Познание ума является единственной целью

Лама Оле Нідал
Лама Оле Нідал

Лама Оле Нидал

Единственной целью любой буддийской практики  является достижение умом состояния свежести и свободы от усилий. Естественно, ни отчего неотделимый, он сам по себе полон мудрости, радости и сочувствия, и речь идет о том, чтобы с помощью методов Будды распознать его истинную природу. Мы можем этого достичь благодаря трем столпам Учения: в достаточной степени проверенным указаниям; соответствующим методам, позволяющим пережить то, что мы поняли и приняли как истинное; а также обещаниям, позволяющим закреплять то, что уже достигнуто.

Среднюю колонну погружения или медитации мы можем совершенствовать в повседневной жизни или в отшельничестве. В буддизме главное – опыт, а не вера, потому что Учение, если мы его используем, ведет к тому, что мы просто становимся хорошими и счастливыми людьми. Этому среднему столпу придается большое значение, и дальше я буду говорить о медитации в повседневной жизни и в отшельничестве.

На внешнем уровне разница выразительна: или мы занимаемся практикой в круговороте повседневной жизни, или как бы закрываемся в собственном лишенном внешней основы мире. Также течение практики и непосредственные цели в обоих случаях разные. День медитирующего в отшельничестве протекает в соответствии с установленным им самим планом – он сознательно развивает на протяжении всего этого времени определенные способности тела, речи и ума.

В частности, выстраиваемые Чистые Страны, по существу, создаются на искусственной основе, и впоследствии их часто невозможно удержать в жизни. Это происходит с сотнями женщин и мужчин, проживающих на Западе, которые прошли трехлетнее образование лам в группах, состоящих только из представителей собственного пола. Они все это время спали в позе сидения, не вытягиваясь во весь рост, и удерживали полное осознавание в фактической изоляции от внешнего мира. Независимо от того, чему они таким образом учатся, эта активность необходима для сохранения всего набора методов линии передачи. Хотя кажется, что практикующие таким способом больше укрепляют, чем совершенствуют качества характера, с которыми начинали отшельничество.

Тот, кто медитирует в повседневной жизни, – не бросает работу, свой круг друзей и не покидает свои естественные пути развития. Он старается, прежде всего, применять и развивать чистое видение Алмазного Пути, переданное Учителем. Если видеть себя и других как Будд, а мир – как лучащийся смыслом, достаточно просто делать то, что перед вашим носом.

На самом деле, лучше всего – смесь этих двух способов: с одной стороны, мы не играем в прятки с собственными проблемами, с другой – позволяем проявиться медитационному погружению и очищению, которое дает нам доступ к открытому пространству, свободному от привычек. Это означает краткие, направленные отшельничества, индивидуальные или в группе, позволяющие развить в уме полезные и желаемые способности, а также справиться с мешающими впечатлениями, стоящие на обретенное таким образом видение и практически его использовать. Обретенный опыт сделает более эффективным последующее медитационное погружение. Когда внешние и внутренние истины взаимно обогащаются и дополняются, все в жизни становится учением и шагом на пути.

В отшельничестве важно полностью использовать время, запланированное на медитацию, и применять методы в соответствии с этим. В повседневной жизни главной практикой является постоянное развитие чистого видения. Результативно проведенный день хорош не только для этой жизни, но также для смерти и следующих перерождений. Он должен начинаться с чего-то прекрасного. Тот, кто любит заниматься любовью, может вспомнить полученные раньше инициации и видеть себя самого и партнера как Будду-мужчину и Будду-женщину в союзе. Также на бесформенном пути Махамудры нераздельность пространства и радости является путем беспрерывного излучения внеличностного блаженства в пространстве. Утром следует принимать Прибежище в цели, в пути и в друзьях на пути. Тот, кто желает быстро развиваться, принимает его дополнительно в Ламе. Можно мысленно представлять аспекты Прибежища, а в конце, когда они растворяются, и свет от них излучается в Ламу, сливаться или не сливаться с ним, в зависимости от нашего желания.

Даже тот, у кого за плечами сто тысяч простираний Нендро, может с огромной пользой делать небольшое количество простираний каждое утро. Нет лучшего источника силы на целый день!

Во время пробуждения и под душем можно подносить в уме Просветлению все способности своего тел, и если вы сильны, предложить себя Буддам в качестве защитника всех существ. Во время еды мы продолжаем собирать все хорошие впечатления. Если мы видим свое тело как тело Ламы или Йидама. тогда тот факт, что мы подносим им всевозможные приятные вещи, становится освобождающим действием, ведущим к Простветлению. По дороге на работу мы можем испытать множество видов энергии. Движение машин и людей, вся эта энергия – это нечто замечательное, и мы можем подносить это все Буддам и всем существам. Добравшись до места работы, мы уделяем немного времени тому, чтобы каждому сотруднику посадить Будду на голову, и затем мысленно удерживаем его там на протяжении нескольких следующих часов.

К практике в повседневной жизни относится знание о том, как развивается мир, какой угрозой является для него перенаселенность и ислам. Если не следить за происходящим, нельзя быть сознательным человеком. Я сам в этом плане доверяю, прежде всего, газете International Herald Tribune, однако любая рассудительная газета, исследующая то, что происходит вокруг без политического бельма на глазах, может быть хорошим источником информации. Это касается также телевизионных новостей. Помимо прочего, благодаря этому знанию мы сможем в будущем отдать свой голос на выборах с пользой для всех. Ознакомление с происходящим дает нам также материал для развития сочувствия и мудрости опыта. Сочувствие и мудрость как единственная панацея могут в перспективе помочь миру.

Если дома нас ждет семья, мы должны делать для нее все, что можем. Мы должны приносить ей пользу на основе собственного видения и включать ее в свое развитие. Наши близкие являются часто лакмусовой бумажкой уровня нашего терпения. И, чтобы ни происходило на протяжении дня, мантра Алмазного Ума вечером очистит нас от всего мешающего. Потом опять приходит время, которое можно посвятить счастью любви. Перед засыпанием очень хорошо, если есть возможность сделать медитацию «Ясный Свет».

В завершение еще несколько слов для друзей, намеревающихся совершить медитативное отшельничество в Родбю, Шварценберге, Карма Гене, Кухарах или в каком-либо другом нашем центре в мире. Независимо от того, чему вы желаете посвятить это время, Нендро, Шинэ или медитации на Йидама, или же вы пожелаете направлять свою медитацию,  прежде всего, используя свои собственные силы и понимание. Особенным достижением, которое вы получите благодаря отшельничеству, будет свобода восприятия мира с большей дистанции. Вы будете в большей степени видеть его как игру условий и как сон. Кроме того, благодаря отшельничеству может появиться много радости. Вы просто можете почувствовать себя так хорошо в этом «мире для избранных», что только изредка у вас будет появляться желание снова войти в обыденный мир.

В любом случае, если мы сохраняем максимально возможное осознавание во всем, что происходит в жизни, если не покидаем уровня высшего видения, то нет ни одного момента, который не вел бы нас дальше. Познание ума является единственной целью.

«Буддизм сегодня», №2, 2001


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua