Интервью с Войтеком Трацевским
Расскажи немного о себе. Когда ты начал практиковать? В каком году впервые побывал в Украине? Остались ли впечатления от той, первой поездки?
Я был изготовлен в Польше в 1962 году, принял Прибежище в 1980-м. Затем стал, так сказать «академическим художником», а спустя несколько лет Лама Оле попросил меня переводить его книги и время от времени читать лекции в центрах.
Когда я впервые приехал в Украину? Насколько я помню, это было очень давно, где-то в середине 90-х годов: то ли в 1993-м, то ли в 1994-м. В тот раз, кажется, я побывал в Киеве и Харькове. Ситуация в стране тогда сильно отличалась от нынешней: призрак коммунизма всё еще витал в воздухе на всех уровнях, но у нас везде появлялись хорошие друзья. Некоторые из них и до сих пор практикуют. И до сих пор, каждая моя поездка в эту часть мира — в Украину или в Россию — приносит огромное удовольствие, прежде всего из-за необычайной открытости и сердечности людей. Это привлекает настолько, что многие иностранцы впадают в почти наркотическую зависимость — как бы «подсаживаются» на местное гостеприимство, открытость, теплоту чувств и всё такое. Для меня — туриста, который много ездит — общая атмосфера страны всегда была очень важна. С другой стороны, при всей традиционной душевности, открытости и гостеприимстве, у вас до недавних пор еще не было полной свободы, так ведь? Сейчас, как мне кажется, ощущение свободы явно появилось. Изменились и многие материальные вещи, что тоже немаловажно: в квартирах — ремонт, у многих друзей — машины, в общем, всё стало проще, так что вся ситуация здесь явно отличается от той, что была раньше.
Что ты можешь сказать о центрах, об атмосфере в них?
Прежде всего, у нас сейчас гораздо больше центров и больше людей в Украине. Они очень похожи на наши центры повсюду в мире, потому что у нас очень сильная связь, возможно из прошлого, с одним и тем же учителем, с одной и той же линией передачи. Так что атмосфера здесь и в других местах, как правило, одинаковая, куда бы мы ни отправились. Мы, например, можем приехать в Нью-Йорк, Париж или в Киев и наслаждаться одними и теми же вибрациями легкости и близости. С другой стороны, хотя атмосфера в большинстве групп теплая и приятная, кое-где иногда возникают конфликты. Такое везде случается, но благодаря благословению и непостоянству, эти проблемы со временем исчезают. Ну и, конечно, какие-нибудь новые драмы, возможно, появятся, а потом растворятся, оставив, надеюсь, много мощного опыта и мудрости. Даже конфликты могут быть полезными, конечно, если мы не повторяем одних и тех же ошибок. В таких ситуациях мы можем многое узнать о причине и следствии, понять, насколько личностный подход стесняет и ограничивает пространство в центре, а внеличностный, напротив, — дает обратный эффект. Например, неожиданно мы видим, что если вибрации в центре стали менее приятными, то приходит меньше новых людей, а те, кто приходят — довольно запутанны и не очень приятны, как бы в унисон с такими вибрациями. Так что всегда, если атмосфера где-то вдруг стала забавной, начинают приходить странные люди, приятные — уходят, и присутствует уже не так много благословения, легкости и т.д.
Какую пользу можно еще извлечь из конфликтов? Мы можем учиться тому, как работать с умом, как заставить эго отступить еще на шаг, как отказаться от ограниченного взгляда или от личностного запутанного подхода. Мы можем многому научиться при условии, что у нас есть желание, например, — научиться избегать личностного отношения ко всему. Конечно, когда ситуация нам приятна, легко заявлять, что всё открыто, подобно сну и происходит само собой. Но когда всё вокруг становится квадратным и тяжелым, наше восприятие тоже усложняется и становится самсарическим. Так что если в вашем центре вдруг воцарилась странная атмосфера, вы можете потренироваться в гибкости, в том, что всё не так уж реально и не стоит относиться к себе так серьезно, поскольку в этом нет никакого смысла, потому что эго, которое надо спасать, на самом деле не существует; и каждый час, день, неделя, а иногда и год, потраченный на длинное бессмысленное обсуждение чего-либо, навсегда утрачен и уже не вернется.
И еще по поводу конфликтов — мы должны стараться растворить их как можно быстрее, иначе, если будет превышена критическая масса, то никто уже не сможет ничему научиться. Напротив, — накопится так много негативности, стресса и недоверия, что в итоге всё может разрушиться.
Вопрос о мотивации к практике: как удерживать ее свежей, в том числе и после окончания Нёндро? Говорят же о так называемых «трупах Нёндро» и даже о «трупах 8-го Кармапы»?
Ну, во-первых, я знаю очень немного подобных случаев. Наши центры совсем не похожи ни на поля сражений, ни на кладбища (смеется). Конечно, некоторые из нас испытывают трудности на определенном витке пути к Просветлению, но ведь по-человечески это понятно, не так ли? Насколько мне известно, у большинства наших людей всё в порядке. С другой стороны, Калу Ринпоче говорил, что если у нас проблемы с практикой, то это потому, что мы не поняли одну из Четырех основополагающих мыслей а, возможно, — полностью не осознаем ни одну из них: о драгоценности человеческого тела, непостоянстве, законе причины и следствия и о различии между самсарой и нирваной. Также очень важно не относиться к своим проблемам сколько-нибудь серьезно — ведь всё происходящее вокруг скорее напоминает сон, пронизанный высшей истиной. Все наши ошибки и слабости, как правило, основаны на дуализме — двойственном восприятии — и, следовательно, не реальны. В то же время, все наши достижения на пути и все замечательные качества (как других людей, так и наши собственные) являются различными проявлениями истины, потому что все эти вещи базируются на единстве просветленной и чистой природе всех существ и явлений. Если мы будем придерживаться такого взгляда, то гораздо легче справимся с любой ситуацией, потому что у нас будет гораздо больше пространства внутри и вокруг. Тогда, по крайней мере, мы не сделаем ситуацию хуже.
Непосредственно отвечая на вопрос, как развить правильную мотивацию и как ее удерживать, Лама Оле, скорее всего, сказал бы, что нужно быть максимально внимательным к различным событиям в мире, смотреть международные новости, интересоваться происходящим в разных странах с разными людьми прямо сейчас. Например, где-то опять кто-то из мусульман взорвал себя в компании других людей, хотя они совсем этого не хотели, и это, пожалуй, не очень справедливо; или же как живется некоторым женщинам в Африке, которые ненавидят своих детей, так как те появились на свет в результате изнасилования во время какого-то очередного геноцида. Тогда мы сможем заметить, в каких хороших условиях мы живем, имея возможность развиваться, наслаждаться жизнью, быть свободными и т.п. Возможно, мы скажем тогда, что достаточной причиной для сочувствия является сам мир…
Если всё это вдруг покажется сложным, можно время от времени посещать местный морг или больницу или же оглянутся вокруг и посмотреть на бездомных людей, которых довольно много, или на тех, кто пьет всякую дрянь под забором, и понять, что у них, скорее всего, ничего уже не наладится, и они просто умрут, вот так, очень скоро. Такое наблюдение действительно может помочь. Конечно, мы не христиане и не приветствуем страдание, не любим его и не кланяемся ему в ноги, но всегда полезно понаблюдать за миром и в результате получить какие-нибудь новые откровения. Это совсем не сложно. Иногда, даже просто поговорив с родственниками, мы можем заметить, что в жизни пожилых людей порой наступает момент, когда они так или иначе начинают просто ждать смерти. Думаю, что от любых проблем с мотивацией может спасти элементарная сообразительность. Непостоянство — очень хороший источник мотивации.
Другим хорошим источником может оказаться не очень длинная беседа с кем-то из членов семьи о том, как он или она видит мир. Или же — мы можем посмотреть на активность нашего учителя и задаться вопросом, скольких людей Лама Оле способен сделать по-настоящему счастливыми за один вечер? Счастливыми не от выпитого пива или приятного времяпрепровождения, что было бы слишком просто, а счастливыми на уровне природы ума — что намного глубже и стабильнее. Он действительно может сделать очень многое: принести счастье множеству людей, подарить очень многим из нас чувство, что жизнь наполнена смыслом, а также много методов, как распознать нашу истинную радостную природу. Затем мы можем сравнить это с нашими собственными возможностями, и тогда честный ответ, возможно, будет: «Вероятно, я смогу передать ощущение полноты и смысла жизни одному человеку, может — пятерым, но очень возможно, что я вообще не смогу никому так уж сильно помочь…» Почему это так? Потому что у нас те же проблемы, что и у всех, а нельзя дать больше, чем имеешь сам.
Так что если мы действительно хотим помогать людям, то должны избавиться от наших собственных ограничений. Тогда у нас будет, что предложить: что-то настолько сильное, чтобы изменить чью-то ситуацию, а иногда и всю жизнь. Это и есть еще один способ усилить мотивацию. Давайте посмотрим на учителя и на его возможности, а потом дадим оценку себе и собственным силам. Иногда разница очень вдохновляет (смеется). Единственный источник всех достижений Оле, его силы и благословения — в его практике. И больше ни в чем. Он не получил в подарок эту способность помогать другим — это результат его работы.
Что еще можно добавить? Иногда Оле говорит так: «Если у вас проблемы с мотивацией, снимите квартиру с видом на кладбище и каждый день какое-то время концентрируйтесь на мысли о том, что вот они все лежат здесь сейчас. Я не смог помочь им, потому что недостаточно практиковал». Это тоже очень хороший способ. Иногда люди думают, что это шутка. Вообще-то — нет. Это действительно помогает, если вы смотрите на могилы каждый день и понимаете, что в этом месте, возможно, есть уголок, который ждет и вас. Конечно, в нашей культуре нам больше подходит морковка, чем кнут. Поэтому, объясняя высшие поучения Будды о природе ума, о том, что ум — это ясный свет, высшая радость и высшая истина, Оле всегда старается включить наши умы и дать нам много вдохновения. Это лучший метод, который идеально подходит Западу.
Но если у нас всё же остаются трудности с мотивацией, то нам может иногда пригодиться кнут напоминания о страдании и непостоянстве. Однако, нам совсем необязательно относиться к этому серьезно, потому что, на самом деле, ум — это открытое пространство, не ограниченное ничем, даже непостоянством или смертью. Но нам нужно это глубокое стабильное осознавание, основанное на сочувствии. Так что если мы включаем достаточно любви, мудрости и хорошего юмора, которым всегда славилась Украина (здесь я, как в прошлом — художник, не могу не вспомнить картину Репина, где казаки пишут письмо султану, и очень заметно, что речь в письме о том, какой тот засранец), тогда всё всегда будет в порядке и с нами, и с нашей практикой.
Конечно, наблюдение за непостоянством и концентрация на нём, в общем и целом, — тоже иллюзия. С другой стороны, мы пойманы иллюзорным миром прямо сейчас, так что нам нужно применять методы на относительном уровне, чтобы выйти за пределы его ограничений.
И последнее по поводу мотивации. Такая, например, мысль может тоже быть полезной: представьте, что у Ламы Оле, Кармапы и других наших учителей вдруг возникли трудности с мотивацией и они прекратили практиковать. Оле начал продавать картошку на рынке в Копенгагене, Кармапа стал дилером «Жигулей» в Сиккиме, а Шамар Ринпоче открыл бар где-нибудь на Манхэттене. Можете представить себе такое: они вообще перестали практиковать, поскольку у них не хватает сочувствия, и каждый живет своей успешной частной жизнью? Что же тогда начнется? Мягко говоря — бардак. У всех читателей вашего великолепного украинского журнала о Дхарме и других таких же журналов в Польше, Германии и других странах — у всех нас на Западе больше не будет Дхармы. Мы всё так же будем сидеть по своим офисам (если дела вдруг пойдут хуже, то может даже и на улице), у нас по-прежнему будут семьи, тещи и всё прочее, личные маленькие успехи, вкусная еда, хороший стул после, и никакого освобождения в перспективе. А затем все мы умрем, и больше уже ничего не произойдет. Так что мы должны понимать, что сами должны стать учителями в будущем. Поскольку каждый из нас непостоянен на относительном уровне, то хотя Лама Оле и будет защищать нас от пут самсары еще ближайшие 108 лет, но и он когда-нибудь умрет. И тогда будущим поколениям тоже будет нужен шанс освободить свои умы в том же мощном, глубоком, легком и радостном стиле. Поэтому, мы должны практиковать, так как однажды рядом может не оказаться никого, кто бы мог делать эту работу. Возможно, сейчас это покажется вам чем-то далеким и абстрактным, но вообще-то это правда. Я хотел сказать, что таким путем мы опять-таки можем прийти к сочувствию. Ведь мы — не просто ученики. Нынешние учителя — это вчерашние ученики, а сегодняшние ученики должны стать учителями завтра. Так это видит наш учитель. Если мы посмотрим на активность Ламы Оле и увидим, как много он делает для других, то есть для всех нас, уже на протяжении последних тридцати пяти лет, порой по двадцать часов ежедневно, тогда мы как его друзья, которые, возможно, уже получили от него очень многое, просто должны помогать ему. Ведь солидарность — это здорово, не так ли? Но мы не сможем делать это, если будем позволять себе личностные или эмоциональные проблемы, слабость и лень или детское незрелое поведение на пути. Как сказал в кинофильме «Триста» король Спарты Леонидас: «Спартанцы не сдаются и не отступают!»
Бывает, появляется такое ощущение, что практика скучная, всё вокруг плоское и медитация обыденная. Причем разочарование наступает не только в практике, но и во внешнем мире: искусство — невротично, политика — обман, а спорт — вообще глупость. Что делать, когда в обычном потоке жизни теряется очарование мира и высший взгляд на вещи?
Ну, опять-таки, по моей информации, наши потери на этом драматичном фронте не так уж многочисленны (смеется). В буддизме есть мудрое поучение: «Любое ожидание — ошибка». В этом много смысла. Конечно, в самом начале практики мы придерживаемся такого отношения: сейчас вокруг нас самсара с запутанностью и страданием, зато впереди — нирвана с непрекращающимся блаженством и смыслом. Вначале нам необходимо представлять себе эту разницу, чтобы развить сильную мотивацию к работе с умом для блага всех. Но затем, со временем, неплохо сменить этот довольно относительный подход на другой — более абсолютный, заключающийся в том, что нет никакого Просветления в будущем, потому что мы и так просветленные, хотя не знаем об этом. Это значит, что на очень тонком уровне (пожалуйста, поймите правильно — это объяснение не является данью лени или самонадеянности) даже ожидание достичь Просветления и выдающихся результатов в практике — это тоже один из видов ожиданий, которые могут блокировать наш ум. Как правило, если уж мы имеем какие-то ожидания, то эти ожидания очень большие. Согласитесь, что такой взгляд достаточно плоский и ограниченный: «Я хочу больше, и я хочу быстрее». Если мы многого ждем, то рискуем испытать большое разочарование; если же не ждем ничего, то всегда будем довольны. Если у вас нет ожиданий, то что бы ни появилось, оно будет радовать вас, поскольку это всегда будет больше, чем вы ожидали.
Такое вот умное буддийское отношение ко всему. Если у вас много ожиданий, то вам постоянно чего-то не хватает, потому что вы всегда ждете больше, чем можете получить. Конечно же, медитация и практика дают результат, но, обычно, позже, чем мы этого ждем. Это важно понять. То, что мы на самом деле стремимся получить, — это полное изменение нашего восприятия мира и нас самих, и на это просто нужно время.
Кроме того, есть еще один момент, который Лама Оле объясняет иногда так: когда мы ведем машину, иногда приходится переключаться на более низкую передачу, и тогда мы думаем, что с ней что-то не в порядке. Но, на самом деле, с машиной всё нормально, просто мы едем в гору! Это значит, что у нас всегда бывают взлеты и падения. Но со временем, благодаря медитации, наши взлеты становятся всё менее ощутимыми, потому что мы больше не переживаем таких драматичных падений, и разница между взлетами и падениями становится менее заметной. В результате, может возникнуть чувство, что в жизни меньше интенсивности, но это очень субъективное, ошибочное впечатление.
Бывает, что мы не до конца понимаем значение Дхармы, а также то, что подразумевается под словом «развитие». Так, например, Гендюн Ринпоче объяснял, что единственный смысл нашей медитации — это освобождение ума от постоянного цепляния и отталкивания. Это не то, когда мы видим множество радуг или тысячу Будд, или получаем способность знать мысли других, а просто рост внутренней независимости от всех ограничений, в том числе и от наших собственных наиболее тонких ожиданий и страхов.
Что касается развития как такового, то, в соответствии с поучениями Девятого Кармапы Вангчуга Дордже, определяющим критерием здесь является размер нашего эго: если оно стало меньше после определенного времени нашей практики, значит мы достигли какого-то результата. Эго не является просто ошибочным восприятием себя. Оно — это вся наша коллекция его забавных творений: ревность, гнев, нетерпение, привязанность, гордость и т.д. Так что если мы замечаем, что стали вести себя менее личностно в различных жизненных ситуациях, то это значит, что мы на верном пути, хотя Будда, возможно, и не успел еще водрузить нимб окончательного постижения поверх наших голов (смеется).
Как же пробудить больше свежести в уме, получить больше вдохновения и обрести действительно высший взгляд? Пожалуй, самым эффективным и вполне традиционным в Алмазном Пути способом является метод отождествления. Значит, нам опять-таки нужно обратить свой взгляд на учителя и задать себе вопрос, как ему это удалось? Как он, в течение тридцати пяти лет, может рассказывать одно и то же, с небольшими изменениями, и при этом оставаться свежим и удовлетворенным? Каким образом все его лекции получаются интересными и вдохновляющими? Если мы приходим на его лекцию, то уже неважно, какие у нас проблемы с мотивацией. Неожиданно, после лекции Оле мы вдруг просто переполнены мотивацией, и всё у нас прекрасно! Как такое возможно? Думаю, ответ очень прост. Он может всё это благодаря сочувствию. Он действительно желает счастья людям, делает для них всё, что в его силах, радуется любой пользе, которую они получают благодаря их практике. И у многих из нас действительно хорошие результаты. Люди не просто приходят к Оле с разными проблемами, они часто приходят, чтобы сказать: «Оле, спасибо большое! Моя жизнь полностью изменилась, у меня теперь гораздо меньше проблем, чем раньше, и я по-настоящему счастливый человек, что бы ни происходило».
Конечно, Оле, в свою очередь, может получать вдохновение от того, что люди становятся счастливыми. Это работает. Так что если нам небезразлична жизнь других, если у нас, опять-таки, есть сочувствие, то мы никогда не прекратим практиковать и всегда будем стремиться к тому, чтобы и другие получили пользу. Ведь новых людей, которые приходят в наши центры, по-настоящему впечатляет разнообразие сторон учения Будды: и древность традиции, и современный стиль мышления, и абсолютный взгляд, и возможность легко перевести всё это на язык повседневной жизни. Это также глубина и уровень свободы в буддизме. Помимо всего прочего, впечатление, которое формируется у новичков, очень во многом зависит от нашей практики, от того, как мы удерживаем поучения живыми и как медитируем. Вряд ли их глубоко затронут стоящие в углу на полке книги. Так что если мы не будем слишком «заморачиваться» собственными проблемами, ожиданиями, всем происходящим с нами и всем, что мы хотим получить, а будем больше думать о других; если не будем всё усложнять, а будем делать всё, что перед носом, наслаждаясь богатством различных ситуаций, возможностей жизни и всем тем, что мы можем делать для других, то мы всегда сможем удерживать эту свежесть и никогда не перестанем практиковать.
И последнее: если уж нам однажды так повезло стать на путь к Просветлению, то будет мудрым придерживаться его, поскольку кроме развития ума нет ничего такого, чего можно было бы достичь в жизни, и было бы глупо не воспользоваться таким шансом просто из-за ограниченности и лени. Вообще-то, лучшим решением всегда будет думать о других. Все проблемы в нашей жизни возникают из-за таких личностных явлений, как ожидания, сомнения, нерешительность, эгоизм и т.д. Так что чем больше мы работаем для других и чем более умело избегаем мыслей о себе, тем меньше у нас проблем с развитием и тем лучше у нас результаты. Возможно, кому-то всё это покажется странным или слишком сложным. Но чтобы не терять время на пути, нам нужно по-настоящему понять это поучение Ламы Оле: «Если вы думаете о себе — у вас есть проблемы, если вы думаете о других — у вас есть решения и вдохновение».
Как поступать в ситуации, когда, кто-то в центре отвечает за какую-то работу, занимает определенную должность, и в какой-то момент приходит время поблагодарить его и поручить эту работу другому человеку?
Такая ситуация, как правило, простой не бывает, потому что мы всё еще довольно личностны, каждый из нас. Если говорить в общем, то гораздо лучше работать со своим собственным умом, чем с умами других — это очень личное дело… Конечно же, иногда мы знаем о чём-то лучше, чем наш друг по сангхе, но в целом нас отличает не так уж многое — мы все пойманы в одну и ту же ловушку самсары, где у каждого есть свои слабости. Я бы тут снова повторился: мы должны избегать личностного отношения. В таких случаях очень помогает здоровое чувство юмора. Только с его помощью можно решить множество проблем и уладить очень многие ситуации. До того момента, пока проблема не стала действительно большой, ее часто можно решить именно таким вот образом. Если у нас это хорошо получается, то люди, со своей стороны, не смогут воспринимать всё так личностно. Вместо того, чтобы всерьез при всех заявить: «Проклинаю тебя за все твои ошибки и всё причиненное тобой зло во имя Будды, Дхармы и святой Сангхи!», мы можем сказать тет-а-тет: «Друг мой, ты прекрасен! Ты просто замечательный! Никогда не видел, чтобы еще кто-то смог разрушить так много за столь короткий срок. Ты настоящий мастер катастроф!» Таким образом, информация о том, что что-то происходит неправильно, передается по назначению, но она не столь личностна, и человек не чувствует себя сильно уязвленным. Наверное, он поймет, что мы не просто шутим, но в тоже время почувствует и дружеское расположение, и то, что мы не преувеличиваем. Это хороший метод для простых ситуаций, но когда проблема трудная, мы не можем решить ее так просто. Тогда мы должны уметь говорить «нет». Или же мы можем сказать: «Нам надо делать это иначе. Так это не работает». В подобных ситуациях Лама Оле обычно долгое время ждет, прежде чем стать жестким, и это тоже хороший метод. Он всегда дает людям время самим всё наладить и исправить, взять на себя всю ответственность. Он не бегает за нами и не рассказывает, что нам делать, а что нет. Это совсем не в его стиле, и на нашем пути отождествления мы должны уметь вести себя так же.
Теперь, отвечая на вопрос прямо… Иногда необходимо явное вмешательство, чтобы всё исправить. Тогда просто можно организовать собрание группы, начав его фразой: «Друзья, пожалуйста, нам нужно поговорить сейчас об этой проблеме, но мы также не должны забывать, что активность центра — это самое важное, поскольку это приносит пользу другим. Необходимо, чтобы центр функционировал должным образом, в хорошей атмосфере, и мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы так оно и было. Так что всё наше личное не так уж важно в этом контексте. Пожалуйста, помните об этом, и давайте сосредоточимся на пользе центра».
То есть, если мы произнесем такое вступительное слово, то, по крайней мере, те люди, которые способны думать, постараются быть неличностными и эффективными и, может быть, они будут способны уступить, даже если бы им и хотелось сохранить свою должность в центре. Конечно, хорошо иметь должность в центре — все задают вопросы, Лама хвалит время от времени и т.п. Это приятно. Но иногда мы должны это отдавать, такова ситуация. Приходят свежие энергичные талантливые люди, они хотят быть активными, иметь свое пространство для деятельности, так что всё меняется. У нас время от времени происходят подобные ситуации, когда «старички» не хотят отдавать свою работу. Но иногда — если действительно в нашем сердце живет честное желание помогать другим — мы должны делать это. Бывает, это именно то, что им необходимо от нас сейчас — наш уход, хотя в это и трудно поверить. И если кто-то вдруг действительно «прилип к рулю», как мы это называем в Польше, то мы просто голосуем. Тайным голосованием — чтобы избежать всего личного, насколько это возможно. Тогда всё становится понятным: кто должен уйти, кто — остаться, а кто — присоединиться к команде. Так мы голосуем и за нового президента, и за секретаря, и за новую уборщицу в центре, делаем, так сказать, свой демократический выбор (смеется).
Хорошая атмосфера в центре очень важна. Если нет свежести, а есть конфликты и разочарования, то будут приходить странные люди, и мы вынуждены будем бороться с ними, как мы уже говорили об этом раньше. А это означает опять потерю хороших вибраций, времени и энергии.
Кстати, есть еще и такой момент: новые люди должны, со своей стороны, всегда уважительно относиться к старичкам. За их достижения, за время, которое они посвятили практике, за их хорошую мотивацию. Они должны уважать их за переведенные книги, если те — переводчики; за успехи в организации разных проектов — если они выполняли такие функции. На практике это значит, что мы должны предложить другую работу человеку, который оставляет свою должность, а поскольку в центрах всегда по горло дел, то это будет не сложно. Это хороший, здоровый, дружеский и эффективный подход. А «старички» должны понимать, что всё меняется, и это — важное буддийское понимание.
Затем они должны задать себе вопрос: «Чем я могу помочь им? Как я могу быть полезен в центре сейчас?» Это намного лучше, чем обидеться, демонстрировать всем свое страдание и, тем более, — перестать ходить в центр на какое-то время. Если новые люди не будут уважать буддистов со стажем, тогда не будет присутствовать так много передачи, и в группе не будет так много опыта. Также часто может не быть и понимания Ламы, того, что является его стилем, а что — нет; как бы он действительно хотел, чтобы мы действовали, а что, по его мнению, было бы ошибкой. Всё это не так уж легко понять, для этого необходимо какое-то время. Так что если мы просто выставим из центра опытных людей, потому что у нас, возможно, есть личные трудности с ними, или же, вероятно, — у них сейчас трудный период в жизни, и поэтому они, с позволения сказать, в настоящее время слегка забавны, то в центре может возникнуть хаос, опять-таки — другая ненужная крайность. Так что, передача всё же очень важна.
Наконец, еще одно: мы должны понимать, что активность в дхарме не может быть нашим личным фильмом. Это что-то общее. Когда все чем-то заняты, тогда можно сказать, что результат хороший. Мы — друзья на этом поле битвы, а не соперники. Это очень важный момент. Если мы всё время очень личностны, то это, прежде всего, противоречит пожеланиям Оле и, кроме того, — здравому смыслу и нашему развитию. Как бы там ни было, все мы, как пассажиры «Титаника», все когда-то родились, каждый день стареем и, в итоге, умрем (смеется). Поэтому, мы всегда должны поддерживать друг друга во всех хороших делах, вместо того, чтобы усложнять совместную работу по всеобщей и своевременной эвакуации с этого корабля своими мешающими эмоциями и личностными оценками типа «нравится — не нравится». Самсара и без того сложна, чтобы мы делали ее еще более трудной из-за своих личных неприятий и прочих забавных штучек. Это было бы и нечестным, и неумным.
И несколько слов в заключение…
Хотел бы еще раз подчеркнуть то, о чём мы уже говорили раньше (давайте примем это за как бы за основу): в итоге, всё является чистым, все мы совершенны, а все конфликты и проблемы — иллюзорны. Напротив, все наши достижения и результаты — настоящие, потому что основаны на единстве, в то время, как проблемы — на двойственности. Причем то, каким всё на самом деле является — вовсе не двойственность, а единство. Следовательно, победа придет в любом случае — рано или поздно! Так что давайте вместе наслаждаться нашим совместным круизом на «Титанике»: чудесными ресторанами, красотой пассажиров противоположного пола, морем вокруг… В любом случае — всё это всего лишь кино, не так ли?
Перевод с английского Ольги Затолоки
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.