Внеличностные качества ума

10527703_690964274306180_1796050409146237429_nЛама Оле Нидал

Будда передавал методы, которые давали возможность отождествляться со своей просветленной сутью. К нему приходили люди разных способностей. Среди них были и те, кто был способен видеть его не как личность, но как форму энергии и света, зеркало собственных качеств. Работая на этом уровне, Будда часто проявлялся в таких формах, похожих на голограммы, которые соответствовали просветленному потенциалу существ, а также излучал из себя формы, которые являются ключом к этим качествам. Затем он учил людей тому, как сливаться с ними и позволять всему растворяться, одновременно оставаясь в ясном осознавании, без необходимости осознавать нечто конкретное.

Так мы получаем двойной результат. На абсолютном уровне ум становится радостным и полностью сознательным, независимо от внешних условий, при этом он больше не нуждается в опоре. Именно в этом заключается Просветление. Если реализовать это состояние, мы сможем проявляться одновременно во всех закоулках Вселенной, принося пользу бесчисленным существам. На относительном уровне это состояние создает могилу для бесконечного количества неврозов. Тонны разных впечатлений, мешавших нам на протяжении бесчисленных жизней, растворяются в пространстве ума. Чтобы проиллюстрировать это, можно представить себе те места в океане, где сталкиваются континентальные плиты. Дно подвергается давлению, вода нагревается. В результате этого где-то образуются вулканы. Таким же образом, на относительном уровне, эти методы устраняют множество разных негативных тенденций, а на абсолютном указывают на природу ума.

Если говорить о формах Будд, нужно знать, что тханки или статуи, которые мы можем видеть в музеях, представляющих тибетское искусство, не изображают бога или каких-то людей. Все эти формы — мирные, мощно защищающие, мужские, женские, одиночные или в союзе, выражают внеличностные качества ума. Когда Будда излучал разные формы энергии и света, они в действительности символизировали обычные чувства, только вынесенные на внеличностный уровень и с помощью этого демонстрирующие мудрость. Эти формы оказывали влияние на умы его учеников на основе механизма обратной связи. Ум обладает двумя основными качествами: он может воспринимать и действовать. Он является одновременно и сознанием, и энергией, поэтому психологические установки оказывают влияние на поведение. Желая разделить что-то с другими, мы делаем определенный жест, другой — если хотим кого-нибудь защитить или научить чему-то. Когда мы просим о чем-то, в теплых странах, мы просто складываем руки, а в холодных — вдобавок к этому еще и сжимаем их. Этот жест, благодаря скоплению энергии у сердца, усиливает нашу концентрацию. Так внешние формы оказывают влияние на нашу внутреннюю действительность. Медитируя на формы Будд, мы растворяем их в свете, а затем сливаемся с ними, перенимая те качества, которые выражает этот аспект. Это приводит к тому, что у нас возникает все большее доверие к изначально присущей нам природе Будды. Начиная воспринимать собственную природу, мы взбираемся на уровень, который называется Крийя-йога.

Что это значит? Это значит, что мы воспринимаем себя как нечто маленькое, а Будду — как нечто большое. Мы ведем себя как маленький человек, который приходит в гости к кому-то большому и знаменитому и не хочет ему мешать. Одна из практик этого уровня — Нюнгне. Мы проводим в ней множество ритуалов, концентрируемся на деталях, не обращаясь непосредственно к самому Будде. Так мы можем увидеть, что истина одинакова повсюду, наше доверие возрастает, и мы переходим на уровень Чарья-йоги.

На этом уровне у нас еще нет непосредственного контакта с Буддой, но мы уже знаем, что он неотделим от нашей истинной сути. Мы не так привязаны к ритуалам, и поэтому чувствуем себя более расслабленными.

Это приводит нас на уровень Йога-тантры. Здесь мы смотрим учителю или Будде прямо в глаза. Однако мы, по-прежнему, должны иметь в виду одно обстоятельство, которое большинство людей не всегда может воспринимать на чистом уровне. До тех пор, пока мы не узнаем истинной сути ума, сфера жизни, о которой идет речь, больше всего приближает нас к переживанию нашей просветленной сути и одновременно с этим доставляет наибольшую радость. Здесь я имею в виду сексуальность. Поэтому в Крийя-, Чарья- и Йога-тантрах мы медитируем только на одиночные формы. Очевидно, что мужественность или женственность — всего лишь одна из половин. Поэтому на самом высоком уровне поучений мы тренируемся в том, чтобы воспринимать все на чистом уровне.

10616675_690965440972730_7416380350752710893_n

Эти методы мы называем Аннутарайога-тантра. Здесь медитируют на Будд в союзе. Несмотря на то, что существует огромное множество способов наслаждаться близостью партнера или партнерши, Будды в союзе всегда обращены лицом друг к другу, стоя или сидя. Чтобы внутри нас начали функционировать все энергетические центры, они должны постоянно вращаться. Это может происходить только на уровне Махааннутарайога-тантры. Само понятие в переводе означает «нечто непревзойденное». В данном случае мы либо медитируем на соединенные формы, либо сами держим партнера в объятиях, выполняя при этом определенную медитацию.

Естественно, что в случае, если мы обнимаем живое человеческое существо, этот обмен энергиями гораздо болем непосредственен и интересен. На трех низших уровнях тантр Будда излучал формы, похожие на голограммы, в то время как на уровне Махааннутарайога-тантры он сам часто превращался в данный аспект. Поскольку он сам достиг полного равновесия мужского и женского аспектов, то мог проявляться еще и в формах в союзе. Существуют разные активности, приносящие пользу существам, которые можно перенять от Будды. Если люди не чувствуют себя слишком сильными, Будда проявляет успокаивающую активность. Тогда он, скорее, дружелюбный и милый, а не порывистый и очаровывающий. Есть мирне аспекты в мужских формах, такие как Любящие Глаза, или женские, такие как Освободительница в белом или зеленом аспектах. Когда у людей появляется больше стабильности, и их уже не настолько легко ранить, они приобретают способность наслаждаться богатством явлений. Тогда Будда проявляет обогащающий аспект. Это обычно желтые формы – они показывают разнообразие окружающих нас явлений. У нас есть для этого желтая Освободительница и Дзамбала, или Нам Тхе Се. Эти Будды приносят нам богатство, они осыпают нас дождем драгоценностей.

дзамбала

Эту же активность выражает Махакала. Если люди достигли определенного успеха на этом уровне, они обладают способностью открывать сердца. Я имею в виду пробуждение любви, вдохновения, заинтересованности. Будды выражают это через очаровывающую активность. Эти формы обычно интенсивно синего или красного цветов и пребывают в союзе. Если мы полностью развиваем свою силу, Будда может превратить нас в защитников.

Тогда мы в состоянии защищать других, показывая им их собственную силу. Защищающие формы обычно имеют черный, коричневый, или темно-красный цвет. Мужские формы выглядят очень грозными, женские — куда

более мирные, они защищают на психологических уровнях, относящихся к тайным состояниям ума. Медитируя на аспекты Просветления, мы открываем пять энергетических центров, сливаясь с Буддами, активизируем их.

Это приводит к невероятно мощным эффектам, особенно сильна возникающая при этом радость.

Буддизм сегодня, №8, 2006


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.