Важные аспекты пожеланий в буддизме
В текстах буддийских медитаций постоянно встречаются пожелания. Они, как правило, нацелены на желание достичь Просветления. Но такие пожелания мы формулируем не в общем, а обращаемся с ними к Ламе, Будде или Линии передачи.
Некоторые думают, что это похоже на молитвы к Иисусу или Богу в других религиях. В некотором смысле так и есть, потому что мы направляем ум на внешнюю форму или силу, которой приписываем особые качества и поэтому призываем ее для защиты или помощи. Но всё же в буддизме есть существенное отличие.
Мы — Будды
Одним из различий является то, что мы считаем себя равными Ламе или Будде, потому что у всех нас одинаковый потенциал просветленных качеств. Но, в отличие от Будды, мы еще не переживаем этот потенциал. Будда просто медитировал больше, чем мы. Если бы у нас не было Будда-природы, мы не могли бы стать просветленными и подобные пожелания в этом отношении были бы бессмысленны. То есть основным условием является наша Будда-природа. Будда хотел, чтобы у него были коллеги, и, следуя буддийским путем, мы реализуем состояние ума Будды, сами становясь Буддой.
Всё, что внутри и снаружи — неразделимо
Следующим различием является понимание нераздельности всего, что находится внутри и снаружи. Это означает, что форма, к которой мы обращаемся, отражает в нашем уме качества, которые мы из-за собственного неведения еще не распознали. Пожелания работают потому, что мы являемся частью единого целого. Если бы мы были отделены от всех и не могли влиять друг на друга, то пожелания были бы бессмысленны, и не было бы, например, никакой интуиции или телепатии. Природа ума, подобная пространству, это основа того, что пожелания могут сбываться. Таким образом, мы связаны со всем и влияем друг на друга. Природа ума делает возможным нашу способность стать просветленными благодаря отождествлению с Буддой или Ламой.
В большинстве случаев на том уровне, на котором мы сейчас находимся, мы переживаем разделение. Мы представляем что-то перед собой в пространстве: мы здесь, а форма там. Но особенность в том, что мы понимаем: наша сущность и Будда-форма перед нами идентичны. В медитации мы выражаем равенство всех существ в фазе растворения и таким образом упражняемся переживать собственную Будда-природу до тех пор, пока ее не постигнем. Мы также стараемся и после фазы слияния удерживать чистое видение всех явлений так хорошо и долго, насколько это возможно.
Карма и пожелания
Но ум не только открыт как пространство, но также богат безграничными возможностями. Ум не является чем-то пустым или черной дырой, а представляет собой потенциал, в котором проявляются различные явления, такие как чувства и мысли, слова и действия, существа и миры. Пожелания — это одно из проявлений ума. Теоретически возможно всё: в принципе любое пожелание может исполниться. На практическом уровне мы обусловлены своими привычками из многих жизней. Из неведения возникает привязанность, отвращение и глупость; из них возникает много мешающих мыслей и чувств. Мы говорим или совершаем сложные вещи, в результате чего образуются индивидуальные кармические тенденции. Они в свою очередь служат причиной тому, как мы выглядим, где живем, когда мы рождаемся, богаты мы или бедны, находимся чаще в плохом настроении или в хорошем и т.д. Наше нынешнее человеческое тело у нас только на одну жизнь, и если у нас тяжелая затяжная болезнь, то хорошие пожелания, возможно, и могут чем-то помочь, но, вероятнее всего, не решат всех проблем. Если в теле заложены гены, которых хватает только на непродолжительную жизнь, конечно можно, благодаря здоровому образу жизни и хорошим пожеланиям немного оттянуть ее окончание, но, по всей вероятности, мы не проживем дольше 100 лет. Тем не менее, наш ум всегда является «боссом», и если мы чего нибудь очень сильно хотим и убеждены в том, что это произойдет, вполне вероятно, что так и будет. Например, есть целый ряд задокументированных случаев неизлечимых больных, которые в силу своих пожеланий и позитивных мыслей стали снова здоровыми.
Карма созревает в полной мере тогда, когда вместе сходятся четыре условия: мы что-то осознаём, желаем этого, делаем это или поручаем другим, чтобы они это сделали, и остаемся довольны результатом. Если же мы делаем что-то, на самом деле того не желая, результат действия будет ослаблен. Так и здесь мы видим, что пожелания влияют на происходящее.
Само по себе пожелание не является решающим. Важна сила мотивации, которая стоит за этим пожеланием. Если мы сильно мотивированы и упорно желаем чего-то длительное время, это пожелание имеет больше силы и может легче сбыться.
Виды пожеланий
Можно желать чего-либо только для себя. Вся рекламная индустрия живет тем, что вызывает у каждого желания, которые должны привести к покупке определенных продуктов или услуг. Часто в рекламе какой-либо торговой марки нам обещают счастье, любовь, красивую внешность, восхищение других, и нам внушают, что это всё можно купить за деньги. Но в итоге радость, которая появляется от удовлетворения потребностей, не длительна, поскольку всё, что обусловленно, когда-нибудь пройдет. Наверное, всем это знакомо: сегодня мы чего-то хотим, покупаем, и спустя короткое время по каким-либо причинам нам это уже не нравится, и мы чувствуем себя, возможно, еще несчастней, чем прежде. Этот контрастный душ чувств типичен для желаний, направленных на наше «я».
Немного разумнее стремиться к чему-то хорошему не только для себя, но и для других. Тем самым пожелания становятся разнообразней, и результат соответственно тоже. Но умнее всего желать себе и другим не обусловленного, а постоянного счастья, то есть Просветления. Это называется «развитием Просветленного настроя» или «развитием Бодхичитты».
Окончательное Просветление означает постоянно, здесь и сейчас, переживать и реализовывать пространство как состояние истины, богатство в пространстве как состояние радости, активное сочувствие как состояние излучения, существ и суть всех состояний вместе как состояние сущности.
Это означает полностью очиститься от неведения и переживать высшую мудрость. Гордость, желание, гнев, глупость, ревность и зависть трансформируются соответственно в мудрость равностности, в различающую мудрость, в зеркалоподобную, в интуитивную мудрость и мудрость опыта, и проявляют умиротворяющую, обогащающую, вдохновляющую и защищающую Будда-активности. Соответственно в медитациях Алмазного пути мы находим пожелания реализовать мудрости Будды, Будда-активности и четыре состояния Будды (см. выше), как например, в четвертом Основополагающем упражнении, медитации на Ламу. Пожелания всегда включают других существ. Мы желаем Просветления для блага всех существ или безграничной Будда-активности для блага всех существ, или также долгой жизни и здоровья, чтобы приносить пользу всем существам. Эти пожелания направлены на достижение окончательного счастья, и поэтому они обладают особенным качеством.
Появление открытости и доверия
Учитывая, что мы можем делать совсем общие пожелания, в медитации они служат прежде всего для того, чтобы мы открылись благословлению Ламы и соответствующей практике Дхармы. Ламы и Будды точно не нуждаются в наших пожеланиях для их собственного счастья; мы, напротив, благодаря пожеланиям, можем открыться и развивать доверие. Так мы будем способны получать всю силу практики и достигать полного результата. Пожелания — это также средства, позволяющие накапливать позитивные впечатления в уме. Они являются частью фазы построения в медитации и помогают нам покоиться в том, что есть, в фазе растворения.
Сила Будд
Если мы стремимся к достижению Просветления и делаем пожелания на благо всех существ, тогда Будды помогают нам таким образом, чтобы происходило всё, что в наибольшей степени помогает нам и всем остальным. Просветленное поле силы, в котором мы находимся, дает нашим пожеланиям дополнительный импульс. Это также означает, что пожелания особенно быстро исполняются в местах силы. Поэтому всегда хорошо делать пожелания, например, возле ступ или в благословленных местах медитаций, или в местах, где жили просветленные мастера. Но что это должны быть за пожелания? Лучше всего и очень личные пожелания формулировать таким образом, чтобы то, чего мы хотим, приносило пользу всем существам и вело к окончательному счастью. Приведем такой пример. Несколько лет тому назад центр в Гейдельберге посетил Лама Джигме Ринпоче, и один молодой человек сказал, что ему очень хочется завести подругу. Он спросил Ламу Джигмелу, сможет ли он найти подругу, если обратится к Освободительнице (санскр. Тара). Лама Джигмела ответил, что ему совсем не стоит волноваться и он может быть уверен, что найдет великолепную партнершу таким образом. Но если этого и не произойдет, то это как раз самый правильный ход событий. Таким образом он избежит возможных страданий с неподходящей партнершей. В любом случае с ним произойдет всё самое лучшее. То есть по возможности — никаких сложных женщин, но если он встретит одну, тогда получит главный приз!
С практикой медитации растет также интуитивная мудрость и чутье к осмысленным пожеланиям. Как показывает вышеописанный пример, мы в любом случае находимся на правильном пути, если желаем длительного счастья себе и всем существам.
Примеры
Если мы внимательно посмотрим на медитации Алмазного пути, то увидим некоторые похожие повторяющиеся пожелания.
Когда мы обращаемся к Ламе или Будда-аспекту, то призываем его. Например, в медитации на Шестнадцатого Кармапу это звучит так: «Дорогой Лама, суть всех Будд, пожалуйста, покажи нам силу, которая удаляет неведение и омрачения всех существ и наши собственные. Пусть мы узнаем вревременный ясный свет ума». Мы понимаем, что Лама реализовал состояние Просветления и что переживанию этого состояния нам препятствуют неведение и мешающие чувства. Благодаря силе Ламы и нашей открытости, опыт Ламы может стать нашим собственным. На этой основе мы делаем такие пожелания. Часто мы встречаем следующее пожелание: «Пожалуйста, дай(те) нам свое благословление», например, в Дарении Мандалы или практике Пховы. Здесь речь идет о том, чтобы открыться полю силы соответствующего аспекта, чтобы проявились собственные просветленные качества. Остальные пожелания являются скорее практическими и более близкими к повседневной жизни. Они направлены на то, чтобы удалить преграды на пути или чтобы мы прекратили совершать действия, которые приносят страдание, или же наше желание быть защищенными со стороны Будд. Так, например, в первом Основополагающем упражнении говорится: «Пусть я не буду отделен от Просветленного настроя, полностью посвящу себя просветленной практике, пусть меня поддерживают все Будды. Пусть я откажусь от всех негативных действий». Не так просто трансформировать собственные мешающие чувства в мудрость и быть постоянно радостными и любящими, и потому мы просим поддержки у Будд. Мы просим также Будд оставаться с нами и даровать нам долгую жизнь, чтобы и мы и другие смогли еще многому научиться.
Наконец, каждая медитация содержит в конце пожелание постоянного счастья. Тем самым мы дарим хорошие впечатления от практики медитации всем живым существам. Таким образом мы становимся безгранично богатыми и дарим это богатство всем остальным. Собственное счастье нельзя отделить от счастья других!
Пожелания — это сильное средство, направленное на то, чтобы открыться благословлению Будд. Они являются основой для нашей просветленной Будда-активности: сначала появляются пожелания, потом следуют действия; сначала появляется мысль в уме, потом следует ее выражение в словах и действиях. Пожелания сопровождают нас не только на протяжении этой жизни, но и на протяжении многих жизней, и поэтому их действие нельзя оценить в полной мере.
Розита Фишер
Перевод с немецкого Галины Бельченко
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.