Тханка визуальный аспект будд

SONY DSCИнтервью с Дензонгом Норбу

«Учить европейцев рисовать тханки трудно. Они хотят по-возможности избежать сосредоточенной работы и желают найти такую машину, которая выполнила бы всё за них».

Дензонг Норбу, какова цель вашего пребывания в Дании?

Шамар Ринпоче попросил меня представить искусство рисования тханок буддийским центрам и показать людям как правильно заботиться о статуях, тханках и алтарях. В наши дни очень много коммерческих и профессиональных художников, которые делают тханки за деньги, без руководства держателей линий и монастырей, то есть без сохранения традиционного стиля и качества. В Дании я провел курс в Родбю (Лолланд) и отреставрировал некоторые рисунки на стенах Копенгагенского центра.

Какая история у рисунков на стенах Копенгагенского центра?

Оле и Ханна Нидал пригласили моего дядю Ламу Лхадрипу расписать Копенгагенский центр. Он начал работу, но умер в 1977 году. Я был приглашен закончить его работу, но был занят с Кармапой. После смерти Кармапы я стал более свободен и, в 1984 году, смог приехать и дорисовать начатое.

Насколько изменился центр со времени вашего последнего визита?

В тот раз в центре жили люди постарше. Сейчас здесь много молодых и это хорошо, потому что для развития центру нужна молодежь.

Для чего используют тханки?

Существует множество различных пудж и церемоний, и во время их проведения, чтобы показать визуальный аспект будд, на стену вывешивается соответствующая тханка. В монастырях каждую неделю проводятся разные пуджи, и тханки тоже меняются.

Существует также традиция заказывать тханку при рождении ребенка или после смерти человека. Ламы заказывают тханку у художника для каких-то особенных случаев.

Мы не покупаем и не делаем тханки без какой-то специальной духовной цели. Это очень значимая вещь, поэтому если вы покупаете тханку, она должна быть очень хорошего качества. Если вы купите дорогую тханку, вы будете за ней ухаживать. Если купите дешевую, то, скорее всего, не будете за ней ухаживать должным образом.

Мой совет не покупать тханки и статуи в магазинах. Лучше всего посетить мастерскую, где они создаются, тогда вы сможете найти действительно хорошую вещь.

Используют ли тханку для медитации?

Наставления к практике — это тайная сутра, которую учитель дает ученику. На моей родине обычно практика, которую получил ученик от учителя, содержится в тайне. В этом случае в тханке нет необходимости, иначе быстро станет известно, что за практику получил ученик. В Европе всё по-другому, люди здесь более открыты в отношении своей индивидуальной практики, они могут свободно говорить об этом друг с другом.

Европейцы часто закрывают глаза, когда медитируют, поэтому не имеет смысла сидеть напротив тханки. Вообще хорошо держать глаза полуоткрытыми, представляя будда-аспект в своем уме, а тханку использовать как вспомогательное средство. Если вы уже знаете, как выглядит будда-аспект, то сохраняете тханку как напоминание о его точном образе.

Как европейцы могут научиться рисовать тханки?

В моей стране у большинства людей только одно образование. К примеру, редко бывает, что художник умеет еще и писать. Он концентрирует всё свое внимание только на живописи, и поэтому быстро учится.

На западе у людей часто несколько профессий, и есть привычка пытаться быстро чему-то научиться по книгам. У них есть множество техники, помогающей достичь ту или иную цель. Это отвлекает. Они избегают сосредоточенной работы и желают найти такую машину, которая выполнила бы всё за них. Поэтому учить европейцев рисовать тханки очень сложно.

Правильным методом здесь было бы следовать традиционному тибетскому художественному искусству в определенной степени, скажем на 25%. Не обязательно всё время находиться рядом с учителем, но важно, чтобы ученик сам много занимался.

Ученик должен всё время учиться рисовать разные будда-аспекты. Учиться медленно, следуя советам и проявляя терпение — вот правильный метод. Копировать с книг и фотографий не лучший способ.

Европейцы не знают, как использовать краски на основе натуральных пигментов, потому что используют акриловые красители. Но, если они научатся использовать технику рисования натуральными красками, то достигнут хороших результатов.

Что бы вы посоветовали нашей сангхе?

Больше заботьтесь о центре. Это своего рода мандала, неотъемлемая часть ламы и йидама. Меньше вопросов, больше практики — это самое важное. Если всё время сидеть и болтать, все останутся голодными. Но если готовить еду, то появится шанс всех накормить.

Дензонг Норбу, 62 года, классический тибетский художник Школы Карма Кагью. Живет в Сиккиме со своей семьей. Поолучил образование в монастыре Цурпху в Тибете и сбежал от китайского вторжения в 1959 году вместе с Шестнадцатым Кармапой, главой школы. После этого он провел много времени вместе с Шестнадцатым Кармапой в Румтеке. После смерти его дяди Ламы Лхадрипа, Норбу расписал большинство стен в Копенгагенском центре. В ноябре он провел 3 недели в Копенгагене, реставрируя старые рисунки на стенах и добавляя новые. Копенгагенская сангха признательна его вкладу и собирается установить в гомпе подсветку, которая еще больше подчеркнет необыкновенность его рисунков.

Перевод с датского Натальи Ходоровской

«Буддизм сегодня», №14, 2009


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.