находящихся на территории Тибета, связав их обязательствами приносить пользу другим. Эти защитники являются силами природы, они могут выглядеть самым странным образом — у некоторых из них множество пар глаз или зубов на животе, змеиное тело или голова оленя. Они действуют в соответствии со своими естественными наклонностями: одни охраняют нас от аварий, другие защищают в воде. Я сам однажды пригласил к сотрудничеству такого героя — защитника Дании Роланда Великого (Хольгера Датчанина). У меня с ним очень близкая связь.
И еще одна история для примера. Недалеко от буддийского центра в Граце жил некий бывший боксер, который уже был на пенсии. В свои лучшие времена он отсылал своих противников с ринга прямо в больницу – он был силен, как медведь. Конец жизни он провел на инвалидной коляске. Вообще-то он был любезным, но всегда вызывал страх у женщин. Когда он умер, я как раз приехал в этот центр. Габи и Майя, сопровождавшие меня, проснулись ночью с одним и тем же переживанием: им показалось, что приходил «медведь» и намеревался их задушить. Это мне очень не понравилось. Я прогнал его, и ночные визиты прекратились.
Есть и особый подтип дамченпов. Они стоят по краям мандалы полностью просветленных защитных энергий и выполняют всю «мокрую» работу. Интересная история произошла с Дамсангом Ринпоче. Как-то раз он позволил себе грубое замечание в адрес одной защитницы. В то же мгновение раздался грохот — и вот Ринпоче уже поднимается с пола в десяти метрах от того места, на котором стоял. Я тоже не лучше — в 1967 году в Марокко я посмеялся над некой женской защитной формой, чье изображение было у меня с собой, сказав, что у нее обвислая грудь. В тот же момент в машину сквозь стекло влетела пчела, ужалила меня прямо в сердце и упала замертво. Это не было местью Сиятельной Богини, которая, конечно же, не приняла эту шутку на свой счет — то была реакция окружающего ее поля силы, которое еще только развивает просветленную основу и неустанно учится.

Теперь несколько слов о йешепа – непосредственных излучениях Будд. «Йеше» по-тибетски — первозданное сознание, свободная от затемнений вневременная мудрость. На границе мандалы мы имеем дело, прежде всего, с практическим действием, но по мере приближения к середине все глубже входим в контакт с неличностными качествами Просветления. И Черный Плащ, и его партнерша, и гневные излучения Гуру Ринпоче — Гуру Драгпо и Дордже Дролло — покоятся в состоянии высшего глубинного видения, они полностью просветлены, их ум знает прошлое, настоящее и будущее, и их всегда окружают защитные поля силы. Мандала шестирукого Махакалы возникла, например, таким образом: Любящие Глаза в течение долгого времени помогал существам, однажды посмотрел вниз на Гамбург и увидел, что люди там продолжают продавать друг другу карандаши без грифеля. Тогда он поддался сомнению и отступил, чего Бодхисаттва не может себе позволить. В результате он распался на тысячу кусочков. Его Лама, Будда Безграничного Света, собрал его снова, и чтобы удержать все части вместе, добавил сверху еще одну голову — защитника. Так появилась тысячерукая форма Любящих Глаз и поле силы шестирукого Махакалы — он держит малу из черепов, дордже, нож, отсекающий преграды, капалу и является защитником тела. Двурукая форма Махакалы, которую мы используем, охраняет главным образом ум, в то время как не настолько известная четырехрукая форма, держащая лук, стрелы, меч и книгу, является излучением Будды Мудрости и защищает речь.
Однако в действительности все Махакалы — это часть одного целого, они едины. Следует также помнить, что они не отделены от пространства, вот почему, как только мы произносим первый слог их мантры, сразу появляется их поле, полное силы.
Йешепа действует по принципу кольца и крючка. Кольцом является наша открытость и действия, благодаря которым мы накапливаем хорошую карму, а крючок — это сочувствие и активность защитников. Чтобы Будды могли нам помочь, мы должны дать им такую возможность. Если мы когда-то убили или обидели человека или животное — впечатления, засеянные таким образом в ум, однажды созреют, и мы можем попасть в аварию. Если у нас хорошие связи с защитниками, возможно, нам удастся избежать несчастного случая, но если мы сядем в машину разгневанными, то наверняка произойдет какое-то столкновение.
И еще одна важная вещь: облегчайте работу защитникам – пристегивайтесь в машине!
Некоторые упрекают нас в том, что мы с друзьями слишком быстро ездим на мотоциклах. Действительно, я езжу быстро. Но делаю это потому, что пережил много ситуаций, когда в последний момент что-то помогало мне избежать несчастного случая. Кроме того, существует такое утверждение: «Трус умирает все время, а герой – только один раз». Самая неприятная разновидность смерти — смерть от скуки. Если обратиться к статистике, то станет очевидным, что у нас действительно очень хорошая защита. Однако не стоит выходить за пределы здравого смысла. Я знаю несколько случаев, когда наши друзья во время поездки не вписались в поворот. Один из них пролежал год в больнице. Другой, хороший приятель, но никудышний водитель, погиб, потому что, вопреки моим предостережениям, не пристегивался в машине. Так что следует найти золотую середину. Я не могу поддержать в людях такой настрой: «Я ученик Оле и медитирую на Черный Плащ, и поэтому могу себе позволить все». Просто может так случиться, что карма окажется слишком сильной. Защитники способны влиять только на кармическую «серую зону» — например, это происходит, когда у нас рвется шнурок малы. Это защитные энергии уловили момент, когда еще можно было предотвратить проблему. Если мы без необходимости играем в настоящего викинга — причиной дальнейших неприятностей может стать не только карма, но и наша собственная глупость. Правда, я сам иногда совершаю поступки, которые воспринимаются как легкомысленные. Например, прыгаю с парашютом. И хотя это выглядит так трагично, на самом деле две пачки сигарет в день и нездоровое питание представляют гораздо большую опасность: таким образом мы методично прокладываем себе путь на кладбище, один за другим теряя по дороге передние зубы. Короче говоря, мы делаем все, что в наших силах, а остальное – благословение.
Я – защитник, и могу вам описать, какое это чувство. Прежде всего, защитник знает, что он не является телом. У него есть тело, и с его помощью он радостно выполняет обещания, данные в прошлых жизнях. Вместе с тем, защищающая активность не должна быть связана с гневом. Гнев не сделает нас лучшим предложением дня. Гнев — это разновидность отравления адреналином. Действия защитника основываются на быстрой оценке ситуации, когда нужно эффективно и без эгоистических побуждений предотвратить то, что привело бы к еще большим трудностям.
Если речь идет о том, как представлены защитные энергии, важно упомянуть, что они соответствуют мирным формам. Например, пять драгоценностей в диадеме Бодхисаттвы означают пять мудростей — это символика мирных аспектов. Тогда как пять черепов в короне защитника помогают нам в болезненных ситуациях быстро делать правильные выводы и возвращаться на путь развития. И это те же самые пять мудростей. Океан огня вокруг гневной формы и круг света вокруг мирного Будды в равной степени являются выражением любви и сочувствия. Различие состоит лишь в том, что защитник помогает существам мгновенно и со всей полнотой силы. Глаз мудрости на его лбу означает, что в его действиях нет ничего, что могло бы принести дальнейшее страдание, – внеличностная проницательность позволяет ему увидеть, что в данный момент необходимо применить силу.
Ожерелье из тридцати семи голов, украшающее защитников на тханках, — это не трофеи, добытые у врагов, а ошибки, совершаемые на относительном уровне существования, разные виды неврозов. В свою очередь, голова животного над головой защитника указывает на его принадлежность к определенному семейству Будды и Чистой стране. Например, конская голова указывает на Чистую страну Будды Безграничного Света и преобразование привязанности. Искривленный нож, которым пользуются гневные Будды, применялся в Тибете для «погребения под небом». Из-за нехватки дров тело умершего не кремировали, а четвертовали такими ножами и скармливали грифам.

Мирные Будды сидят на диске луны, излучающем нежный свет. Проявления более грозные стоят на лунном диске, под которым находится солнечный. Полугневные формы стоят непосредственно на солнечном диске, лежащем поверх лунного. А действительно необузданные изображаются только на диске солнца, в который они втаптывают странного вида существ. В зависимости от цвета, они символизируют то или иное мешающее чувство: например, красные выражают преобразование привязанности, синие — гнева.
Оба великих принципа пространства, мужской и женский, выражаются посредством четырех просветленных активностей. Их проявляют Бодхисаттвы, которые, прежде всего, успокаивают, давая всем почувствовать, что они друзья, затем показывают возможности, в-третьих — привлекают и вызывают сильные чувства, и наконец, — защищают.
Успокаивающие формы имеют белый или зеленый цвет; умножающие — желтый; пробуждающие открытость и преданность бывают красными или синими; а те, кто нас охраняет, проявляются в черно-зеленом, черно-синем или черно-коричневом цвете. Что касается женских форм, то существует, например, вдохновляющая красная форма Дордже Пхамо. Есть также приумножающая желтая Тара или защищающая черная четырехрукая Рангджунгма, партнерша двурукого Махакалы, которая сидит с ним в союзе на муле.
Разница между женскими и мужскими защитниками состоит в том, что мужские больше действуют на внешнем уровне, а женские — на уровне более тонком, охраняя связи с Дхармой, между людьми или наивысшие Учения. Пример Экаджати – у нее один волос, один глаз, один зуб и одна грудь. Она охраняет учение о недвойственной природе всех явлений. Так, что женские защитники действуют, в первую очередь, на уровне наивысшего видения, и они тоже очень эффективны. Существует высказывание: «Женщины — это самый грозный из всех видов». Русские, например, утверждают, что лучшие снайперы — именно дамы. Они стреляют лучше, чем мужчины, потому что более точны, терпеливы и хладнокровны.
Сегодня защита других становится все более важной. Наша культура подвержена множеству проблем и угроз извне. В то же время, изнутри ее подтачивают запутанность и политкорректность, не дающие ясно видеть ситуацию. И все же в будущем нам придется разбить необходимое количество яиц, чтобы приготовить омлет.
Самая важная вещь, которую мы должны беречь, — это свобода, возможность сказать «и то, и другое», свободное пространство, которое позволяет избегать крайностей и потери перспектив. Пространство ума будет наилучшей защитой для нас самих и источником нашей собственной защищающей активности.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua