Связь между учителем и учеником

Дитрих Ровек

Сила действенных средств Алмазного Пути происходит из особой связи между Учителем и учеником. Здесь роль Учителя превосходит всё то, что мы имеем в виду под понятием Учитель в повседневной жизни – он передаёт не только знания, но и возможность непосредственно узнать имеющееся в нас Просветление. Хорошую связь учитель-ученик можно узнать, среди прочего, по всё возрастающему чувству благодарности ученика за развитие, исходящее из этой связи.

ОБ УЧЕНИИ ВООБЩЕ

Учеба во всех жизненных ситуациях означает обмен различными уровнями опыта. Потенциально всё знание человечества находится в нас. Однако, чтобы раскрыть его и сделать явным, необходимы условия и побуждение.
Это осознание относится не только к усвоению информации. Свойства гибкости и переменчивости являются естественно присущими миру, всё более ускоряющемуся на рубеже тысячелетий, что всё время заставляет нас решать новые, и часто неожиданные задачи. Наши представления о работе меняются, и сегодня всё реже кто-то занимается одним делом на протяжении всей своей жизни.

В предшествующих культурах это было иначе. Например, когда в Японии ввели обязательное обучение по европейскому образцу, почти все традиционные ремёсла вымерли – ведь период ученичества для ряда традиционных профессий мог длиться сорок лет. Для этого было необходимо, чтобы образование начиналось в детстве и часто продолжалось в течение всей жизни. Присутствие учителя было необходимым для подготовки ученика к каждому новому этапу ремесла. Целью внешних техник и развития способностей было обретение степени мастера.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ ОБУЧЕНИЯ В БУДДИЗМЕ И КАКОВЫ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБМЕНА ОПЫТОМ?ытом?

Буддизм – это и религия, и философия, и психология в целом, но на практическом уровне он выходит за пределы всего этого. Его цель – полное переживание ума, того, чем же он в действительности является. Кто тот, кто осознаёт? Каково содержимое ума? Какова конечная природа вещей и явлений?

Эти вопросы являются характерными для будущего ученика Алмазного Пути. Учитель в Алмазном Пути должен излучать энергию и мудрость опыта Просветления. Только в этом случае его тело и речь смогут передавать бесстрашие, не ограниченную никакими условиями радость, а также спонтанную любовь, сочувствие и активную энергию. Этот учебный процесс – нечто большее, чем простое усвоение интеллектуального знания и способностей. Поскольку при полном переживании Просветления прекращаются мешающие чувства – недовольство, запутан­ность и страдание – то, для сравнения, мы можем сказать, что Леонардо да Винчи, несмотря на разносторонний талант, реали­зовал лишь некоторые аспекты своего ума. Европейская образовательная система великолепно оттачивает наши способности к концентрации и учёбе, но гораздо реже обучает тому, как нам быть с постоянно меняющимися внутренними переживаниями, настигающими нас в процессе внешней учёбы. Вопрос о природе ума все должны задать себе сами. И здесь большое значение приобретает буддизм, согласно которому процесс учёбы не ограничивается одной жизнью.

1Согласно буддийским поучениям, 18 условий должны сойтись для того, чтобы вообще мог возникнуть контакт с Учением Будды. На протяжении многих жизней возможности для этого нет. Если же в нас и в окружающей нас среде эти условия всё-таки созреют – то, в первую очередь, благодаря пониманию закона причины и следствия мы создадим в нашем уме так много прост­ранства, что сможем направлять собственную жизнь. Можно назвать это и начальной школой. Затем, когда пройдёт немного времени, мы станем способны заниматься не только собственной жизнью. Людей, обладающих дополнительной энергией и всегда работающих на благо других, мы называем бодхисаттвами. Сочувствие и развитие мудрости, необходимые здесь, примерно соответствуют средней школе. После того, как эти качества развились, мы сможем войти в контакт с методами Алмаз­ного Пути и встретиться с подлинным Учителем. В связи между таким Учителем и учеником открывается возможность очень интенсивного курса, когда мы можем по-настоящему действенно учиться и быстро развиваться. Согласно буддизму, наши жизненные обстоятельства и возможности создаются не случайностью и уж тем более не волей бога. Если кто-то в этой жизни встречается с экстраординарными возможностями духовного развития, то это знак того, что он уже и в прошлых жизнях много занимался умом. Сейчас для познания ума вряд ли есть лучшее место, чем Европа. Встречающийся с буддийскими поучениями обычно обладает высоким интеллектуальным уровнем и в достаточной мере идеалистичен в своих взглядах благодаря демократическому общественному устройству.

Сейчас пойдёт речь о том, как мы можем достичь конечной цели – состояния ума, которое свободно от внешних обстоятельств, бесстрашно, полно радости и активного сочувствия.

ТРИ ПУТИ БУДДИЗМА

В буддизме существует три направления, по-разному объясняющих цель и путь. Описание взаимосвязи Учителя и ученика у них отличается. Традиционно используется сравнение “похода” к Просветлению с путешествием в незнакомое место. Если мы идём пешком, то нам необходим сведущий Учитель, который определит цель (успокое­ние ума или освобождение от страдания) и наши ноги, для того чтобы идти по пути (Восьмеричная Тропа). Это соответствует древней школе Тхеравады, или Малому Пути. Если цель (развитие свойств ума) расположена дальше, то, конечно же, предпочтительно взять автомобили и обратиться к опытному Учителю, – ведь в этом случае явно недостаточно просто указать путь движения. В буддизме Махаяны учитель в большей степени выступает в качестве духовного друга, ведущего нас по пути. Однако самым быстрым средством для путешествия является самолёт. Но – это абсолютно невозможно без Учителя, и здесь как Учителю, так и ученику необходимо в равной мере обладать исключительными качествами. Поучения об уме (об опыте безграничной пустотности ума и чистоте его природы), а также личный пример возможного развития – это условия для того, чтобы Учитель непосредственно отражал никогда не меняющееся состояние ума Будды. Движущей силой развития является преданность и открытость, и мы сможем в качествах Учителя “узнать самих себя”. Безусловно, это самый быстрый путь, который даёт возможность для “полёта”.

СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

2В Алмазном Пути для Учителя важно умение определить скрытые возможности ученика, а ученик должен удостовериться в том, что может доверять Учителю. Есть три типа буддийских Учителей. Монах избирает путь ухода от мира, чтобы устранить мешающие обстоятельства. Покой монастырских стен он применяет для собственного развития и, обретя какое-то постижение в этом закрытом месте, выносит свой опыт в мир. Пример Учителей-мирян показывает, как с помощью возникающих повседневных ситуаций трансформировать мешающие эмоции, а также то, как быть эффективным в своей жизни. Практик-йогин всегда учит согласно чистому видению. В противоположность монаху, он находит слишком тесными строгие правила монастырской жизни, и ради своего развития не принимает даже тех ограничений, которых придерживаются миряне; он показывает ученикам наиболее быстрый путь к опыту сияния и ясной открытости ума. Полностью просветлённые Учителя излучают все качества бесстрашия, радости и любви, в то время как талантливые и образованные ученики только на пути к этому. Вот почему для ученика столь важно проверить, насколько подлинным является Учитель. Если его поучения, его речь согласуются с его видением и стилем жизни, тогда мы можем рассматривать его как зеркальное отображение нашей Будда-природы. Если между его добрыми пожеланиями и словами, с одной стороны, и поступками, с другой, имеется расхождение, то мы всё ещё можем использовать его в качестве источника информации или друга на пути, пока он работает в здоровом стиле. Это значит, что он честен в том, где именно находится в своём развитии. Для Учителя Алмазного Пути необходима подлинность. Его ответственность велика – ведь его ученики должны доверять его благословению и силе передачи. Благодаря этому Учитель становится зеркалом Просветления. Такого Учителя найти нелегко.

ПОИСК

3
Тилопа (988-1069)

Хороший пример для иллюстрации выбора Учителя мы находим в жизни Наропы. Наропа родился в королевской семье, его добрая мотивация была сильной уже с раннего возраста, и он получил самое высокое буддийское образование. Когда Наропа стал знаменитым профессором Университета Наланды, он встретился со старухой с 37 знаками уродства. Она ошеломила его, показав, что без хорошего Учителя, даже обладая самым прекрасным образованием и самыми великолепными возможностями, он будет не в состоянии достичь Просветления. Признаки уродства старухи он распознал как 37 недостатков обусловленного мира и, вопреки просьбам других учителей, учеников и коллег, пришел к окончательному решению покинуть Универ­ситет Наланды и отравиться в путь в поисках своего Учителя Тилопы.

Наропа (1016-1100)
Наропа (1016-1100)

С этого момента силовое поле Учителя сопровождало его подобно тени, следующей за его телом. Прислушиваясь к шёпоту своего внутреннего голоса, Наропа шёл к своей цели. Он доверял силе мантр и медитаций и опирался на собственную интуицию. Он спрашивал о Тилопе всех, кого встречал на своём пути. Но при каждой встрече он сталкивался лицом к лицу со своими ограничениями. В самом начале пути ему встретилась прокажённая женщина. Невзи­рая на сочувствие к ней, исходящий от неё запах вызывал в нём отвращение. И вдруг прокажённая превратилась в свет. Затем Наропа встретился с гниющей птицей, в которой уже копошились черви. Как только он прошёл мимо, она тотчас превратилась в радугу. Посредством этого он получал поучения о своих ошибочных взглядах и жёстких концепциях, являвшихся препятствиями для встречи с реальным Буддой. И это продолжалось, его Учитель проявлялся в разных обличьях: как злодей, разбойник, похититель трупов, король, монах, охотник, рыбак и убийца. Каждая встреча неожиданно показывала Наропе его неспособность увидеть природу Будды в повседневных ситуациях.

В одной из последних встреч Тилопа предстал в облике нищего в монашеской обители, жарившего живую рыбу. Затворники, заметив это, побили его, а он лишь щёлкнул пальцами и рыба, прыгнув обратно в озеро, уплыла. И тут в этом нищем Наропа узнал Тилопу и, не мешкая, обратился к нему с просьбой учить его. Учитель же поднёс ему в ладони горсть вшей и сказал: “Хорошо, но для конечного блага всех существ отбрось вначале все свои жёсткие представления и утвердившиеся на бес­конечном пути привычные взгляды! Ты должен убить этих вшей!” И, поскольку Наропа не мог этого сделать. Учитель вновь превратился в свет и исчез. В отчаянии Наропа замыслил самоубийство, надеясь после смерти благодаря силе своего ума встретиться с учителем. И в это мгновение он услышал голос: “Если ты не нашёл его до сих пор, то как же ты найдёшь Учителя, убив в себе Будду?” В тот же момент он увидел Тилопу, продолжавшего: “С тех пор как ты повстречал меня в облике прокажённой женщины, мы не расставались ни на миг. Мы были как тело и его тень. Твои разнообразные видения являлись результатом завес в твоём уме – и ничем иным; именно они препятствовали тому, чтобы ты узнал меня”. Мы можем интерпретировать этот поиск по-разному, но одна вещь по сегодняшний день остаётся чрезвычайно важной: при проверке Учителя – всегда смотреть сквозь вуали внешних явлений и обнаруживать в людях Будда-природу. Убийство других существ или самоубийство ведут к наихудшей карме и становятся существенным препятствием на пути. Наропа попадал в западню, когда Тилопа требовал от него невозможное. С одной стороны, Наропа цеплялся за свои представления, а с другой – живой Учитель был для него важнее уже усвоенного знания. И по сегодняшний день ученики Алмазного Пути часто оказываются в подобных затруднительных ситуациях: они не прочь отождествиться с открытостью учителя, но боятся возможного изменения личности. Конструктивное сомнение  и  искреннее доверие – важнейшие движущие силы связи Учитель-ученик.

ВСТРЕЧА

Чтобы в Алмазном Пути ученик с помощью учителя смог достичь Просвет­ления, ему необходимо иметь большую преданность и глубокое доверие. Ничто не должно отвлекать внимание ученика, когда он получает поучения, и будет правильно, если он постарается немедленно взять эти поучения на вооружение в той степени, в какой он может. Наряду с этим, Учитель должен видеть кармическую связь с учеником, а также верно оценивать его мотивацию, чтобы его работа с учеником была как можно более многогранной. Например, первый буддийский Учитель Миларепы отослал его от себя, так как между ними не было соответствующей кармической связи. Это показывает, насколько важным является честность между Учителем и учеником. Если Учитель привязывает к себе ученика, он совершает большую ошибку, так как препятствует как собственному развитию, так и развитию ученика. Поныне верной остаётся истина о том, что для различных ти­пов учеников действенными являются различ­ные пути и стили обучения. Именно по этой причине буддисты никогда не занимались и не занимаются “обращением в свою веру”.

Марпа (1012-1097)
Марпа (1012-1097)

Согласно традиции, должно пройти три года, чтобы Учитель и ученик друг друга узнали. В случае Миларепы, уже при первой его встрече со своим Учителем Марпой все важные знаки были налицо. Марпа впервые предстал перед Миларепой в тот момент, когда вспахивал своё близлежащее у дороги поле. Миларепа спросил, где ему найти Марпу. Марпа, не раскрывая своё присутствие, протянул ему огромный жбан пива, сказав, что укажет путь, но пусть Миларепа предва­рительно вспашет поле и непременно выпьет перед этим пиво. Миларепа, выпив пиво одним глотком, незамедлительно приступил к работе. Потом один из сыновей Марпы позвал Миларепу в дом, но тот закончил вначале вспашку и только после этого направился за ребёнком. По этим знакам Марпа понял, что Миларепа усвоит все его поучения (это символизировалось пивом) и успешно преодолеет все трудности на пути (что символизировалось вспаханным полем). В их случае также чрезвычайно важным был период изучения друг друга. Мы можем, говоря о первых годах своего развития в Дхарме, констатировать, что речь идёт о построении и укреплении связи с Учителем. Умственная связь между Учителем и учеником зиждется на взаимной искренности и глубоком доверии.

Миларепа (1052-1135)
Миларепа (1052-1135)

Сегодня мы особенно хорошо понимаем негативность безусловной преданности и доверия к неискренним Учителям. Поэтому буддийским Учителям необходимо в первую очередь исследовать самих себя; более того, их ученикам также следует это делать, чтобы увидеть, воспитывает ли Учитель в них самостоятельность или создаёт условия для новой зависимости.

С другой стороны, мы часто можем слышать совет не нарушать свою связь с Учителем. Что в действительности это означает? Это – один из наихудших видов кармы, который вообще можно создать. Убийство Учителя, особенно собственного Учителя отдаляет возможность достижения Просветления на астрономическую дистанцию. Но гораздо чаще встречается другое: интриги против учителя. Ученики, пытающиеся вредить своим Учителям или препятствовать их работе, накапливают наибольшие трудности. Что это значит?

В Алмазном Пути ум Учителя является зеркальным отображением совершенной природы нашего ума. Однако ученик, наряду с преданностью, не может избежать сомнений, а также зависимости от мешающих чувств. Нужно следить за тем, чтобы эти негативные эмоции не проецировались на Учителя. Сам же Учитель никогда не должен чувствовать, что он выбран в качестве мишени, – он всегда должен видеть возмож­ности за пределами сиюминутных помех. Короче говоря, он должен любить своих учеников такими, какие они есть. Если мы радуемся встрече с нашим Учителем – это знак хорошо функционирующей связи. Совершенно по-другому обстоит дело, если результатом влияния мешающих чувств будет наше противодействие Учителю. Последствия этого мы испытаем очень быстро. Чем выше уровень того, против кого мы идём, тем силь­нее будут рождающиеся из этого негативные впечатления. Учитель фактически представ­ляет Просветление, пока не проявленное в нас. Благодаря преданности и доверию, мы будем в состоянии осознать в себе состояние Просветления и при помощи силового поля Учителя достичь уровня чистого видения. Возможность этого удостоверяет силу Алмазного Пути. Если кто-то хочет видеть мир глазами Будды, ему необходимо создать конкретные основы правильного поведения и поддержания внутренней мотивации. Однако, разрушая эту основу, он легко может упасть.

Если ученик может позволить себе всё, за исключением непосредственного противо­борства и интриг, положение Учителя совер­шенно иное. Он должен очень любить своих учеников, и также тех, кто находится в крайне затруднительных состояниях ума. В против­ном случае он никогда не сможет их освободить. Он должен уважать свои связи с учениками и быть преданным скрытой в них Будда-природе.

Самую большую ошибку Учитель совершает, когда вводит в заблуждение своих учеников относительно имеющихся у него способностей и опыта. Если он не имеет опыта стабильного состояния ума, ему лучше не быть Учителем Алмазного Пути. Ведь если в какой-то ситуации он предстанет слабым и запутанным, у его учеников надолго возникнет трудность в том, чтобы доверяться и открываться другим. Это сделает для них недоступными скоростные методы Алмазного Пути – поучения, основанные на непосредственном внутреннем опыте.

Именно мы, уполномоченные путешествующие Учителя, переживаем изо дня в день силу, скрытую в преданности. В первый раз выступая представителем Будды, очень интенсивно переживаешь не ограниченные временем энергии благословения. Однако нам всегда нужно осознавать, что это силовое поле построено не нами. За это мы должны благодарить, в основном, наших Учителей и их предшественников. Линия передачи настолько сильна, что нам нет никакой необходимости притворяться или вести себя подобно святоше. Чтобы активизировать силовое поле линии, достаточно иметь преданность и доверие. Вот почему так важно быть честными с самими собой, а также с нашими друзьями и интересующимися людьми. У нас, учителей, ответственность гораздо больше, чем у других, поэтому мы вдвойне должны извлекать уроки из собственных ошибок. А задача практикующих в том, чтобы помогать нам об этом помнить. Только тогда мы можем думать, что во всём проявляется благосло­вение Будды, а незначительные ошибки спи­сывать на собственный счёт.

Но что нам делать, если мы всё же хотели бы прервать нашу связь с Учителем? Ответственность Учителя и в этом случае велика. Он не должен проявлять никакой неприязни и никакой привязанности в случае желания учеников уйти; ученикам же не следовало бы ещё больше запутываться в своих мешающих чувствах, но – просто думать, что данный Учитель ему не подходит. И не исключено, что он может быть полезен другим. Если мы недостаточно основательно исследуем или не наблюдаем длительное время его связь с другими учениками, то мы ограничиваем собственное мнение и оценку, в основном, только нашей связью. В этом случае нужно надеяться, что наша интуиция подскажет нам, какой путь и какого Учителя выбрать.

КАРМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Основа Алмазного Пути определяется поиском соответствующих связей и созданием наиболее благоприятных условий, кармой, принесённой нами. После принятия Прибежища и совершённых для блага других существ хороших пожеланий акцент переносится, в первую очередь, на очищение и накопление позитивных впечатлений. Учитель на пути следования всегда использует кармическую “предыдущую жизнь” своего ученика Марпе. Например, необходимо было освободить Миларепу от впечатлений чёрной магии, с помощью которой он уничтожил 35 врагов своей семьи. Поэтому тот возводил башнеобразные сооружения – так долго, что вся его спина покрылась ранами. Боль и трудности этого периода освободили Миларепу от негативных впечатлений.

Тилопе же надо было освободить Наропу от чрезмерного багажа интеллектуального материала. Поэтому он почти не разговаривал с ним. При помощи символов и различных впечатлений он уводил его от мира идей и понятий к непосредственному опыту пространственности и ясности ума.

7
Гампопа (1079-1153)

Многие спрашивают: какова же моя карма? Какие возможности имеются во мне? И часто неверно оценивают свою ситуацию. Будда сам говорил: “Если ты интересуешься своей прошлой кармой, взгляни на свою нынешнюю ситуацию. Тело, окружение и умственные тенденции здесь и сейчас вобрали в себя прошлое и будущее”. Если мы даже и неверно оцениваем самих себя, Учитель не имеет права совершать подобную ошибку. Обычно первая активность, проявляемая им, – успокаивающая. Он принимает ученика таким, какое он есть, и показывает ему, что внешний поиск закончен, наступило время обратиться вовнутрь. Только в результате медитации и внутреннего спокойствия ученик сможет воспринимать внешние и внутренние явления без искажений. Последующая активность учителя направлена на то, чтобы из множества развивающих возможностей выделить те, которые более всего помогут накопить мудрость и позитивные впечатления. На этой основе он окажет помощь ученику в преодолении ограниченности его опыта, откроет перед ним неизведанные горизонты, где можно будет испытать и проверить свою силу.

Дюсюм-Кхенпа I Кармапа
Дюсюм-Кхенпа I Кармапа

Наконец, он передаёт ему ощущение внутренней уверенности, для того чтобы ученик мог отдаться переживанию Просветления безграничного пространства.

Познание того, что ум не является вещью, делает нас бесстрашными. Этот первый опыт переживания истинной природы ума является чрезвычайно важным для ученика.

ВНЕШНИЙ, ВНУТРЕННИЙ И ТАЙНЫЙ УЧИТЕЛЬ

В буддизме мы различаем три вида Учителей: внешний, внутренний и тайный. И хотя они никогда не отделимы друг от друга, вначале мы переживаем это именно так.

Поэтому в начале пути внешний учитель наиболее важен. После принятия Прибежища появляется необходимость в большом количестве поучений, посвящений и передач. В этот период всё появляется благодаря внешнему Учителю: он говорит, даёт благословение и проводит ритуалы. Для ученика важным является его поведение и внешний вид: благодаря им создаются соответствующие точки взаимосвязи и соприкосновения. Результаты регулярно выполняемой дома и в центре медитации, а также опыт работы, приобретённой в группах, созревают в течение нескольких лет – и тогда появляется внутренний Учитель. Чтобы взаимодействовать с ним, нам вовсе не нужно слышать голоса, когда никто не разговаривает. Наши самостоятельные объяснения, привязанные к жизненным ситуациям, постепенно обретают качество цельности. Чем сильнее наша способность интегрировать поучения в ежедневные ситуации, тем более мы независимы от внешнего Учителя. Мы всё сильнее будем чувствовать, что именно “пространство переживающего” является тем, что связывает нас с ним. Мы можем видеть во многих ситуациях, как проявляется силовое поле Будд, внутри и вне нас. Следуем мы по стопам Учителя или нет, в каждой ситуации мы излучаем в мир что-то особенное. Этот опыт-переживание, однако, необходимо углубить ещё настолько, чтобы найти тайного Учителя, который подтверждает все фрагменты нашего опыта. Тайный Учитель может быть с нами неотлучно лишь в том случае, когда внешний Учитель и внутренний Учитель уже освободили нас от жёстких концепций и мешающих чувств. Он в каждый момент времени позволяет смотреть на весь наш опыт с наивысшего уровня истины, без необходимости его комментировать. В этот момент ученик становится   полностью   независимым от внешнего Учителя. Единственная связь, остающаяся с ним – это чувство неизменной благодарности за полученный от него подарок и за достигнутое благодаря ему.

Когда Марпа в третий раз отправился в Индию, Наропа передал ему последнее, самое глубокое поучение. Это была их последняя встреча. Наропа сказал так: “По сравнению с этой передачей все остальные устные наставления, полученные тобою от меня, подобны оболочке. На протяжении последующих тринадцати поколений только держатели линии могут передавать её друг другу. Ты же передай её только Миларепе, и тогда Будда-активность распространится повсюду и будет процветать. Скажи, отличаются ли в действительности эти устные поучения от полученных тобою от меня ранее?”

Марпа ответил так: “В своей основе они идентичны, однако они отличаются глубиной взгляда на методы, при помощи которых мы развиваемся на пути осуществления, а также скоростью появления доверия, когда без каких-либо особых усилий развивается непосредственный опыт.”

“Если ты полностью познаёшь одно, то это освобождает всё”, – пояснил Наропа.

Марпа ответил так: “Поскольку это наивысшее поучение вполне самодостаточно, оно выполнило бы свою функцию и в самом начале моего пути.”

Карма-Пакти, II Кармапа
Карма-Пакти, II Кармапа

На что Наропа сказал: “Для передачи его не было подходящего момента во время наших предыдущих встреч. Без тех трудностей, которые ты принял на себя ради того, чтобы получить поучения, ты не познал бы их редчайшую сущность и огромную ценность. Поэтому ты не был бы способен правильно практиковать эти поучения регулярно и, даже если бы ты их практиковал, ты не смог бы и в этом случае пожать их плоды. Я уже упоминал: чтобы получить эти поучения и затем практиковать их, я должен был пройти под руководством Тилопы – всем своим телом и сердцем – через двенадцать больших и такое же количество меньших испытаний”.

Этот пример показывает нам, что хотя Алмазный Путь и содержит самые действенные методы и может в отдельных случаях даже привести к спонтанному Просветлению, только совершенный Учитель может обучать данному уровню развития.

III Кармапа
III Кармапа

Подведём итоги: в первую очередь, нам необходимо построить связь с подлинным Учи­телем. После этого необходимо узнать качества друг друга. Затем следует передача поучений – методов и средств, приводящих к непосредственному переживанию природы ума.

Сравнив нашу эпоху с предыдущими временами, мы найдём как схожие моменты, так и различия. Одна из важнейших отличительных черт заключается в том, что сегодня люди гораздо реже встречаются с летающими гуру или мастерами, проходящими сквозь стены. Но если мы рассмотрим этапы  развития, то увидим, что схожих черт довольно много. Встреча с Учением Будды что-то изменяет в нас. Оглядываясь, мы можем увидеть, что в начальном периоде мы прошли через очень большие изменения, благодаря чему путь надолго стал свободен для последовательной практики Учения. Конечно, эти изменения выражаются не в беспокойстве нашей семьи по поводу того, что мы вдруг уедем в Индию или вступим в какую-нибудь секту. Эти изменения не особенно бросаются в глаза: меняется содержимое наших книжных полок, наш круг друзей и наши взгляды.

Связь с Учителем начинается с раздвоенности между преданностью и сомнениями и приводит позже ко всё возрастающей благодарности. Возможно, что вначале мы будем носить такую же рубашку, как наш Учитель, или употреблять те же речевые обороты. Но с течением лет мы становимся носителями непреходящих ценностей, – и вновь меняем рубашку. Результат – переход от поверхностных впечатлений к глубочайшим переживаниям, от кратковременной концентрации к переживаниям безграничного – становится всё более заметным. Но перед тем как предаться волнам позитивных кармических впечатлений, мы нуждаемся ещё в одном вдохновляющем стимуле.

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ БУДДОЙ И НАМИ…

15Гампопа встретился с Миларепой ближе к концу своей жизни. За кратчайшее время Миларепа дал ему полную передачу линии. Гампопа, благодаря принесённым хорошим кармическим условиям и хорошо работающей живой связи с Учителем, рассматривался как возможный преемник Миларепы, держатель линии. Гампопа часто снился Миларепе, и наконец пророчества сбылись. Когда Гампопа получил все формальные передачи, Учитель пообещал, что передаст ему последнее, самое важное поучение, превосходящее все полученные ранее. Гампопа напряжённо ожидал того, что должно произойти. А Миларепа лишь повернулся и показал ему свой голый зад с огрубелой кожей. Этот зад, – от длительных медитаций, во время которых Миларепа сидел без подушки на скалистой поверхности, – выглядел как копыто животного.

Одновременно Миларепа сказал: “Все мои заслуги, всё моё постижение – лишь результат стойкого усердия. Тебе тоже необходимо это усердие, и иных наставлений для тебя у меня нет. Это – суть моих поучений. Станешь ли ты Буддой или нет – зависит только от тебя. Не сомневайся: если ты будешь применять эти методы, ты достигнешь Просветления. Как и подобает хорошему сыну, прими отцовский совет!” Это последнее поучение засеяло в ум Гампопы неизгладимое впечатление, из которого он в дальнейшем всегда мог черпать силу.

Сегодня это же поучение мы можем слышать на лекциях Ламы Оле: “Единственная разница между Буддой и нами в том, что он больше медитировал!”

Дитрих Ровек (Диди), родил ся в 1961г., принял Прибежище в 1984г.  С 1988г. – путешествующий учитель. Многим знаком по курсам Пховы в Касселе, где он переводит на английский. Работает врачом по китайским традиционным методам и, кроме этого, преподаёт тайци-цзюаньи цигун.

«Буддизм сегодня» №1 (2000)


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua