Природа Будды

Дилго Кхьенце Ринпоче

«Хороша ли моя медитация?»
«Когда же, наконец, у меня начнется хоть какое-то развитие?»
«Никогда не достигну уровня моего духовного мастера…»

Блуждая таким образом между надеждой и отчаянием, наш ум никогда не найдет покоя. В зависимости от настроения, один день мы будем практиковать интенсивно, а на следующий – перестанем совсем. Мы будем привязываться к приятным переживаниям, которые возникают из состояния внутреннего спокойствия, и бросать медитацию, когда нам не удается успокоить движение ума. Это не является правильным способом практики. Независимо от того, что происходит в нашем уме, мы должны решить соединиться с регулярной практикой. День за днем, мы должны наблюдать, как наши мысли появляются и растворяются, возвращаясь к своему началу. Мы не можем рассчитывать на то, что будем сразу способны удерживать концентрацию и днем, и ночью.

Когда мы начинаем медитировать на природу ума, хорошо делать несколько коротких сессий медитации в день. Благодаря упорству мы постепенно будем это постигать — переживание сути в нас с каждым разом будет становиться стабильнее. В то же время мысли потеряют силу отвлекать нас и удерживать нас в шаховой ситуации.

Пустота, совершенная природа Дхармакайи, Совершенное Тело, не является ничем. Она проявляется спонтанно, сияющим знанием всех явлений. Дхармакайя не является продуктом причин и следствий, а есть изначальной природой ума.

Распознавание ее напоминает восход солнца в ночи неведения — в это время темнота рассеивается. Ясность Дхармакайи не напоминает ясность луны, которая растет и уменьшается. Она является неизменным солнечным свечением.

Когда появляются облака – они не закрывают сути неба, а когда исчезают – не открывают ее. Небо не становится под их влиянием ни меньше, ни больше. Оно не меняется. То же происходит с природой ума — ее не может загрязнить течение появляющихся мыслей, но она и не становится полностью восстановленной, когда они исчезают. Природа ума — это «пустота», а его выражение — «ясность». Эти два понятия по своей природе – простые образы, созданные для того, чтобы описать разные аспекты ума. Привязанность к понятиям пустоты и ясности, как будто бы они являются чем-то конкретным, не имеет смысла. Окончательная природа ума выходит за пределы всех концепций, понятий и делений. «Я могу ходить по облакам»,- говорит ребенок. Но если мы приблизимся к ним, то увидим, что там не на что поставить ногу. Таким же образом, пока мы не анализируем мысли, они выглядят постоянными, но если их поискать — мы ничего не найдем. Именно это означает быть одновременно пустым и проявляться. Пустота ума не является ничем или состоянием отрицания, поскольку содержит сияющую способность видения и осознанность. Эти два аспекта — пустота и сознание — неотделимы друг от друга. В своей сути они едины – так же, как поверхность зеркала и проявляющиеся на нем отражения.

Мысли появляются в пустоте и в ней же снова исчезают, подобно тому, как лицо появляется и исчезает в зеркале. Лица никогда не было в зеркале — когда оно перестает в нем отражаться, оно не перестает существовать. Само зеркало также на протяжении всего этого времени не изменялось.

Перед тем как начать практику, мы остаемся в так называемом «нечистом» состоянии самсары, которым управляет неведение. Вступая на путь, достигаем состояния, в котором глупость проявляется так же, как и мудрость. Все время, на протяжении этого духовного пути — кроме действий, которые совершаем, и нашего развития — природа ума не меняется. Она не была нарушена из-за того, что мы вступили на путь, и не «улучшится», когда мы достигнем цели.

Безграничные и невообразимые качества первозданной мудрости — «истинной нирваны» — неразрывно связаны с умом. Их не нужно создавать, делать что-то новое. Духовное постижение — единственная возможность их открыть, и оно возможно только благодаря очищению, происходящему на пути. Если мы переживем эти качества с совершенного пункта видения, окажется, что они пусты.

Также и самсара, как и нирвана, — пустотна. Поэтому ни одна из них не является «плохой», а другая – «хорошей». Человек, который постиг природу ума, свободен от желания отбросить самсару и достичь нирваны. Он как малое дитя, которое постигает мир с невинной простотой, без концепций о прекрасном и уродливом, добре и зле — он перестает быть жертвой противоречий, порожденных привязанностью и отвращением.

Переживать неурядицы повседневной жизни не имеет смысла — это напоминает действие ребенка, который радуется, если ему удается построить замок из песка, и плачет, когда его строение рассыпается. Инфантильные существа по собственной воле становятся жертвами трудностей, стараясь овладеть тем, чего желают, и убежать от того, что ненавидят — это подобно тому, как мотылек летит к свету и в следующий момент гибнет в пламени огня. Лучше отложить в сторону ношу, которую составляют придуманные желания. Состояние Будды – это пять «тел» или аспектов: Тело Проявления, Тело Совершенной Радости, Абсолютное Тело, Тело Сути и Неизменное Алмазное Тело. Нельзя их найти вне самого себя: они неотделимы от нас, от нашего ума. Как только мы распознаем их присутствие, настанет конец запутанности, не нужно будет больше искать Просветления. Моряк, который выплыл на остров из цельного куска золота, не найдет на нем ни единого маленького слитка, как бы не пытался его найти. Мы должны понять, что с безначальных времен у нас уже есть все качества Будды.

«Буддизм сегодня», №4, 2003


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua