Лама Оле Нидал
Единственной целью каждой буддийской практики, является достижение такого состояния ума, которое определяется как состояние свежести без усилия. Естественно, ум, неотделимый от всего, сам по себе полон мудрости, радости и сочувствия. Речь идет о том, чтобы с помощью методов Будды распознать истинную природу ума.
Мы можем достичь этого благодаря трем колоннам Учения:
• проверенным поучениям;
• соответствующим методам, позволяющим пережить то, что мы поняли и приняли, как истинное;
• а также обещаниям, позволяющим укрепить всё, что уже достигнуто.
Среднюю колонну погружения, или медитации, мы можем укрепить и в повседневной жизни, и в отшельничестве. В буддизме речь идет об опыте, а не о вере. Потому что Учение, если мы его используем, ведет к самосовершенствованию и счастью. Этой средней колонне приписывается большое значение. Поэтому я хотел бы рассказать больше о медитации в повседневной жизни и отшельничестве.
На внешнем уровне разница значительна: или мы практикуем в повседневной жизни медитацию «давать и брать» или возвращаемся к собственному, лишенному основы миру. Также течение практики и непосредственные цели в повседневной жизни и в отшельничестве разные.
День медитирующего в отшельничестве протекает соответственно с установленным планом — практикующий сознательно укрепляет на протяжении всего времени ретрита определенные способности тела, речи и ума. Так, достигнутые «чистые страны» или «бесформенные» взгляды, по сути, культивированы на искусственной почве, и в последствии часто довольно трудно удерживать их в повседневной жизни.
Подобное переживают сотни живущих на Западе женщин и мужчин, прошедших трехлетний цикл образования лам в группах, состоящих только из представителей своего пола. Они всё это время спали сидя и удерживали полное осознавание, фактически, в изоляции от внешнего мира. Независимо от того, многому ли они таким образом научились, всё это необходимо для сохранения всех методов Линии передачи. Хотя кажется, что практикующие в отшельничестве, скорее, укрепляют, чем совершенствуют качества характера, с которыми начинали ретрит.
Тот, кто медитирует в повседневной жизни, — не бросает ни работу, ни круга друзей и не покидает свои естественные пути развития. Он, прежде всего, старается применять и развивать чистый взгляд Алмазного пути, переданный учителем. Если кто-то видит себя и других как Будд, а мир как лучащийся смыслом, то ему достаточно заниматься лишь тем, что появляется перед носом.
На самом деле, лучше всего объединять эти два подхода. Так мы, с одной стороны, не играем в прятки с собственными проблемами, с другой, позволяем проявиться медитационному погружению и очищению, позволяющему добраться до открытого пространства, свободного от привычек. На практике это означает — краткие, направленные ретриты, одиночные или групповые. Это позволит развить в уме полезные и желаемые способности, а также искоренить мешающие впечатления, появляющиеся на пути.
В повседневной жизни мы должны удерживать обретенный таким образом взгляд и применять его на практике. Полученные таким образом переживания укрепят следующее медитационное погружение. Когда внешние и внутренние истины взаимно обогащаются и дополняются, всё в жизни становится поучением и шагом на пути.
Если кто-то видит себя и других как Будд, а мир как лучащийся смыслом, то ему достаточно заниматься лишь тем, что появляется перед носом.
В отшельничестве речь идет о полном использовании времени, отведенном на медитацию, и применении соответствующих методов. В отличие от этого подхода, главная практика в повседневной жизни — постоянное укрепление чистого видения. Результативно проведенный день хорош не только для этой жизни, но и для смерти и следующих перерождений.
Полезный день должен начинаться с чего-то прекрасного. Тот, кто любит заниматься любовью, может вспомнить полученные посвящения и видеть себя и партнера, как мужских и женских Будд в союзе. На бесформенном пути Махамудры нераздельность пространства и радости является путем беспрерывного излучения в пространство внеличностного блаженства. А в холодных странах мы еще до пробуждения осознаём свое собственное богатство: возможность использовать освобождающие методы Будды на протяжении всего предстоящего дня, — и принимаем Прибежище. Все должны принимать Прибежище в цели, в пути и в друзьях, идущих по этому пути. Но тот, кто желает развиваться быстро, принимает Прибежище еще и в Ламе, с которым — он в конце медитации сливается или нет — в зависимости от желания.
Даже тот, у кого за плечами сто тысяч простираний, сделанных в цикле практик нёндро, может с огромной пользой продолжать делать их понемногу каждое утро. Нет лучшего источника силы на целый день! В момент пробуждения и под душем можно в уме подносить Просветлению все способности своего тела или, если вы сильны, предложить себя Буддам, как защитника всех существ. Во время еды продолжаем собирать все хорошие впечатления. Если мы видим свое тело как тело Ламы или Йидама, то сам факт наших подношений им — это освобождающее действие, ведущее к Просветлению.
По дороге на работу мы можем испытать множество видов энергии. Потоки машин, множество людей, вся эта энергия — это нечто превосходное. Мы можем подносить это всё Буддам и всем существам. Добравшись до места работы, мы уделяем немного времени тому, что-бы представить над головой каждого сотрудника Будду и удерживать его там в течение нескольких часов. К практике в повседневной жизни добавляется информация о том, как развивается мир, какой угрозой является для него перенаселение и ислам. Если не следить за происходящим, нельзя быть сознательным человеком. Я сам, в этом отношении, доверяю, прежде всего, «International Herald Tribune». Однако любая рассудительная газета, исследующая происходящее вокруг без политического бельма на глазах также может быть хорошим источником информации. Это касается и телевизионных новостей. Кроме того, благодаря этим знаниям, мы в последствии сможем проголосовать на выборах с пользой для всех. Информация о происходящем дает нам также материал к развитию сочувствия и мудрости опыта. Оба эти качества как единственная панацея смогут в перспективе помочь миру.
Если дома нас ждет семья, мы должны делать для нее всё, что можем. Мы должны приносить ей пользу собственным взглядом и включать семью в свое развитие. Наши близкие часто являются лакмусовой бумажкой уровня нашего терпения. Независимо от того, что происходило на протяжении дня, мантра Алмазного Ума вечером очистит всё мешающее. Потом снова приходит время для полной счастья любви. Перед сном очень хорошо, если есть возможность, сделать медитацию «Ясный Свет».
В конце еще несколько наставлений для друзей, намеревающихся пройти ретрит в Родбю, Шварценберге, Карма Гёне, Кухарах или в каком-либо другом нашем ретритном центре. Независимо от того, чему именно вы хотите посвятить это время: нёндро, шине или практике Йидама — или пожелаете направлять свою медитацию, прежде всего, на использование своей силы и понимания, — в любом случае, особенным достижением, которое вы получите благодаря ретриту, будет свобода восприятия мира с большей дистанции. Это как игра условий и как сон. Собственно, радость, которая появляется в ретрите, приводит к тому, что он становится для нас определенного рода «творческим налогом». Мы просто можем начать настолько хорошо себя чувствовать в этом выбранном мире, что лишь изредка у нас будет появляться желание войти в мир других.
Медитация является в своей сути, соответствующим действием, как говорит Кармапа в пожеланиях Махамудры. Если мы покоимся в полном осознавании при всём том, что происходит в жизни, если не покидаем уровня наивысшего взгляда, то нет ни единого момента, который бы не вел нас дальше. Познание ума — единственная цель.
приложение «Буддизм в повседневной жизни», 2011 г.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.