Тибетские ступы — поле силы Будд

Ступа в Европа-Центре
Ступа в Европа-Центре

Часть 1

Значение и функции

Если мы видим ступу не только как внешнее сооружение, но кроме того распознаем, что она указывает на природу нашего ума, тогда в результате мы достигнем Освобождения и Просветления. Ступы — это древние символы просветленного ума, которые в буддийских странах Азии существуют более 2500 лет. Они берут свое начало в Индии, откуда буддизм с течением столетий распространился по всей Азии. Там, где буддизм пускал корни, со временем начинали строить ступы, которые также называются «чёртен», «тупа», «чайтья», «пагода», «дагоба» и др. Следуя этой традиции, со 2-й половины XX столетия вдохновляющие сооружения строятся также и в западной части мира.

Сооружение тибетских ступ является одной из активностей центров Алмазного пути, основанных Ламой Оле Нидалом и его женой Ханной по поручению Шестнадцатого Гьялвы Кармапы. В 1994 году в Карма Гёне (Велес-Малага, Испания) была построена Ступа Калачакры — очень мощная ступа тантрической формы, вторая ступа подобного рода в мире. Это было началом активной строительной деятельности под руководством опытного бутанского мастера медитации Лопен Цечу Ринпоче (1918-2003). Совместно с архитектором Войтеком Коссовски и давней ученицей Ринпоче Мэгги Коссовски в разных местах на Западе он соорудил в целом 18 ступ. Наиболее впечатляющим примером является самая большая ступа Европы на побережье Андалузии — это Ступа Просветления, высотой 33 м.

Благодаря Лопен Цечу Ринпоче многие люди на Западе уже смогли увидеть ступы, обойти их по часовой стрелке, почувствовать их энергию, помедитировать в их тени или даже сделать им подношения. В данном случае неизбежно возникают вопросы: почему мы ощущаем такое вдохновение от ступ? Что представляет собой ступа вообще? Откуда она происходит?

В этой статье акцент делается прежде всего на значении и функциях ступ. Во второй статье (следующий выпуск «Буддизм Сегодня») речь пойдет об их историческом происхождении, развитии в течение столетий и современных ступах XX столетия.

Можно с разых сторон подойти к этой очень обширной теме. О сути и значении ступы мы узнаем непосредственно, если поработаем в одном из проектов строительства ступы. Если нам выпало счастье вовлечься в рабочий процесс одного из таких проектов, мы получаем устные указания и информацию от самого мастера строительства ступы. Например, мы узнаем как готовится наполнение, что означает отлить тысячи ца-ца (Будды и маленькие ступы вылитые из гипса) и изготовить мантра-роллы. Такой вид передачи действительно нельзя сравнить ни с чем, ни с одной из самых умных книг.

Лопен Цечу Ринпоче во время строительства ступы в Граце в 1998 году отчетливо объяснил, что акцент в нашей практике делается на медитации. На просьбу подробнее рассказать о значении ступ, он сказал, что будет гораздо больше смысла, если мы не будем задавать так много вопросов, а будем медитировать. В данном случае становится ясно, что окончательное значение ступ можно понять, только работая со своим умом. Объяснения могут очень хорошо поддержать этот процесс, только при этом нам следует четко различать, откуда мы получаем информацию. Практикующий буддист считает важными поучения Будды, которые передавались в непрерывной передаче от учителя к ученику, и высказывания реализованных мастеров.

Тем не менее существуют многочисленные научные исследования, которые основываются прежде всего на исследованиях археологических раскопок, а также на переводах буддийских текстов. Если мы можем четко различать эти два подхода, и не смешиваем внутренний взгляд, основанный на опыте (учение Будды), и внешний взгляд, основанный на научных знаниях (наука и исследование), тогда мы подготовлены лучшим образом к очень увлекательному многостороннему изучению всего, что касается ступ, и нам открывается восхитительный мир невероятной глубины и красоты. Это, конечно же, касается и всех остальных направлений
буддийского искусства.

Поскольку не все могут изучить письменные источники, ниже следует их краткий обзор. Самые древние объяснения формы и значения буддийских ступ, согласно индийским и тибетским источникам, исходят от самого Будды. В Канджуре (непосредственно учение Будды) и Тенджуре (комментарии индийских мастеров) есть некоторые рассказы, которые затрагивают эту тематику. Тибетские мастера, такие как Бутон Ринчен Друб (1290–1364), Дези Сангье Гьяцо (1653–1705), Джамгён Конгтрул (1813–1899) и другие, опираясь на древние индийские тексты, в которых можно найти некоторую информацию по теме архитектуры ступ (например, в комментарии к Вималошниша), письменно зафиксировали форму тибетских ступ, т.е. их пропорции. Этих стандартов придерживаются по сей день, и считается, что они исходят непосредственно от Будды. Для линии Карма Кагью очень ценным является текст о пропорциях ступ Пятнадцатого Кармапы Кхакхьяба Дордже (1871–1922). В книге «Принципы тибетского искусства» Гега Ламы, мастера стиля Карма Гадри, наряду с инструкциями по росписи тханок, можно найти объяснения пропорций ступ, которые исходят от ученого Тренгава Лодрё Зангпо (VI в.). Есть также различные объяснения значения ступ в древних индийских источниках. Тибетские ученые составили много текстов на эту тему, большая часть которых однако еще не переведена. Существуют некоторые доступные объяснения от Джамгёна Конгтрула, речь о которых пойдет далее.

Интересующиеся научным взглядом на данную тематику могут обратиться к различным книгам, статьям, научным докладам, большая часть из которых издана на английском (см. список книг в конце статьи).

Исследование ступ было начато на территории нынешнего Пакистана и Афганистана. Первыми известными учеными были француз Шарле Массон, который исследовал открытую в 1810 году ступу Мэникьела, и немец Карл Риттер, который составил в 1838 году первую монографию о ступах, опираясь при этом на путевые заметки китайского паломника Фа Хьена. Следующее большое исследование было сделано англичанином Александром Каннингемом (1854), у которого уже имелись в наличии переводы текстов и другие результаты раскопок.

Большое влияние на исследование ступ оказал также Альфред Фучер (Париж, 1909), который писал о функциях, значении, формальном оформлении и типах строения ступ в Гандхаре. Так как полный хронологический перечень экспертов выходит за рамки этой статьи, наряду со многими другими здесь всё же стоит упомянуть Джузеппе Туччи, который в 1932 году написал очень важную работу о ступах, а также некоторые публикации недавнего времени. Так, например, Адриан Снодграсс (1985) в своей обширной книге о символике ступ объединил большое количество источников: западные публикации, индийские тексты и японские буддийские научные трактаты. К сожалению, тибетский буддизм он оставил без внимания. Хайно Котткамп (1992) расширил исследование ступ работой, которая дает исчерпывающую информацию о возникновении и развитии архитектурной символики.

Если есть желание больше углубиться в эту тему, можно почитать работы Яэля Бентора (1996), который исследует освящение скульптур и ступ, и Беатрис Амары (2006), которая написала свою магистерскую работу о наполнении ступ. Книга Пемы Дордже (1996 ) на тему
тибетских ступ также достойна большого внимания.

Чем больше литературы о ступах поступает на рынок, тем с большей ответственностью следует использовать эти знания. Если есть желание построить ступу, то в данном случае строительство зависит от руководства опытного мастера ступ, такого как например Шераб Гьялцен Ринпоче. Только благодаря его указаниям может быть обеспечено то, что ступа будет «функционировать» в буддийском смысле. Без его устной передачи и благословления ступа была бы сооружением очень красивым с виду, но бессодержательным внутри. Это приводит нас к теме основного значения ступ.

Ступа — это санскритское слово и означает «узел из волос», или в общем «верхняя часть головы», но также «скопление камней и земли». Ступы были еще и в доббудийские времена. Они появились на основе могильных холмов и изначально были могильными памятниками властелинам мира и большим королям (чакравартинам) античной эпохи Индии. В Махапаринирване-сутре описывается, что Ананда, ученик Будды, спросил Будду, что следует сделать с его телом после смерти. Будда ответил, что с ним следует поступить так, как поступили бы с мертвыми останками властелина мира, а именно поместить в ступу останки после кремации завернутого в полотно и помещенного в гроб тела. Таким образом, Будда перенял принятый в те времена ритуал погребения, но в то же время придал добуддийским ступам решающее новое значение, а именно: «основа для подношений». Тибетский термин «чёртен» (тиб. mchod rten) передает это значение слово в слово: mchod в переводе означает подношения и rten — основа.

Следовательно, основное значение ступы заключается в том, чтобы быть символом Просветления, которому можно делать подношения и благодаря этому накапливать заслугу, т.е. позитивные впечатления в уме.

На эту тему в Сутре взаимозависимого происхождения есть рассказ, как Любящие Глаза (тиб.: Ченрезиг) спросил Будду: «Как могут бесчисленные существа накопить столько заслуги, чтобы достичь Освобождения и Просветления?» Будда ответил, что необходимо построить основу для подношений, чёртен, и подносить ей, как представителю Будды, дары. Таким образом будет накапливаться много хороших впечатлений, и ум от этого будет крайне радостным. Говорится, что если ступу воспринимать не только как внешнее сооружение, а распознать, что она указывает на природу нашего ума, Будда-природу, то мы в результате достигнем Освобождения и Просветления.

Причина, почему эта тема раскрывается под заглавием «Взаимозависимое происхождение» (тиб. rten ‘brel) заключается в том, что обстоятельства, приносящие счастье, основываются на законе взаимозависимого происхождения и создаются с помощью подношений Просветлению. Этот универсальный закон означает, что внутри вселенной не существует ничего независимого друг от друга, или иначе говоря, все вещи каким-либо образом связаны между собой. Форма, а также отдельные части ступы, иллюстрируют этот закон с разных сторон. Более точные объяснения можно найти в Сутре рисовых ростков. Даже если мы еще не полностью распознали взаимозависимое происхождение, но подношения Ступе оказывают непосредственное влияние на наш ум. Использование ступы в качестве символа Просветления — это путь к его достижению.

Другие обстоятельства, приносящие счастье и связанные со строительством ступы:

  • Ступа очищает пространство, и поэтому в этой местности могут переродиться реализованные учителя.
  • Есть возможность для роста Дхармы (Учения Будды).
  • Ступы в Европе усиливают передачу буддизма из Азии в Европу и укореняют его.
  • Ступа приносит мир и благосостояние в страну, в которой она строится.
  • Она защищает места, в которых стоит, например, буддийский центр в этой местности.

Если указания Будды относительно взаимозависимого происхождения кажутся слишком абстрактными, то верхнюю часть ступы можно представлять также в форме сидячего Будды. У Первого Джамгёна Конгтрула в Сокровище знаний (Shes bya mdzod, том 2, раздел 6.1., стр. 280) можно найти следующие объяснения.

Будда сидит в позе лотоса на троне: квадратная основа ступы соответствует львиному трону Будды. Четыре ступени над троном представляют скрещенные в позе лотоса ноги Будды. Вазу можно рассматривать как верхнюю часть тела Будды, начиная с пупка. Ниша или окно, в которую часто помещают статую, находится на уровне сердца Будды. Маленькая квадратная надстройка (санскр. хармика, тиб. bre) символизирует лицо Будды, или его глаза, которые могут смотреть во всех направлениях. На непальских ступах часто на самом деле по всем четырем сторонам нарисованы глаза. Коническая надстройка с тринадцатью кольцами представляет ушнишу (санскр.) Будды — выпуклость на его голове. Верхний зонт символизирует королевскую эмблему, и завершающие элементы: месяц, солнце и драгоценность — это знаки его Просветления. Дерево жизни, центральная ось ступы, представляет внутренний центральный канал Будды.

Взаимозависимое происхождение очень комплексное. Ключевое высказвание Сутры рисовых ростков: тот, кто понимает взаимозависимое происхождение, тот понимает Дхарму, а тот, кто понимает Дхарму, понимает Будду, просветленное состояние ума. Исходя из этого, части ступы можно сопоставить с пятью тибетскими элементами. Весь внешний мир и также наше тело состоят из пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства. Если мы распознаем чистую форму этих пяти элементов, то реализуем пять Будда-семейств и достигнем Просветления. Это означает распознавание пяти чистых аспектов тела и ума. Просветление проявляется в различных формах. Все Будда-аспекты, которым учил Будда Шакьямуни, можно объединить в пять Будда-семейств. И, в свою очередь, как сущность этих пяти семейств можно рассматривать Будду Держателя Алмаза (тиб. Дордже Чанг) — тантрическую форму самого Будды Шакьямуни.

Следующая таблица, составленная Манфредом Зегерсом, показывает соответствие элементов ступы пяти Будда-семействам:

Часть
ступы\Признак
Форма Цвет Будда-
семейство
Элемент Аспект
тела
Аспект
ума
Месяц, солнце и
драгоценность
Капля Белый Будда
Вайрочана
Сияющий
Пространство Отверстия
тела и
полости
Пустота
или пространство
ума
Защищающий
зонт
Полукруг Зеленый Будда
Амогхасиддхи
Значительная
реализация
Ветер Дыхание и
внутренние
ветры
Безграничность
ума
Кольца Треугольник Красный Будда
Амитаба
Безграничный
свет
Огонь Тепло тела Ясность ума
Ваза Круг Синий Будда
Акшобхья
Непоколебимый
Вода Кровь
и все
жидкости
тела
Поток
или непрерывность
ума
Львиный трон Квадрат Желтый Будда
Ратнасамбхава
Лотосорожденный
Земля Кости
и мышцы,
твердые
части тела
Ум
как основа
всех явлений

У Первого Джамгёна Конгтрула можно найти классическое объяснение того, что символы Будды необходимо понимать как вместилище или основу (тиб. rten) для тела, речи и ума.

    • Статуи и рисунки на свитках (тиб. тханка) образуют основу тела Будды (тиб. sku rten), давая нам возможность отождествляться с Будда-формой.
    • Тексты/книги/каллиграфия — основа речи Будды (тиб. gsung rten)
    • Ступы — основа ума Будды (тиб. thugs rten). Ступа «содержит» ум Будды с помощью его реликвий или реликвий других реализованных учителей, представляющих Будду. Эти реликвии хранятся внутри ступы.

Поскольку ступа выражает ум Будды, который в свою очередь символизируется сообществом практикующих, то логично установить связь между ступой и Сангхой. Ступа символизирует Сангху — сообщество практикующих. Маленькую ступу можно найти на каждом классическом алтаре всех буддистов во всём мире, которые принимаеют Прибежище в Будде, в его Учении, в Сангхе, друзьях на пути, сообществе практикующих. В качестве символа Будды используется статуя Будды, текст на алтаре символизирует его Учение, а Сангху представляет мини-ступа.

  • Символ Будды — статуя Будды
  • Символ Учения Будды — текст
  • Символ сообщества практикующих — маленькая ступа или ее изображение

При реализации проекта Ступы четко проявляется то, что ступа — это символ друзей на пути. Если центр принял решение строить ступу, для этого, с одной стороны, потребуется сильная Сангха, чтобы вообще была возможность осуществить проект и, с другой стороны, дружба внутри сообщества практикующих очень укрепится.

Как упоминалось выше, главное значение ступы — быть основой для подношений. Мы подносим дары ступе, представляющей Будду, и благодаря этому получаем невообразимо сильные позитивные впечатления в нашем уме. Подношения ступе и обхождение ступы по часовой стрелке — это формы практики, осуществляя которые каждый становится практикующим (членом Сангхи).

В пояснениях можно сильно углубиться в детали, потому что каждая часть ступы символизирует шаг на пути к Просветлению. Она указывает практикующему, который следует ступенчатому пути, на ступень его личного развития. Согласно Гега Ламе, ступа Просветления разделена на три части: нижняя часть, исполненная в форме квадратного цоколя, так называемый львиный трон (тиб. seng khri), образует основу для Просветления. Над ней поднимается собственно ступа, которая разделена на две части. Нижняя часть от четырех ступеней и ваза до маленькой квадратной части (тиб. bre) — это ступа причин (тиб. rgyu ‘i mchod rten). Она показывает причины для Просветления. Верхушка ступы от колец показывает результат, т.е. само Просветление, и называется ступа результатов (тиб. ‘bras bu’i mchod rten).

stupa
Увеличить изображение

У Первого Джамгёна Конгтрула есть объяснения 21 части ступы Просветления, в которых он точно описывает каждую ступень, начиная с зарытой в земле или заложенной в фундаменте вазы-сокровищницы, которая символизирует качества тела Будды, затем поясняется основание, т.е. десять позитивных действий тела, речи и ума, и Прибежище (Будда, его Учение и сообщество практикующих), которые представлены в виде трех маленьких ступеней.

Львиный трон символизирует четыре бесстрашия Будды, что представляют две маленькие ступени на верхнем крае. Два диска лотоса символизируют шесть освобождающих действий (санскр. парамит). Покрывающая сверху трон плита выражает Четыре Неизмеримых: любовь, сочувствие, сопричастную радость и равностность. (Существуют также пояснения, в которых Четыре Неизмеримых символизируют первые четыре ступени над троном).

Над львиным троном, который, как уже упоминалось выше, символизирует основу Просветления, располагается собственно ступа и выражает ступенчатый путь в виде пяти путей. Первые три ступени символизируют путь накопления, четвертая ступень и основа, на которой располагается ваза, символизирует путь соединения, и сама ваза соответствует «семи ветвям пробуждения» на пути видения. В вазе, в маленькой нише, находится статуя Будды, которая также выражает аспект на пути видения, а именно распознание природы ума, и символизирует освобождение из круга перерождений. Маленькая квадратная часть над вазой (тиб. bre) соответствует со 2-го по 10-й уровням Бодхисаттвы и символизирует Восьмеричный Благородный Путь на пути медитации. Начиная с тринадцатого кольца описывается путь не-учения, что уже выражет Просветление. Тринадцать колец символизируют десять аспектов мудрости Будды и знание трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Защищающий зонт показывает преодоление всех страданий, гирлянда — выдающиеся достоинства состояния Будды. Верхушка ступы состоит из месяца, солнца и драгоценности. Месяц символизирует относительный Просветленный настрой и мудрость Будды, солнце — безграничное сочувствие и абсолютный Просветленный настрой. Драгоценность выражает неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний, ясный свет ума. Внутри ступы в качестве центральной оси находится дерево жизни, которое символизирует разные аспекты мудрости Будды.

Если смотреть сверху, то распознаём ступу как круг силы Будды (санскр. мандала), чистое олицетворение совершенной вселенной. Мандала (тиб. dkyil khor) в переводе означает «центр и окружение». Мы знаем мандалу как геометрические формы, которые представлены на тибетских свитках. Буддийскую мандалу можно понимать как двухмерное представление трехмерного дворца Будды. Геометрически упорядоченные линии соответствуют горизонтальной проекции, или строительному плану, дворца Будды из света и энергии. Принцип просветленной мандалы выражается через Будда-аспектв центре. Соответствующие ему аспекты символизируют разностороннее применение этого принципа.

Таким же образом каждая ступа соответствует структуре мандалы, но уже в трехмерной форме. Центр образует центральную ось, так называемое дерево жизни, которое стоит вертикально в центре ступы. На дереве жизни написаны мантры для тела, речи и ума, а в очень больших ступах или статуях — также мантры для качеств и активности. Это дерево образует центр поля силы. Наполнение ступы, подготовленное в соответствии с точными инструкциями мастера, а также само тело ступы, формируют окружение. Таким образом, ступа является совершенной вселенной.

Наполнение для ступы имеет особое значение. Оно состоит из очень многих драгоценных элементов, таких как статуи, мандалы, буддийские тексты, ца-ца (Будда-аспекты и маленькие ступы из гипса), реликвии духовных мастеров, которыми заполняется ступа. Завершающее освящение ступы по-тибетски называется рабне (rab gnas). Для этого мастер ступ в большинстве случаев со всеми участниками строительства приглашает Будд занять место в ступе. С этого времени ступа «работает» и поле силы Будд активно для блага всех существ.

Ева Прешерн
Автор выражает большую благодарность Манфреду Зегерсу за его консультации и редакцию текста.

Перевод с немецкого Галины Бельченко.

«Буддизм сегодня», №14, 2009


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.