Сон и сновидения

Символика буддизма - 1Лама Оле Нидал

Лекция в Родбю, сентябрь 1995 г.

Сегодня мы будем говорить о сне и сновидениях. Мы можем подумать о том, какое они имеют для нас значение. Важно то, когда появляются сновидения и какие общие знаки содержат, а также то, каким образом мы можем с ними работать. Наконец, хорошо знать, как можно использовать сон для того, чтобы ум смог узнать свою собственную природу. Итак, вы видите, что это довольно обширна тема. Я рад возможности поделиться сегодня с вами всей этой информацией.

Начнем с того, как следует относиться к сновидениям. Все знают, что есть люди, относящиеся к ним с большим вниманием: они записывают их содержание и часто о них говорят. Однако, сновидения имеют двоякий характер. С одной стороны, в них мы очень сообразительны, лучше понимаем нереальную и обусловленную природу вещей. Во сне мы можем, например, заработать миллион долларов и сразу же его потратить быстрее, чем это было бы возможно наяву. Во сне мы часто глубоко понимаем нереальность явлений. У нас тогда больше мудрости, чем на протяжении дня, когда мы думаем, что все реально, приписываем вещам подлинное существование.

Явь, наш коллективный сон, кажется нам более реальным. Здесь мы используем одновременно тело, речь и ум. Кроме того, в нем участвуют наряду с нами и другие, что усиливает впечатление реальности.

Но, когда мы спим, оно не так сильно просто потому, что в снах мы располагаем только умом. Хотя некоторые разговаривают во сне, брыкаются или, как Бьорн (брат Оле), даже ходят на прогулки. У Бьорна есть такие особые качества… Обычно, однако, наши сны принадлежат только нам самим. Участвует в них только ум, – максимум мы ещё одновременно немного бормочем. Мы снимся себе отдельно от других. Сон – для себя и o себе: – в этом заключается вся разница.

Как же следует понимать само состояние сна, чем оно является? В буддизме мы часто говорим о бардо, промежуточных состояниях. На самом деле, все, кроме Просветления, является бардо. Когда же мы видим само зеркало, когда узнаем вневременное состояние сознания, тогда бардо больше нет. Состояние Просветления никогда не рождалось и никогда не может умереть. Однако любой другой опыт – это бардо: вещи появляются, изменяются и растворяются, что-то было раньше и что-то будет потом. Все это – бардо, преходящие состояния.

На протяжении суток мы испытываем три вида бардо – состояние яви (надеюсь, что я вам ещё не наскучил и вы все ещё в нем), состояние сна, и внутри последнего состояние сновидений. Когда мы покидаем это тело, то проходим через три разных этапа. Сначала мы переживаем процесс самого умирания, потом – наши привычки из прежней жизни, и, наконец, всплывают впечатления, накопившиеся в подсознании, которые ведут нас к следующей жизни. Во время перехода от одного перерождения к другому каждый раз, сначала наступает бардо умирания, когда энергия концентрируется в теле и мы теряем сознание. Потом наше привычное сознание из прошлой жизни остается с нами в течение недели. Потом, когда мы обнаруживаем, что мы на самом деле умерли, всплывают подсознательные впечатления. Это – также состояние бардо: что-то им предшествует что-то происходит после них, они являются обусловленными. Они – как картинки в зеркале или волны в океане, но не являются ни самим зеркалом, ни океаном.

Рассматривая состояние сна, его можно разделить на три фазы. Использовать при этом можно только третью фазу. Независимо от того, спим мы шесть, девять или три часа, обычно мы проходим через эти три фазы.

Итак, в первой, которая длится приблизительно до двенадцати, часа ночи или чуть дольше, впечатления прошедшего дня оседают в подсознании. Мы обычно думаем, что великие гангстеры ведут очень дикую ночную жизнь, развлекаясь всю ночь с женщинами и творя всевозможные запретные вещи, однако согласно статистике – это не правда. На самом деле, чем тяжелее груз негативных впечатлений, полученных умом – тем раньше такие люди должны ложиться спать, и они ведут в этом смысле вполне мещанский образ жизни. Можете проверить: Аль-Капоне и другие гангстеры всегда ложились спать рано. Им требуется больше времени, чтобы впечатления дня могли расположиться в подсознании. Если бы мы не имели достаточно времени, чтобы раскладывать впечатления по ящичкам в подсознании, то мы бы не выдержали этого – мы бы пережили нервный срыв или просто сошли с ума. Следовательно, что касается первой фазы, то,

чем больше внутреннее напряжение, тем важнее ложиться спать до двенадцати. Нужно иметь возможность отдохнуть, поскольку ум требует времени, чтобы разобраться во впечатлениях, полученных в течение дня.

Далее идет следующая фаза, в средней части ночи. Она начинается – около часа, двух или трех. В это время часто снятся тяжелые сны – разные кошмары и т.д. Причина этого, однако, часто физиологического происхождения и обусловлена способом функционирования тела. Просто энергии тела так интенсивно собираются в его центральном канале, что мы перестаем достаточно глубоко дышать. В мозг не поступает достаточного количества кислорода, и он думает: “Умираю!” Он производит большие адреналина, чтобы выйти из этого состояния. Тогда мы пробуждаемся с чувством давления в сердце, либо нам кажется, что кто-то сидит у нас на груди, и т.д. Просто ум, думающий “Умираю”, вырабатывает адреналин, чтобы побудить тело к активности. Может быть также, что у нас есть какие-то кармические долги, что что-то нас поджидает. Эти впечатления всплывают ночью, и в это время могут также проявляться мешающие энергии снаружи. Но это происходит не так часто, как думает большинство людей. Причиной этому могут быть также различные тяжелые переживания – например, если мы воевали и убивали людей. Воспоминания об этом могут отражаться в снах.

Затем наступает третья часть ночи, перед пробуждением. Она действительно важна. Если мы тогда видим сны, то они могут указывать, в каком направлении движутся события или движемся мы сами, говорить что-то о нашем развитии, и т.д. А люди по-разному толкуют сны.

Всем известны, например, взгляды Фрейда и многих других психоаналитиков. И действительно, во многих случаях мы можем использовать его способ интерпретации. Например, если женщина видит во сне змей, несет в руках толстую ветку или видит локомотивы, то, вероятно, ей нужно встретиться с каким-нибудь парнем, да? Это означает, что пришло время. Некоторые стереотипные сны можно интерпретировать на таком уровне, как Фрейд.

Могут, однако, существовать и намного более глубокие послания. Тут мы должны иметь в виду, что на глубоких уровнях наш ум знает, что происходит, несмотря на то, что они покрыты слоями концепций и застывших взглядов. Если сон действительно важный, а не просто обычный, высвобождающий накопленные впечатления, то это ум таким образом посылает сообщение из подсознания. Интуитивный уровень ума, содержащий всю информацию, посылает сообщение сквозь жесткие взгляды и ожидания в нужный момент в форме сна, и если вы чувствуете, что сон важный, то, скорее всего, он действительно важен. Если же вам кажется, что это что-то несущественное, то, по всей видимости, так оно и есть.

Сны передают информацию с помощью особого языка. Он, конечно же, символический, и чем больше у человека проблем, связанных с давлением со стороны окружения или суровым воспитанием, тем сложнее подсознанию передать ясное сообщение. Если приглядеться к снам, то можно заметить у них определённые качества, показывающие, какое значение ум хочет им придать. Например, цветные сны важнее бесцветных. Если ум “раскрашивает” сны, то он как бы говорит: “Смотри, это важное сообщение!” Имеет значение также то, как мы себя чувствуем, проснувшись. Например, если всю ночь мы убивали людей и, несмотря на это, просыпаемся с хорошим настроением, то это совсем не означает, что мы обнаружили свою настоящую садистскую природу. В таком сне убивались различные аспекты эго, его завесы и препятствия.  С другой стороны, если мы всю ночь помогали старушкам перейти улицу и, тем не менее, просыпаясь, чувствуем себя как-то странно, то, вероятнее всего, мы думали о наследовании  их имущества или о чем-то в этом роде, – то есть дело нечисто. Таким образом, действительно важны наши ощущения в момент пробуждения.

Нужно также знать, что сон, который снится перед самым пробуждением, может говорить о ближайшем будущем. Если вы чувствуете, что сны, которые вы видели где-то за полчаса перед пробуждением, действительно важны, то они могут указывать на то, что произойдет на самом деле.

В снах также могут проявляться различные знаки. Например, движение вверх во сне означает, что в том же направлении естественным образом движутся энергии в вашем теле. Это хороший сон, так как состояние, при котором энергии движутся вверх, всегда хорошее. И наоборот: движение вниз, падение в пропасть: или с обрывистых берегов – не обязательно что-то нехорошее: поскольку ум – царь, если во сне вы движетесь вниз потому, что хотите помогать существам и желаете им всего самого хорошего, тогда одно это намерение все меняет, и вы становитесь более свободными. Куда бы вы ни падали во сне, если вы руководствуетесь именно такой мотивацией, то это что-то позитивное и способствующее вашему развитию.

Есть два очень важных и освобождающих аспекта снов. Во-первых, бывают моменты, когда вы не вращаетесь среди приятных или неприятных картинок в зеркале, а осознаете само зеркало. Это происходит, когда вам снятся Будды, когда вы слышите мантры, получаете благословение или видите своего Ламу. Это очень важно. Сны, в которых вы видите своего Ламу, являются контактом с вашей собственной природой Будды. Если вы имеете такой опыт в снах, то в час смерти этот контакт снова даст о себе знать. Можете себя трижды поздравить. Это настоящий повод для радости. Это явление – знак того, что вы проникаете под слой туч, заслоняющих зеркало, и оказываетесь в самом зеркале.

Лама просто является зеркалом для вашего ума, он – тот, кто способен показать вам ваш ум таким образом, что вы будете в состоянии это понять, запомнить и этим воспользоваться. В этом, собственно, и заключается функция Ламы. Учителя могут это осуществить – пробудить и развивать вас. Лама – не личность, а, скорее, зеркало, показывающее вам ваше собственное лицо. Именно поэтому видение Будд, слышание мантр и другие подобные переживания – очень хороши.

Второй аспект касается того, как нам работать со снами. Лучшее, что мы можем сделать, – это удерживать во время сна осознавание того, что это сон. Если бы вы были в состоянии удержать этот уровень, то могли бы моментально достигнуть Просветления. Тогда отпадают все завесы, блоки и преграды, и цель – достигнута. Если же вы этого не можете, то старайтесь формировать сон наилучшим образом, насколько это возможно. Видя тигра, например, сделайте из него коня и прокатитесь на нем. Если вы не в состоянии поддерживать все время определённый уровень осознавания, то попробуйте, как можно больше, развить способность преобразования снов. Старайтесь постоянно помнить, что все происходит в вашем уме, что вы все решаете. Если сможете так поступать, то это принесет большую пользу и вам, и другим.

И есть ещё одна вещь, которую вы можете делать. Вы можете переносить осознание нереальности, изменчивости явлений, которое обретаете во сне – понимание того, что они появляются и исчезают – на вашу активность в течение дня. Такое умение дает большую свободу и является лучшим, что вы можете получить благодаря снам. Люди страдают от того, что считают вещи реально существующими. Тогда реальны проблемы, реальны враги и реальны трудности: все то, что причиняет страдание, является реальным. Если же вы можете сохранять дистанцию к явлениям, происходящим в снах, если вы в состоянии просто наблюдать вещи и не обязаны немедленно реагировать на все прилипанием или опасениями, то это создает вокруг вас огромную “сферу безопасности”. И если вы сможете сохранять этот вид “тефлонового покрытия” в повседневной жизни, то вы действительно будете эффективно защищены. Благодаря снам вы получаете ту самую защитную дистанцию, которая появляется обычно вследствие медитации, и она действительно полезна.

Все и так подобно сну. Мы считаем этот мир реальным и постоянным, и это лишь потому, что наши органы чувств функционируют не особенно хорошо, а ум имеет сильную тенденцию хвататься за явления, прилипать к ним. В действительности же то, что выглядит постоянным, все время вибрирует, меняется и движется. В конце-концов, нельзя даже сказать, что оно вообще существует. Однако одновременно мы видим, что вещи возникают из пространства. Следовательно, если мы сохраняем к ним определенную дистанцию, если нам удается осознавать зеркало, в котором все появляется, океан, на поверхности которого возникают волны, тогда мы в совершенстве защищены и располагаем чем-то постоянным, чему можем доверять независимо от того, что появляется и исчезает. Это пространство ума – не опасно и не ограничивает нас никаким образом, мы в нем – неограниченно свободны.

С одной стороны мы должны знать, что все похоже на сон, а с другой, если в какой-то момент нам кажется необходимым раскрыть значение наших снов, то мы можем делать и это. Обычно я говорю: “Не принимайте всего всерьёз, позволяйте событиям происходить, считайте это голосами детей у соседей, радугой или включенным где-то радио. Не хватайтесь за это, просто позволяйте этому происходить”. Иногда, правда, вы можете подумать: “Эх, кажется, меня что-то ожидает. Хотелось бы понять, что происходит”. Лучшее, что вы можете тогда сделать, это каждый раз перёд тем, как ложиться спать обещать себе, что запомните свои сны. Потом, проснувшись также повторите себе решительно несколько раз: “Хочу вспомнить свои сны”.

Избегая таким образом атаки на крепость сновидений непосредственно, мы завоевываем территорию вокруг, что становится возможным благодаря медитации в глубоком сне. Это уже нетрудно поскольку ум в состоянии глубокого сна опирается на сердечный центр, а тот никогда не ошибается. Он очень гибкий и может все вынести. Он – как кот, который всегда падает на все четыре лапы. Вы не совершите много ошибок, работая с сердечным центром. Сочувствие в нем такое естественно сильное, что тут нет никакого риска.

Конечно, существует специальная медитация сна, однако она работает с центром энергии в горле, и я никому её не даю. Если не владеешь ею полностью и рядом нет учителя, наша речь и мысли могут стать немного гневными и колючими. Поэтому не помню, чтoбы я кому-то давал эту медитацию, так как выполняя ее нужно находиться рядом с учителем. Мы с Ханной делали ритрит по Йоге Сна с Лопен Цечу Ринпоче в Непале, и три недели все было одним долгим сном, днём и ночью; это было невероятно. Но мы были к этому подготовлены. Поэтому мы даем вам медитацию, которая работает со сновидениями через ясный свет, через состояние глубокого сна, в котором нет сновидений.

Чтобы усиливать опыт того, что все явления подобны снам, в течение всего дня мы выполняем фазы построения и соединения с Буддами. Сначала мы позволяем всему раствориться, потом строим чистую вселенную, соединяемся с ней, а затем мы и все остальное исчезает, чтобы в конце появиться так, как вы того хотите: вы являетесь естественным образом, господином вашей вселенной. Ничто в ней не навязано извне, все в ней зависит от вас.

Таким образом, в течение дня мы получаем все больше навыков преобразования явлений. Затем, ночью, мы отдыхаем в Ясном Свете, являясь пространством и открытостью. Из него, собственно мы можем заглядывать в то, что делается в снах. Мы можем наблюдать различные картинки и явления, видеть как они появляются и исчезают, можем с ними работать,  можем решать, хотим ли воспринимать их серьезно или игнорировать, – все это в наших силах. Проникновение в сновидения таким образом также не опасно – вы просто постепенно входите со всех сторон в состояние осознавания во сне и видите, что там делается.

Природа сна – это прекрасный учитель, который очень многое показывает. Можно вкладывать в сны пожелания, которые позже будут приносить пользу в течение дня.

Перед засыпанием можно, например, сконцентрироваться на обещании Бодхисаттвы, на желании приносить пользу всем существам, на желании сделать всех счастливыми и так далее. И программировать ум таким образом перед тем, как заснуть, то он будет вести себя соответственно. Если же наоборот, ложиться спать охваченными гневом, завистью, злостью или чем-то в этом роде, то это программирует вас противоположным образом.

Можно так работать с сознанием-хранилищем и помещать в него впечатления, которые принесут потом пользу другим и вам самим. Сон является, следовательно, нашим большим другом, мы должны только знать, чем он является, и иметь ключик этому состоянию. Использование снов должным образом – это большой шанс для ума, для нашиx возможностей, и оно действительно дает нам очень многое.

Буддизм сегодня, №2, 2001


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.