Природа Будды

Лекция в Кухарах, 20 августа 2003 года.
Часть 2

Часть 1

Давайте присмотримся к внешнему миру и определим, существует ли он на самом деле. Если мы внимательно сделаем это, нас ожидает сюрприз. Обычно мы думаем, что внешний мир существует. На уроках биологии или физики мы изучаем, что явления действительно существуют. Таково и наше переживание: я сижу здесь и что-то пишу, что-то ем или кого-то обнимаю. Кажется, что все происходит на самом деле. Если же мы внимательно исследуем все это, то удивимся.

Вот, например, кто занимается этим усилителем? Оказывается, Янек. Давайте немного над ним подшутим. Попросим его выйти, а сами тем временем разберем усилитель. Янек наверняка серьезно относится к своему заданию и хочет быть уверенным в том, что и после курса усилитель будет цел. Ожидая снаружи, Янек будет немного нервничать, подозревая, что происходит что-то неладное. Тем временем мы разберем усилитель, каждый возьмет по одной детали в карман, а потом мы все выйдем из палатки. Но на выходе стоит Янек, который опасается, как бы кто-нибудь случайно не украл у него усилитель, и обыскивает всех по очереди. Оказывается, у каждого из нас в кармане лежит диод, транзистор, еще что-то, но не усилитель. Через минуту мы уже сидим в баре и неплохо проводим время, а Янек входит в зал и видит, что усилитель исчез. Где же он? Его нет, и Янек очень расстроен. Еще десять минут назад здесь стояла прекрасная усилительная система!

Однако всем хочется приехать в Кухары в следующем году, и никто не хочет тут что-то испортить. Поэтому мы возвращаемся в палатку и собираем усилитель. Янек может расслабиться — усилитель опять на своем месте. Мы восстановили его. Но на самом деле Янек по-прежнему нервничает, поскольку мы попросту сложили все детали в кучу, и она не похожа на усилитель. Мы принесли назад все детали, все на месте, однако набор деталей не является предметом. Он станет усилителем тогда, когда детали будут правильно соединены. Будем надеяться, что кто-нибудь помнит, как это нужно сделать. И вот, когда мы прикручиваем последнюю деталь и подключаем ко всему этому ток, можно сказать, что усилитель снова работает.

Как может нечто исчезнуть на полчаса, а потом возникнуть вновь? Причина состоит в том, что мы создаем мир в момент восприятия. Нам все время кажется, что мир говорит с нами, обращается к нам. Дерево говорит нам: «Я — дерево, посмотри на меня». Машина говорит: «Я — машина, посмотри на меня». Усилительная система говорит: «Я — усилительная система, посмотри на меня». И нам кажется, что мир уже решил без нас, каков он. Но это заблуждение. Мир сам по себе не является чем-то. Это мы создаем мир. Это у нас есть концепции на счет мира. Усилитель не является усилителем до тех пор, пока мы его так не назовем. Так можно философствовать битый час, но вы скажете, что это довольно скучно.

Сейчас в вашей квартире никого нет. Там наверняка тоже стоит какой-нибудь усилитель, телефон или телевизор. Никто не смотрит телевизор, не сидит за компьютером.

Можно задать вопрос: а существует ли вообще телевизор, если мы его не смотрим? Существует ли усилитель в тот миг, когда мы его не видим? Вещи возникают сами по себе, или это только наше восприятие?

Вернемся к нашему примеру. Постараемся отыскать истинную природу реальности. Мы разговаривали об усилителе и обо всех тех деталях, из которых он состоит. Возможно, более мудрые люди сидят сзади и говорят, что усилитель состоит из деталей, а детали и вправду существуют. Но мы снова можем присмотреться к этим деталям и задать себе вопрос: а существуют ли они на самом деле?

buddha4

У меня в кармане лежит кусочек пластмассы, я совершенно ясно ощущаю, что он есть. Но если я отнесу его в Варшавский политехнический институт на химический факультет, там мне кто-нибудь объяснит, что это определенного рода структура, состоящая из каких-то частиц. Что в действительности это структура углерода. Я спрошу: а существуют ли эти частички на самом деле? Тогда я узнаю, что они состоят из атомов. А существуют ли атомы? И тогда ученые отправят меня на факультет физики. Там мне скажут, что атомов в том виде, в котором мы их себе представляем, не существует.

Помню, мой школьный учитель физики говорил, что если бы атом был величиной со спортивную площадку, то его ядро было бы как горошина, лежащая посередине. Электроны были бы как булавочные головки, которые движутся по краям площадки со скоростью света. А между горошиной и булавочными головками ничего бы не было. Даже воздуха, поскольку и он состоит из атомов. Физики называют это субатомной пустотой. Таким образом, мы можем себе представить, какие все это имеет пропорции.

Я родом с морского побережья, поэтому самый большой предмет, который я могу вообразить, — это танкер. Давайте теперь представим себе всю субатомную пустоту этого танкера. Если бы ее не было, и остались бы одни электроны, то все они были бы величиной с зернышко. То есть в огромном танкере реальности не больше, чем это зернышко. Можно было бы размолоть его и распылить там, где стоит танкер: в пространстве на 50 метров в высоту и 200 метров в длину. Однако мы не увидели бы никакого танкера, ничего бы уже не было. Существовало бы только пространство и немного пыли, и все это двигалось бы со скоростью света. С физической точки зрения там ничего нет, и танкера тоже нет. Но если поехать в Гданьск, мы увидим, что они там стоят, они есть. Их даже можно потрогать.

Каким образом мы можем видеть эти танкеры? Физика утверждает, что есть частички света, которые называются фотонами. Они возникают на Солнце и переносят целый спектр волн и цветов — световых волн. Фотоны растворяются в первом слое электронных облаков и теряют большинство частот световых волн. Затем они попадают на нашу сетчатку и вызывают там определенную реакцию. Дальше уже наше зрительное сознание переносит этот импульс.

Данный процесс нам знаком — так мы запрограммированы с детства. Мама говорила нам, что этот кубик желтый, вон тот — красный, а тот — зеленый. Так мы научились тому, что один вид частот называется «желтое», а другой — «красное» или «зеленое». Другими словами, у света нет цветов. Ни субатомная пустота, ни ядра атомов, ни электроны не имеют цвета. Цвет появляется в нашем зрительном сознании.

Именно это недавно открыли ученые. Но нашей истории еще не конец. Теперь мы знаем, что не существует даже ядра атома. Как-то я говорил с одним ученым, и он мне это разъяснил. Когда я ходил в школу, то на уроках физики нам показывали пластмассовую модель атома. Вы наверняка видели такую же. Это была модель с ядром атома, протонами и электронами. Она слегка напоминала корзину с фруктами: тут — апельсины, там — яблоки.

Ученый, с которым я разговаривал, объяснил мне, что на самом деле атом выглядит не так. Если бы протон или нейтрон были величиной с апельсин, то ядро атома было бы величиной с Варшаву. И в каждом районе Варшавы был бы спрятан один апельсин. А между ними ничего бы не было. И пришлось бы смотреть в бинокль с одного апельсина на другой.

Что же теперь, считать, что мир состоит из апельсинов? Ученый ответил, что эти «апельсины» — протоны или нейтроны — тоже состоят из «ничего». Каждый «апельсин» состоит из трех частичек, которые называются кварками. Они такие крошечные, что даже если бы протоны или нейтроны соответствовали величине апельсина, то мы не смогли бы увидеть кварки с помощью микроскопа. А если все кварки планеты собрать воедино, то они выглядели бы как маленький кубик. Боюсь, что через десять лет ученые откроют, что эти частицы еще меньше. Они уже нашли струны — частички меньше кварков. Кажется, будто все постепенно исчезает.

Современные ученые открывают то же самое, что и Будда 2500 лет тому назад. Форма есть пустота. Если мы смотрим на явления и внимательно за ними наблюдаем, они просто исчезают. И хотя ничего нет — постоянно что-нибудь возникает. Пустота есть форма. Подумайте об этом когда-нибудь, глядя на усилитель у себя дома.

buddha5

Могут появиться трудные вопросы: а как же быть со страданием людей третьего мира, тех, кого подвергают пыткам, убивают? Что же – и это иллюзия? Откуда берутся боль и страдание? Ученые не могут ответить на этот вопрос — придется спросить у Будды. Он разъясняет это так: «Создавая реальность, непросветленный ум действует на восьми уровнях».

У нас есть пять сознаний органов чувств: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное и осязательное. Они нейтральны и просто переносят информацию. Есть еще шестое сознание — оно называется сознанием ума. Это такой комментатор в нашем уме, несмолкающий голос, который пытается все объяснить. Ведь глаза не принимают решение, что перед нами — изображение или нет. Сознание ума решает, что вот это золотое — рамка, а цвета складываются в картинку. Это — Черная Корона, а вот, собственно, и сам Кармапа. Этот процесс происходит в сознании ума.

Существует еще седьмое сознание, и у него есть два аспекта. Первый — постоянное разделение на воспринимающего и объект восприятия. Когда мы впервые появились здесь и посмотрели на эту фотографию, то подумали: «Это фотография Кармапы. Я здесь, а фотография Кармапы — там». И это нормально — постоянно отделяться от того, что мы воспринимаем. Мы даже не задумываемся об этом, поскольку это происходит автоматически.

Кроме того, возникает и эмоция — следующий аспект данного сознания. Быть может, вид этого изображения не вызвал у вас такого количества эмоций. Но у кого-то могло возникнуть чувство, что, возможно, по окончанию курса эта фотография станет никому не нужна, и можно будет забрать ее домой. Может быть, нашим новичкам Кармапа не понравится вовсе, потому что он такой серьезный и наверняка не понимает шуток.

И еще один пример: вечером после лекции мы идем в бар и видим там пару, которая обнимается и целуется, тесно прижавшись. Мы задумываемся: кто же это? Новая пара в польской сангхе, как интересно! И вот, когда мы подходим поближе, нас внезапно осеняет: да это же моя девушка!

Именно так и функционируют все эти виды сознания. Сначала наши глаза что-то видят, и шестое сознание пытается определить, что это. Определяем: это наша девушка, целующая кого-то другого, и немедленно чувствуем себя отделенными от остальных явлений. Мы думаем: «Им хорошо, а как же я? Подойти к ним, уйти или сделать вид, что я ничего не заметил? Что же мне делать?!»

Кроме этого разделения, появляются эмоции. Не знаю, что чувствовал бы в такой ситуации поляк, думаю, что, по крайней мере, ущемленную гордость. «Не компрометирует ли меня то, что этот парень выделывает с моей девушкой? Что теперь подумают обо мне люди?» Мы разочарованы, ведь это уже в третий раз за последнюю неделю. Возможно, в нашем уме появится ревность или злость.

Так работает седьмое сознание. Из-за мешающих чувств нам приходится говорить и действовать. Скорее всего, мы подумаем так: «Ну, ничего, я тебе еще отомщу!» Или же мы подходим к ним, устраиваем «сцену» и ведем себя агрессивно. Все эти мысли, слова и действия оставляют след в восьмом сознании. Мы все знаем, что у нас есть восьмое сознание: ведь если лечь спать в припадке ревности, наверняка уснуть нелегко. Мы постоянно думаем о том, что они там вытворяли; может быть, наша связь закончилась и т.д. Даже спустя годы мы можем думать: «Тогда, в Кухарах, они публично надо мной издевались, да и вообще тоже».

Все это высвобождается из сознания-хранилища. У него есть два аспекта. Первый — возможность удерживать впечатления, сохранять их. Второй аспект — высвобождение этих впечатлений таким образом, чтобы они могли появиться на поверхности ума.

Мы можем представить это в виде большого бассейна. Утром, перед тем как включаются разные насосы, поверхность воды гладкая, и бассейн наполнен. Если же мы вольем туда десять литров новых впечатлений, возникнет волна. И где-нибудь на другой стороне бассейна десять литров старых умственных впечатлений выплеснутся на поверхность. Именно такое количество старых впечатлений — смесь из впечатлений прошлых жизней, минувшей недели, вчерашнего дня.

Этот аспект — всплывание ранее записанного содержимого на поверхность ума — можно еще сравнить с просмотром кинофильма. Для этого нам нужны три вещи. Прежде всего, сильная лампа — ясность ума. Далее, сам фильм — набор движущихся картинок; в данном случае — постоянный поток умственных впечатлений. Наконец, нам необходим белый экран — и это пустота внешнего мира. Мы включаем проектор, и картинки начинают двигаться. И нам уже не виден белый экран. Мы видим фильм.

Не помню, что я смотрел в последний раз. Может быть, это был «Терминатор» — ведь наверняка все смотрели этот фильм. Возможно, картина не из лучших, но съемки там великолепные. Зрители в кинотеатре не думали о том, что у них перед глазами — набор цветовых точек. Хотя так оно и было — просто набор цветовых точек, которые двигаются на белом экране. Несмотря на это, все мы были уверены, что Терминатор делает то одно, то другое. И хотя это было полной иллюзией, мы были убеждены, что это происходило. Так и с миром: можно его увидеть, но он все равно остается иллюзией. Например, танкер перевозит целые тонны бананов из Африки в Гданьск. Но это по-прежнему иллюзия. Можно, конечно, съесть эти бананы, но все равно они — мираж.

Нам нужно ответить еще на один вопрос: откуда берется страдание? Тут все обстоит так же, как и с кино. Экрана не существует, фильма тоже. Вся ситуация зависит от картинок, которые появляются на экране. Так это устроено. Будда объяснил это в тантрах.

Мы можем иметь в уме определенный набор впечатлений, накопленный из-за нашей гордости. Например, в прошлой жизни мы были князем, который смотрел на людей свысока, или важным врачом, или политиком — совсем не обязательно плохим, но гордым. Если эти впечатления появляются в уме, возникает то, что кажется нам постоянным и жестким. Нас преследуют увечья, или мы разбиваем автомобиль. Если мы попытаемся снять квартиру, то комнаты будут маленькими, а окна узкими. Стены толстые, их трудно сломать. Все сложно. Или же мы рождаемся в гористой местности, где жизнь очень тяжела. Если нам всего лишь хочется заглянуть к соседям, то для этого нужно сначала несколько часов спускаться с горы, а потом взбираться на гору. А если мы крестьяне, то наше поле усеяно камнями.

В жизненных ситуациях нам постоянно встречаются жесткие условия, которых мы не в состоянии изменить. У нас есть множество концепций о том, что нам предстоит сделать со своей жизнью, но мы никогда не можем их реализовать — из-за детей, родителей, денег, правительства, законов, погоды и т.д. Это результат старой гордости (подобные проявления связаны с элементом земли — прим. переводчика).

Если возникают старые впечатления, которые мы накопили из-за привязанности, например, в одной из жизней мы были необычайно похотливыми, тогда в нашей жизни появляется элемент огня. Мы постоянно обжигаем пальцы, пытаясь починить выхлопную трубу или работая в пекарне. У нас ломается тостер. Новогодняя елка воспламеняется. Вечно перегорают предохранители и лампочки. Или мы рождаемся в местах с высокой угрозой пожаров, к примеру, в Португалии или Калифорнии.

Нам постоянно приходится противостоять внезапным несчастным случаям. Допустим, у нас болит голова, и мы идем к врачу на обследование. Врач обнаруживает опухоль мозга, и уже на следующей неделе предстоит операция. Затем четыре недели мы сражаемся с тем, что практически парализованы, проводя время в реабилитационной клинике.

buddha6

Еще один пример: мы встречаемся с девушкой только по выходным. И вот мы едем на свидание с ней, включаем в машине музыку погромче, и настроение у нас превосходное. Хочется сменить кассету, та падает на пол, и мы внезапно попадаем в аварию. Разбиваем автомобиль и ломаем ноги. Получаем инвалидную коляску и новое занятие. Все произошло за доли секунды.

Столь же внезапно прекращаются наши партнерские отношения. Утром в понедельник мы видим на столике записку: «Не злись, пожалуйста, но на выходных я тут познакомилась кое с кем. Он мне подошел, поэтому я решила уйти. Вещи уже забрала. Пока». Мы не в силах ничего изменить, ведь она не оставила даже телефонного номера. В нашей жизни ситуация изменяется очень резко, ежеминутно. Это результат впечатлений, возникших из-за привязанности.

Если в уме всплывают впечатления, накопленные нами ранее по причине злости (мы были агрессивны или раздражительны), для нашей жизни большое значение имеет элемент воды. Мы живем в местности, где дождь идет или слишком часто, или слишком редко. В наших домах подвал всегда залит водой, а фундамент подмочен. В канализационной системе вечно протекают трубы. Или мы живем в местности, которая постоянно находится под угрозой наводнения.

Мы часто испытываем страх. Некоторые разновидности страха позитивны и позволяют нам выжить. Но есть и другие. Однажды нам приходит идея заглянуть в гости к приятелю, и вот мы звоним в его дверь. Но дверь приоткрывается лишь слегка, и мы говорим «привет» в узенькую щелочку. Потом хозяин борется с разнообразными цепочками и замками, чтобы, наконец, впустить нас. А когда мы попадем внутрь, он расскажет нам о том, как страшен этот мир. О том, какое множество опасностей подстерегает нас, и какая у него замечательная страховка. О том, что все вокруг очень сложно, и ночью уже нельзя выйти из дома как раньше. Все это возникает как результат впечатлений, накопленных нами ранее из-за злости.

Когда всплывают старые впечатления, которые возникли как результат ревности или зависти, в нашей жизни появляется элемент ветра. Я привожу негативные примеры для того, чтобы было легче шутить. И чтобы все легче запоминалось. Но можно использовать и положительные примеры. Крестьяне Северной Германии поняли, что на ветре можно неплохо заработать, и построили ветряные электростанции.

Элементы могут быть очень полезны. У меня на ферме есть теплица. Когда прогноз погоды предсказывает ураган, я плохо сплю. Это такое чувство, будто некая внешняя сила разгуливает по моему хозяйству и пытается отыскать плохо закрепленную черепицу. Если раньше мы были ревнивы, то теперь в жизненных ситуациях у нас будет складываться такое впечатление, что мы окружены некой враждебной внешней силой, какими-то интригами. Мы будем чувствовать, что люди говорят о нас за нашей спиной, шутят над нами, не любят нас.

Наконец, обсудим старые впечатления, накопленные нами как результат неведения (элемент пространства — прим. переводчика). Возможно, что одну из наших прошлых жизней мы провели в пьянстве и чтении глупых газет. Если появляются такие впечатления, мы чувствуем себя постоянно отделенными от красоты мира. И думаем так: «Я живу в Польше, и это скучно. Все самое замечательное происходит в Америке, на Гавайях, в Австралии или Таиланде — вот там настоящая жизнь! Самые лучшие концерты проходят в Париже, Берлине или Лондоне. А вот если поехать в Варшаву, то окажется, что эти концерты или уже прошли, или только будут. И куда ни приедешь, везде одна скука». Такие чувства возникают, когда на поверхности ума всплывают старые следы неведения.

Внешний мир вовсе не появляется перед нами. Все, что мы воспринимаем и переживаем, — не что иное, как старые впечатления, всплывающие в нашем подсознании. Нет ничего, что можно было бы назвать внешним миром. Есть только отражение нашего собственного ума. Ума, которого не существует. Это невозможно понять с помощью логики. Если мы попытаемся это понять, то нашей реакцией будет только удивление. Все явления — свободная игра несуществующего ума. Такова наша нынешняя ситуация. Что можно сделать с этим? Как это понять?

На тот случай, если мы недовольны своей жизнью, Будда дал нам четыре варианта действий. Мы уже сказали о том, что наш бассейн переполнен грязной водой. Просто в сознании есть очень много разных впечатлений, которые нам не нравятся. Что можно предпринять?

Первая возможность — подход Тхеравады, когда мы просто прячем руки глубоко в карманы и стараемся, по крайней мере, не добавлять грязной воды в бассейн нашего подсознания. Мы перестаем совершать негативные действия, сдерживаем мысли и слова, которые возникают под влиянием мешающих чувств. Вода может очиститься и сама по себе. Такое случается в природе. Если не трогать несколько лет какой-нибудь водоем, он может очиститься сам. Будда говорит, что если мы хотим использовать данный метод, это займет у нас три бесконечные кальпы. Это наверняка очень долго. А мы немного торопимся и хотим сделать больше. Поэтому мы используем подход Махаяны.

Мы бегаем и носим чистую воду кружками. Мы совершаем очень много позитивных действий, слов, мыслей. Это намного быстрее, но все-таки довольно долго — три кальпы, имеющие окончание. Поэтому Будда передает нам метод активного очищения подсознания.

Можно очистить бассейн просто с помощью очищающих стоков. Вода мутнеет, и возникают пузыри. Это медитация Алмазного Ума — она активно очищает подсознание. У нее есть только один недостаток: сам процесс немного воняет. Это называется очищением. Оно может выглядеть как неприятные впечатления во время медитации, и это всего лишь однопроцентный раствор того, что нам пришлось бы пережить в противном случае, но мы все равно считаем эти впечатления неприятными. Этот метод очень быстрый — благодаря ему можно достичь состояния Будды за одну жизнь.

Четвертая возможность — Махамудра, или чистое видение. Это подход крестьянина, который говорит: «А что такого с этой грязной водой? Это всего лишь 2% магния, 5% калия, 7% фосфора, 10% кальция — очень даже подходящие химические элементы! Поэтому распылю-ка я ее над своими полями, и будут у меня помидоры величиной с дыню!» Это и есть подход Махамудры.

Что плохого во всех неприятных картинках, которые появляются? Если я иду на боевик, то рассчитываю увидеть режиссерскую версию. Или такую, из которой ничего не вырезано. Если же и это невозможно, тогда я хочу, чтобы мне возвратили деньги, которые я заплатил за вход. Если бы какой-нибудь цензор вырезал разные сцены из ленты, утверждая, что они слишком уж порнографические или скандальные и, кроме того, еще и чрезмерно жестокие, то от интересного боевика остался бы обрезок бразильского сериала. Фильм был бы скучен, и никто не хотел бы платить за билет.

Именно такое понимание возникает в нашем уме, если мы действительно осознаем единство радости и пустоты. Все, что происходит с нами в жизни, — невероятно восхитительно. Появляется что-либо или исчезает, влюбляемся мы или расстаемся с партнером, старше мы или младше, зима нынче или лето — все это детали большой картины. Это невероятный фильм под названием «Моя жизнь». Не нужно ни прибавлять ничего, ни отнимать. Каждый миг фантастичен просто потому, что происходит. Мешающие чувства становятся мудростью. Каждый является Буддой, знает он об этом или нет.

С этой точки зрения нам не нужна практика Алмазного Ума — ведь мы хотим увидеть именно режиссерскую версию. Единственная причина, по которой Бодхисаттва выполняет практику Алмазного Ума, — он хочет принести пользу другим, и у него грандиозные планы. Он хочет строить центры и с помощью Дхармы приносить пользу другим. И мы хотим развивать эту активность без препятствий.

Все, что я рассказывал вам до сих пор, касалось природы Будды. Все, что бы мы ни воспринимали, — свободная игра несуществующего ума. Если мы пытаемся медитировать, то этот взгляд становится необычайно важным. Мы должны отпускать вещи, не цепляться за них и не привязываться к ним. Нужно покоиться в открытом, сияющем, неограниченном пространстве, которое находится между мыслями и за мыслями. Не нужно ничего создавать искусственно. Так мы сможем медитировать беспрерывно, 24 часа в сутки.

Герд Болл
«Буддизм сегодня» №7, 2005


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.