Партнерство и сексуальность

Дитрих Ровек
Дитрих Ровек

Мне было 22 года, когда я встретился с буддизмом. Первой книгой, которая попала мне в руки после принятия буддийского Прибежища, была книга жизнеописания Другпы Кюнле «Божественный сумасброд».

В то время мне говорили, что сначала я должен прочитать что-нибудь основополагающее о буддизме. Но это произведение мне очень понравилось. Ну, наконец, религия без чопорности и предписаний морали! И как же выглядит этот святой?
Пять тысяч его подруг достигни Просветления посредством любви! Такие примеры есть в школах буддизма Алмазного Пути, но даже в них такие «совершенные» практики, как Другпа Кюнле, из-за их необычного образа жизни вызывали много споров, однако и пользовались популярностью. Его пример просветленного опыта сексуальности остается живым и сегодня.

Кроме того, прочитав биографию Другпы Кюнле, я увидел его свободный и непринужденный образ поведения и чистое видение, содержащееся в его поучениях-песнях, как стоящую цель в жизни. Хотя все-таки мне нужны были поучения Ламы Опе Нидала, чтобы уяснить, что означает следовать буддийскому пути.

Буддийское Прибежище

Чтобы достичь состояния постоянного счастья, уже в начале этого пути следует определить средства и методы. При этом у разных людей – разные желания и потребности. Одни ищут внутреннее спокойствие для себя, другие стремятся к освобождению всех существ от мешающих эмоций и ограничений. Третьи хотят достичь Просветления – продолжительной, совершенно стабильной и свободной от крайностей великой радости. Во всех случаях понимание буддийского Прибежища является основой для дальнейшего развития. Также и в отношении сексуальности и партнерства Прибежище является очень важным шагом.

Обычно люди наибольшее удовлетворение испытывают при исполнении своих желаний. Они принимают прибежище в машинах, деньгах, своих партнерах. Но при беспристрастном рассмотрении этого счастья можно прийти к выводу, что оно построено из песка. Различные, постоянно изменяющиеся факторы держат нас в напряжении при попытках чего-то достичь или получить. Любимый человек может, например, умереть или уйти от нас. Постоянное счастье не может основываться на изменяющихся факторах. Единственное, что остается неизменным – это наш ум, который ищет счастье. Буддийское Прибежище стимулирует понимание того, что источник счастья находится в самом уме.

65707_17

Отношение к сексуальности

Тем не менее, существа все еще имеют различные кармические основы, а значит – и различное отношение к любви и сексуальности. Если отношение к сексуальности сложное, то любовь может развиваться, скорее, на расстоянии и представлять собой нечто абстрактное. И поэтому тема сексуальности исключается из пути целомудрия и отгораживает практикующих от внешнего мира. Если же отношение к сексуальности легкое, лишенное особых проблем, то в общении с друзьями можно найти доступ к опыту Просветления. Это отношение лежит в основе традиционных путей мирян и практиков. В классическом буддизме так называемые миряне или «домовладельцы» жили с семьями, имели крепкую социальную структуру и учились у кого-то или друг у друга тому, как можно применять опыт медитации в повседневной жизни для развития богатого внутреннего мира. Классическое развитие этого пути использует именно это сильное сплетение взаимоотношений для развития большей открытости и свободы.

Те ученики Будды, у которых было мало привязанностей и которые хотели жить свободно, не связывая себя обязательствами, получали советы для третьего пути – «пути практиков». Они заключались в том, чтобы «сначала полюбить всех существ, а затем его, ее или их» (цитата Ламы Оле Нидала).

Здесь из двойственности возникает Просветление и узнается как сияющая безграничная открытость. Энергетическое впечатление этого опыта является так называемым «телом радости Будды». В наивысших поучениях буддизма говорится о том, что посредством соединения мужской и женской энергии передается сила и радость Просветления. Монахи, миряне и практики могут

медитировать на такие формы в союзе. При этом надо заметить, что монашеский путь целомудрия на Западе не имеет почти никакого значения и является малопригодным для нашего общества. Далее, мне бы хотелось уделить больше внимания советам Будды о том, как извлекать радость и смысл из взаимоотношений полов.

Непросветленные люди воспринимают мир двойственно. Карма возникает из разделения мира на себя и других. В результате этих тенденций наши потоки сознания соединяются с мужским или с женским телом. Кроме того, в зависимости от внутренних состояний и опыта некоторые люди больше склонны к мужской активности, а другие – к женской мудрости. И, наконец, каждое существо обладает особенным отношением к своему просвещенному потенциалу, пространственной природе сознания. Мужской взгляд видит это пространство неразрушимым и сияющим, как алмаз, а женский – изначально открытым и всеобъемлющим, как цветок лотоса. Магнетическая сила притяжения полов основывается на ярко выраженных мужских или женских качествах. В результате хорошей кармы  любовь возникает из того, что называется желанием делать счастливыми других людей. Если буддизм для нас начался с Прибежища Алмазного пути, то смысл наших взаимоотношений с противоположным полом и сексуальной жизни заключается в развитии так называемых «Четырех неограниченных». И первая влюбленность на уровне свиданий, и познание глубоких источников удовольствия делают любовь, сочувствие, радость и равностность неограниченными.

Сначала мы любим друзей и подруг, потому что они к нам хорошо относятся. Мы радуемся подаркам, которые получаем от них, поддерживаем их по мере возможности и желаем стабильности. На определенном уровне медитационного опыта мы можем испытывать хорошие чувства не только к нашим друзьям, знакомым и родственникам, а в конечном счете качества неограниченности ума проявляются естественно. Но наши связи обусловлены не только хорошей кармой. Уже при первой встрече в сознании могут быть смешанные или даже негативные семена переживаний, и мы не можем даже себе представить, как сильно они влияют на развитие дружеских отношений. Чем дольше поддерживаются отношения, тем важнее само качество нашей связи. Безусловное доверие в духовной области и близкие жизненные цели оказываются намного важнее для длительных отношений, чем физическое влечение.

С другой стороны, освобождение от ожиданий и опасений может стать, скорее, трамплином для скачка к действительно сильным позитивным впечатлениям. Ведь именно такое освобождение необходимо на пути к Просветлению.

Первой целью духовного развития должно быть создание позитивных впечатлений. В любовных отношениях эти позитивные впечатления создаются при помощи энергичного осознанного использования тела, речи и ума. Если рассматривать тело как подарок для других, то можно его поддерживать в хорошей форме и без самовлюбленности. Речь является позитивной ценностью, с помощью которой мы подчеркиваем качества других, усиливаем чувство общности, используем мягкие выражения и ласковые слова и всегда внимательно относимся к осмыслению всеобщих понятий. В уме мы желаем другим счастья, удовлетворения и освобождения от проблем. Если потом вы не можете удержать эти хорошие намерения, то необходима глубоко исследовать истоки и плоды ваших взаимоотношений. Чтобы избавиться от негативных влияний и создать необходимое пространство и силу для ответственных поступков, нужно больше медитировать. На этом трудном этапе необходимо создать доверие. Лучше всего доверие к просветленной природе укрепляется во время встреч с Учителем, который показывает, как его можно создать. Доверие к всеобщим возможностям можно усилить, используя опыт взаимоотношений тех друзей из Сангхи, которые уже переросли трудную фазу во взаимоотношениях и смогли направить усилия в нужное русло. Когда устанавливается основа взаимоотношений, всегда возникает новая сила, поскольку будущее представляет собой тогда общую цель. И, наконец, если драгоценное человеческое тело с 18 условиями его обретения – это нечто редкое, то люди с этими условиями, которые вместе идут по жизни, – еще большая редкость.

11001840_542710885869771_2043657891134044773_n

Видение в Алмазном Пути

С буддийской точки зрения в основе сильных чувств лежат определенные причины. Но можно сказать наверняка, что любовь возникает только из позитивных причин. Конечно, есть много видов любви. Например, ограничивающими могут быть привязанность, ожидания и отгораживание от других, однако способность вообще переживать нечто прекрасное возникает благодаря хорошей карме тела, речи и ума. Часто сначала влюбляются в тело, когда видят его или прикасаются к нему. Или можно испытывать симпатию, потому что другой человек хорошо тебя понимает и разделяет твои идеи и чувства. И, наконец, это может быть необъяснимое знание о том, что вас что-то крепко связывает друг с другом. Это – результат понимания того, что умы не могут быть разъединены, даже если тела находятся на расстоянии.

Неповторимый шанс всяких любовных отношений состоит все же в том, чтобы найти источник постоянного счастья. Является ли им сами отношения? Является ли ваш партнер постоянным будущим? Настоящим счастьем является такое состояние ума, когда любое ощущение и событие переживается как пространство. И само Просветление является уникальным опытом слияния. Будда воспринимает все элементы внутреннего и внешнего мира как проявление ясности пространства. Все живые существа также находятся в этом пространстве. В высочайших буддийских поучениях сказано, что Будда достиг Просветления в форме Дордже Семпы в союзе со своей партнершей Ньемой. Бывают такие моменты, когда мы можем пережить этот опыт, или понять его значение.

Михаэль Раймер из Франкфуртского центра описал это так: «В любви очень важен смысл! Хорошо, когда совладают взгляды, чувства и вкусы, но лучше всего, когда совпадают мысли!»

Что же происходит в тот момент, когда мысли, ожидания и анализ исчезают, и мы переживаем одно общее мгновение чистого опыта? Мы предвкушаем состояние Просветления. Даже в традиционных поучениях «школы добродетели» Гелугпа  упоминается, что наряду с чиханием или опытом опасности для жизни (в этот момент поток комментирующих мыслей прекращается), состояние предвкушения Просветления можно получить во время переживания оргазма. Но в любом случае реальный опыт Просветления несравнимо сильнее – это слияние единичного со всем миром!

Лама Оле Нидал объясняет, что любовь к партнеру является отображением просветлённых качеств, о которых мы сами еще не знаем. Все женщины проявляют аспекты великой женской мудрости. Мужчины усиливают просветленную активность. В момент слияния мужчина благодаря партнерше познает открытость пространства, которая позволяет ему по-новому узнавать мир. Он, например, интуитивно понимает происходящее, не пропуская все через призму равнодушия или заинтересованности. Либо он видит во всех существах повсюду неограниченный потенциал. Возможно также, что он начнет видеть причины возникновения и дальнейшее развитие ситуаций. Либо он будет стабильно удерживать состояние пространственности. И, наконец, возможно также и то, что мужчина благодаря опыту пространства станет способен различать как постоянные, так и временные качества и способности существ. Он тогда должен будет удерживать открывающиеся в нем грани мудрости и работать с ними. Открытость, переживаемая в союзе, намного важнее, чем просто ее описание.

Женщины же познают во время радости союза благодаря мужчинам мощную энергию просветленной активности. Как мудрость может выражаться только через активность, так и энергия только тогда легко и спонтанно распространяется на существ, когда возникает из мудрости. В случае с любовью 1+1 будет не 2, а единство! Женщины в союзе могут ощущать четыре особые силы, ведущие к Просветлению. Радостная активность тогда наполняет всю их сущность. Приумножающая активность показывает и пробуждает способности или дремлющие таланты. Очаровывающая активность настолько действенна, что переход в новое состояние легко осуществим. Или же опыт может основываться на такой могучей защите, что никакие последующие события не смогут поколебать доверие к неограниченным возможностям ума.

Конечно, все ночи разные, и редко существа переживают глубокое значение союза. Но важно уже само знание о возможностях нашей сексуальности. Если однажды мы узнаем наш потенциал, то потом мы ищем его, и если природа Просветления находится в уме, то ее можно постичь. Доступ к ней чаще всего – интуитивный, и не происходит непосредственно через устные поучения. Моя жена Жужи выразила свой опыт так: «Я не ощущаю сразу четыре активности. В союзе более всего я переживаю аспект радости. Но остальную часть дня я ощущаю все легким, свободным и наполненным силой».

Выставка Симфер

Практика в Алмазном Пути

Но что же происходит с отношениями в ежедневном однообразии жизни? Как часто мы вообще используем наши шансы в любви? Как предотвратить наступающую скуку? Что делать, если партнер больше не любит? Как проходить трудный период, когда партнер принимает всевозможные формы драконов и монстров, но только не Будд? Будда выделяет здесь три различных подхода:

  1. Работа с причиной и следствием.
  2. Улучшение мотивации.
  3. Удержание видения.

Различия в подходах обусловлены степенью нашей способности доверять пространству. Соответственно, если у нас мало внутреннего пространства в отношениях, то мы должны создать его внешне. Чтобы предотвратить вспышки ярости или оскорбления, лучше расстаться на время или отправиться в отпуск, где можно было бы занять ум менее тяжелыми впечатлениями. Под грузом обстоятельств может назреть необходимость расстаться окончательно. Пока в уме господствуют мешающие впечатления, следует привести в действие все дополнительные средства, чтобы предотвратить проникновение этих впечатлений в слова и действия.

В качестве дополнительных средств можно использовать мысли и чувства, которые нас больше всего связывают с партнером и, с другой стороны, помогают преодолеть двойственный способ видения.

Как же нам поступать с мешающими состояниями ума? В случае гордости следует видеть способности другого человека. В случае гнева – видеть его слабости и стараться помочь. В случае ревности – желать ему безгранично много того, что ее вызывает. В случае жадности – различать временное и постоянное счастье. И, наконец, если нас одолевает скука или безразличие, тогда поможет глубокое поучение о том, что партнер является нашим путем к Просветлению, и нам нужно отодвинуть завесу неведения, открывая для себя свежесть, новизну и неповторимость в каждом моменте. Тогда будет возможен переход к более глубоким областям практики. Работайте с пониманием того, что каждое существо является Буддой, знает оно об этом или нет. Если мы хотим быстро развиваться, не теряя времени, тогда мы должны всеми средствами удерживать моменты высшего видения и всегда видеть в партнере что-то привлекательное, сияющее, красивое и приносящее счастье – до тех пор, пока мы не уясним, что любые события и ощущения – неповторимы и совершенны.

В завершение можно сказать, что партнерство в буддизме начинается с правильного понимания Прибежища. Развитые вместе любовь и сочувствие будут распространяться на всех существ. Если практиковать это достаточно долго, то вокруг будут только Будды в женских и мужских формах, и каждая встреча будет переживаться как благословение природы ума.

Дитрих Ровек
«Буддизм сегодня», №2, 2001


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua