Интервью с Ламой Оле и Ханной Нидал
Медитация — это направленная работа с умом. Ум сам по себе является основой наших нынешних переживаний, а также основой для Просветления. Просветление означает, что мы распознаём истинную природу ума, в отличие от обычной жизни, где мы этого не делаем. Работа с умом, таким образом, заключается в использовании искусных методов для удаления завес, затемняющих наш ум.
С буддийской точки зрения, ретриты — это время интенсивной медитации (дни, недели, месяцы или годы) в тихом удалённом месте. Мы сознательно отдаляемся от всей отвлекающей внешней активности, для того чтобы сконцентрироваться на внутреннем — настолько однонаправленно, насколько это возможно. Это непривычно для нашего ума и, особенно в начале, это нелегко. Поэтому для достижения желаемого результата — радости и избытка, выражающего себя как сочувствие и мудрость, — очень полезны жизнь по определённому расписанию в защищенном и благословлённом месте, добрая поддержка кого-то у кого есть опыт в медитации и работе с умом и советы учителя.
Как говорил вам Е.С. Гьялва Кармапа XVI Рангджунг Ригпе Дордже и как вы сами часто упоминаете, работа для буддизма будет приносить результаты, сходные с теми, что приносят длительные интенсивные ретриты. Таким образом, усвоение буддийского взгляда, участие в медитационных курсах и использование методов в повседневной жизни являются тем главным, на чём концентрируются многие практикующие. С учётом этого, насколько важны ретриты?
Любая работа с умом должна приводить к переживанию неотъемлемой от нас радости и свободы и бесстрашному функционированию посредством тела, речи и ума на благо всех. Эта цель особенно важна в случае ретритов, поскольку они дают осознанность, саму основу для целеустремлённой жизни. С уменьшением внешних отвлечений большинство людей будут лучше различать состояния своего ума. Таким образом, можно будет уделять меньше внимания приходящим впечатлениям и учиться трансформировать их. В общем, ретриты полезны для зрелых людей, которые хотели бы углубить свой опыт. С другой стороны, ретриты могут стать опасным укрытием для интровертов, пытающихся избежать вызовов жизни.
Калу Ринпоче однажды объяснял медитацию таким образом: работа с умом подобна наложению грима. Если гримируемый танцует — ничего не получится: губная помада будет на носу, а тушь — на ушах. Если же он будет сидеть спокойно, тогда мы сможем нарисовать всё так, как захотим.
В ретрите ум должен оставаться гибким. Нельзя терять внутреннюю дистанцию или общее видение ситуации. Удержание высшего взгляда лучше всего обезопасит в случае нарушения запланированного расписания. Если ум постоянно возвращается к свежести настоящего момента и у нас есть понимание поучений Будды о причине и следствии, то можно быть как дома в любой ситуации. Следовательно, результаты определяются тем, чего вы действительно хотите. Можно сидеть в пещере, мечтая об очаровании города, а можно гулять по супермаркету и узнавать ум в процессе этого. Всё это вопрос отношения и зрелости.
В чём важность ретритов в нашем современном мире?
Сегодня ретриты должны быть одним из трёх столпов постижения. Три столпа — это взгляд, медитация и действие. В современном мире, с учётом нашей образованности и силы абстрактного и критического мышления, можно нажимать на любую из этих трёх кнопок Просветления, и знать, когда переключаться между повседневной жизнью и ретритами, в зависимости от конкретной ситуации. Тем не менее, сначала нужно правильно понять суть предмета.
Методы и взгляд фундаментально отличаются в зависимости от различных уровней учения Будды — Малого, Великого и Алмазного Пути — так же, как и ожидаемые результаты. Ретрит становится возможным после того, как избран и прояснён уровень практики. Затем используются медитации, соответствующие школе, наставлениям и цели в определённом контексте знаний и активности. Возвращаясь к нормальной жизни между сессиями, необходимо продолжать удерживать настрой и упражняться в активности высшего смысла. Здесь реакция других становится постоянным учителем. Используя то, что было достигнуто во время ретрита, и разделяя избыток с другими, мы улучшаем то, что предлагаем миру.
На уровне Алмазного Пути очень важно осознавать свой уровень опыта и видеть убедительными путь и цель. Переключение между повседневной жизнью и ретритами предохраняет людей с умственными трудностями от того, чтобы становиться узкомыслящими, жёсткими и странными из-за того, что у них не происходит радостных обменов или они не могут испытывать блаженство в своих медитациях. Сегодня на Западе оставаться гибким означает соединять обусловленные и абсолютные аспекты поучений с помощью чистого видения и хорошего чувства юмора. Если люди прячутся от жизни и становятся ещё менее способными гладко функционировать — это очевидный знак неправильного развития. Люди становятся моралистичными из-за безрадостной медитации, что приносит большой вред в этом и следующем существованиях. Правильно выполненная буддийская практика приносит больше свободы в ум, она высвобождает радость и силу, чтобы действовать со всё меньшим количеством усилий.
Какие самые важные отличия между групповыми ретритами, индивидуальными днями для практики, открытыми и закрытыми ретритами?
Сначала давайте скажем о ретритах и индивидуальных днях для практики. Различные формы ретритов различаются по интенсивности практик и по тому, в какой обстановке они проводятся. Самое важное отличие между днями для практики и ретритами заключается в степени сохранения контакта с другими в этот период: встречаемся ли мы с ними взглядом, едим ли вместе, разговариваем ли. Во время дней для практики можно это делать, опираясь на некое общее чувство, в то время как в течение открытых ретритов нужно избегать отвлечений, насколько это возможно. В закрытых ретритах нельзя иметь контактов с другими. Нужно изолировать себя от внешнего мира и чувствовать себя как в крепости. Это совершенно контрастирует с днями для практики, когда имеет смысл делиться благословением от медитаций и дружбой с остальными. Как я говорил ранее, перед тем как начинать ретрит или дни для практики, нужно решить, как практиковать, какие медитации делать, определить подходящие временные рамки (т.е. сколько сессий в день), что делать в перерывах и насколько быть открытым миру. Практика не для того, чтобы страдать, очень важно не быть слишком строгим и амбициозным и не винить себя. В то же время мы используем день со смыслом и выполняем то, что наметили.
В процессе групповых ретритов важным аспектом является развитие уровня разделённого с другими внеличностного опыта и чувство своей связи с ними. По своей сути, групповые ретриты предоставляют шанс создать позитивную карму и установить дружеские отношения, которые поспособствуют индивидуальной зрелости и укрепят сотрудничество в центрах. Медитации облегчают гибкость общения, открывают возможности работы в группе и способствют лучшему пониманию друг друга. Общий опыт становится более важным, чем собственные взлёты и падения, а сплетни, забавные выходки, зависть и так далее становятся темой для обсуждения, только когда действительно беспокоят группу.
Главная цель групповых ретритов — устать от своих эгоистических комплексов и открыть богатство пространства вместе. Потом нужно также поработать, чтобы сделать этот опыт продолжительным. Если делиться вдохновением и свободно разделять его с другими, то это даст ещё больше избытка и развития.
Если люди разделяют схожие взгляды, то они становятся одной семьёй, и поскольку практики Алмазного Пути задействуют тело, речь и ум, то развивается особый, уникальный стиль общения, преодолевающий границы стран. На данный момент более 1500 моих учеников совершили парашютные прыжки в тандеме, и большинство из тех, у которого в жилах течёт кровь, а не ледяная жижа и кто не любит быть несчастным, наслаждаются этим волнующим переживанием.
Как нам узнать, достаточно ли стабилен наш ум для ретрита и сколько дней или недель он должен длиться?
Мотором должен быть поиск мудрости для принесения пользы другим. Здесь, больше необходимо желание достичь осознанности, чем избежать трудностей. Ретрит нужно делать, чтобы достичь, углубить или отметить какое-либо достижение, и, кто бы ни уходил в ретрит, он должен быть умственно стабильным и иметь эмоциональный избыток. Только после того, как найдёшь и выбросишь скелеты из собственного шкафа, можно полностью насладиться ретритом и растворить дальнейшие умственные завесы. Находясь в состоянии эмоциональной и практической запутанности, мудро проконсультироваться у психолога и избегать ретритов, кроме тех ситуаций, когда у нас уже есть много опыта и мы чувствуем, что способны работать с некоторыми особенными узлами. Но и в этом случае всё равно нужно иметь контакт с учителями, которым доверяешь.
Попытка убежать от чего-то в одиночество или в ретрит часто со временем уменьшает способность справляться с ситуацией. И, кто бы ни уходил в уединение с целью избежать личных проблем, он часто встречается с ещё большими проблемами, когда «возвращается домой». Действующую карму нелегко стряхнуть, и всё нерешённое продолжает возвращаться в новом виде. Это ещё более верно в случае недостатка смелости, зрелости или здорового и позитивного отношения к сексуальности и телу. Такие тенденции становятся очевидными во время очень длительного обучения, такого как традиционные трёхлетние ретриты с целибатом: те, кто устало смотрели на пространство, когда входили в ретрит, не выходили потом рычащими львами. В таких ретритах приобретают медитационный опыт и упражняются в тибетских буддийских ритуалах. Но люди склонны тяготеть к изначальным тенденциям, а большие изменения в основе личности являются, скорее, исключением.
На каждом шагу в Алмазном Пути наиважнейшими являются зрелость учеников, искусность их учителей и качество их связей. Менее стабильные клиенты не должны медитировать в уединении или на защищающие формы и формы Будд в союзе. Вместо этого, они должны использовать мирные мантры и создавать собственное поле силы в приятной компании. Для начинающих с жизненным опытом и стабильным умом, наслаждающихся богатством мирского образа жизни Великой Печати, ежедневным проводником будет растущее чувство юмора, сочувствие к другим, поиск новых достижений и растущее понимание абсолютных поучений в жизни и медитации. Лишь при условии, что у людей есть опыт ретритов и они знают свой ум достаточно хорошо, имеет смысл уходить в более длительные ретриты, не связываясь для этого с учителем. Сегодня несложно активизировать энергополе учителя с помощью электронной почты или текстового сообщения перед тем, как исчезнуть на время.
В повседневной жизни отвлечения неизбежны. Уединение ограничивает их и предоставляет пространство, чтобы сконцентрироваться на достижении цели или сгладить проблемы благодаря сведению к минимуму нежелательных внешних воздействий. Ретриты — это также постепенный процесс обучения. Сначала наблюдаешь, что такое день в одиночестве. Если опыт положительный, можно продолжать урезать ещё больше общения, усиливая свои противоядия от бессмысленной активности.
Что ты посоветуешь уже опытным в медитации людям относительно количества и продолжительности ретритов?
Как и относительно многих других вещей, всё искусство возможного. У всех разные условия и желания. Шестнадцатый Кармапа рекомендовал проводить в медитации один-два месяца в году, и сегодня, я уверен, это всё ещё актуально. Тем не менее многие хотят распределить это время между медитационными курсами и медитационными уикэндами. Практикующему мирянину нужно связать практику с семьёй, работой и другими требованиями внешнего мира. Поэтому многие успешные буддисты Алмазного Пути находятся в «тайном ретрите», работая с чистым взглядом в повседневных ситуациях. Если удерживать уровень Великой Печати во всё большем количестве жизненных ситуаций, одновременно смягчая свои ожидания с помощью юмора и памяти о предыдущем опыте, тогда можно замечать наличие Будда-природы у всех людей, и не терять надежды, когда они ведут себя действительно безнадёжно.
Если сохранять свою связь с Ламой, который дал начало этому чистому восприятию, оно постепенно будет становиться непрекращающимся, и наше сияние будет распространяться на всё.
Как вы узнаёте, что пара способна идти в ретрит вместе? Важно ли делать одну и ту же практику? Как насчёт секса во время ретрита?
Как обычно с взаимоотношениями, никто не может установить здесь однозначных внешних стандартов. Тем не менее, должно быть единство Прибежища, взгляда и цели, не должно быть тенденции к спорам, которые испортят любой ретрит. Если люди не очень хорошо друг друга знают и нет настоящей любви, так много совместно проведённого времени может стать испытанием, и тогда, возможно лучше медитировать по отдельности. С другой стороны, если есть настоящая симпатия, то пребывание вместе — обогащает, а не делиться радостью по ночам может быть чем-то неестественным. Так как у всех Будд одна и та же суть, а каждая медитация указывает на наш ум, практики, которые можно делать, могут быть разного уровня, если они не шумные. В Алмазном Пути призываемые ламы и линии должны находиться в гармонии, и желательно избегать обсуждения медитаций, если только мы не получили их из одного и того же источника. Тем не менее, если пара на одном и том же пути и практикует схожие медитации, благословение, появляющееся от практики вместе, будет углублять взаимоотношения. Более того, если практики совместимы, то будет присутствовать взаимное вдохновение.
Мы желаем вам горы радости и осмысленного опыта в ваших медитациях. Время для ретритов — самое драгоценное из всего, и для многих это время найти очень трудно. Используйте его как следует!
Вопросы задавали Макси Кукувец и Михаэль Фукс
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua