
Шераб Гьялцен Ринпоче
Часть 1
Лето 2008 г. Европа-Центр, Имменштадт
Те поучения по практике Учения Будды, которые вы уже получили от Ламы Оле Нидала, принадлежат к лучшим, которые можно получить. Кроме того, сам Гьялва Кармапа сегодня давал поучения о любящей доброте и сочувствии и о том, как практиковать эти поучения. Вы также слышали о том, как практиковать Гуру-йогу и Махамудру. Я не смогу многое добавить ко всем этим очень хорошим поучениям, однако я хотел бы немного поговорить о самой практике.
Сейчас у нас есть так называемое «драгоценное человеческое тело», т.е. человеческое тело, с помощью которого мы можем слышать и понимать Дхарму. У нас также есть возможность превращать Дхарму в практику, от Основополагающих до основных упражнений. Эта счастливая ситуация происходит как раз из так называемого драгоценного человеческого существования.
Некоторые религиозные традиции говорят, что мы получаем человеческое тело без причин, что это происходит спонтанно. Другие традиции, напротив, говорят, что человеческое тело нам дает всемогущий Бог. Если он в радостном состоянии, он дает нам тело человека или бога, а если в нерадостном, он заставляет нас страдать. Некоторые люди, которые не придерживаются никакой религии или философского взгляда, говорят, что человеческое тело возникает из «белой сущности отца и красной сущности матери», т.е. из спермы и яйцеклетки.
С буддийской точки зрения, человеческое тело не возникает без причины, не дается всемогущим Богом, и, наконец, не возникает из белой и красной сущности наших родителей. Оно возникает из наших прошлых действий, из кармы. Всё происходит как результат ранее заложенной причины. Мы не знаем, какой была наша прошлая жизнь, т.е. какое тело у нас было, где мы жили и т.п. Однако из того факта, что у нас сейчас есть это хорошее человеческое тело, мы можем сделать вывод, что ранее у нас уже было тело человека или бога, посредством которого мы накопили соответствующие причины.
Что это за причины человеческого тела, из каких действий в прошлых жизнях оно возникает? Говорят, что оно является результатом хорошего поведения, без которого очень тяжело получить человеческое тело. Если бы, например, у нас было очень красивое поле и достаточно воды, удобрений и т.п., но мы не засевали бы его, то мы не смогли бы получить ни одного побега, не говоря уже о плодах. Однако, как только мы посеем семя, качество и количество плодов зависит только от наших усилий. С большими стараниями мы получим хороший урожай с прекрасными плодами. С небольшим трудом урожай выдастся меньшим. Однако, как только семя будет посеяно, неизбежно появится плод.
Хотя мы сейчас и не можем вспомнить наши прошлые жизни, однако тот факт, что мы сейчас получили драгоценное человеческое тело, — знак того, что уже в прошлых жизнях посредством человеческого или божественного тела мы смогли заложить соответствующие причины, а именно — вести позитивную и осмысленную жизнь. Мы не можем непосредственно видеть наши будущие жизни. Однако то, что будет происходить в будущем, станет выражением хороших и плохих действий, которые мы совершаем сейчас. Если мы сейчас, используя наше человеческое тело, прилагаем усилия, стараясь совершать позитивные поступки, доверяем Учению Будды и накапливаем хорошие впечатления, то мы либо снова переродимся человеком, либо переродимся в сфере богов.
«Позитивный, осмысленный образ жизни» (тиб. цултрим) не обязательно означает, что нужно быть монахиней или монахом, чтобы получить драгоценное человеческое тело. Можно также дать обет Прибежища или обет практикующего мирянина, или семь различных обетов на 24 часа, которые мы даем, например, в практике Нюнгне. Если мы хотим, то конечно хорошо быть монахиней или посвященным монахом. Однако и другие виды осмысленного, позитивного образа жизни, — к примеру, такие, как здесь описаны, приводят к превосходному перерождению в человеческом теле.
Именно потому, что в прошлой жизни мы совершали позитивные действия, мы не только получили наше человеческое тело, но мы, к тому же, встретились с Дхармой, Учением Будды. Мы, если говорить дословно, «вошли в ворота Дхармы», встретили Ламу и приняли Прибежище. При этом нам срезали немного волос, и мы получили буддийское имя. Однако только лишь это еще не даст пользы. Важным в принятии Прибежища является то, что наш ум настраивается на поучения. Чтобы настраивать наш ум на путь, хорошо напоминать себе об аспектах Прибежища — «Трех драгоценностях». Тогда мы развиваем глубокое доверие к ним.
Но если мы думаем, что нам «нравятся» Три драгоценности, то звучит это очень хорошо, однако это не то, что подразумевается под доверием. Это не покрывает полное определение доверия, потому что необходимо также знать и основу. Необходимо развивать понимание великолепных качеств Трех драгоценностей. Это и является тем методом, с помощью которого можно развить глубокое доверие. Речь идет о том, чтобы понимать качества Будды, качества его Учения — Дхармы и качества друзей на пути — Сангхи. Хоть эти качества и безграничны, но их можно охватить, если мы подумаем о цитате «Будда — безупречный, непревзойденный учитель». Это означает, что однажды Будда начал делать пожелания достичь Просветления для блага всех существ, т.е. стал развивать Просветленный настрой. После этого в течении трех кальп он накапливал мудрость и хорошие впечатления и вследствие этого в итоге стал Буддой. Он сказал, что мы можем постичь Освобождения, следуя пути, который он нам показал. Он — это тот, кто показал нам этот путь и это — одно из качеств Будды, которое мы должны понимать.
Более трех эпох Будда накапливал мудрость и заслугу. Он оставил всё, что можно было оставить, делал всё, что необходимо делать, реализовал всё, что можно реализовать и в итоге принял рождение, в котором проявил себя Буддой. До 29 лет он жил во дворце и затем был посвящен в своего рода сан, не принадлежа никакой конкретной общине. После этого он начал практику и это — основной момент. В течении шести лет он практиковал на берегу реки Нераджняна и в это время в день выпивал только каплю воды и съедал одно зернышко. Он практиковал в очень жестких условиях.
Будда показал нам, как нужно практиковать. Чтобы вынести максимальную пользу из его поучений, нам недостаточно только иметь отношение к ним, мы должны также реализовать их на практике. Будда учил, что мы должны следовать его примеру, и если мы именно таким образом понимаем неизмеримые качества драгоценности «Будда» и из глубины нашего ума доверяем ему, тогда мы будем испытывать радость в практике.
Вторая драгоценность — это Дхарма, Учение Будды. Она означает: «Непревзойденная защита — это Учение Будды», потому что оно может защитить нас от проблем и страхов. Поучения называются «непревзойденная защита», так как они обладают этой способностью. С пониманием и доверием к этим качествам наша радость в практике будет увеличиваться.
Третья драгоценность — это Сангха, наши друзья на пути, и она означает: «Непревзойденный проводник — это Сангха». Наш учитель — это наш непревзойденный проводник, он дает нам наставления, Прибежище, пояснения к Основополагающим упражнениям, Великой печати и многим другим практикам. Лама всё время помогает нам дальше развивать нашу практику.
Если у нас проблемы в практике, все Дхарма-друзья помогают нам, и по этой причине эта драгоценность, как проводник, который проводит нас из сансары в Чистую страну. Таким образом, мы должны видеть учителя и друзей на пути как непревзойденного проводника. Это означает, что в контексте тайной Мантраяны, буддизма Алмазного пути, можно также сказать, что Три драгоценности содержатся в нашем коренном Ламе, главном учителе.
Марпа, к примеру, три раза приезжал в Индию к своему учителю, ученому и мастеру Наропе. Однажды ранним утром Наропа создал в небе очень ясную и сверкающую форму Будда-аспекта Хеваджра с его дворцом и всеми остальными элементами. Наропа сказал Марпе: «Твой Йидам возник, ты должен поклониться и я также сделаю это». Марпа быстро подошел и Наропа спросил его: «Перед кем ты поклонишься сначала, перед Йидамом или Ламой?» Марпа подумал: «Ламу я вижу каждый день, а этого Йидама впервые. Значит, я должен быстро поклониться Йидаму». Наропа втянул в сердечный центр форму Йидама, дворец и всё остальное и сказал Марпе: «Без Лам не было бы ни одного из тысячи Будд. Все они стали Буддами благодаря своим учителям. Благодаря своим учителям они развили Бодхичитту, накапливали в течение трех эпох мудрость и заслугу и наконец стали Буддами. Йидам, которого ты только что видел, является моим излучением». Марпа пожалел о своем действии, почувствовал себя нехорошо и подумал: «Я сделал ошибку. Обычно, когда я медитирую на своего Йидама, я всегда представляю над ним своего Ламу, потому что все полномочия и наставления я получил от своего учителя». Это означает, что это событие было связано с окончанием его рода. Хоть у Марпы и было семь сыновей, но его род не был продолжен. Однако его «род» Дхармы распространился очень широко.
Это было очень короткое объяснение к качествам Трех драгоценностей. После того, как мы их поняли, нам необходимо развивать доверие к ним. Говорят о трех видах доверия: «сияющее, полностью развитое доверие», «доверие желания» и «доверие убеждения».
«Сияющее радостное доверие» означает, что мы действительно чувствуем себя хорошо, когда, например, попадаем в особенные паломнические места, места медитаций или монастыри. Мы радуемся, когда видим изображения тела, речи и ума Будды, например, ступы или статуи. Мы очень радуемся, когда читаем биографию какого-нибудь Ламы или Будды. Мы тогда думаем: «Я снова и снова хочу пойти туда или прочитать эту биографию». Или мы встречаем учителя и испытываем большую радость и чрезвычайное доверие и хотим еще не раз встретить его.
«Доверие желания» означает, что мы понимаем, что состояние Будды — это нечто очень хорошее, потому что освобождает от всевозможных проблем и страданий. Это состояние, в котором я испытываю радость и счастье. Мы понимаем, что это очень хорошее и полезное состояние и хотим его постичь. Опираясь на наставления собственного учителя, мы стремимся к этому состоянию с полной энергией.
«Доверие убеждения», прежде всего, означает, что у нас есть доверие к причине и следствию. Это доверие к тому, что из хороших действий возникают позитивные результаты, а плохие действия приводят к проблемам и страданию. С этим доверием мы точно понимаем, какая причина к какому результату приводит, и стараемся вести себя и практиковать соответствующим образом.
Если мы понимаем эти три вида доверия и их качества, и, как следствие, «вступаем в Учение Будды», то мы приобретаем окончательный вид доверия — неизменное доверие. Сначала развивая на основании этого понимания доверие к Трем драгоценностям и затем «вступая в Учение Будды», мы приобретаем непоколебимое доверие и благодаря этому становимся в состоянии совершенствовать собственную практику в этой жизни. Если у нас нет этого доверия, основывающегося на правильных объяснениях, может произойти, что мы с большим энтузиазмом месяц или год будем заниматься Учением Будды, однако потом снова прекратим, потому что это больше не будет приносить радость. Тогда, возможно, мы перейдем в другую традицию — так же, как люди на Западе часто ищут другого партнера. Некоторые остаются вместе месяц или год, однако потом расходятся. Некоторые даже имеют двоих или троих детей, а потом расходятся. (Ринпоче смеется)
Однако если мы правильным образом развиваем доверие и открытость, тогда ум направляется к Учению Будды. Мы получаем от своего доброго Ламы наставления, например по практике Основополагающих упражнений или медитации на Будда-аспекты. Все вы используете такие практики, и поэтому я хотел кратко поговорить о том, как их делать.
Перевод с немецкого Галины Бильченко
Шераб Гьялцен Ринпоче родился в 1950 г. в Мананге. Ринпоче носит редкий титул Манивы, который получает только тот, кто побудил других к повторению мантры ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ более миллиарда раз. Он считается экспертом в практике Любящих Глаз. Еще ребенком Ринпоче был необыкновенно сочувственным и еще он очень быстро учился. В Румтеке Ринпоче был посвящен в монахи Шестнадцатым Кармапой и там же получил свое буддийское образование. Затем он прошел трехлетний ретрит под руководством Бокара Ринпоче.
Шераб Гьялцен Ринпоче очень известен и активен в Непале. Ринпоче снова отстроил старый монастырь Карма Дубгью Чёлинг в Покхаре и жил там семь лет. По предложению общества «Мананг» в Катманду он принял под свое руководство их монастыри возле ступы Сваямбху. Там он проводит ежегодные церемонии, во время которых в первый месяц тибетского года повторяют 100 миллионов повторений мантры «Мани». В Непале в этом регулярно принимают участие свыше 2000 человек отовсюду. За 22 года, в течение которых это всё проводилось, было собрано в целом 15 миллиардов мантр ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ.
В последние 22 года в каждый девятый месяц тибетского года во время праздника Лабаб Дючен около 800 человек в Непале под руководством Ринпоче практикуют восемь Нюнгне — медитацию с постом на 11-головую форму Любящих Глаз.
В течение 20 лет Ринпоче с тысячами учеников каждый июль практикует повторение мантры Гуру Ринпоче в монастыре общества «Мананг» возле Сваямбху. Также каждый июль он с тысячами учеников практикует мантру и пуджу Долгой Жизни в гомпе Брака возле Сваямбху.
В 1994 Ринпоче начал строительство монастыря для монахинь Карма Нгеден Ёсал Чекхор Линг возле ступы Сваямбху. Монастырь был закончен в 2000 году и в данное время там учится и практикует 100 монахинь.
Шераб Гьялцен Ринпоче в третий раз дает пояснения для практикующих трехгодичный ретрит в ретритном центре Карма Кагью в Парпинге, в долине Катманду, который находится под руководством Шамара Ринпоче.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua