Сто указаний Падампа Сангье людям из Тингри

Дилго Кхьенце Ринпоче
Дилго Кхьенце Ринпоче

Комментарии Дилго Кхьенце Ринпоче (фрагменты из книги)

Известный в Индии под именем Ачарья Камалашила, или Падампа Сангье, как его звали в Тибете, три раза останавливался в Стране Снегов. Падампа часто рассказывал, что Будда дал ему чудесный камень, и однажды он бросил этот камень в направлении Тибета с пожеланием, чтобы тот упал там, где существа смогут понимать поучения. В поисках камня Падампа пришел в Тибет в провинцию Цанг. Камень упал там, в сегодняшней провинции Тингри Лангкор. В легенде говорится, что когда Падампа пришел туда, все было покрыто снегом, кроме одной проталины, где снег растаял. И здесь он нашел чудесный камень. При падении камень издал звук «тинг», отсюда пошло название Тингри — гора Тинг. Что касается слова Лангкор, то это измененное слово «лакор» или «лавай корва», что дословно означает «тропа оленей», так как Падампа выбрал себе для жилья место, где вокруг гуляли олени.

Незадолго до его смерти ученики попросили Падампа Сангье передать суть его поучений для будущих поколений. Он произнес речь, которая известна как «Сто указаний Падампа Сангье» и объясняет весь путь к Просветлению.

Джамьянг Кхьенце Вангпо, держатель семи передач, был эманацией Ачарья Камалашилы. Позже он реинкарнировал в великого мастера Дилго Кхьенце Ринпоче. Именно этот Лама незадолго до своей смерти прокомментировал «Сто указаний» и впервые сделал их доступными для западных читателей.

Слушайте, люди из Тингри: лучшее, что вы можете сделать — посвятить свои тело, речь и ум практике Дхармы.

Наши действия, слова и мысли определяют нашу карму; счастье или страдание — это то, что нас ожидает. Если на чаше весов наших действий перевешивают негативные поступки, то мы будем страдать в низших сферах существования. Если ее перевешивают позитивные действия, то у нас появится возможность освободиться от сансары и достичь состояния Будды в течение одной жизни. Выбор прост: избегать причин для страдания и совершать то, что приводит к счастью; — тогда мы, несомненно, достигнем его. Если мы родились человеком там, где процветает буддизм, и встретили реализованного духовного учителя, то, выполняя его инструкции, мы получим неизмеримую пользу как для этой, так и для следующих жизней. Мы должны понять, что мирские развлечения и занятия удерживают нас в сансаре, и тогда в нас пробудится интенсивное желание освободиться от нее. Теперь мы стоим на распутье: один путь ведет к Освобождению, другой — к разным сферам существования в сансаре.

В одной сутре говорится: «Тело — это лодка, которая везет нас к берегу Освобождения, или камень, который может погрузить нас в бездну сансары. Тело — это слуга как наших недостатков, так и наших достоинств».

Правда в том, что наши поступки ведут как к негативным, так и позитивным результатам, в зависимости от того, какие у нас намерения. Они напоминают кристалл, который светится таким же цветом, как и цвет поверхности, на которой он лежит. Поэтому очень важно выбрать правильное направление для своих поступков, слов и мыслей и направить их к Дхарме.

Начинающие практики должны всю свою энергию использовать для формирования позитивных тенденций и отказа от негативных привычек. Брахман Упагупта, который жил во времена Будды, нашел способ развивать внимательность и проверять степень своего продвижения в практике: каждый вечер за каждое негативное действие, совершенное в течение дня, он откладывал в одну сторону черный камень, а за каждое позитивное — белый в другую. Вначале горка из черных камней была значительно больше, чем из белых, но постепенно обе горки сравнялись и, наконец, он продвинулся настолько, что у него осталась только горка из белых камней.

Слушайте, люди из Тингри: если вы хотите вначале уладить все дела, которые у вас есть, то вы никогда не начнете практиковать Дхарму; начинайте практиковать сразу же, как только вы вспоминаете о Дхарме.

Активность повседневной жизни никогда не закончится, она как волны, возникающие сами по себе на поверхности океана. Большинство молодых людей часто думают, что они смогут успешно реализовать свои планы и проекты в течение десяти или двадцати лет и потом в полном спокойствии начнут практиковать Дхарму. Они не знают, как зыбка жизнь. Разве люди не умирают молодыми совершенно непредвиденным образом? Было бы глупо думать, что с нами не произойдет ничего подобного.

Если вы думаете о том, чтобы начать практиковать Дхарму, не откладывайте этого на потом. Подходящий момент — именно сейчас. Крестьянин не ждет, чтобы начать сеять, пока снег не укроет землю, он делает это пока тепло, и земля мягкая. Как только вы найдете подходящего духовного учителя и получите от него наставления, вы уже готовы вступить на путь к Пробуждению.

Слушайте, люди из Тингри: вы должны знать, что орел вашего ума однажды улетит; поэтому время достичь высот пришло уже сейчас.

Насытившись, орел оставляет кости и взмывает ввысь. Так и наш пресытившийся жизнью ум в какой-то момент покинет наш труп и улетит в бардо. Чтобы парить во вселенной над сансарой и нирваной, нам нужны два крыла: пустота и сочувствие. Отныне используйте их, чтобы без всяких страхов парить в пространстве будущих жизней.

Слушайте, люди из Тингри: освойте лучшую из земель, землю неизменного естественного состояния. Она вечная, и ее невозможно потерять.

Мы можем купить кусок земли, расчистить его, построить на нем дом или вспахать поле и думать, что это гарантирует нам достижение счастья и удовлетворенности в будущем. Но это неправда.

Единственная земля, которая достойна наших трудов, это твердь изначальной простоты, окончательная и неизменная природа всех вещей. Можно освоить ее посредством медитации в уединении, посредством продвижения через различные уровни пути до наивысшей точки Великого Совершенства. Если мы ее однажды освоим, то сможем там оставаться на протяжении всей оставшейся жизни, после смерти и на протяжении будущих жизней. Чтобы ее сделать своей, будьте готовы к тысяче отважных поступков!

Слушайте, люди из Тингри: нерожденное абсолютное тело как сердце солнца; его светящаяся ясность не увеличивается и не уменьшается.

Дхармакайя, абсолютное измерение, окончательная природа всего — это открытое пространство: оно не является ничем, но содержит в себе аспект познания, светящееся пространство, содержащее в себе все явления и спонтанно проявляющееся. Дхармакайя не зависит от условий и следствий, она — изначальная природа ума.

Распознание этой изначальной природы — как внезапный восход солнца мудрости среди ночи неведения. Темнота исчезает, не оставляя ни малейшей тени. Ясность Дхармакайи не возрастает и не появляется, как луна, проходящая из одного цикла в другой. Она как постоянный свет, который излучается прямо из сердца солнца.

Слушайте, люди из Тингри: если вы сейчас еще не свободны, то когда вы такими станете? Ваш шанс быть приглашенными на пир равен один к тысяче.

Люди часто говорят: «Я бы с удовольствием практиковал Дхарму, но в данный момент это просто невозможно. Мне нужно заботиться о своей семье и обеспечить ей хорошее будущее».

Но разве не сейчас, когда мы наслаждаемся человеческой жизнью, у нас есть свобода и мотивация начать следовать Дхарме? Зачем это откладывать на потом? Или мы думаем, что в будущих жизнях у нас будут лучшие условия? Если мы так думаем, мы должны задуматься о том, что в будущей жизни мы можем попасть в плен и встретиться со страданием низших сфер. Если мы просто наблюдаем, как проходят месяцы и годы нашей жизни, то упускаем возможность освободиться от страданий круговорота сансары.

Если нас пригласили на великий пир, то мы должны использовать этот шанс, пока это возможно. Часы Дхармы пробили двенадцать, ловите шанс, пока не стало слишком поздно!

«Буддизм сегодня» №8, 2006


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua