Если говорить в общем, то буддийское уединение означает, что мы уходим от активности, направленной во вне, и полностью направляем внимание внутрь себя. Это внимание, направленное внутрь, называют медитацией. С помощью медитационных техник мы можем управлять своим вниманием таким образом, что наши концепции о пространстве и времени могут раствориться, и мы сможем достичь состояния за пределами всех двойственных представлений. Итак, уединение тесно связано с медитацией – процессом, с помощью которого ум распознает свою собственную природу.
Для этого нет принципиальной необходимости в уединении в пещере или в каком-то укромном месте. Направление внимания внутрь, когда мы смотрим на переживающего вместо переживаний, может происходить всегда и везде. Один буддийский учитель сказал однажды: «У некоторых людей, даже если их тело — в пещере, ум находится в супермаркете, у других же тело — в супермаркете, а ум — в уединении».
Конечно, сложно всегда и всюду практиковать медитацию, если до этого мы не упражнялись в ней в таком месте, где нас мало что отвлекало. В буддийской истории есть только несколько примеров, когда люди распознали природу своего ума только благодаря медитации в повседневной жизни. Например, был король Индрабодхи, который пришел к Будде и попросил дать поучения. Сначала Будда дал ему поучения о медитациях, которые тот мог бы практиковать только в случае, если бы отказался от мирской активности. Но король попросил Будду дать ему такую медитацию, которую он смог бы практиковать, оставаясь королем. В ответ на это Будда накрыл покрывалом всех присутствующих монахов и дал королю поучения на Будда-аспект в союзе размером с безымянный палец. Благодаря этой практике король достиг Просветления.
Но для большинства практикующих важны формальные уединения. Это может быть небольшой угол для медитации в квартире, городской или ретритный центр. Важно, чтобы в этом месте было как можно меньше внешних отвлечений, и чтобы ум естественным образом мог быть направлен на самого себя. Все, что может поддержать медитацию, — полезно в этом месте, будь-то статуя Будды или изображение Будда-аспекта, яркий свет, подушка для медитации и теплое покрывало. Место можно красиво оформить: необходимо создать такие условия, чтобы мы с удовольствием приходили туда. При этом нет никаких ограничений для творчества. Если все-таки есть какие-то отвлекающие факторы, например, сосед затеял ремонт, тогда все является искусством возможного.
Если мы идем в ближайший центр для того, чтобы сконцентрироваться на уме, тогда мы получаем пользу от качеств других практикующих там. Часто наша медитация в центре намного сильнее, так как в таких местах накапливается концентрация многих людей и конденсируются в такие качества ума, как высшая радость, сочувствие и ясность; здесь их легче всего ощутить. Этот обмен между практикующими очень ценен, он также является поддержкой для медитации.
Если мы едем в ретритный центр, то существуют разные возможности для организации уединения. Есть так называемые открытые и закрытые ретриты. Разница заключается в том, какой контакт остается у нас с внешним миром. Во время открытого уединения в перерывах между сессиями медитации мы поддерживаем контакты с другими практикующими. Это общение очень вдохновляет и обогащает. Мы едим вместе с другими, гуляем и можем практиковать со всеми в медитационном помещении или одни в своей комнате.
В закрытом ретрите мы, в основном, остаемся в своей комнате и в одиночестве принимаем пищу. У нас мало или совсем нет контактов с другими практикующими. Благодаря этому усиливается концентрация и значительно уменьшается отвлеченность на внешние объекты.
Продолжительность уединения выбирается индивидуально. В распоряжении одних есть только один день, у других — несколько месяцев или лет. У большинства людей, которые находятся в центре жизненных событий, есть работа, партнер, дети, есть одни выходные или неделя. Нужно использовать все, что возможно.
Некоторые решают пройти ретрит, который длится три года, три месяца и три дня. Такие традиционные трехлетние ретриты проходят под руководством опытного учителя.
Так как в данный момент важно представлять буддизм в обществе, то сейчас более эффективны короткие уединения. Особенно учитывая то, что люди из всех слоев общества и специальностей несут освобождающие качества ума в мир.
Если мы хотим пройти ретрит в одном из ретритных центров, таких как Карма Ген (Испания), Шварценберг (Германия), Кухары (Польша), Лолланд (Дания) или в каком-то другом месте, то есть несколько советов, как можно запланировать такое мероприятие.
- Мы заранее составляем расписание дня. Это означает, что мы намереваемся делать определенное количество сессий в день. Традиционно — четыре сессии. Хорошо, если мы планируем столько сессий в день, сколько можем сделать. Например, одна сессия перед завтраком, одна — после, одна — после обеда и одна — вечером. Благодаря такому планированию мы, во-первых, избегаем пропуска сессий из-за каких-то мелочей, включая отсутствие желания или усталость, и мы не теряем энергию на то, чтобы найти какие-то отговорки. С другой стороны, мы не делаем слишком много. Обычно через некоторое время ритм стабилизируется.
- Если уединение длится больше семи дней, то хорошо об этом сообщить своему учителю, особенно, если мы проводим уединение в таком месте, которое не благословлено.
- Для начинающих – тех, кто начинает делать подготовительные упражнения, -лучше всего делать открытые уединения. У начинающих в большинстве случаев еще нет необходимого взгляда для того, чтобы делать медитации Алмазного Пути. Поэтому обмен с другими еще очень важен. Конечно, как и везде, могут быть исключения.
Также существует возможность группового ретрита. В больших ретритных центрах, например, в Шварценберге и Лолланде, уже давно используется эта возможность. При этом здесь во главе всего стоит совместная практика и взаимообмен. Таким образом, новые люди могут лучше познакомиться со своей группой и одновременно получить опыт прохождения ретрита. Вся группа благодаря практике и взаимообмену может сделать большой шаг в своем развитии. В большинстве случаев во время такого ретрита по вечерам проводятся лекции.
Перерывы между сессиями можно использовать для прогулок, массажей, чтения и других приятных вещей. В перерывы может быть включено все, что поддерживает медитацию и хорошее самочувствие.
Я надеюсь, что эта статья поможет прояснить, что такое уединение, и вдохновит вас на его прохождение.
Моника Крузе
Буддизм сегодня, №9, 2006
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.