Словами Будды об умирании и смерти

Джигме Ринпоче

Будда дал объяснения и поучения, которым будут следовать еще многие поколения учеников и практикующих, до тех пор, пока не закончится эпоха этого Будды. Затем, в какой-то момент, наступит новая эпоха, когда вновь появится Будда. Сейчас мы живем в эпоху четвертого Будды — Шакьямуни, который жил в Индии. Именно к нему восходят все нынешние буддийские поучения, или Дхарма.

Будда означает состояние ума, которого может достичь каждый. Так учил Будда. У каждого из нас есть потенциал для достижения такого состояния ума, полностью свободного от затемнений. Буддой называют того, кто реализовал такое состояние. По-тибетски Будда это Сангье, что означает полностью свободный, обладающий всеми качествами.

Будда учил, как растворить все проблемы и концепции в уме. Он учил, отвечая на вопросы людей, у которых из-за мешающих чувств были препятствия к пониманию поучений. Его ответы — больше чем просто теория или философские идеи. В них Будда обращается напрямую к проблемам существ, давая простые практические советы, как их уменьшить. Со временем, собрание этих советов стало известно как Дхарма, или поучения Будды.

Ключевое послание Дхармы в максимально доступной форме можно сформулировать так: «Все существа обладают мудростью». Но поскольку обычный непросветленный ум находится в неведении, мы не всегда осознанны и совершаем ошибки. Дхарма объясняет, как преодолеть такое неведение. В тибетском слове «Сангье» «сан» означает абсолютную ясность, а «гье» — обладание всеми знаниями в полном объеме. У каждого человека есть эта способность.

Благодаря своему всеобъемлющему знанию Будда мог отвечать на любые вопросы и он показал нам путь, выводящий за границы неведения. Можно задаться вопросом: что значит пребывать в неведении и что означает — выйти за его пределы? Приведу такой пример: если в уме есть затемнения, то всегда найдется много причин, чтобы злиться, но если ум абсолютно ясный, то больше нет поводов для гнева.

Полностью свободный от затемнений ум обладает очень многими качествами. Если бы мы достигли такого состояния, то растворились бы не только все наши внутренние проблемы, но и проблемы в наших взаимоотношениях с людьми. Больше не было бы причин для конфликтов и любых трудностей. Все советы Будды служат тому, чтобы вывести нас на этот уровень, на котором прекращаются трудности. Если мы прислушаемся к его поучениям и станем использовать их в своей жизни, то наш ум будет становиться всё яснее. В общих чертах, это и является целью буддийской практики.

Помимо всего прочего, Будда дал очень много объяснений в качестве ответов на вопросы людей на тему жизни, смерти и перерождения. Эта тема и сегодня продолжает быть интересной. Особенно важной ее считают в буддийских странах, на пример, в Тибете. Детальные пояснения Будды на эту тему — очень практичные и конкретные советы, как можно справляться с различными ситуациями.

Тема смерти тесно связана с нашим пониманием ума. Когда мы слышим слово «ум», у нас, конечно же, появляются какие-то идеи на этот счет. Но если бы нас попросили описать или определить ум, то сделать это было бы действительно сложно. В тибетском буддизме есть очень много трактовок того, что же такое ум, и на этих объяснениях основаны многие практики.

Пытаясь обнаружить ум, мы поймем, что это непросто. В настоящий момент наш ум связан с физическим телом и функционирует вместе с ним как одно целое — индивидуальное человеческое существо. Благодаря физическому телу появляются такие идеи как «я существую», «я — это я» или «я могу думать». То, что непрерывно поддерживает в нас эту идею о существующей в данный момент самости, и называется сознанием, или умом.

Чтобы понять, что же именно называл «умом» Будда, мы должны не только следовать его поучениям, но и проводить собственные наблюдения. Тогда мы сможем обнаружить, что ум, по-видимому, не умирает. Когда наше тело умирает, он продолжает существовать и принимает новую физическую форму. Именно это в буддийских поучениях подразумевается под «перерождением».

Процессы смерти и перерождения, как их объясняет Будда, имеют неоспоримое значение для каждого человека. Это отражено во многих обычаях и культурах буддийских обществ, включая тибетское. Каждый человек хочет что-то знать о том, что именно при этом происходит и как с этим можно работать. Поэтому, чтобы удовлетворить эту потребность, в этом направлении проводилось много исследований, и существует много медитационных практик.

Каждый буддист знает, что все мы умрем и переродимся. Хотя процесс умирания — это естественный процесс, но для каждого из нас, лично, умирание очень важно, и когда до этого дойдет дело, мы хотим иметь возможность максимально хорошо следовать советам Будды. Эти объяснения были даны, и в нашем распоряжении есть точные инструкции. Поэтому имеет смысл практиковать уже в этой жизни, например, выполнить подготовку к смерти в соответствии с тибетской традицией, чтобы потом можно было этим воспользоваться.

Конечно, сложно представить себе, что именно происходит между смертью и перерождением. Также тяжело понять, как же можно получить хорошее перерождение. Но это действительно возможно. С одной стороны, в нашем распоряжении — все объяснения о том, как тело умирает, инструкции, что нам делать при этом, и что после этого происходит. С другой стороны, мы должны научиться следовать этим рекомендациям, чтобы быть способными применить их во время смерти.

В момент смерти растворяются все элементы тела, и наш ум становится довольно запутанным: его беспокоят различные тенденции прошлого. Поэтому очень полезно заблаговременно понять, каким образом такие элементы растворяются. Если мы поймем это, и наш ум будет способен хотя бы немного распознать процесс умирания, то это поможет нам оставаться осознанными и, сохраняя ясность, продвигаться дальше. Во время смерти неизбежно растворяются все физические элементы, и мы ничего не можем с этим поделать. Но поучения показывают нам способ, как оставаться осознанными, ясными и свободными от помех.

Помощью в понимании процесса умирания может быть наблюдение за тем, как мы засыпаем. Конечно, эти два процесса — не одно и то же, но есть несколько схожих моментов. Если мы устали, то ложимся и засыпаем. Но обычно мы не в состоянии точно заметить, когда мы впадаем в состояние сна. Мы также не можем это почувствовать, и, возможно, никогда над этим и не задумывались. Но попробуйте однажды, перед тем как заснуть, настроиться на самого себя. Сконцентрируйтесь на своем уме и попытайтесь удерживать концентрацию. В какой-то момент вы всё равно заснете, но результатом вашей концентрации будет сокращение зазора между состоянием перед сном и состоянием сна. Без такой концентрации этот промежуток был бы намного больше.

Точно так же и с умиранием: если мы не будем понимать процесс умирания физического тела, тогда сознание просто перейдет в другое состояние ума. Будет большой промежуток без какого-либо осознавания. Буддийские поучения показывают нам путь, как мы можем оставаться в сознании и не терять его после смерти.

Вы, наверное, много слышали о перерождающихся ламах Тибета. Им удается осознанно перерождаться людьми, так как они многократно тренировали эту способность в предыдущих жизнях. На первый взгляд, слова «реинкарнация» и «перерождение» означают одно и то же. На самом деле, реинкарнация — это христианская концепция, у которой более глубокое и немного другое значение чем то, о чём мы здесь говорим. Здесь речь идет просто о «перерождении», т.е. о возможности родиться снова*.


* В христианстве «реинкарнация» носит божественный характер и не относится к обычным верующим. В буддизме «перерождение» относится ко всем существам. (прим. ред.)


Есть много уровней опыта в отношении перерождения, в соответствии со способностями и кармой отдельных существ. В тибетском обществе осознанное перерождение лам всегда было горячей темой. Очень интересен тот факт, что большинство лам перерождались в той же местности, т.е. в Тибете или поблизости. Люди хотели это понять и просили лам дать объяснения, почему и как они это делают. Например, одно из объяснений выглядит так: конечно, ламы очень много времени практикуют и изучают буддизм и, естественно, у них появляется много связей с людьми и той местностью, где они находятся. При этом они делают очень сильные пожелания, например: «Я хотел бы продолжать эту работу. Мне нравятся люди, и я хочу им помогать. Я надеюсь, что в своей следующей жизни снова столкнусь с буддийской активностью. Я очень хотел бы продолжать свою практику…». Благодаря практике медитации эти ламы развивают некоторые силы ума. Когда умирают обычные люди и растворяются физические элементы, ум становится неосознанным, и люди впадают в большую запутанность. Потом, в соответствии со своей кармой, они сильно страдают, а потом, через некоторое время после смерти, появляется другое видение в уме, и сознание притягивается в другую форму жизни. Опытные ламы с приближением смерти стараются остаться как можно более осознанными, чтобы удерживать эту ясность и далее. Они стремятся не потерять внимательность. Таким образом, они могут оставаться довольно осознанными в промежутке между смертью и следующим рождением. Благодаря осознанности и пониманию, в каком состоянии они находятся, они могут следовать инструкциям о бардо, которые они изучили при жизни.

Оставаться осознанным в состоянии бардо не так просто, как мы можем подумать. Тем не менее, эти ламы прилагают для этого все усилия и ищут условия для того, чтобы как можно быстрее переродиться, и тогда это еще означает — переродиться как можно ближе. Когда они снова рождаются людьми, у них есть возможность продолжать буддийскую практику, чтобы развивать качества своего ума. Это только одна из возможностей перерождения некоторых лам. Это не означает, что все ламы проходят через этот опыт.

В зависимости от понимания природы ума тибетцы думают, что ламы, которые контролируют свое перерождение, также достигли определенной ясности ума. Они считают этих лам более высокими, чем те, которые очень учены или академичны. Хотя, конечно же, можно достичь полной ясности ума всего за одну жизнь, многие важные ламы делали это шаг за шагом на протяжении многих жизней. Ламы с правильным пониманием чувствуют, насколько важно продолжать обучение, практику и работу, чтобы подготовить лучшее будущее, развивать качества ума из жизни в жизнь. Благодаря широкому принятию концепции о смерти и перерождении народ и культура Тибета были тесно связаны с духовной практикой буддизма. Поэтому большинство тибетцев понимают, как важно в этой жизни готовить свое будущее.

Сейчас опубликовано много текстов об опыте умирания. Некоторые из них содержат очень подробные описания четырех ступеней процесса умирания: с момента начала умирания до наступления окончательной смерти, пребывание в бардо, вход в матку матери, рост эмбриона и рождение. В этих текстах также описаны все чувства, связанные с этими ступенями. Если хотите, вы можете всё это прочесть. Однако не думаю, что все эти процессы и переживаемые чувства будут одинаковыми у всех — я почти уверен, что этого не может быть.

Джигме Ринпоче — реализованный мастер линии Карма Кагью, племянник Шестнадцатого Кармапы, который назначил его своим европейским представителем.
Джигме Ринпоче родился в 1949 году в Восточном Тибете. В 1955 г. он переехал в Цурпху — главный центр линии Карма Кагью в Тибете. В 1959 году вместе с Шестнадцатым Кармапой бежал из Тибета от китайских коммунистов и много лет жил в монастыре Румтек, в Индии, в Королевстве Сикким. С 1975 года он руководит центром Дагпо Кагью Линг в Южной Франции. 

Перевод с немецкого Оли Подройкиной

Буддизм сегодня, №12, 2008


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.