Пять мудростей, восемь сознаний

599282_500781079935911_1774962718_nГьялтрул Ринпоче

Кухары, июль 1995 года

Сложно описать, что такое мудрость. Мы пытаемся понять глубокую мудрость с помощью сансарического сознания, а это невозможно. Благодаря примерам и воображению
можно принять определенную точку зрения относительно мудрости. Но ее истинной природы не только «не существует», но и «не не существует», поэтому ее нельзя понять интеллектуально и невозможно выразить словами.

Напрашивается вопрос: а существует ли мудрость вообще? Ответ – да, и она выполняет множество функций, помогает существам и поддерживает просветленную активность. Поэтому вместо того, чтобы пытаться описать ее природу, можно попробовать рассмотреть мудрость под различными углами зрения, с разных уровней понимания и восприятия, которые она в себя включает. Итак, мы говорим о пяти видах мудрости.

Первая — Мудрость реальности, или Всепроникающая мудрость. Она возникает благодаря очищению поверхностных загрязнений. Существует два вида чистоты: естественная ясность и чистота, появляющаяся после очищения загрязнений. Мудрость реальности возникает после очищения этих завес.

Второй вид мудрости — Зеркалоподобная мудрость, и ее сравнивают с зеркалом, поскольку Будды могут увидеть все явления в одну секунду. Они обладают этой способностью, потому что для них отсутствует разделение на воспринимающего и объект восприятия. Поэтому эта мудрость носит такое название. Независимо от того, сколько существует картинок, все они одновременно отражаются в зеркале.

Третий вид — Мудрость равностности. Это понимание того факта, что «я» и другие равны. Эта мудрость проявляется так, что мы больше не отделяем себя от других.

Следующая мудрость — Различающая, она может описать множество явлений. Будды и Бодхисаттвы могут помнить миллионы слов. В медитативном погружении они могут медитировать на любой объект так долго, как захотят, понимая природу явлений. Это происходит потому, что они развили Различающую мудрость.

Кроме того, они обладают способностью совершать действия, направленные на благо всех чувствующих существ, – четырьмя активностями: успокаивающей, умножающей, вдохновляющей и защищающей. Это эффективные средства, поскольку соответствующий метод применяется в соответствующее время по отношению к определенному человеку. Эта способность называется Мудростью осуществления, по-другому — Мудрость опыта, или Всесовершающая мудрость.

Каждый Будда и просветленный Бодхисаттва развил у себя эти пять мудростей. Но между ними существует определенное отличие, которое можно сравнить с тем, как отличается вид Луны на восьмой и пятнадцатый день лунного цикла.

Что такое реализация этих мудростей и каковы ее причины? К ним можно отнести позитивные действия, причиной которых становится развитие определенных элементов нашей практики и устранение завес нашего ума.

Причина проявления первой мудрости — это очищение всех затемнений, «эго» и привязанность к явлениям. Благодаря отсечению двух этих препятствий проявляется Мудрость реальности, или Всепроникающая мудрость.

Чтобы развить Мудрость, подобную зеркалу, нужно получить много поучений и понять их смысл.

Мудрость равностности развивается благодаря медитации – тогда мы учимся воспринимать других как равных себе и можем ставить себя на их место.

Различающая мудрость развивается, если учить других Дхарме и указывать им на то, какие качества стоит развить, а от каких стоит отказаться.

Мудрость реализации (опыта) развивается благодаря работе на благо других. Таким образом, слушание поучений, медитация и работа для Дхармы являются причинами для проявления этих пяти мудростей.

И о трансформации мешающих чувств в мудрости. Под трансформацией мы понимаем процесс, напоминающий очищение золотого кольца, поверхность которого потемнела. Само золото при этом не подвергается трансформации. Мы имеем дело с одним и тем же золотом независимо от того, светится оно или покрыто слоем грязи. Что же такое трансформация? В этом случае — проявление качества золота, а не изменение его природы. Меняется только его функция: раньше золото было темным, а теперь светится. Раньше его свечение было невозможным из-за слоя покрывающих его загрязнений. Теперь оно может беспрепятственно сиять. Итак, мы должны помнить о том, что мы трансформируем определенные аспекты функционирования данного явления, а не его природу.

Для развития Всепроникающей мудрости необходимо очистить неведение, главный корень пяти ядов ума. Неведение — это ошибочное понимание мира и явлений. Если оно преобразуется, мы получаем его противоположность — понимание природы явлений.

Мудрость, подобная дзеркалу, проявляется в результате трансформации злости. Злость противоположна сочувствию. Благодаря великому сочувствию Будды и Бодхисаттвы способны увидеть всех существ и их страдание в одну секунду. Поэтому преобразованный гнев становится Мудростью, подобной зеркалу.

Очищенная гордость становится Мудростью равностности, поскольку гордость — это тип мышления, что я важнее и лучше других. Равностность означает, что все мы равны по своей сути. Так преобразованная гордость становится Мудростью равностности.

Четвертая мешающая эмоция, которая подлежит трансформации на пути, — это желание. В результате этой трансформации мы развиваем Различающую мудрость. Когда желание меняет свои качества, у нас возникает способность видеть все очень точно, со всеми деталями. Обычно в данном случае в качестве примера используют лес, состоящий из отдельных деревьев, но можно в качестве примера рассматривать и автомобиль. Нам кажется, что существует автомобиль, но на самом деле существует лишь огромное множество отдельных деталей. Если преобразовать подобную разновидность мышления, мы приобретем способность видеть все необыкновенно детально.

Если мы ревнуем, то обычно не желаем объекту нашей ревности ничего хорошего, не помогаем людям, по отношению к которым мы испытываем это чувство. Нам скорее хотелось бы им навредить. В случае трансформации ревности в нас проявляется Мудрость опыта, поскольку она является противоположной описанной ситуации — теперь мы действительно работаем для блага других.

IMG_9947_1

Таким образом, пять ядов ума преобразуются в пять мудростей. Когда развиваются пять мудростей, изменениям подвергаются восемь сознаний – и наступает очередная трансформация. Алайя, сознание-хранилище, состоит из двух частей: одна из них пустотна, другая имеет качество ясности, а это означает, что ум не является чем-то материальным, словно камень или дерево. Если бы ум был материален, можно было бы прикоснуться к нему или увидеть его. Но это не так, и поэтому этот аспект ума мы называем пустотностью. Если бы он не вмещал ничего, то наш ум был бы похож на пустую бутылку. Но ум обладает разными качествами — он может воспринимать и познавать. Это аспект ясности ума.

Таким образом, результатом преобразования пустотного аспекта сознания-хранилища, первого элемента восьмого сознания, является Всепроникающая мудрость. Поскольку именно из сознания-хранилища появляются все сансарические явления, Мудрость реальности (истинной природы вещей) является основой для всех остальных мудростей — точно так же, как по причине неведения возникают все остальные мешающие чувства. Эти основы устанавливают взаимосвязь друг с другом, когда аспект ясности алайи преобразуется в Мудрость, подобную зеркалу, в котором можно увидеть все, и все ясно. Чтобы в зеркале возникла картинка, необходим ясный прозрачный свет. Поэтому именно аспект ясности преображается в Мудрость, подобную зеркалу.

Такой трансформации подвергается восьмое сознание, которое состоит из аспекта пустоты и аспекта ясности. Седьмое сознание – ум, пораженный болезнью «эго». По этой причине все существа заняты самими собой и не слишком думают о других. До тех пор, пока у нас присутствует «эго», все обстоит именно так, поскольку именно в этом и заключается его влияние. До тех пор, пока мы считаем себя самыми важными, не может быть и речи о равностности. Поэтому мы говорим, что седьмое сознание преображается именно в Мудрость равностности.

Шестое — это сознание ума, все наши мысли. Оно не является ни продуктом сознания-хранилища, ни проявлением зрительного или слухового сознания. С относительной точки зрения можно с чем-то согласиться, а с чем-то нет. Мы думаем: «Это правда, а то — ложь, это одно, а то — другое, это белое, а то — голубое», – и так далее. Именно поэтому, когда мы трансформируем это сознание, оно становится Различающей мудростью. Последняя мудрость возникает из трансформации пяти сознаний органов чувств. Пять этих сознаний воспринимают разные предметы, например, глаз воспринимает формы, их разновидности и цвета, а ухо только слышит звуки.

Именно так пять разных сознаний органов чувств воспринимают разные объекты и, в результате их трансформации, достигается Мудрость опыта.

Основой для других мудростей становится Мудрость реальности (Всепроникающая мудрость). Чтобы достичь освобождения, малой нирваны, достаточно первых двух видов мудрости. Но полное и окончательное Просветление, которое достигается для блага всех, требует еще трех оставшихся разновидностей. Точно так же для собственной пользы достаточно реализовать Состояние истины — Дхармакайю, но если мы хотим достичь полного Просветления, нам нужны еще два Состояния: радости (Самбхогакайя) и излучения (Нирманакайя).

Какова связь между этими разновидностями просветленной мудрости и отдельными Состояниями Будды? Первые две мудрости — это Состояние истины. Две следующие — это Состояние радости, а последняя из них — Мудрость опыта — это Нирманакайя.

Эти мудрости можно развить на Пути Сутр — Сутраяне. Если кто-то практикует именно такие методы, то для достижения Просветления он должен получить посвящения. Даже если сначала кто-то вообще не использует методы Алмазного Пути, а следует только Пути Сутр, то перед достижением Просветления он должен получить посвящение. Обычно это происходит в конце десятого бхуми, последней ступени Бодхисаттвы. Поэтому буддистам Алмазного Пути очень повезло, поскольку они гораздо быстрее могут достичь результатов в практике. Но одного вступления на Алмазный Путь недостаточно — нужно еще практиковать методы.

Алмазный Путь очень быстр и глубок при одном условии – если его методы по-настоящему применяются. Почему становится возможным столь быстрое достижение результатов практики? Есть две важные причины: созревание и освобождение. Медитацию Великой Печати или слушание поучений на эту тему мы называем освобождением, поскольку эти методы напоминают сам результат практики. Но прежде, чем мы сможем им насладиться, нужно что-то предпринять, засеять причины. Посвящения принадлежат к числу методов, связанных с созреванием. В Ваджраяне существует множество методов, множество ритуальных и символических предметов и жестов, также мы используем умственные образы различных Будд.

посвящение

Посвящение — царь всех этих методов. Именно с получением посвящения связано вступление на Алмазный Путь, поскольку без посвящений достижение результатов практики становится невозможным. Даже если усердно практиковать, без этого фактора невозможно достичь результатов. Поэтому посвящения — необходимый элемент практики. Очевидно, мы нуждаемся и в поучениях Великой Печати, или в том, что называется элементом созревания. Благодаря посвящениям и применению всех методов мы сможем гораздо быстрее развить пять этих мудростей. Посвящения очищают загрязнения. Они существуют еще и для того, чтобы передать благословение. Чтобы получить благословение пяти мудростей, прежде всего, нужно очистить ум. Итак, они несут двойной смысл: очищение ума и реализацию его потенциала.

Способ получения посвящения в значительной степени зависит от учителя и его учеников. Самое главное во время посвящения — то, как мы медитируем. Иногда мы получаем посвящение, во время которого мы медитируем, иногда передача осуществляется посредством символов, таких как сосуд очищения, торма. Но основной материал, источник Просветления, есть у каждого практикующего с самого начала. Это наша природа Будды. Но посвящения все равно очень важны, поскольку если не поливать семена, то из них ничего не вырастет.

Есть разные посвящения – тела, речи, ума и слова. Иногда они называются по-другому: посвящение вазы, тайное посвящение, посвящение мудрости-сознания и посвящение слова. Кроме того, это зависит от уровня определенной Тантры. В одних случаях пользуются предметами и символами, в других — нет. Главной их целью является переживание силы мудрости и преобразование пяти ядов ума в пять разновидностей просветленного сознания, а также трансформация восьми сознаний в пять мудростей. Именно поэтому Путь мантр, Мантраяна, так богат различными методами.

Буддизм сегодня, №9, 2006


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua