Ответы на вопросы о Шинэ

meditation_hannahХанна Нидал

Вопрос: Что делать, если во время медитации на дыхание мне тяжело дышать или если поднимается температура тела?

Ханна: Так быть не должно. Не удерживай дыхание, не манипулируй им. Дыши спокойно, чтобы тело могло расслабиться. Следи за дыханием, но без лишнего напряжения и не слишком долго – достаточно одной минуты. Делай короткие перерывы, во время которых твой ум будет становиться таким широким, как пространство, и потом снова возвращайся к концентрации. Это вопрос определенной привычки.

Вопрос: Шинэ — это исключительно буддийская практика?

Ханна: Шинэ можно назвать определенным методом. Существует много видов небуддийского Шинэ, например, индуистского. Метод успокоения ума становится буддийским, когда мы принимаем Прибежище, развиваем Просветленный Настрой,  а по окончанию практики делимся всеми хорошими впечатлениями от нее с другими. Вместе с тем, чтобы укрепить нашу мотивацию, мы размышляем о четырех благородных истинах. Но сама техника может использоваться независимо от мировоззрения.

Вопрос: Мне тяжело удерживать концентрацию с открытыми глазами — я отвлекаюсь…

Ханна: Да, это правда, но это вопрос привычки. Когда мы медитируем на Будд, то, как правило, закрываем глаза, потому что так легче. Но есть также Шинэ на предметы, например, статую или камень. В практике на дыхание у нас перед глазами, обычно, пространство или пол. Если мы видим что-то конкретное, что бы то ни было, мы не должны на этом концентрироваться, размышлять по поводу этой вещи. Нужно понимать, что у всех визуальных впечатлений одна природа. Поэтому мы не должны следовать за ними и не должны иметь концепций на их счет.

Вопрос: Я долгое время практиковала Шинэ. Это хорошо сказалось на ясности моего ума, но я не чувствовала благословения…

Ханна: Практика Шинэ и благословение не исключают одно другое, то, что вы чувствуете зависит от состояния ума, в котором мы находимся во время медитации. Если Шинэ для нас — только метод успокоения ума, то мы не будем ощущать благословение. Если вместо этого мы открыты Ламе, Буддам и Бодхисаттвам, а наша мотивация сильна — то мы будем его переживать.

Вопрос: Мой друг засыпает во время практики на Алмазный Ум. Хотя у него на счету достаточное количество мантр, он не в состоянии этого изменить…

Ханна: Не он один, особенно если речь идет об Алмазном Уме. Лучше всего избежать этой ситуации – не ждать когда мы начнем засыпать. Если во время произнесения мантр вы чувствуете, что не в состоянии больше удерживать концентрацию, сделайте короткий перерыв и начните снова. Старайтесь не медитировать после еды или в месте, где слишком жарко.

Вопрос: Как работать с мыслями во время медитации?

Ханна: Не нужно следовать за ними, строить цепочки мыслей, которые отвлекают наше внимание от предмета концентрации. Если пытаемся удерживать его на объекте концентрации, даже если у нас возникают мысли, мы не будем к ним прилипать. После какого-то времени они сами успокоятся. Вначале, когда мы начинаем видеть, как работает наш ум, нам кажется, что у нас стало больше мыслей, чем раньше. Это как водопад, каскады падающей воды. Но на самом деле мыслей не становится больше, просто в какой-то момент мы начинаем их замечать. Если мы будем стойко удерживать концентрацию, то постепенно они успокоятся. Весь этот процесс происходит вполне естественно. Он напоминает реку, течение которой в некоторых местах становится более порывистым. Но в конце она впадает в океан со спокойной поверхностью.

Вопрос: Когда-то я делала Шинэ в центре Дзен-буддизма, и меня посадили лицом к стене. Можешь ли ты порекомендовать такой вид медитации?

Ханна: Я бы не изменяла нашу медитацию Шинэ. То, как мы ее делаем вполне подходит. Если речь идет о более долгой и интенсивной практике Шинэ, то ее мы делаем только по окончанию Нендро. Тогда у нас уже есть хорошая основа, чтобы глубже войти в эту практику и подойти к медитации взгляда.

Вопрос: Когда мы начинаем практиковать Нендро, у нас нет опыта медитации и часто не получается удерживать пространство ума. Есть ли у нас защита, если мы совершаем эту ошибку?

Ханна: Да. Медитация считается буддийской, если включает в себя принятие Прибежища, сознательное развитие Просветленного Настроя и посвящение заслуги. Конечно, делая все, что возможно, ты должен все время упражняться в этом. Для этого и существуют основополагающие практики, в том числе, практика на дыхание. Но полезно также делать перерывы в медитации, чтобы снять напряжение, рассредоточиться на какой-то момент и вернуться к объекту концентрации. Так же мы поступаем, когда тренируем мышцы, только здесь мы тренируем ум, чтобы в нем было больше пространства.

Вопрос: Что делать с навязчивой мыслью: «Я должен сосредоточиться?»

Ханна: Вместо того чтобы думать об этом, нужно просто это сделать — направляешь свой ум на дыхание. Потом ум всегда будет следовать в том направлении, в котором ты ему укажешь. Но здесь речь идет только о Шинэ, а не о медитации на ум; там все по-другому. Сначала мы учимся сосредоточить ум на чем-то одном, потому как раньше мы, как правило, не могли это сделать.

Вопрос: Является ли способность контролировать эмоции результатом медитации? Получилось ли у тебя удержать свои чувства во время случая, который произошел с Оле?

Ханна: Контролировать свой ум намного легче, чем свое тело. Я думаю, что во время таких ситуаций естественно происходит определенная реакция, как физическая, так и психическая. Мы начинаем огорчаться, конечно, грустно смотреть на то, как кто-то страдает. Я думаю, что даже не пыталась бы это изменить. Но такие переживания не должны отнимать у нас внутреннего спокойствия. До тех пор, пока физическое и ментальное связано с миром, в уме может происходить множество различных вещей. Медитация учит нас относиться к ним по-другому. Тогда мы можем влиять на происходящее, а также и на нашу реакцию на происходящее, на состояние нашего ума. Таким образом, это все перестает иметь значение.

Вопрос: Однажды мы делали одну медитацию, о которой прочитали в книге. Мы концентрировались на третьем глазе. В какой-то момент я что-то почувствовал и увидел красный свет. Имеет ли это какое-то отношение к Шинэ?

Ханна: Когда мы практикуем медитацию успокоения ума, естественным образом проявляются побочные эффекты — разные чудеса. Как буддистов, нас это не интересует. Они появляются и исчезают, а для нас самым важным остается мотивация. Ты можешь использовать эту медитацию в контексте буддизма, использовать методы, среди которых есть и Шинэ. Если хочешь концентрироваться на каком-то энергетическом центре в теле, возможно, ты сможешь делать такую практику в контексте Алмазного Пути. Но когда у тебя будут появляться определенные переживания, связанные с практикой, не привязывайся к ним.

Вопрос: Лама Оле говорил, что для того, чтобы начать практиковать Шинэ, нужно закончить Нендро. Но, например, Чогьям Трунгпа и многие другие учителя в своих книгах делают сильный упор именно на эту практику.

Ханна: Нам об этом сказал Калу Ринпоче. Так говорят и многие другие учителя, а эти поучения есть также и в текстах Махамудры. Это вопрос получения определенной основы, чтобы потом перейти к интенсивному и продвинутому Шинэ, и это полностью зависит от нас. Покоиться в голом осознавании безопасно только в том случае, если у нас есть мощный фундамент, когда ум уже очищен от негативного и в нем достаточно позитивных впечатлений. Нужно иметь также хорошие навыки в концентрации. Мы не в состоянии оценить, насколько хороша наша медитация, но если мы часто становимся сонливыми и невнимательными, то лучше делать Нендро, а в перерывах между сессиями ненадолго концентрироваться на дыхании.

Вопрос: Считаешь ли ты, что повседневные жизненные занятия, во время которых нужно быть сосредоточенными, как, например, работа за компьютером или вождение автомобиля, тоже является практикой Шинэ?

Ханна: В общем, можно сказать, что концентрация на выполнении обычных повседневных действий помогает в медитации. В некоторых медитациях мы таким же образом углубляемся в изучение чего-то и пытаемся это понять. Однако я думаю, что такой вид сосредоточения, о котором ты говоришь, слишком сильно связан с концепциями, чтобы сравнивать его с практикой Шинэ. Оно не является чистой концентрацией, которая находится вне всяких понятий. Возможно, исключение – это написание музыки, когда музыкант в состоянии удерживать концентрацию без всяких концепций.

Вопрос: Учимся ли мы Шинэ, когда медитируем на Ламу над нашей головой во время нескольких свободных минут в течение нашего дня?

Ханна: Да, ты можешь так делать, хотя у меня сложилось такое впечатление, что ты думаешь, что Шинэ – это что-то отличное от того, что мы практикуем. Мы просто называем так наблюдение за дыханием и фазу построения в медитации. Это также относится и к Гуру-йоге.

Вопрос: Я работаю в информационном агентстве. Мои коллеги знают, что я буддист, очень этим интересуются. В перерывах между работой я делаю Шинэ. Как мне поступать, если кто-то захочет ко мне присоединиться?

Ханна: Зачем ты хочешь заменить обычную медитацию медитацией успокоения ума? Если у тебя есть полчаса свободного времени и ты хочешь медитировать — делай свою основную практику. Если твои коллеги интересуются медитационными техниками, то как можно быстрее научи их Шинэ. Скажи им, чтобы они наблюдали за своим дыханием, если им это подходит. Если их интересует буддизм, то тогда ты должен рассказать, на чем он основывается.

«Буддизм сегодня» №5 (2004)


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua