Успокоение ума — первый шаг

Кюнзиг Шамар Ринпоче

Сегодня я дам поучения о природе ума, которые пригодятся вам в медитации, и объясню, почему стоит делать медитацию шаматхи (успокоения ума). В первую очередь, для медитации необходимо понимание того, что такое ум. Обычные концепции понимания ума не точны и могут мешать медитации. Поэтому важно иметь правильное понимание природы ума.

В наше время люди обычно рассматривают ум с научной точки зрения. Возможно, они приравнивают ум, являющийся процессом, к мозгу — органу тела. В таком случае естественно предположить, что ум — всего лишь скопление нервов, которые передают и обрабатывают электрические сигналы, своего рода компьютер из плоти. Должен сказать, что если бы ум функционировал подобным образом, не было бы необходимости медитировать. Фактически, с таким умом мы вообще не смогли бы медитировать.

Однако буддисты считают, что ум устроен по-другому. Используя термины буддизма, мы говорим, что он ясен. Ясность означает, что ум может себя осознавать. Мы можем познавать что-то потому, что истинная природа ума — самоосознание. В противном случае мы бы не смогли ничему научиться. В буддийском понимании учиться — означает достигать самоосознания.

Всё знание, основанное на концепциях, приходит к нам как картинки в уме. Воспринимаемые нами физические объекты состоят из атомов, а наш ум — нет. У него есть собственная природа, отличная от физических объектов. Если задуматься, это означает, что на самом деле между умом и материей нет связи. Когда вы поймёте, что объекты — не что иное, как отражения в уме, тогда станет ясно, что ум воспринимает не сами объекты, а всего лишь картинки или образы. С помощью этой концепции можно перейти к более сложной идее о том, что природа ума определяется самоосознанием и самореализацией.

В каждое мгновение ум работает, находится в движении. Ум — не что-то застывшее и постоянное, он является процессом, настоящим потоком сознания. Таким образом, мысли, «проходя» сквозь ум, обеспечивают его непрерывность. Если бы ум оставался всё время на одной мысли, то он бы «застрял». Именно потому, что ум постоянно в движении, потому, что он динамичен, мы можем воспринимать окружающий мир через непрерывно меняющийся поток ощущений. Мы можем видеть, слышать и ощущать.

Можно сравнить поток сознания с быстрым чтением ряда слов. Каждое слово связано с мыслью. Мы понимаем эти слова только потому, что ум не является чем-то застывшим и неизменным. Если бы ум не был динамичен, он бы застрял на «А» и никогда не смог бы добраться до «Б». В каждое мгновение ум находится в движении и минует предыдущее мгновение.

Когда мы полностью пробуждены, ум свободен от объекта, с которым он соотносится через мысли, ощущения и чувства. Уму ничего не препятствует. У нас нет какой-то отдельной мысли или множества мыслей. Ум не существует как физический объект. В своей глубинной сути он больше не обладает неведением или глупостью.

Но мы должны понимать, что самореализация не похожа на состояние комы. Напротив, это ясность и сила. Реализованный ум свободен от влияния явлений, от необходимости чем-либо себя занимать. Это независимый, недвойственный ум.

Конечно, получить такой ум непросто. Наши привычки сильны, и нереализованный ум легко уносится потоком мыслей. Если вы исследуете свой ум, вы это поймёте. Ум — не осязаемая субстанция, не физически существующий объект. Он не ограничен ни размером, ни формой, ни цветом. Ум безграничен и подобен пространству.

Когда вы достигнете открытости ума и сделаете это состояние стабильным, тогда вы сможете развивать его безгранично. Можно назвать это состояние Просветлением, но его сложно обрести. Вы можете достичь этого состояния ума посредством исследования или анализа, но ум не останется в этом состоянии надолго. Оно быстро исчезнет из-за ментальных привычек, таких как запутанность и возбуждение.

Привычка возбуждения очень сильна. Наши умы и умы всех живых существ нельзя назвать иначе как беспокойными. Хотя истинная природа ума — ясность и безграничность, наш ум беспокоен потому, что возбуждение — это ментальная привычка. Естественное противоядие от этого — медитация. Чтобы решить проблему ментального возбуждения, существуют специальные медитационные техники. Иными словами, нам нужно тренировать свой ум.

Сейчас, в это мгновение, наши умы беспокойные и дикие, как бушующий ураган. Чтобы реализовать весь наш потенциал, мы должны укротить ум. И хорошая новость заключается в том, что мы можем использовать ум для его же укрощения. Нам нужно развить новые ментальные привычки. Методов укрощения ума — великое множество. Одному из наиболее эффективных — практике медитации шаматха — обучают в центрах «Путь Бодхи». Вам следует серьёзно заняться выполнением этой практики.

Шаматха — это лучший способ успокоить ум. Она помогает развить привычку ментальной концентрации и удерживать ум от блуждания. Если вы будете иногда напоминать себе о том представлении об уме, которое разъяснялось ранее, то вы сможете лучше медитировать. Если вы забудете о том, что ваш ум в своей истинной природе невозмутимый, спокойный и сияющий, то, возможно, вы привнесёте ненужный стресс в медитацию. Это сделает вас напряжёнными и помешает вашему развитию. Расслабьтесь — и у вас будет лучше получаться.

Как я уже говорил, ум подобен пространству. Когда вы концентрируетесь, вы должны быть расслаблены. Гораздо проще сосредоточиться, когда вы не напряжены. Чем бы вы ни занялись, например, плаванием, у вас не будет хорошо получаться, если вы слишком напряжены. Когда вы медитируете, вы должны быть расслаблены. Если вы имеете правильное представление об уме и применяете метод шаматхи, вы достигнете успеха.

На первых порах медитация шаматхи очень полезна. Но не нужно прилагать излишних усилий — потребуется терпение, чтобы привыкнуть к этой практике. Помните: медитация — это что-то, что вы можете сделать прямо сейчас для достижения покоя в уме. Все хотят получить душевное спокойствие, и медитация — это способ его достижения. Почему необходимо терпение? Если у вас его нет, то вы, начав, не будете продолжать практиковать и
ничего не достигнете. Вы получаете столько, сколько вкладываете. Если вы не медитируете, вы ничего не получите. Так что, пожалуйста, будьте терпеливы.

В наше время люди много работают и не могут сесть медитировать в любую минуту, когда им захочется. Так что поначалу стоит выделить определённое время дня для медитации. Например, раннее утро, вечер или после работы, когда вы можете побыть в тихом, уединённом месте.

Когда вы научитесь хорошо медитировать, вы сможете делать это где угодно. Вы можете выделять какое-то специальное время, но если вы медитируете каждый раз, когда у вас есть свободное время, вы к этому быстро привыкните. Если у вас есть немного свободного времени в офисе, например, в конце обеденного перерыва, сделайте короткую медитацию. Где бы вы ни находились, помедитируйте.

Часто учителя медитации советуют ученикам действовать подобно коровам, жующим траву: так же как корова постоянно жуёт свою жвачку, не думая о ней, так и мы должны развить привычку постоянно, почти автоматически, медитировать. Медитируйте каждый раз, когда это возможно. Тогда медитация действительно станет частью вашей жизни.

В начале медитации вы, возможно, захотите сфокусировать ум, используя какой-либо внешний объект для концентрации. Это не обязательно должен быть физический объект, ведь наиболее частый объект медитации — дыхание. Но это должно быть что-то простое и неподвижное. Если объект находится в движении, то движение должно быть повторяющимся, как дыхание.

Хорошая практика — считать 21 вдох и выдох, а затем расслабить ум и дать ему немного поблуждать. Потом мягко направить внимание на своё дыхание, снова считая до 21. Затем отдохнуть и повторить этот цикл до окончания медитационной сессии. Вы будете развиваться очень быстро, если сосредоточитесь на счёте вдохов и выдохов.

После того как вы получите некоторый навык в концентрации, вы не используете больше внешний объект. Вместо этого вы сосредотачиваетесь на самом уме. Здесь вы сможете также фокусироваться на наблюдении проходящих мгновений ума. Перед тем как перейти к этой более продвинутой практике, вы должны сначала пройти этап тренировки концентрации шаматха. Позже, когда концентрация станет стабильной, вы сможете медитировать на сам ум.

Что ещё можно сказать по поводу шаматхи? Большинство из вас слышали, что важна также поза, в которой вы сидите. Сидеть нужно удобно — либо на подушке на полу, либо на стуле, сохраняя при этом свежесть осознавания. Следите за своей диетой. Обильная трапеза вызывает сонливость во время медитации. Недоедание приводит к излишней слабости, что также нехорошо. Если ваше тело слабое, у вас не будет энергии для концентрации внимания, и вы не сможете сохранить свежесть восприятия. В медитации, как и во всём, ищите золотую середину.

Поучения были даны Шамаром Ринпоче в Вашингтонском центре весной 2004 года.

Буддизм сегодня, №7, 2005


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.