Лама Джигме Ринпоче
По мере развития любви и сочувствия всё больше понимаешь, что такое правильное поведение и почему так важно встретить Cангху, обладающую подлинными качествами. Без любви и сочувствия мы недостаточно внимательны и бдительны и, только обладая этими качествами, можно быть уверенными в своем правильном поведении в каждое мгновение жизни.
Без любви и сочувствия мы концентрируемся на своих интересах, и если нам что-то нравится, то не задаем себе слишком много вопросов, а просто следуем в этом направлении. Любовь — это не результат требований, и она не ограничивается одной или двумя личностями или определенным кругом людей. Любовь — более широкое чувство, которое распространяется на всех существ без исключения.
Увидев собаку, мы, возможно, можем подумать, что она нам нравится, но чувство, которое мы переживаем, не всегда то глубокое чувство, которое называется настоящей любовью. Такое чувство возникнет только, если мы осознаём условия, в которых она живет, ее потребности и среду обитания. Нам не хочется задавать себе неудобных вопросов, а также думать о страхах животных, которые часто находятся в трудных условиях, например, страдают от холода. Мы предпочитаем думать о своей удобной и спокойной жизни, что значит, что наша любовь ограничена.
Чтобы развивать любовь и сочувствие, необходимо ясно видеть условия и потребности существ. Нужно ставить себя на их место. Только тогда мы сможем понять, что существа находятся в сложных условиях, при этом их чувства и потребности такие же как наши. В этот момент возникают истинные любовь и сочувствие, которые включают всех существ, а наши действия становятся более осознанными и поэтому более эффективными. Без такого шага в развитии мы будем находиться в плену у любви, которая ограничена известной нам территорией. Это не настоящая любовь, и даже наоборот, — она усиливает разделение между теми, кто нам нравится и теми, кто не нравится, что ведет к тому, что мы начинаем оценивать других, при этом часто не объективно.
Мы можем понимать, что такое любовь или сочувствие, но всё также продолжать быть неспособными переживать эти чувства. Применять их по-настоящему не так просто. Тренировка ума (тиб. лоджонг) позволит нам развивать эти качества. Создавая новые позитивные привычки в своем уме и укрепляя их, мы всё больше сможем действовать на основе любви и сочувствия. Новые позитивные привычки позволят уму принимать ситуации и модели поведения, которые раньше нам казались неестественными и неприемлемыми. Развивая такое понимание, мы осознаём необходимость и эффективность медитаций, которые очищают ум от тяжелых впечатлений.
Хорошо понимать, что мы медитируем не для того, чтобы спокойно и мирно устроиться на своем маленьком «облачке». Цель нашей практики намного шире: речь идет о том, чтобы помогать и приносить пользу всем существам.
Иногда мы ведем себя неправильно, и вряд ли можно избежать того, что наше поведение становится неприятным последствием для других. Например, когда мы едем на машине, то убиваем много насекомых, что совсем не является альтруистическим поступком. Но в этом случае невозможно ничего сделать, так как нам нужно ехать, мы должны попасть из одного места в другое. Если мы не можем избежать таких действий, то стараемся осознавать это и делать пожелания, чтобы приносить как можно меньше вреда, и чтобы существа, которых мы непреднамеренно убили, получили лучшее перерождение.
Осознанность в действиях полезна как другим, так и нам самим. Встречая животное, которое страдает, мы не всегда можем ему помочь. Но хорошо открыться этому существу и сделать пожелания, чтобы оно освободилось из круговорота страданий, начало свое развитие и, в конце-концов, достигло Просветления. Это пожелание для всех существ является основным настроем, который мы принимаем в каждой медитации. Мы тренируем его, чтобы освободиться самим и, благодаря этому, еще эффективнее помогать другим.
Для медитации рекомендуется определенное положение. Здесь речь идет не об обязанности, а скорее о поддержке, то есть поза не должна становиться препятствием к практике. Если наши физические возможности ограничены, это не проблема.
В медитации мы стараемся успокоить ум, а присущие ему качества всегда с нами, не зависимо от того, в каком положении находится наше тело. Позиция тела — всего лишь метод, который помогает успокоить ум.
Мы должны пытаться принять правильное положение так хорошо, насколько позволяют наши возможности, но при этом быть расслабленными, чтобы нас не отвлекала идея об идеальной позе. Так как тело и ум тесно связаны друг с другом, для ума очень полезна правильная позиция. Если тело покоится в правильном положении, то уму легче успокоиться, и в нём возникает меньше помех. Итак, совет для положения тела в медитации: выпрямиться, насколько возможно сесть в позу лотоса, скрестив ноги, или сесть на стул. Важно, чтобы спина была действительно прямая, так как если она сгорблена, то энергетические каналы блокируются. Если энергии свободно циркулируют, тогда на уровне тела больше нет напряжения, а на уровне ума больше нет никаких препятствий. Ум успокаивается, и исчезают все приносящие страдания чувства, которые возникают из-за помех в течении энергий.
Если мы не внимательны, то из-за возникших мешающих чувств мы будем и вести себя соответствующим образом. Чтобы развиваться, важно понимать, что является корнями нашего поведения, и знать, что нас неосознанно ведет к нашим действиям. Нужно осознать, насколько сильно нами владеет привязанность к собственному «я», которое проявляет себя в разных ситуациях как гордость, ревность и т.д. Стоит обращать внимание на мелочи, которые кажутся нам незначительными, следствия которых, однако, могут иметь очень большое значение. Иногда самые незначительные обстоятельства ведут к самым быстрым результатам, вызывая цепную реакцию.
Мы должны развивать Бодхичитту и тренироваться предоставлять себя другим. К тому же Бодхичитта является хорошим средством против гордости и ревности. Эти оба приносящие страдания чувства зачастую присутствуют весьма незаметно, мы часто даже их не осознаём.
Если мы невнимательны, то может возникнуть множество помех, так как эмоции будут искажать нашу первоначальную мотивацию и влиять на поведение. Даже если мы очень сильно будем хотеть действовать альтруистично, то всё же неосознанно будем оставаться под коварным влиянием гордости и ревности. Тогда наше поведение будет выглядеть совсем не так, как мы предполагали в начале. Но если нам удастся осознать этот механизм, то со временем чувства начнут ослабевать. Мы будем способны не позволить им так запросто себя поймать, и наши действия всё меньше будут окрашены гордостью и ревностью.
Это постоянная и поступательная тренировка ума. Каждое обстоятельство дает нам возможность понять, как функционирует этот тонкий механизм: как мешающее чувство может стать на пути у изначально правильного настроя, преобразуя его в нежелательный настрой и, как следствие, в нежелательное действие. Эти тонкие процессы сложно заметить.
Так как у нас есть поучения, то можно легко отслеживать грубые процессы в уме и пробовать противодействовать им, но, тем не менее, остаются еще и более мелкие составляющие. А так как у нас есть склонность считать их неважными, то в дальнейшем они могут стать препятствием; поэтому так важно обращать внимание на детали. Эти маленькие отклонения в мотивации могут вести к ошибочному поведению, а оно, в свою очередь, к плохим привычкам, от которых будет очень сложно избавиться.
Время от времени мы попадаемся в ловушку собственных незначительных ситуаций, которые нам не нравятся и вызывают недовольство или гнев. Потом мы попадаем в такое состояние, в котором воспринимаем только ошибки и всех вокруг критикуем: соседей, родственников, друзей. Благодаря критике появляется определенное удовлетворение. Эта радость возникает из привычки, которая кажется не очень серьезной и не слишком важной. Однако это важно!
Мы должны искоренять такое поведение, которое становится причиной даже малейшего удовлетворения от критики. Тогда, возможно, мы распознаем, что речь идет о тонкой игре ревности. Мы критикуем кого-то, потому что ревнуем, вместо того, чтобы явно выражать свою антипатию. Пытаясь вредить другим, мы попадаем в такой вид фрустрации, уменьшение которой ищем в ощущении радости от критики.
Очень важно видеть корень всех этих процессов, иначе мы будем непрерывно критиковать, не осознавая ревности, которая стоит за критикой. Так мы рискуем развить негативные привычки, которые будут усиливаться и со временем могут показаться нам вполне естественными. В конце концов, мы перестанем замечать, что на самом деле постоянно критикуем.
Если хотим развивать любовь и сочувствие, то должны обращать внимание на то, чтобы действительно включать всех существ, без какого-либо разделения на виды или их значимость для нас. Мы часто противопоставляем себя тем, кого считаем неважными, относимся к ним снисходительно и не обращаем внимание на тех, кто нас превосходит. Это искаженное отношение. Мы действительно должны развивать любовь и сочувствие без малейшего следа ревности или нечистой мотивации, а это значит по отношению ко всем существам без исключения.
Концентрируясь на деталях происходящего, не подвергаемся ли мы опасности всё время заниматься только собой? Речь здесь не идет о том, чтобы наши действия и мысли не давали нам покоя. Существует два способа оставаться осознающими. С одной стороны, можно рассматривать и анализировать мельчайший жест, мельчайшую мысль, чтобы видеть, соответствуют ли они поведению, приносящему пользу другим. Например, можно увидеть, что ситуация неприятна, и мы вели себя в ней не так, как хотели бы. Другой способ состоит в том, чтобы просто оставаться внимательными к мыслям, и стараться, чтобы наши действия были осмысленными. Тогда мы сможем изучать прошлое с точки зрения полученного опыта, который послужит нам стимулом в будущем.
Таким образом, мы будем расслабленно осознанны и внимательны, вместо того, чтобы еще больше себя запутывать. Это поможет изменить впечатления в уме. Понимая, что неправильно поступили в прошлом, нам не нужно тратить свою жизнь на то, чтобы сожалеть об этом, а можно преобразовать ошибку во что-то полезное. Ошибка могла возникнуть из-за того, что в момент ее совершения мы находились в ситуации, которую не понимали и действовали неосознанно и беспечно. С того момента, как мы осознали ошибку, она стала полезной, так как, благодаря этому пониманию, теперь можно изменить свое настоящее поведение.
Вместо того чтобы страдать от угрызений совести и сожаления, можно радоваться распознанию своих прошлых ошибок, так как они становятся инструментом для нашего изменения. Память об уроках прошлого хорошо помогает осознавать наши настоящие действия.
Нашему уму легче расслабиться, если мы не испытываем чувства вины, а можем позитивным образом использовать свой опыт для развития. Таким образом ослабляются также и наши жесткие представления. Если ум ясный и расслабленный, если он направлен на позитив, тогда растворяются страх, горечь и постоянное недовольство.
Естественно, неправильно думать, что за короткое время мы сможем преодолеть любое желание или освободиться от любой формы привязанности. Нужно принять тот факт, что они у нас есть. То же касается ревности и гордости. Эти чувства и так уже есть у нас. Единственное, что мы можем сделать – осознать их присутствие и, таким образом, не дать им шанса поймать нас. Тогда наши действия будут вести к полезным результатам.
Эти три чувства — гордость, ревность и желание — обычно присутствуют во всех наших отношениях с родными и друзьями. Сначала это очень тонкие эмоции, которые, тем не менее, могут сильно определять отношения между родителями и детьми или между мужем и женой. Всегда есть глубокая привязанность и следы ревности, и если мы не обращаем на них внимание, тогда эти чувства накапливаются, и из-за них возникают трудные ситуации, которые сложно разрешить.
Если осознаем приносящие страдания чувства, то сможем избежать того, чтобы снова попасть в такую ситуацию. Мы больше не уступаем им, и обстоятельства вокруг нас становятся гармоничнее. Мы становимся более открытыми, и у нас появляется больше силы принять то, что раньше ранило. Это происходит на всех уровнях, — будь-то в привычном контексте или в более глубокой взаимосвязи. Такое осознавание — источник гармонии и открытости.
Хотя всё, что было сказано о любви и сочувствии, легко понять, не так легко всё это осуществить на практике, особенно если с самого начала мы хотим быть совершенными. И если замечаем, что у нас это не выходит, то скорее всего начнем расстраиваться. Поэтому нужно учиться постепенно.
В любом случае нам следует развивать внимательность и научиться осознавать чувства до того, как мы начнем пытаться от них избавляться. Таким образом, мы будем постепенно учиться менять свое поведение. Возникнет привычка быть внимательными, и дальше всё будет плавно двигаться в сторону развития. Это как учиться вождению. Сначала мы сильно сконцентрированы и напряжены, но по мере того, как у нас вырабатывается привычка, становится легче, и трудности уходят сами собой. В конечном итоге
мы садимся за руль и просто едем, не испытывая страха. Всё, что сначала казалось непреодолимым, благодаря привычке становится легким и простым.
Во время тренировки ума всё происходит точно также. Мы должны ступать шаг за шагом: развивать внимательность по отношению к условиям и привычкам в жизни, и пытаться всё больше осознавать свои поступки. Тогда постепенно и естественным образом будут формироваться новые привычки, и мы начнем замечать, что поступаем правильным образом.
Не нужно падать духом, если иногда не получается преодолеть то или иное препятствие. Нужно понимать, что осознанное и точное распознавание этого препятствия является методом его преодоления.
Вместо того чтобы терять мужество, хорошо помнить, что на основе маленьких изменений в уме, шаг за шагом, формируется новая привычка. Благодаря этой привычке, благодаря этому повторению, ум постоянно тренируется, и мы развиваемся.
приложение «Буддизм в повседневной жизни»2011 г.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua