О мужском и женском

Лена Леонтьева, лекция в Польше211_118513

Говоря о разнице между полами, нужно помнить, что с абсолютного уровня, говорить не о чем. С абсолютной точки зрения — пола не существует, у ума нет пола. Мужской и женский ум в одинаковой степени подобен пространству, без центра и границ, которое содержит в себе все явления, все вселенные, всё богатство.
Если же мы начнём описывать качества ума, сразу возникнет двойственность: он пуст, но в нём проявляются разные вещи. Пустота и ясность неразделимы. Ситуация исключения (существование или явления, или пустоты) в данном случае невозможна, поскольку всё, что возникает — и есть пустота; всё постоянно меняется, зависит одно от другого, ничто невозможно разделить. Часто, воспринимая явления, мы говорим «или — или», но это ошибка. Важен опыт неразделимости двух этих сторон — формы и пустоты.

Говоря о явлениях, воспринимаемых умом, мы видим, что у каждого из них — две стороны. Эти явления светлые или тёмные, холодные или тёплые, появляющиеся и исчезающие, внешние и внутренние, подвижные или статичные. Чтобы описать их, мы всегда используем два противоположных понятия. И у нас два глаза, и так уж сложилось, что мы смотрим ими одновременно. Если мы будем смотреть на мир только одним глазом, то мир покажется нам плоским. Так обстоит дело и с умом: чтобы видеть мир трёхмерным, нужно рассматривать вещи с двух сторон одновременно.

Несмотря на то, что ум не имеет пола, присутствует определённая двойственность: мы рождаемся в разных телах и эта разница довольно очевидна. Если присмотреться к символам, размещённым на дверях туалетов, можно заметить, что «мужской» треугольник стоит на одной из вершин, это нестабильная фигура. Если посмотреть на «женский» треугольник, мы заметим, что он опирается на своё основание, он стабилен. Центр тяжести у мужчин располагается довольно высоко, мужское тело как будто предназначено для того, чтобы перемещаться в пространстве, захватывая новые территории, а женское — для того, чтобы оставаться на одном месте, используя то, что было добыто и завоёвано. И не только телами мы отличаемся друг от друга, но ещё и тем, как мы смотрим на мир, воспринимаем его. Знать об этом довольно полезно, поскольку это обстоятельство часто становится причиной множества ссор и недоразумений. Нам очень часто хочется, чтобы наш партнёр смотрел на мир так же, как мы, но это невозможно. Если уж очень хочется иметь партнёра, который видит всё так же, как мы, придётся стать гомосексуалистом или лесбиянкой.

Однажды группа учёных проводила эксперимент. Я не помню, какую цель они ставили перед собой, скажу только о том, каков был результат. Равное количество самцов и самок крыс поместили в комнату без выхода, где было всё, чего может пожелать самая требовательная крыса: пространство, отличная еда, игрушки, культурная программа… В одной из стен было проделано отверстие такого размера, что в него могла пролезть только одна крыса, а за стеной что-то убивало такого смельчака. Каждый раз всё это крысиное царство оглашали вопли очередного отважного кандидата, умирающего ради того, чтобы узнать, что находится за стеной. И, хотя все крысы постоянно слышали раздающиеся оттуда звуки, через некоторое время кто-то из них снова принимал решение попытать счастья, влезал в эту дыру, — и больше оттуда не возвращался. Эта ситуация повторялась многократно, до тех пор, пока эксперимент не закончился. Учёные посмотрели на оставшихся в живых особей, и оказалось, что все они — самки. Все самцы отправились на верную смерть. Ни одна из самок даже не подошла к этой опасной дыре, поскольку у них было всё, и они были этим довольны. И дело не в том, кто был прав, а в том, что мы разные.

Поэтому нам не нужно доказывать другому человеку, что он должен вести себя так, как мы хотим. Во многих ситуациях важно попытаться понять, что мы — совершенно разные. Чем более внимательны мы будем в этом отношении, тем богаче мы станем.

Если нас интересует буддийский взгляд на разницу между полами, можно смотреть на это с позиций поучений разного уровня. Буддизм интерпретирует явления разнообразными способами, жёстких правил (всё может быть только так) либо нет вообще, либо, если и есть, то их очень и очень мало. Довольно часто можно встретить разные поучения на одну и ту же тему, в зависимости от того, кто задаёт вопросы. Так было и с Буддой, который передал 84000 поучений очень разным людям, с разными характерами и способностями. Например, если к Будде приходил ученик из удачливых и сильных людей, то спрашивая Будду о том, как функционирует мир, есть ли в нём что-то реальное, или же всё иллюзорно, он получал ответ: «Всё в порядке, не волнуйся, всё — иллюзия. Не существует ни крупных предметов, ни даже мельчайших частичек». Услышав о нереальности явлений, этот «неформал» уходил довольный и счастливый. А когда появлялся другой, которому казалось, что он несчастен, неуверен в себе, но он всё-таки решился спросить Будду о том же, то в ответ он слышал, что крупные вещи и явления нереальны, потому что состоят из мельчайших частиц, но сами частицы действительно существуют, и на них можно опереться. Этот человек тоже уходил счастливым. В чём здесь дело? Лгал ли Будда? Может быть, он хотел обмануть кого-то из них, а, может быть их обоих? Оказывается, это была определённого рода терапия, поскольку оба этих человека получили поучения, с помощью которых достигли цели. Однако ни одно из этих утверждений не является истиной само по себе. Истина вне всяких слов. И для её постижения разным людям нужны разные методы, сколько существ — столько и ответов.

hands11Буддизм по-разному смотрит на взаимоотношения полов и гендерные различия. В Малом Пути, Хинаяне, за поучениями к Будде приходили страдающие люди. О том, что «существует страдание», они знали очень хорошо. Причиной трудной жизни был тот факт, что эти люди не умели проводить различия между полезными и вредными действиями. Будда дал им базовые поучения, которые они могли понять и применить. Прежде всего, он согласился с ними, сказав, что страдание есть. Затем он объяснил, что они страдают не потому, что где-то есть некое существо, которое их не любит, — как бы его не называли, богом или дьяволом. Проблемы являются результатом вредных действий, источником которых служат мешающие чувства, а в основе чувств лежит наша убеждённость в реальности собственного «я». Будда убеждал этих учеников в том, что можно растворить все эти ложные взгляды, что у страдания есть завершение, и здесь он указывал на самого себя как на пример освобождения от привязанности к собственному «я» и, следовательно, от страданий.

Наконец, он показал средства освобождения от страданий. В медитации на этом уровне мы концентрируемся на успокоении ума. Основополагающим подходом здесь является «спокойствие любой ценой». Принимая внешние обеты, они отказываются практически от всего. Мужчины принимают 254 обета: безбрачие, не убивать, не воровать, не лгать, а также не носить длинных рукавов и деревянной обуви, не прикасаться к деньгам, и многое другое. Монахини принимают 350 обетов, то есть на целую сотню больше. Среднестатистическая женщина может приносить больше вреда посредством речи, поэтому каждому аспекту речи здесь соответствует определённое правило. Кроме того, в поведении женщин больше различных движений и жестов, нацеленных на соблазнение, создание эротической ситуации, — то, как они сидят, ходят, смотрят. Современная психология говорит, что среднестатистический мужчина располагает пятью-семью такими приёмами, а женщина постоянно применяет около пятидесяти! Монахине трудно было бы сохранить безбрачие, одаривая мужчин соблазнительными взглядами, — отсюда и появились дополнительные обеты. Будда здесь много говорил о недостатках противоположного пола, поскольку в противном случае никто бы не смог сохранить спокойствие ума.

DWBA16605_20120802_ECsummercourse_DSC_4327_rMB-scrНа уровне Махаяны Будда давал другие поучения. Люди, которых привлекала Великая колесница, возможно, благодаря практике в предыдущих жизнях, могли отличать чёрное от белого, и избегать чёрного. Вместо этого они совершали полезные действия. Они не были настолько измотаны борьбой за жизнь, обладали избытком энергии, тепла, силы, радости, им естественно хотелось поделиться этим. Они смотрели по сторонам, спрашивая себя, что происходит с другими. Оказывалось, что все страдают. И тогда эти ученики приходили к Будде с вопросом: как помочь другим существам? Будда в ответ повернул колесо Дхармы во второй раз и дал им поучения Великого Пути об истинной любви и мудрости. Он объяснил, что такое настоящая помощь, опирающаяся на беспристрастную любовь и высшее интуитивное знание природы ума и всех вещей.

Каждый из нас понимает любовь по-своему. Будда говорил: истинная любовь — это стремление к тому, чтобы все существа были счастливы и у них были причины для счастья. Были счастливы — то есть испытывали приятные состояния ума. А причина обусловленного счастья на относительном уровне состоит в полезных действиях. Итак, если мы любим кого-либо, то мы искренне желаем, чтобы этот человек совершал полезные действия, создавая тем самым причины своего собственного будущего счастья. Это — любовь.

В случае сочувствия всё очень похоже. Сочувствие — это стремление к тому, чтобы существа были свободны от страдания и его причины, то есть не совершали никаких действий под влиянием отравляющих эмоций. Это желание, чтобы существа освобождались от привязанности к «эго», к реальности собственного «я», или же к двойственному восприятию «я здесь, а вы там», — ведь только так можно навсегда искоренить страдания. Сочувствие, обратная сторона любви, — освобождает. Любовь занята относительным уровнем.

Если мы решили быть полезными для всех существ, наши пожелания и действия должны быть нацелены на принесение максимального блага — развитие существ, их внутренний рост и достижение цели, Просветления. Забывая об одной из этих сторон, абсолютной или относительной, мы совершаем ошибку. Будучи йогинами, мы постоянно помним о Просветлении, поэтому избегаем того, чтобы причинять страдания. Если мы приносим другим боль, мы не сможем никому помочь в достижении наивысшей цели. Чтобы существа могли «проснуться ото сна самсары», стать Буддами, нужно, чтобы у них были хорошие сны. Невозможно пробудиться от тяжёлого сна. Если мы желаем всем существам достичь Просветления, нужно помочь им сделать так, чтобы их сон повседневно­сти был легче и радостнее. Если кто-то много страдает, он совершает только больше ошибок, ему труднее находить в себе пространство для того, чтобы думать о других. Желая кому-то блага, мы помогаем этому пространству увеличиться.

Но если думаем только о счастье на относительном уровне, мы тоже совершаем ошибку. Если мы слишком милы по отношению к другим, они могут забыть о развитии. Наши действия должны находиться на границе двух этих уровней: так, чтобы существа были счастливы здесь и сейчас, но при этом им хотелось развиваться, достигать Освобождения и Просветления. Это настоящая помощь, настоящая любовь.

Чтобы действовать именно так, нужно очень много мудрости. На уровне Махаяны мы знаем причины страдания существ, знаем, что их страдание — иллюзия. Если бы страдание было реальным, мы не могли бы никому помочь. И здесь, в Великой колеснице, нам не обязательно принимать внешние обеты. Внешне мы свободны, но внутри у нас есть Обещание Бодхисаттвы, которое означает, что мы живём для других, для их развития, счастья и Просветления. Это уровень мирян, людей, живущих насыщенной и богатой жизнью, в которой есть дом, семья, ответственность. Будда очень хорошо отзывался о семейной жизни, обращаясь к этим ученикам, он говорил о том, как можно использовать её для достижения Просветления. В Дхаммападе есть его изречения о том, что отцовство и материнство прекрасны. Имея семью, мы развиваем щедрость, поскольку делимся всем, что у нас есть: своим временем, энергией, материальными вещами. В семье мы ограничиваем свои личные потребности для того, чтобы принести счастье нашим близким, поэтому семья — лучший учитель дисциплины, терпения, радостного усилия. Будда утверждал, что, добавляя к повседневной деятельности ещё и медитацию, миряне могут достичь наивысшей мудрости Просветления.

С точки зрения Дхармы, у сочувствия мужская природа, а у мудрости — женская.

Этот взгляд отличается от общепринятого представления о мудром мужчине и сочувственной женщине. Но в буддизме мы имеем дело с другим сочувствием и другой мудростью. Сочувствие мы понимаем как способность к направленному на помощь другим действию, и это — мужское, несентиментальное сочувствие. Что касается мудрости, то буддийская мудрость не основана на информации, умозаключениях и логике. Мы мудры не потому, что кто-то нам о чём-то рассказал, — мы знаем «несмотря ни на что». Это высшее знание возникает потому, что мы неотделимы от пространства. Оно проявляется само собой, если мы выбрасываем ненужные вещи из ума. Во многом это интуиция.

Можно наблюдать, как по-разному мужчины и женщины ходят по магазинам. В этом случае разница между нами становится очевидной. Мужчины знают, чего хотят, знают куда идти, идут туда, покупают и возвращаются. У женщин, наверное, тоже есть цель, но она не столь важна. Если женщина покупает что-то в первом попавшемся магазине, весь смысл похода по магазинам пропадёт. Женщина будет долго, без видимой системы, ходить по разным отделам, щупая и рассматривая разные вещи, даже в том случае, если она вовсе не собирается их покупать. Контакт с пространством важнее всего, даже если он хаотический. Это женский способ получения информации о пространстве и метод расслабления. Но если мужчина отправляется за покупками вместе с женщиной, это стресс для обоих. Если мы не знаем об этих различиях между полами, мы можем иногда расстраиваться: «Надо же, что за карма у меня, в шестой раз женюсь, а она снова так же хаотично и подолгу ходит по магазинам!..»

На уровне Махаяны Будда говорил, что и мужское тело, и женское в одинаковой степени пригодны для достижения Просветления, но если женщина сможет освободиться от двух важнейших мирских зависимостей, её потенциал для практики даже выше.

lotusПрочитав об этом впервые, я подумала, что Будда был феминистом. В комментариях я нашла объяснения этих поучений: из них следует, что первой мирской привязанностью является привязанность к материнству. Это не само материнство — ведь Будда очень хвалил и материнство, и отцовство как возможность расти, делиться и помогать другим. Зависимостью является именно привязанность к материнству. Это ситуация, когда семья — главное для нас, наше Прибежище. Но не стоит принимать Прибежище в том, что непостоянно. Будда хочет, чтобы мы были счастливы, но, если принимаем Прибежище в непостоянных вещах и ситуациях, мы будем страдать, когда что-нибудь изменится. Истинным Прибежищем может быть только неизменный ум.

Вторая мирская зависимость — это потребность в чувстве безопасности, в защите. Комментарий говорит, что мирская женщина может сделать очень много, но внутри у неё сидит беззащитное существо, оглядывающееся по сторонам в поисках сильного плеча, на которое можно было бы опереться. Но известно, что это плечо не всегда сильно и тоже однажды исчезнет. Важнее всего понять, что всё возникающее в уме, однажды пройдёт. Принимать Прибежище в обусловленных вещах — ошибка. Лама Оле говорит, что он не понимает, зачем принимать Прибежище в партнёре, ведь он не просветлён, и даже совершает глупости, от которых страдаем мы сами. Итак, у нас есть партнёры, мы наслаждаемся ими, но не принимаем в них Прибежища. Авторы книжки о крысах вовсе не были буддистами, но они заметили, что женщина обладает мощной биологической тенденцией к тому, чтобы отложить яйцо и найти сильное крыло, которое будет это яйцо защищать.

Но, даже если ей удастся освободиться от этого, откуда же берётся утверждение, что её потенциал выше? Я отыскала и к этому комментарии: среднестатистическая женщина, благодаря своим повседневным занятиям, имеет больший доступ к опыту непостоянства, реализуя тем самым мудрость Махаяны. Это мудрость знания нереальности, пустотности и иллюзорности явлений, непостоянства. Мне это тоже было непонятно — ведь мужчины, погибая на войне, тоже видят много непостоянства. Понимание этого возникло у меня, когда я получила письмо от друга, жившего в США. В определённый момент своей жизни он встретил монашеский буддизм и отправился в полугодичное отшельничество, во время которого работал на кухне. В письме он написал: «Я понял, что такое непостоянство! Всю свою сознательную жизнь я был архитектором и строил дома. Я привык к тому, что продукты моего труда остаются в пространстве, имеют форму, я могу видеть их и как-то к ним относиться. Но, когда ты работаешь на кухне, всё созданное тобой исчезает уже через минуту, а всё, что ты только что убрал, появляется перед тобой вновь. Я понял непостоянство — жизнь подобна рисованию на воде». Прочитав это письмо, я вдруг поняла, что имел в виду Будда, говоря, что женские будничные занятия приносят внутренний опыт непостоянства. Лама Оле, говоря о разнице между полами, подчёркивает, что мужчины, в основном, более радостны, а это черта тех, кому свойственно забывать. Вот причина крысиного горя… Я думаю, что сражаться на поле боя, помня о непостоянстве, было бы нелегко.

Высший уровень учения Будды.

За поучениями Алмазного Пути к Будде обратились люди, которые уже могли отличить чёрное от белого, совершали что-то полезное, могли сочувствовать другим и помогать им, и, кроме этого, имели больше силы, радости, творческого отношения к жизни, чувства юмора и доверия к собственному потенциалу. Глядя Будде в глаза, можно увидеть своё просветлённое отражение. Это потенциал Алмазного Пути. Йогины спрашивали, если Просветление в Махаяне — это единство мужского сочувствия и женской мудрости, почему бы не назвать это единством мужчины и женщины? На высшем уровне мы нужны друг другу.

И здесь всё происходящее, жизненные ситуации, наши тела, мы видим как нечто очень благородное. Ведь если ум нельзя найти, он является всем, не имеет границ, подобен пространству, не зависимо от того, сижу я перед алтарём, или в другом месте, — следовательно, любое место в пространстве в равной степени является местом Просветления. В каждой жизненной ситуации заложен потенциал Просветления, нет ситуаций чистых и нечистых, лучших и худших. Любой опыт может привести к Просветлению. Каждый атом содержит в себе тысячу Будд — нужно лишь это увидеть. Высшая истина — это Высшая радость, и она пронизывает всё. Мы можем в любой момент узнать свой ум, если правильно смотрим и умеем видеть во всём безграничные возможности.

И в этом случае партнёрские отношения могут послужить ещё одним шансом достичь Просветления. Неограниченный ум каждого из нас имеет и мужские, и женские качества. Родившись в теле определённого пола, мы имеем прямой доступ к качествам только своего пола. Другая сторона, другая половина, — как бы скрыта. Своими действиями, своим мировоззрением мы проявляем половину качеств. Родившись в женском теле, мы имеем более лёгкий доступ к мудрости — чуткому ощущению того, что происходит в пространстве, бесформенному вдохновению, сопереживанию. Родившись в мужском теле, мы склонны к активности, направленному действию, радости, пониманию цели. Всё остальное скрыто и проявляется опосредованно. Когда мы встречаемся и проводим время вместе, сотрудничаем на многих уровнях, мы просто обмениваемся качествами. Глядя на партнёра, мы открываем в себе собственные скрытые стороны. Видя в нём или в ней Будду, мы развиваем в себе качества Будды.

Чему учатся мужчины у женщин? Обычно женщина обладает одной из трёх разновидностей энергии:

Действует как мать, если её называют «дролма», Освободительница. Она выступает в качестве матери по отношению к своим мужчинам и всему окружающему миру. Такая женщина заботится, служит, защищает, обслуживает и воспитывает.

Действует как жена, если её называют «лхамо» (богиня). Она не особенно обслуживает своих мужчин, но, как зеркало, отражает все качества и недостатки. Она, как вторая чаша весов, создаёт равновесие. Это подруга жизни.

Действует как любовница, если её называют «кхандро» (дакиня, танцующая в небе). Она не служит, но ярко вдохновляет. Она иногда появляется как молния, светит очень ярко, и пропадает.

DWBA5005_ikarus_9425-scrГоворят, что этот третий вид энергии присутствует во всех женщинах, даже если они матери или жёны. Истинная природа женщины — дакиня, хаотический вдохновляющий принцип. Её черта — игривость, переменчивость вне законов логики. С этим нельзя ничего поделать, как с погодой, — можно только расслабиться и полюбить это. Настоящие просветлённые дакини могут плакать и смеяться одновременно. Есть история об Атише, который, как и Марпа, принёс буддизм в Тибет. Прежде чем стать монахом, он был йогином. Однажды он получил от учителя задание найти подругу. Поэтому он бродил по окраине в поисках соответствующей кандидатуры. На одном из рынков он заметил женщину — немолодую, некрасивую, практически обнажённую, с растрёпанными волосами, наряжённую в украшения из черепов и костей. А главное — она плакала и смеялась почти одновременно. Атиша пошёл за ней, и она попыталась его прогнать, но он не отставал. Так они дошли до кладбища. Там женщина повернулась и спросила его: «Зачем ты идёшь за мной?». Он трижды обошёл её по часовой стрелке, и, кажется, даже сделал перед ней три простирания. И ответил ей: «Я понял, что ты — просветлённая дакиня, прошу тебя, дай мне поучения». Она удивлённо спросила его, с чего он это взял. Атиша сказал, что поучения говорят о том, будто истинные дакини всё время то плачут, то смеются. Женщине этот ответ так понравился, что она взяла Атишу с собой во все Чистые страны дакинь. Он провёл там три года, получая самые глубокие поучения, и это привело к тому, что он достиг высокого уровня постижения истинной реальности.

Дакини бывают разноцветными. Женщины, обладающие потенциалом синей дакини Семейства алмаза, могут отличаться раздражительностью и много критиковать. Если мужчина связан с такой женщиной и может воспринимать её как Будду, он развивает Зеркалоподобную мудрость — просветлённую способность к очень ясному восприятию вещей.

Женщины с потенциалом жёлтой дакини Семейства драгоценности часто красивы, но надменны. Мужчина, видящий такую женщину как Будду, может развить Мудрость равности, способность видеть одинаковый потенциал всех явлений.

Красную дакиню Семейства лотоса тексты хвалят, как исполненную преданности. Партнёр такой женщины разовьёт в себе Различающую мудрость — способность совершать правильный выбор. Среди множества вещей мы моментально выбираем то, что нам нужно. Мы это знаем точно, поскольку способны различить очень тонкие детали, например, разницу между бежевым и кремовым цветом. Ну да… Тут уважаемые джентльмены смеются, но это потому, что для них всё это — просто коричневый цвет, так? А вот дамы в совершенстве различают тёмно-бежевый, светло-бежевый, холодно-бежевый и цвет кофе с молоком, и ни за что не спутают эти цвета с кремовым.

Следующая группа женщин — зелёные дакини Семейства меча, активности, Кармы. Потенциальные дакини этого семейства любят интриги, они очень сильны и быстры. Их интересуют рассказы о погибших на поле брани. Партнёр, видящий такую возлюбленную на высшем уровне, развивает Мудрость опыта, которую ещё называют Всеисполняющей мудростью. Это просветлённое качество, когда мы знаем, как поступать, чтобы достичь цели.

У дам, принадлежащих к Семейству будды, глаза как будто туманны, эти дамы не любят мыть посуду. Мужчина, который видит в такой женщине Будду, разовьёт Всепроникающую мудрость интуиции, способность к проникающему видению, которое проявляется после открытия того факта, что мы ни от чего не отделены.

Женщины учатся у мужчин активности. Это не означает, что женщина не способна действовать. Но она обычно охватывает лишь небольшой участок непосредственно вокруг себя. Прежде всего, мы учимся у мужчин направленному действию, а во-вторых, в более широком смысле, мастерству ставить перед собой цель и достигать её. Под влиянием мужчин мы развиваем Будда-активности, то есть то, что приносит существам долговременную помощь.

В действительности, мы не всегда можем помочь — даже Будда не всем существам может помочь. Иногда между нами нет кармической связи, или другой человек не достаточно открыт. Тогда мы можем помочь на уровне ума, то есть добрых пожеланий. Иногда, даже если есть кармическая связь, человек находится в таком беспокойном состоянии, что всё, что мы скажем, вряд ли будет воспринято. Этого человека можно успокоить только проявив умиротворяющую активность. Лама Оле говорит, что тело мужчин с такой активностью с течением лет начинает напоминать грушу. Для них характерны смех, открытость, болтливость. Они создают вокруг себя успокаивающую атмосферу.

DWBA29544_141129_TexasCourse_0955-scrУспокоив кого-то, мы показываем ему новые горизонты: «если сюда смотреть больно, смотри во-о-он туда», одним словом — открываем новые возможности в мире. Это обогащающая активность. Представим себе ситуацию, когда к нам приходит заплаканная подружка, которую только что бросил парень. А мы рассказываем ей о том, что у другой нашей подруги вообще было три парня, и как назло сегодня её бросили все трое. Мы показываем ей новые горизонты — ведь на этом парне свет клином не сошёлся, можно жить и по-другому. Лама Оле говорит о таких мужчинах, что они не слишком велики, а поведением напоминают крыс, они быстры, говорят по двум мобильным телефонам одновременно, всё организовывают, связывают между собой множество вещей, обогащают.

Следующей активностью является очаровывающая, это способность повести за собой, вдохновить своим примером. Нет лидеров, у которых отсутствовала бы способность увлечь людей за собой. Оле предостерегает женщин от поспешных отношений с мужчинами такого типа: «Не стоит бежать за ним сразу, хоть он и одет по последней моде и всегда знает, как себя вести. Нужно проверить для начала, скрывается ли за столь импозантным фасадом что-то, чем он смог бы поделиться с вами».

Последняя активность — защищающая, она означает способность стоять на страже и мгновенно реагировать, когда нужна защита. Лама Оле хвалит партнёрские качества таких мужчин, уверяя, что на них можно положиться, поскольку они «будут рядом, когда все остальные уже убегут», подобно капитану, который покидает корабль последним. В партнёрских взаимоотношениях женщины, прежде всего, ищут безопасности и стабильности. Истинной природой женщины является вдохновение, а мужчина по природе — защитник.

Партнёра советуют выбирать по его активности. Есть разные тексты о ламах, которые наставляли своих учеников, как найти друга или подругу. В соответствии с этими поучениями, найти соответствующего партнёра — редкая и драгоценная ситуация, словно найти Драгоценность, исполняющую желания. Если у нас есть такой партнёр, нужно его ценить. Главным же искомым качеством в партнёре, как говорят учителя, является сочувствие. Сочувственный партнёр просто любит людей — тогда всё будет расти. Однажды один мой друг попросил, чтобы я перевела его беседу с Ламой Оле. Оле очень хорошо нас знает, видит, как мы выглядим, счастливы ли мы, развиваемся ли мы. Парень начал разговор так: «У меня новая девушка». Оле спросил его: «Ну и что, весёлая она? Любит ли людей? Облегчает ли твою жизнь?». Друг удивленно помолчал, избегая отвечать «нет» на все вопросы Ламы, а потом ответил: «Знаешь, Оле, я не ищу лёгких путей, я выбираю девушек по-другому». И Оле тогда сказал: «А знаешь… я именно так их и выбираю. Подруга должна облегчать жизнь, а не усложнять её». Ведь в этой жизни главное — не жениться или выйти замуж, а развиваться ради Просветления для блага всех. Именно этого мы можем достичь с помощью качеств друг друга.

DWBA4680_2009_08_20_motorradtour_mit_ole_346_rsfs-scrМожно много говорить о том, как выбрать правильного партнёра, но ведь выбирает совсем не ум. Влюбившись, мы теряем голову. Во время последнего путешествия с Ламой Оле он часто повторял: «Если ты ещё в состоянии мыслить и действовать объективно — ты не влюблён». Решения принимает не «здравый рассудок», они созревают сами, благодаря нашим связям. В такой ситуации, когда условия сошлись, мы влюбились и уже соединились в пару, Лама Оле рекомендует не торопиться заводить большую семью. Он скорее советует, чтобы мы проверили свои отношения — уровень общения и возможности совместной работы для блага других. Наша нынешняя связь — это всегда результат прошлых совместных действий, как полезных, так и вредных. И в тех, и в других поступках есть та сила, что сводит нас вместе в этой жизни. Плохие впечатления прошлого станут причиной трудных чувств в нынешних отношениях. Может случиться, что мы вместе, но связь трудная, сложно найти общий язык и понимание, тогда много энергии мы будем тратить на ссоры, избытка для других не будет. Для таких отношений жизнь слишком коротка.

С другой стороны, можно встретить людей, которые в прошлом делали вместе много хорошего для других, и именно такая позитивная энергия доминирует в их связи. В этом случае будет гармония и не слишком много диаметральных отличий во взглядах, что могло бы приводить к ссорам. Тогда нам легче понять, как осчастливить другого человека, мы не тратим время на длительные выяснения отношений и, тем самым, даём больше окружающим. Будет на кого опереться в трудных ситуациях, проще поделиться избытком. Лама Оле советует нам посмотреть внимательно, что у нас за связь, сколько в ней радости, сколько времени уходит на то, чтобы понять друг друга. Можно ещё присмотреться к реакции окружающих на то, что мы стали парой. Например, мы замечаем, что, видя нас вместе, наши друзья улыбаются и радуются, они любят ходить к нам в гости. Это значит, что, будучи вместе, мы создаём нечто целостное, создаём пространство, в котором другие хорошо себя чувствуют. Если всё делается не только для нашей пользы, стоит продолжать связь.

Но, к сожалению, жизнь такова, что рано или поздно нам всё равно предстоит расстаться. Мы будем разлучены, самое позднее, нашей смертью. Поэтому давайте расставаться друзьями. В основе непостоянства всех явлений лежат четыре пункта:

  • всё составное распадётся;
  • всё возникшее исчезнет;
  • все встретившиеся расстанутся;
  • всё родившееся умрёт.

Сошедшаяся пара расстанется ещё при жизни или же в момент смерти. Конечно же, нам не обязательно расставаться, если мы по большому счёту счастливы, — стоит ценить то, что у нас есть. В самсаре нет идеального партнёра — если мы не всегда видим всех как будд, у нашего партнёра рано или поздно обнаружатся недостатки. В этой ситуации хорошо, если мы сосредотачиваемся на самом важном из того, что нас объединяет.

Но если всё же нужно расстаться, если отношения больше не работают, то давайте расставаться друзьями, на высоком уровне, благородно. Давайте сохраним хорошие впечатления. Давайте «удерживать жёсткой верхнюю губу», сочувствовать друг другу, желать друг другу всего наилучшего.

Расставаясь врагами, мы перечёркиваем всё, чему научились за время нашей связи. Если же отношения всё-таки закончились ссорой, попробуем хотя бы сделать более светлым образ этого человека в нашем уме, помня о пожеланиях счастья и Просветления. Если это слишком трудно, мы всё равно желаем этому человеку наибольшего счастья… как можно дальше от нас.

Ещё хотелось бы сказать несколько слов о различных способах классификации людей на типы, семейства дакинь и так далее. Это нам даётся не для того, чтобы мы «сортировали» всех своих знакомых и самих себя. Эти поучения о просветлённой мудрости, кроющейся за невротической внешностью — раздражительной, ревнивой или высокомерной, — должны ещё раз напомнить нам, что у всех явлений есть просветлённая природа. Не стоит составлять мнение о ком-либо, исходя из внешних вещей, нужно попытаться заглянуть глубже. Природа любого трудного чувства — просветлённое высшее знание. Вспомним дакиню Атиши — на первый взгляд это была попеременно плачущая и смеющаяся истеричка, но за этим непривлекательным «фасадом» скрывалось Просветление. Всё зависит от того, как мы сами видим мир. Будда — не тот, к кому приходят самые красивые девушки, не тот, чья работа легче других. Будда — это тот, кто может видеть всех как будд, а все задачи и ситуации — как ведущие к постижению природы ума.

Вопрос: Если в последнее время я хочу и могу больше путешествовать, означает ли это, что таким образом проявляется моё мужское начало?

Думаю, да. Мужская активность — это в большей степени завоевание новых территорий, исследование неизвестного. Движение — мужской принцип, возвращение и стабильность — женский. Хорошо иметь оба этих качества. Лама Оле говорит, что в хороших парах у мужчины становится больше пространства, он всё лучше узнаёт ближайшую окружающую территорию, перестаёт быть чёрно-белым, легче чувствует, чего хотят окружающие. Женщина же развивает много радости. Это свидетельствует о том, что связь функционирует правильно.

Вопрос: Как можно лучше разглядеть качества партнёра?

Прежде всего, нужно помнить о том, что у этого человека обязательно есть какие-то качества. Потом мы учимся их находить. Чтобы найти их, нужно дать им пространство в уме. Мы проявляем доверие и уважение. Лама Оле говорит, что уважение по отношению к кому-то, означает, что мы даём этому человеку пространство. Не стоит пытаться всё сразу оценить, изменить, но мы, скорее, даём пространство, в котором доверяем, что наш партнёр знает, что делает. Это и есть уважение. Если мы даём это пространство, мы сами получаем возможность смотреть на вещи с разных сторон. Не хватаемся за односторонний взгляд, скорее позволяем себе целостный обзор. Мы творчески смотрим на вещи, находим во всём позитивные стороны. Кроме того, чтобы это пространство возникло, необходима медитация. Давайте создавать такие ситуации в наших взаимоотношениях, чтобы партнёр мог проявить свои лучшие качества. Тогда у всего будут проявляться качества Просветления.

Вопрос: Что означает давать пространство?

Мы даём пространство в нашем уме, считая, что этот человек взрослый, наверняка у него есть какие-то качества, он многое может делать хорошо. Мы удерживаемся от того, чтобы контролировать, оценивать и поправлять человека сразу. Мысленно мы отступаем на шаг и думаем, что партнёр наверняка знает, что делает, а мы сейчас всё поймём. И он тогда свободен, чувствует, что ему доверяют. Доверять, уважать, давать пространство — почти синонимы. Если у нашего партнёра всё получается, мы победили, а если нет, нам обоим нужно больше стараться. Сначала мы меняемся сами, а если это совсем не помогает, тогда уже меняем партнёра — на такого, у которого всё это получается. Рост обоюден.

Есть такие связи, в которых собралось столько плохой кармы из прошлого, что и мы, и партнёр теряем свою свободу и пространство. Такие связи не только не поднимают, а только опускают обоих. Тогда понятно, что нужно расстаться, поскольку всегда лучше, чтобы страдал один, чем двое. И заканчивать отношения нужно так, чтобы не оставлять за собой особенно тяжёлых долгов. Мы стараемся, чтобы человек, от которого мы уходим, был счастлив, не огорчаем его понапрасну. Если мы заканчиваем связь правильно, тогда следующие отношения будут лучше. Оставив слишком много долгов, мы перетягиваем все их в следующие отношения. Оле говорит: если уже не можешь пользоваться зубной щёткой своего партнёра, это значит, что пора расставаться.

Вопрос: Если мне вообще неприятна мысль о чужой зубной щётке, должна ли я стать монахиней?

Неужели тебе отвратительна зубная щётка возлюбленного? В тебе нет ни капли фетишизма!

Буддизм сегодня, №9, 2006


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.