В поисках учителя

Пит Вейгельт

Большинство людей не имеют чёткого представления о роли и назначении духовного учителя, поскольку не сталкивались в жизни с подобными примерами. Многие помнят учителей по школе, но не понимают, как учитель может быть спутником в обычной жизни. Хотя всех людей объединяет стремление к счастью, лишь не многим удаётся достичь этой цели. Нам, буддистам, повезло. Мы лично знакомы с теми, кто знает, что такое подлинное счастье, и хочет делиться с другими своим опытом.

В буддийской традиции существует несколько типов учителей. Например, лама линии является держателем всех посвящений и передач буддийской школы, в то время как коренной лама даёт ученику конкретные методы и медитации. В этой статье я коснусь темы исключительной важности коренного ламы. Именно к нему мы испытываем особое доверие, и именно он может показать нам ясный свет нашего ума. Поскольку ум ламы всегда непоколебимый и радостный, то, по мере узнавания его качеств, мы постепенно развиваем свою преданность. Только буддийский учитель может привести нас к состоянию освобождения, которого сам достиг.

Учителя в разных буддийских традициях

Различные школы буддизма развивались на почве местных культур, таких как культуры Тибета, Японии, Европы и США. Стили поучений также отличаются в зависимости от того, является учитель монахом, мирянином, или же йогином. В традиции Тхеравады окончательная цель — Освобождение. Это означает преодоление иллюзии существования эго, что соответствует первому уровню Бодхисаттвы. Здесь связь между учителем и учеником не столь тесная, как в школах Великого и Алмазного Пути. В основном, учитель играет роль наставника. Причин этому несколько. Во-первых, способные ученики могут практиковать путь причины и следствия самостоятельно, медитируя на развитие осознавания, поэтому слишком близкая связь между учителем и учеником не является необходимой. Учитель даёт лишь краткие наставления о пути и медитации, а ученик может в дальнейшем следовать им сам. Во-вторых, многие практикующие Тхераваду — монахи, связанные многочисленными обетами, и поэтому практикуют отдельно от учителя.

На уровне Великого Пути (Махаяны) роль учителя более ответственна: он является примером сочувствия и мудрости. Естественно, это подразумевает его более близкую связь, как с учениками, так и со всеми окружающими. Поскольку окончательной целью в Великом и Алмазном Пути является Просветление, то учитель должен быть Бодхисаттвой, полностью преодолевшим эгоистические привычки, а также саму идею существования эго. Такие просветлённые качества делают учителя максимально открытым окружающим. Он неутомимо содействует развитию учеников, помогая удерживать баланс между сочувствием и мудростью. Кроме того, учитель ведёт скромную жизнь, давая ученикам личный пример, что также требует более тесного контакта с ними. Такой уровень отношений делает возможным быстрые успехи учеников: они могут видеть свой рост в каждой жизненной ситуации, а учитель постоянно поощряет их усилия на пути. Так как ученики постоянно наблюдают за уровнем своей мотивации, сочувствия и мудрости, которые проявляются в их отношениях с окружающими, более тесная связь с учителем просто необходима.

Дзен-буддизм в основном относится к Великому Пути, хотя некоторые передачи Алмазного Пути также присутствуют в этой традиции. Учителя обеих школ Сото- и Риндзай-дзен как правило держат учеников на некоторой дистанции, что естественно для местной культуры, где не приняты близкие и открытые отношения между людьми. Поэтому непосредственный доступ к умам учеников здесь возможен только на уровне мудрости.

DWBA29597_141130_TexasCourse_1289-2-scrВ Алмазном Пути (Ваджраяне), где наша цель — вести себя как Будды до тех пор, пока мы сами не станем Буддами, учитель должен обладать всеми высшими качествами, поскольку он — зеркало для своих учеников. Для того чтобы ученик хотя бы на мгновение осознал свою Будда-природу, учитель должен постоянно демонстрировать высокую реализацию.

Калу Ринпоче говорил, что «учитель — это живой Будда». Он хранит всю передачу линии: поучения, знания, методы и медитации, без единой ошибки, одновременно сохраняя непрерывную связь со своими собственными учителями. Только учитель может показать ученикам, как удалить завесы и омрачения, затемняющие их Будда-природу, поскольку, благодаря своей реализации, всегда говорит и действует так, чтобы приносить максимальную пользу другим. Сочувствие и мудрость учителя не знают границ: он обеспечивает поддержку сангхе и защиту ученикам, даёт необходимые советы и наставления — всегда свежие, мотивирующие, вдохновляющие, изумляющие, хотя иногда и разрушительные для наших концепций. Взгляд учителя вне надежд, страхов и ожиданий, а его слова и действия включают все будда-активности. Поскольку ум учителя умиротворён благодаря многим годам медитации и практики в повседневной жизни, он всегда предстаёт перед учениками светлым, радостным и полностью контролирующим свои тело и речь. Чтобы не терять способность помогать ученикам в любых жизненных ситуациях, учитель должен иметь свежий и современный взгляд на вещи. В соответствии с обещанием Бодхисаттвы, он использует свои способности (санскр. — сиддхи) для блага всех.

Так как ум учителя полностью стабилен, он сам может быть буддийским прибежищем. Как держатель различных передач, учитель даёт ученикам посвящения и лунги, засевающие в их умах семена Освобождения и Просветления. Кроме того, учитель всегда благословляет учеников.

Учитель должен проверять себя, задавая вопросы: «Не бываю ли я эгоистичным или гордым? Не забочусь ли о чём-то другом, кроме как о развитии учеников? Всегда ли учу учеников тому, как обнаружить свои врождённые качества? По-прежнему ли сам ношу свой багаж? Всегда ли испытываю благодарность за помощь? Всегда ли говорю ученикам правду в глаза? Не чувствую ли себя важнее учеников? Всегда ли моя активность наполнена радостью? Продолжаю ли я оказывать своим ученикам всяческую поддержку в том, чтобы они становились ответственными, независимыми и сильными?»

Три типа учителей — монахи, миряне и йогины

Учителя-монахи придерживаются в своей жизни определённых обетов, поэтому всё, что они передают ученикам, должно быть в рамках этих обетов. Учителя-миряне ведут жизнь, похожую на ту, которой живет большинство людей. Многие из них работают или учатся, находятся в браке или живут с партнёром, имеют или не имеют детей. Естественно, жизненный опыт учителей-мирян отличается от опыта учителей-монахов. Если учитель за свою жизнь пережил различные взлёты и падения, он может использовать этот опыт в обучении. Поэтому мето-ды учителей-мирян значительно отличаются от методов учителей-монахов. Ярким примером здесь служит жизнь Марпы Переводчика (1012–1097).

Самый редкий и, одновременно, самый вдохновляющий тип учителей — йогины. Вся их жизнь — пример высшей реализации и глубочайшего проникновения в суть учения Будды. Поскольку учитель-йогин живёт за пределами общественных ограничений и всячески провоцирует окружающих далёкими от политкорректности словами и поступками, разрушающими любые концепции, то его либо обожают, либо полностью не воспринимают. Поучения такого учителя даются на высшем уровне Махамудры или Маха Ати, и в силу кармических условий и связей доступны не многим.

Два типа учеников

Будда различал два типа учеников: со средними способностями и способностями выше среднего. Ученик со средними способностями, как его описывает Будда, практикует Тантру регулярно или время от времени, с определённым успехом, и может достичь Освобождения в этой жизни. Ученика со способностями выше среднего Будда характеризует так: он следует Пути Махамудры вне надежд, страхов и ожиданий, схватывает всё на лету и может достичь Просветления в этой жизни.

Эти типы учеников различаются почти так же сильно, как и их учителя. Каждый может следовать тому пути, который принесёт ему максимальную пользу, в зависимости от культурных особенностей, образования, жизненных целей, желаний и кармических связей. Здесь можно провести аналогию со спортом. Кто-то, к примеру, нормально ходит пешком, но не очень быстро бегает. Если такой человек будет увлекаться туризмом, то непременно улучшит своё здоровье. Другой же, обладая талантом и физическими данными первоклассного бегуна, не разовьёт свой дар полностью, если будет только ходить в турпоходы. Для того, чтобы выиграть Олимпийский марафон ему нужна будет помощь тренера-профессионала.

Найти учителя

Часто говорят, что учителя не ищут, а скорее — находят. Связи из прошлых жизней, условия нынешней, а также другие обстоятельства сами сводят ученика с учителем. Однако первый повстречавшийся учитель не обязательно окажется подходящим. Например, человек, которому больше всего подходит дзен, живя в городе с одним-единственным буддийским центром, может какое-то время посещать местный центр Алмазного Пути. Рано или поздно он естественным образом встретит учителя дзен и последует за ним. Для некоторых людей такой «поиск» может длиться двадцать и более лет.

Когда мы на самом деле находим учителя, всё между нами и ним оказывается вне каких-либо сомнений. Ученик полностью открывается и проявляет свою преданность, а учитель с сочувственным пониманием видит все качества ученика и всё будущее их связи. В отдельных случаях, когда связь между учителем и учеником слаба, учитель может отправить ученика к другому учителю, если увидит в этом больший потенциал.

Перечитывая истории жизни Махасиддхов, мы ясно видим, что у одного ученика бывало и несколько учителей. Это означает, что если даже ученик испытывает преданность к учителю сейчас, то через двадцать пять лет всё может быть совершенно по-другому. Иногда учитель отправляет ученика получить определённые передачи от другого ламы. Как, например, Наропа отправлял Марпу к Куккурипе, Майтрипе и другим учителям.

Для ученика сама по себе встреча с учителем — большой шаг на пути. Глубочайшее доверие и чувство возвращения домой не может сравниться ни с чем из предыдущего жизненного опыта. Конечно же, должно пройти какое-то время, пока все сомнения в учителе окончательно не развеются. Когда это происходит, и даже мельчайшие осколки сомнений удалены, ученик видит учителя как живого Будду, и это действительно означает, что он нашёл своего учителя. Начиная с этого момента, ученик осознаёт свои концепции и открывается новому опыту.

Традиционно описывается, что когда ученик находит учителя, «при одной мысли о нём у него на глазах появляются слёзы». Современным языком это можно выразить так: «когда ученик действительно находит своего учителя, то он просто знает об этом безо всяких сомнений».

Перевод с английского — Яна Лукьяненко

Буддизм сегодня, №11, 2007


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.