Демокрит прославился своим смехом. Его смешливое отношение — редкость среди европейских философов, которые обычно либо депрессивны, либо слишком серьезны. Почему же он смеялся? Он понял, что люди не знают природы вещей и у них возникает много ожиданий, основанных на ошибочном взгляде. Например, если автомобиль и представляет собой только лишь совокупность атомов, когда у нас его угоняют, мы страдаем, потому что не считаем его простым скоплением атомов, лишенных какой-либо сущности автомобиля. Всего лишь огромное количество атомов украдено, и забавно, что владелец думает, что потерял что-то большее, а вор думает, что украл что-то намного большее, чем совокупность атомов. Если мы знаем природу вещей, мы свободны от привязанности, потому что объект привязанности — это только проекция ума, которую мы ошибочно воспринимаем как реальность, которая, на самом деле, абсолютно другая. Даже если скопление атомов выглядит как автомобиль, нет никакого автомобиля. Если вы в это не верите, попробуйте обозначить машину. Вы всегда будете указывать либо на дверцы, либо на руль, либо на двигатель, либо на всё вместе, но вам никогда не удастся указать на суть машины. Почему? Потому что машина свободна от себя самой. То, что, по вашему мнению, представляет собой машину, при тщательном рассмотрении ею не является. Это просто набор компонентов, образованных скоплением атомов, которые в свою очередь являются совокупностью частиц. Таким образом, мы можем понять, что на самом деле были привязаны к концепции машины, а не к самой машине, потому что самой машины нет и в помине. В общем, такой вид поучений о пустоте может быть освобождающим, если мы удерживаем его в уме, пока смотрим на окружающий мир. Разве не забавно, что вор украл что-то, чего нет? Даже если нас бросила девушка, мы можем помочь себе с помощью взгляда пустоты. Это не наша любовь покинула нас, просто группа атомов переместилась в пространстве, а другая группа атомов, слегка перестроившись, называет себя несчастным мужчиной. Депрессия? Нет никакой депрессии — просто несколько атомов сменили свое месторасположение в мозге. Конечно же, я не призываю воспринимать партнера, как группу атомов. Возможно, эмоционально нам сложно думать, что мы любим всего лишь кучку элементарных частиц. Я просто хочу показать, что можно смотреть на ситуацию под разными углами. Почему бы нам не выбрать взгляд, который позволяет смеяться, а не плакать?
Такой способ восприятия, называемый в буддизме взглядом, действительно определяет, на каком уровне мы переживаем реальность и насколько мы свободны от ограничений повседневной жизни. Приведу пример.
Утро. Пятница. Мы уже в пятый раз на этой неделе случайно опаздываем на работу. Естественно, по приезду, нас приглашают в кабинет начальника, и мгновенно мы понимаем, что ситуация оборачивается не в нашу пользу. Если у нас нет буддийского понимания, то мы будем оценивать ситуацию, и наша оценка, вероятнее всего, не окажется позитивной. Потом мы входим в кабинет с таким виноватым выражением лица, что начальник уже просто не может нас не отчитать. После того, как он делится с нами своим, совсем не лестным, мнением о нас, мы можем, по крайней мере, признать, что мы — довольно умны, так как с самого начала знали, что ситуация — дрянь, и именно поэтому зашли в кабинет в шлеме и защитной броне. Но были ли мы правы?
Если мы вооружены буддийским взглядом, вся ситуация будет выглядеть по-другому. Всё пустотно, а значит и эта ситуация также пустотна. Будучи пустой она не может быть хорошей или плохой, потому что ситуация сама по себе не обладает какой-то сутью, определяющей ее ценность или ущербность. В то же время, ее пустотность, в зависимости от того, чего мы хотим, определяет также и то, будет ли она хорошей или плохой. Данная ситуация — это всего лишь набор условий (также как машина только скопление атомов), так что она иллюзорна (также как и машина). Изменив одно условие, можно изменить всю ситуацию, так давайте сделаем это!
Сразу по прибытию в офис, еще до того, как наш начальник успевает открыть рот, мы, притворяясь, что не знаем о происходящем, рассказываем ему лучшую шутку, которую слышали вчера вечером в буддийском центре (вероятнее всего шутка будет пошлой, так что, будьте осторожными, чтобы не зайти слишком далеко). Конечно же, начальник не ожидает от вас такого поведения и удивлен. Если шутка хорошая, то, возможно, он даже слегка улыбнется. Спустя какое-то время он опять вспомнит о том, что хотел что-то вам сказать, но именно этот небольшой отрезок времени — всё, что нам нужно, и мы можем продолжить: «Вчера я встретил вашу жену. Какая же она красивая женщина! Невероятно привлекательная! Как вам удается удерживать такую красоту рядом с собой на протяжении уже стольких лет? Вы должно быть супермен!» Начальник снова слегка озадачен. У него уже две, по-хорошему удививших его новости. Первая — его жена красавица, а это то, о чём он уже давным-давно забыл. Вторая, более очевидная для него: «Он — супермен!». Он давно об этом догадывался и, в конце концов, кто-то отметил этот бесспорный факт! Но внезапно он снова вспоминает о том, что хотел сказать, но этот момент растерянности позволит нам выиграть время. Мы невзначай вспоминаем, что клиент, которому вы помогали вчера, был так счастлив, что подарил вам огромную плитку шоколада, но поскольку у вас диабет, вы не можете его съесть. «Может, вы съедите или отнесете своей жене?» В первый момент начальник поведет себя по-женски: подумает «да», а скажет «нет». Но, если мы дадим ему второй шанс и предложим еще раз, то он, как настоящий мужчина, примет шоколад, потому что даже настоящий мужчина не способен отказаться от сладкого.
В итоге нам удалось окончательно сбить его с толку, но при этом — он счастлив. Несмотря на то, что он собирался отчитать своего подчиненного, каким-то образом всё закончилось приятной беседой. Он думает: «Гм, вначале мы рассказывали друг другу пошлые шутки, как это принято у настоящих мужчин, затем мы, как настоящие мужчины, поговорили про женщин, а в конце мы ели шоколад, как это принято у суперменов!» В этот момент единственное, что мы от него услышим, будет что-то типа «Пожалуйста, оставь меня в покое… и больше не опаздывай!»
Это — лучший буддийский исход ситуации: оба парня счастливы! И почему они счастливы? Потому что вся ситуация — пуста, и мы знаем, что в состоянии ее изменить наилучшим образом на благо всех ее участников. Если бы ситуация с самого начала была неблагоприятной, как по-привычке думает обычный человек — мы бы не смогли ее изменить. Самая лучшая шутка и все сладости местной шоколадной фабрики не смогли бы ее изменить. То, что мы оказались способны изменить ее, означает, что она не была определена с самого начала, и мы просто использовали знание, что она пуста. То есть, здесь пустая значит изменяемая, а пустотность — означает свободу.
Забавно и трагично одновременно, что не-буддист, оценивающий ситуацию как неблагоприятную, точно так же имеет дело с ее пустотностью. Он решает, что ситуация плохая, и она заканчивается для него плохо. Мы решаем, что она — хорошая, и всё заканчивается соответственно. Единственная разница заключается в том, что мы знаем, что сами создаем ситуацию, а он — нет, но все мы ее создаем, и в обоих случаях ситуация является пустой в равной степени. В одном случае она являетсяболезненно пустой, а в другом — приятно пустой. Все имеют дело с пустотой, и тогда зачем выбирать плохой сценарий, если писатель — это мы сами?
Конечно, нужно сказать, что это не просто. С одинаковой вероятностью, после нашей шутки, начальник может разозлиться еще больше: он может не понять шутку или оскорбиться. Затем мы начнем рассказывать историю про жену, а она как раз вчера его бросила. И более того, мы предложим ему его любимый шоколад, не зная, что он страдает от диабета. Так что в итоге наша ситуация станет намного хуже. Конечно, и такое может произойти, но это не вредит буддийской философии. Если у нас получилось сделать ситуацию хуже, чем она была раньше, это всё так же значит, что она не была плохой с самого начала, как мы думали, она была пустой. Именно по этой причине нам удалось сделать ее хуже. Пустой означает изменяемый. Пустота означает свободу, иногда даже свободу выбрать бестолковый сценарий.
Есть две причины, почему был выбран бестолковый сценарий. Во-первых, возможно наша излишняя эмоциональность и сильный стресс не позволили нам рассказать шутку настолько расслабленно, чтобы рассмешить начальника. Во-вторых, нашего знания ситуации было не достаточно, чтобы ее контролировать. Другими словами, мы были запутаны и пойманы нашими эмоциями, и у нас не получилось успокоиться. Быть буддистом означает знать, каким всё является (в этом случае — начальника) и контролировать свой ум. Вот почему медитация так важна. Один из результатов хорошей медитации заключается в том, что у нас возникает дистанция к эмоциям. Имея такую дистанцию, можно видеть природу вещей, потому что она не скрывается за нашим эмоциональным зоопарком. И наоборот, если мы знаем природу вещей, нам легче контролировать ум, который так часто обеспокоен эмоциями и концепциями, которые обычно появляются, когда мы не вполне понимаем, что происходит. Мы действительно можем использовать пустотность. Достигнув успехов в таком применении, мы обретем большую свободу. На самом деле свобода и пустота — в точности одно и то же, поэтому пустота — это радость.
Пожалуйста, медитируйте, узнавайте и применяйте пустоту!
Артур Пшебыславский
Перевод с английского Ольги Затолоки
«Буддизм сегодня», №14, 2009
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.