Свежий ветер в Нью Дели

Профессор Семпа Дордже

После долгого перерыва, в начале 2007 г. в Международном буддийском институте Кармапы в Нью Дели в Индии снова прошел курс. Керстин Зайферт, давняя студентка KIBI, рассказывает об истории института и его повторном открытии.

Индия известна как страна слов Будды, святых коров, множества экзотических пряностей и всё еще неизменно выпускаемого в Мадрасе «Королевского» мотоцикла. После того как Гьялва Кармапа XVI, глава линии Карма Кагью, поделился с Ханной и Оле Нидалом своим желанием основать Международный буддистский институт Кармапы в Нью Дели и поручил им защищать буддизм Алмазного пути и укреплять его в западном мире, созрели и условия для этого.

Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже (1924–1981) из-за китайского вторжения в марте 1959 года покинул Тибет и отправился вместе с самыми близкими учениками в Индию. Там он нашел щедрую поддержку сиккимской королевской семьи, которая со времени Кармапы IX заботилась о поддержании связи с линией Карма Кагью. Махараджа предложил Кармапе для его новой главной резиденции несколько мест, где прежде медитировал великий практик Гуру Ринпоче. Кармапа выбрал Румтек, где для сохранения передачи Алмазного пути основал монастырь с примыкающим к нему институтом (тиб. шедра) для обучения своих тибетских учеников. Монастырь расположился немного ниже того места, где была прежняя резиденция Кагью времен девятого воплощения Кармапы.

В рамках паломничества и для установления дипломатических контактов на новой родине, Кармапа также посещал индийскую столицу. На одном из ужинов, на который он был приглашен, Гьялва Кармапа встретился с Индирой Ганди. Индира Приядаршини Ганди (1917–1984) до сегодняшнего дня остается единственной женщиной премьер-министром Индии. Как дочь первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, который вместе с Махатмой Ганди начал индийское движение к независимости, Индира Ганди была одним из самых замечательных политических руководителей с момента достижения Индией независимости в 1947 году. Она получила известную фамилию в результате бракосочетания с Ферозе Ганди и руководила правительством с 1966 по 1977 гг. и с 1980 г. вплоть до ее убийства в 1984 году.

На этом ужине Кармапа рассказал Индире Ганди о впечатлениях одной из своих прежних жизней — индийского принца. Индира Ганди была так очарована и поражена этими рассказами, что попросила нескольких историков проверить, существуют ли документы с упоминанием этого королевства. Уполномоченные ученые обнаружили и подтвердили исторические события и раскопки руин в описанном Кармапой регионе. Индира Ганди высказала свое уважение Кармапе и за символическую сумму в одну индийскую рупию передала ему для учреждения буддийского института большой земельный участок на границе городской застройки на юго-востоке Дели, недалеко от известного минарета Кутаб.

Эту колонну ЮНЕСКО причисляет к всемирному культурному наследию. Она находится на месте произошедшего в VIII столетии сражения — на руинах крепости Лалкуот, построенной индусским правителем Анангпалом. В 1192 г. Притвирадж Хаухам III, последний индуистский король, пал там в битве с мусульманами, которые в течение продолжительного времени снова и снова предпринимали изнуряющие атаки. Кутаб Удин Айбак, первый мусульманский властитель, в 1199 году построил там башню высотой свыше 70 м, которая стала символом победы, и спустя несколько лет провозгласил султанат Дели. Исламское господство просуществовало, вопреки своей катастрофической политике, вплоть до британского колониального периода.

Сегодня этот так называемый минарет Кутаб окружен природоохранным парком. Уже тогда Индира Ганди проявила большую дальновидность в выборе территории, чтобы передача Кармапы могла укрепиться в Индии, и чтобы, вопреки быстро разрастающемуся городу, и через десятилетия из KIBI оставался открытый вид на природу и спокойное окружение.

Для начала, в 1975 году Кармапа велел напечатать несколько сот экземпляров очень редких текстов (тиб. Тенджур) с примечаниями традиции Кагью, а также 500 экземпляров 102 томов слов Будды (тиб. Канджур) в обширной «формулировке Дерге». Он дарил эти книги институтам, монастырям и книгохранилищам по всему миру, чтобы сделать Учение Будды доступным как можно большему количеству людей. Это было его самое искреннее желание — передавать драгоценные методы Алмазного пути тибетского буддизма не только в кругу тибетских беженцев. Его взгляд простирался далеко в будущее, и он не знал никаких культурных или общественных ограничений. В те времена он дал ход множеству проектов, чтобы линия Карма Кагью укрепилась вне Гималайского региона. Одним из его желаний было строительство международного института для преподавания буддийской философии, теории восприятия, а также тибетского языка, который позволит буддистам неазиатского происхождения интенсивно знакомиться с вневременными ценностями Будды. Для тех времен это было почти революционно, так как в то время официально только посвященные в сан тибетские мужчины могли изучать столь высокую философию. В ноябре 1979 года под руководством Кармапы началось строительство KIBI. Кармапа сам выбирал важнейшие тексты и примечания, которые он считал подходящими для своих будущих учеников и учениц со всего мира в качестве поддержки их личной практики медитации. Из этого возникла конструктивная четырехлетняя программа обучения (бакалаврат и магистерская программа), по окончанию которой давалось звание «дипломированный буддист».

После смерти Кармапы в 1981 году заботу о завершении строительного проекта в Нью Дели взяли на себя Шамар Ринпоче и Джамгён Конгтрул Ринпоче, и осенью 1990 года Шамар Ринпоче, как покровитель института, впервые открыл ворота студентам из западного мира.

DWBA68831_KARMAPA-03012-scr
Топга Ринпоче и молодой Кармапа

С этого момента Международный буддистский институт Кармапы пережил очень интенсивные, вошедшие в историю периоды. Топга Ринпоче и Ханна Нидал много лет налаживали жизнь института — вместе с руководителем учебного процесса кхенпо Чёдраг Тенпелом и несколькими молодыми монахами, которые как раз закончили свое образование в университете монастыря в Румтеке и стали кхенпо. Первые годы работы института были сильно обусловлены сложившейся политической ситуацией вокруг поисков Гьялва Кармапы XVII, смертью от несчастного случая Джамгёна Конгтрула Ринпоче и первыми бесчинствами и нарушениями прав человека в главной резиденции Кармапы в Румтеке. Все эти события сильно потрясли всех друзей на Востоке и Западе. Шамар Ринпоче всё больше должен был заниматься политикой и всё реже находил время для преподавания.

Наконец, в 1994 году в Дели Шамар Ринпоче официально представил нового Е.С. Гьялва Кармапу Тринле Тхайе Дордже — впервые после его удачного бегства из Тибета. Церемония приветствия сопровождалась бесчинствами азиатских демонстрантов перед воротами института. Тогда разбили камнями несколько стекол и очков, и Кармапа (на то время ему было 12 лет) по окончанию торжеств спросил: не мог бы он полить водой из резинового шланга переодетых тибетскими монахами демонстрантов.

В следующих семестрах, наряду с превосходным обучением, студенты получили еще один ценный подарок: Кармапа стал жить под одной крышей со всеми преподавателями, переводчиками и студентами и даже иногда учил те же самые тексты прогрессивной программы обучения. Наряду со студентами, пестрым смешением выходцев со всех концов мира, в KIBI также поступило много тибетских монахов, которых, по причине их лояльности к Шамару Ринпоче и с применением физической силы, «рекомендовал» монастырь в Румтеке.

В конце 90-х годов смерть Топги Ринпоче отбросила реализацию великого проекта Кармапы XVI на годы назад. Ведь Топга Ринпоче был большой ученый, лингвист, очень точно следовавший пожеланиям Кармапы XVI. По желанию Кармапы он, молодой человек из благородной семьи, сложил с себя обеты и, сняв монашеские одежды, сочетался браком с бутанской принцессой.

Топга Ринпоче особенно был заинтересован в международном распространении и укрепление буддийской передачи вне монастырских укладов. Он писал и публиковал материалы по истории линии Карма Кагью и составлял тибетскую грамматику, чтобы поддерживать обучающихся тибетцев. Топга Ринпоче ясно видел, что в западном мире Учение Будды найдет свою опору не в средневековых монастырских иерархиях, а в набирающей силу новом синтезе мирян и йогинов.

Много бывших студентов с радостью вспоминают о долгих осенних пикниках в парке Неру, на которых Топга Ринпоче любил сидеть со всеми на траве и разговаривать со студентами, узнавая, почему они стали буддистами, с каким учителем медитации они сотрудничают и как они хотят использовать свежеприобретенное знание в будущем. У него было глубокое доверие к деятельности Ханны и Оле, и он поддерживал их везде, где только мог. С его помощью, например, в 1987 году состоялась первая паломническая поездка в Бутан, проводились курсы обучения во Франции и России. Находясь при смерти, Ринпоче несколько дней пребывал в глубокой медитации (тиб. тхуг дам), что является знаком высокой реализации. С уходом Топги Ринпоче исчезло чувство свежести и связывающей сплоченности, которую до этого разделяли преподаватели и студенты, несмотря на то, что многие из них следовали разными путями и у них были разные учителя медитации. Возникли конфликты интересов — они же спровоцировали конфликт в Шварценберге и в старой венской группе, — которые привели наконец к тому, что через несколько лет Ханна Нидал приняла решение посвящать свое время и силы организации образовательных курсов в Карма Гёне (Испания). Ханна с самого начала из года в год неутомимо поддерживала программы KIBI, преподавателей своими переводами, уроками, сессиями вопросов и ответов, корректурой текстов и своей очень неразделяющей заботой о студентах. В моменты полного отчаянья после часа классического тибетского языка или при возникшей острой индофобии было таким наслаждением сходить с ней в кино или выпить немного коньяку. С уходом из KIBI Ханны количество студентов заметно сократилось, а в 2005 году Шамар Ринпоче решил, — вероятно, и из экономических причин — закрыть институт.

Тем более неожиданной оказалась для нас просьба Ханны найти время поддержать вновь запускающийся курс в KIBI в октябре 2006. Ханна в это время уже осознавала, что по состоянию здоровья она сама не сможет заботиться о курсе. Мы не знали точно, что ждет нас, но почти через 10 лет снова оказаться в KIBI — это как попасть назад в прошлое: встретить старых друзей и обнаружить казалось бы давно забытые привычки. Шамар Ринпоче просил Ханну и кхенпо Церинга как руководителей обучения, чтобы они вновь открыли KIBI. Кхенпо Церинг завершил образование как ачарья в институте Шри Наланда в Румтеке под руководством кхенпо Чёдрага Тенпела Ринпоче. Затем Церинг преподавал 6 лет в KIBI и поэтому принял ответственность за учебную программу института Шри Дивакар Вихара в Калимпонге. Преподаватель Кармапы, профессор Семпа Дордже обещал, что дополнит программу четырехнедельным курсом, а Кармапа Тхайе Дордже обещал, что даст в течение недели посвящения и наставления. Это был великий план, и 15 января 2007 года мы с 25 студентами вновь вдохнули жизнь в старые каменные стены, а вечерами стали вместе медитировать на Кармапу XVI. Кхенпо Церинг в своем очень особенном стиле преподавал «Драгоценное украшение Освобождения» Гампопы, практический текст, который указывает путь к Просветлению и соединяет поучения Атиши линии Кадампа с передачей Великой Печати Майтрипы. Далее в расписании уроков стояли «Ворота к знанию» — сборник текстов, который преподает Мипам Ринпоче II. Йорген из Копенгагена поддерживал кхенпо Церинга вводными уроками по тибетскому языку и тщательно, с большой любовью занимался организацией дополнительных закупок для библиотеки. Карма Вангчунг и Йоханн помогали в офисной работе, Мэгги Леннерт-Коссовски скрасила наши будни двумя туристическими группами, а также Карола Шнайдер-Вальднер и Ханс Эмберт использовали KIBI как «базовый лагерь» для дхарма-поездок в Бутан. Незабываемым стал и визит венгерской группы паломников под руководством Жужи: уже с начала февраля они разделяли с нами квартиру. В середине февраля студенты решились предпринять «семестровую поездку» в Калимпонг, и после нескольких часов переездов на поездах и джипах (что еще сильнее сплотило группу), мы смогли насладиться торжествами с Кармапой в тибетский Новый год. Профессор Семпа Дордже после церемоний также отправился в Нью Дели и начал с нами и двадцатью вновь прибывшими студентами свой четырехнедельный курс по «Сутре рисового ростка» Будды. Семпа Дордже, преподнося Сутры Будды, объяснял слово за словом и при этом позволял нам увидеть через его миры опыта относительную и абсолютную реальность. Он считается одним из самых ученых индийских мастеров нашего времени, высокоценимый и уважаемый за глубокие и основательные знания буддийских поучений как на санскрите, так и на тибетском языке. В молодые годы он путешествовал в Тибет и учился там вплоть до китайского вторжения, которое вынудило его вернуться обратно в Индию. Он более 30 лет был профессором университета в Варанаси, а после его выхода на пенсию многие буддийские учителя медитации разных линий стали искать его поддержки в обучении подрастающего поколения. Тем не менее профессор Семпа Дордже решил, что будет жить у себя в Калимпонге, и теперь уже более 8 лет участвует в образовании Кармапы Тхайе Дордже.

DWBA9149_08_03_kibi_dsc_3778_rhl-scr

И наконец, апогеем стала программа с участием Кармапы. Приехало особенно много друзей. Переводил Кармапу кхенпо Церинг, и при посвящениях на Будду Долгой Жизни и Белую Освободительницу учитывались все наши пожелания здоровья Ханне. Кармапа объяснял каждый шаг медитации до мельчайших деталей и предоставлял каждому участнику самому принять решение: получать посвящение для практики или как благословение. Затем Кармапа и все гости за общим ужином праздновали окончание этого успешного курса. После обеда многие друзья еще долго сидели вместе, играла музыка, и, наконец, Кармапа перед уходом остроумно со всеми попрощался: «Римляне, сограждане и друзья, наслаждайтесь вечером…» (цитата из У. Шекспира «Юлий Цезарь» — прим. перев.).

Был еще один особенный момент, когда воскресным вечером в конце марта нужно было встретиться в Копенгагене с Ханной и Ламой Оле и рассказать им о KIBI. Ханна очень радовалась и изо всех сил четко давала понять своими карими, полными заботы и сияющей красоты глазами, что это очень важная задача — хранить в сердце желание Кармапы, чтобы буддизм был представлен не только центрами и ретритными местами, но и учреждениями для получения образования, в которых смогут встречаться ученики разных учителей и путей, — чтобы вневременная мудрость Будды могла целостно передаваться грядущим поколениям.

Затем Лама Оле дополнил нашу беседу, сказав: «Друзья часто забывают, что мы много лет интенсивно учились в Гималаях и «Драгоценное украшение» Гампопы — наш старый добрый приятель».

Очередной курс в KIBI начался 10 января 2008 года и закончился 20 марта 2008. Руководителем обучения стал кхенпо Церинг. Профессор Семпа Дордже начал свои занятия 15 февраля, и в начале марта 2008 г. Е.С Гьялва Кармапа Тхайе Дордже дал ряд посвящений и поучения. В это же время в вечерние часы профессор Семпа Дордже читал для всех гостей вводные лекции.

Керстин Зайферт
Перевод с немецкого Андрея Тарнопольского

«Буддизм сегодня», №14, 2009


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.