Мы должны овладеть всем пространством

Жужа Кошеги
Жужа Кошеги

Жужа Кошеги

То, что мы смогли здесь встретиться, очень существенно. Когда мы встречаемся – важно, чтобы мы были открыты друг другу. Таким образом происходит определенный обмен. Собственно говоря, это мое новое открытие. Например, когда мы дискутируем – важно, чтобы вы знали, что совсем не обязательно, будто я всегда права. Что является сутью учения Будды? Скажите мне.

Голос из зала: «Здравый смысл».

Тепло. Есть еще какие-нибудь мнения?

На самом деле, это очень просто. Будда предлагает учение, которое позволяет нам быть счастливыми здесь и сейчас. Не вчера – он не говорит о рае, из которого нас выставили, и не завтра, потому что в завтрашнем дне нет уверенности – здесь сложно получить какие-либо гарантии. Суть учений Будды – это радость, присутствующая здесь и сейчас. Честно говоря, я не вижу никакой другой религии, которая предлагала бы то же самое. Все другие прилавки предлагают только обусловленное счастье, что означает – их клиенты должны за него заплатить. Я буддистка, потому что у меня нет желания этого делать. Буддизм предлагает что-то действительно особенное. Где вы находитесь в данный момент?

Голос из зала: «Здесь».

Я так не думаю. До тех пор, пока мы непросветлены, мы всегда находимся где-то в другом месте, а не там, где мы находимся. Поэтому мы страдаем. И уж если мы об этом говорим — в последнее время Лама Оле старается не слишком часто использовать слово «страдание». Он это делает, потому что старается подчеркивать, прежде всего, наши возможности. Ни одна ситуация сама по себе не бывает ни хорошей, ни плохой. Только то, что мы с ней сделаем, определяет — хорошая она или плохая. Если мы вдруг видим выход из какого-то затруднительного положения, то на самом деле это результат медитации. В большинстве ситуаций мы так сильно отождествляемся с вещами, что нашему уму недостаточно пространства, чтобы найти правильный выход. Первый результат практики — это то, что везде появляется больше пространства. Но это только первый шаг.

В действительности буддизм — это взгляд, являющийся методом. Например, природа чашки — не быть хорошей или плохой. Если мы думаем, что она хорошая, то мы хотим, чтобы она у нас была. Если мы думаем, что она плохая, тогда мы хотим от нее избавиться. Это мы решаем — вот весь механизм, он очень прост. Так на самом деле все, что мы видим, является нашим собственным фильмом. А раз это так, то почему нам не нравится этот фильм? Что не в порядке? Ведь это мы являемся режиссером. Мы всегда входим в новую ситуацию с каким-нибудь определенным багажом, у нас есть определенные ожидания, надежды, опасения и проблемы. Мы не переживаем ее свежо.

Мы всегда блокируем пространство. Нам на самом деле нужно избавиться от этого багажа и научиться быть здесь и сейчас.

Я убеждена, что вы не ожидали того, что сейчас здесь происходит. Согласны? Я тоже. Ожидания всегда убивают свежесть переживания. Мы никогда по-настоящему не удовлетворены тем, что происходит вокруг нас. Наш ум всегда хочет чего-то еще. Он все время работает. Мы всегда ищем счастья снаружи, а это означает усилие. Мы ищем его там, где его нет, а наш ум никогда не покоится в себе самом. Мы никогда не пребываем по-настоящему «дома». Все остальное не является естественным состоянием.

Говоря классическим языком — как вы, может быть, знаете, я была студенткой Института Кармапы в Дели — существует две завесы, заслоняющие наш ум. Первая — это мешающие чувства, из-за них все происходит с нами, без нас или против нас. Если что-то происходит с нами — то это проблема, а если без нас – то это тоже проблема. В этом заключается завеса мешающих чувств — мы все воспринимаем личностно.

Мы личностно воспринимаем вещи, которые мы не должны воспринимать так, зато все, что мы должны воспринимать личностно, мы так не воспринимаем. Например, когда 49 человек из 50 говорят нам, что мы что-то делаем плохо, мы не относим это к самим себе, хотя, по всей видимости, нам нужно это сделать. Ко всему же другому мы относимся слишком личностно. Например, если магазин закрыт, моя мама думает, что кто-то хочет ей навредить.

Кстати, я должна вас предостеречь относительно одной вещи — нам нужно быть очень осторожными, когда речь заходит о наших родственниках, поскольку мы можем стать такими же, как они. Скажу вам почему. Если мы думаем, что мы не хотим быть такими, как кто-то, кого мы знаем, потому что нам не нравится то, что он делает — именно тогда мы становимся такими, как эти люди. Почему? Потому что неприязнь — это определенного рода привязанность. Поэтому, если мы говорим, что мы действительно не хотим быть такими, как она или он, это значит, что мы вкладываем в это много энергии и превращаемся в их подобие. Иногда это также означает отсутствие сочувствия. Итак, будьте осторожны!

11081141_10153248595723140_686315035406774828_n

Таким образом, завеса мешающих чувств заключается в том, что мы все воспринимаем личностно — мы чувствуем себя мишенью, поэтому мы и есть мишень. Вторая завеса — это завеса под названием «мое – его», то есть жесткие взгляды. Одна концепция состоит в том, что существует какое-то «я», а вторая — в том, что существует что-то другое, что это «я» переживает. Например, если мы разобьем чашку, то никто не будет переживать. Если же это будет наша чашка — появится страдание. На самом деле причина страдания — в единственной вещи, в желании или привязанности. Как я уже вспоминала раньше, неприязнь тоже является формой привязанности. Поэтому, как только что-то появляется, мы сразу же к нему привязываемся, и опять нам нужно что-то с этим делать. Наш ум не способен сейчас функционировать по-другому. Он не знает, что это возможно, что существует состояние полной свободы от усилия. Почему я вам рассказываю все эти вещи? Потому что я хочу, чтобы вы были хорошими бизнесменами, чтобы вы не вкладывались в бесконечную работу без прибыли.

Нам всем нужно достичь состояния, которое присутствует все время — состояние, которое нам не нужно нигде искать, достигать и получать. Именно это нам дарит Будда. То, что нам предлагают другие, — всегда обусловлено.

Что означает «обусловлено»? Это значит, что каждое явление требует много условий для своего возникновения. Мы часто не отдаем себе отчет в том, как много условий должно сойтись вместе, чтобы что-либо появилось. Если одного из них не будет хватать – исчезнет само явление. Хотя вещи настолько хрупки, именно в них мы так много вкладываем. Это очень рискованное занятие, потому что мы никогда не знаем, что произойдет. Мы можем сказать, что Тилопа учил Наропу тому, что в действительности нет ничего плохого в том, что что-то появляется, но проблемы приходят только вместе с нашей привязанностью к явлениям.

Что это означает? Привязанность сопровождает нас с безначальных времен. Она настолько сильна, что когда, например, кто-то позвонит нам четыре раза подряд, а на пятый день не позвонит, то мы сразу сходим с ума. То же самое происходит, когда мы медитируем. Когда в медитации появляется какая-то мысль, мы замечаем ее и становимся раздраженными. Мы думаем: «Я уже не медитирую». Таким образом, у нас уже две мысли. Затем мы хотим избавиться от этого, сделать так, чтобы мысли ушли. Мы начинаем привязываться к тому, что нам нужно перестать привязываться — это абсурд. В то же время, если мы позволим вещам появляться, играть и исчезать — все будет в порядке. В этом и есть суть медитации. Мы просто позволяем явлениям быть.

В ступенчатом пути Махаяны мы узнаем, что на пути к Просветлению есть много вещей, которые мы должны развить, и много таких, от которых нам нужно избавиться. Если же мы шагнем на более высокий уровень, то узнаем, что по сути нет ничего, что мы могли бы развить, и также ничего, от чего мы могли бы избавиться. На наивысшем уровне речь не идет о том, чтобы заменять плохие картинки на хорошие — это означало бы, что мы меняем железную цепь на золотую. Если мы детально присмотримся ко взглядам разных философских школ, окажется, что некоторые из них считают, что вещи существуют, но если что-то действительно существует – тогда оно не может исчезнуть. Если что-то существует, то существует все время. Не может появиться и не может исчезнуть. Если же что-то не существует – то не существует. Ни одна из этих двух концепций не дает полной картины того, какими вещи являются. Потому что явления появляются, играют и исчезают. Такова их природа. Все эти вещи появляются в пространстве. Быть «дома» – значит отождествляться с самим пространством.

Мы никогда не отождествляемся с тем, где появляются явления. Мы всегда отождествляемся отдельно с каждой вещью, которая приходит и уходит. Например, мы думаем: «Я – самый лучший», «Она глупа», «Он замечательный» и т.д. Мы все время очень бюрократичны. Даже если на данный момент что-то кажется нам хорошим, может случиться, что в следующий момент эта вещь уже не будет так нам нравиться, и нам будет трудно удерживать какую-либо стабильность.

Итак, чем является это пространство, в котором все появляется? Благодаря ему все становится возможным, однако оно само не зависит ни от чего. У пространства нет никакого начала и нет конца, оно существует всегда и везде. Оно настолько везде, что часть всего. Мы не в состоянии его пережить, потому что оно настолько очевидно.

Независимо от того, в какую сторону мы посмотрим или пойдем, везде присутствует пространство. Оно буквально перед нашим носом — так близко, что мы не в состоянии его увидеть. Мы на самом деле не знаем, чем оно является. Мы не можем его схватить. Например, если я скажу, что здесь есть пространство, то в то время, когда я закрою окно, пространства будет здесь больше или меньше? А что произойдет, если я открою окно? Пространство есть чем-то особенным, не похожим на какое-либо другое явление. Прежде, чем я стала буддисткой, по его поводу у меня всегда были какие-то концепции, я всегда пыталась его запихнуть в какие-то коробки — назвать и оценить.

Таким образом, мы никогда не будем в состоянии понять это интеллектуально. Это так, если бы мы взяли какую-нибудь рамку и сказали, что внутри нее находится пространство, позднее поставили эту рамку в другом месте и сказали, что это то же самое и т.п. Пространство никогда не изменяется. Что бы в нем ни появлялось, оно само остается нетронутым и неизменным. Это звучит слегка абстрактно, но для нас это имеет большое практическое значение.

lotus

Если мы присмотримся к мешающим эмоциям – окажется, что мы можем работать с ними тремя способами. Первый состоит в том, что мы говорим, что мешающие эмоции – плохие. Вы знаете, что это значит — мы должны их избегать. Это требует очень много работы. Раз уж мешающие чувства – плохие, это означает, что они действительно существуют, и поэтому у нас возникает проблема.

Можно тоже считать, что мешающие  чувства  хорошие. Это немного сложнее, потому что тяжело думать, что ревность очень хороша… С другой стороны, Будда не может учить во многих мирах, поскольку в некоторых из них нет необходимого количества мешающих чувств  настолько обитатели счастливы там. Поэтому у них нет открытости к поучениям. И, поскольку у нас есть необходимое количество мешающих чувств, это прекрасно. Это сырье для Просветления. Одновременно искренне признаюсь, что для меня достаточно тяжело это переварить, мне не нужно такое большое количество сырья.

В чем состоит высший взгляд? Он говорит, что вещи освобождаются сами по себе. Это очень просто: явления появляются, играют и исчезают. Это природа всего, что появляется. Практически это означает то, что мы не должны что-либо делать, чтобы неподходящее нам исчезло, так как природа каждого явления — это непостоянство. Мы просто стараемся не кормить проблему собственной энергией, потому что, если мы оцениваем вещи как хорошие или плохие, мы укрепляем их собственной энергией.

Вернемся, однако, к пространству и чашке. Мы знаем, что она принадлежит другу Ивану, поэтому разобьем ее и посмотрим, как он на это отреагирует. Если мы подумаем о природе этой чашки – окажется, что она состоит из атомов. Атом можно разделить на такие маленькие частицы, что в конце материя целиком исчезнет, вернется в пространство. И это значит, что природа всего — это пространство. Можно взять другой пример. Здесь я, а здесь мой кофе. Сейчас я выпиваю этот кофе, и где в этом случае кофе, а где я? Что произошло? Это просто волшебство! А что произойдет с этим кофе позже?

И еще на эту тему. Хочу вам показать, что идеи и концепции всегда блокируют пространство. Это мы сами создаем свою собственную тюрьму. Не важно, какого вида эта тюрьма: самая лучшая или самая плохая. Когда мы принимаем прекрасную пищу, то в момент обеда все прекрасно, но как только он закончится, еда пройдет через наше святое тело и выйдет наружу — воспринимаем итог как что-то отвратительное. Это шутка, но до тех пор, пока не осознаем природу ума, все остается относительным.

Природа нашего ума — это пространство, всегда ясное и осознающее. Это очень хорошие слова, я их узнала от Ламы Оле. Что они означают? Они означают, что явления неотделимы от пространства, в котором появляются. Что-то переживается. Фактически это наш ум видит все вовне, но не видит самого себя. По этой причине появляются разные шизофренические идеи, которые усложняют нам жизнь. Мы думаем, что мы чем-то являемся, а остальные —что-то другое. И здесь начинается наш фильм. Не забывайте об этом. Если видите людей, которые кажутся вам неприятными или глупыми, — это ваш фильм.

Разница между нами и Учителем состоит в том, что он всегда видит в людях что-то позитивное, осознает их настоящий потенциал. Он никогда не обращает внимания на какие-то временные «затемнения», поскольку знает, что они не реальны. Мы всегда думаем, что наш фильм самый лучший, вместо этого Учитель видит, что хотя один фильм зеленый, другой красный, а третий синий, на самом деле ни один из них не лучше, чем другой. Все  только проявление пространства. Если бы мы это запомнили, то были бы счастливы.

Это нелегко, поскольку на самом деле у нас нет доверия к поучениям. Мы немного их понимаем, но поскольку мы не в состоянии их сейчас переживать и понимаем их только интеллектуально, мы не доверяем им полностью. Если бы мы им доверяли, то не хотели бы делать в жизни ничего другого, кроме практики, не хотели бы работать только для того, чтобы потреблять преходящие удовольствия. Тогда бы наша жизнь изменилась в один момент, и мы действительно бы развились.

11043153_717741208338498_3061993469351684748_n

Я когда-то заметила: все, что бы я ни делала, я делаю для себя. И мне стало грустно. И тогда я подумала, что каким-то образом должна научиться сочувствию. И в один день я поняла, что сочувствие — это не что-то внешнее. Это не что-то, что я должна к себе прибавить. Это природа моего ума, и природа моего ума — это бесстрашие, спонтанная радость и необусловленное сочувствие.

Слово «необусловленное» означает в данном случае, что мы любим других независимо от того, нравятся они нам или нет. Речь не идет также о том, что нам кого-то становится жалко. Если мы испытываем жалость к кому-то, это означает, что мы думаем будто бы человек не в состоянии ничего больше сделать  и это жалость, а не сочувствие. Хотя сейчас мы не знаем, что такое сочувствие на самом деле, но чем больше пространства появляется вокруг нас, тем меньше мы занимаемся своим собственным убогим состоянием.

Природа нашего ума — полностью неразрушима. Приведу вам очень практичный пример. Поучения говорят: то, что мы сейчас воспринимаем, — на самом деле является сном. Но что это значит? Например, мне снится, что я упала в кучу грязи. Я чувствую себя очень плохо. И внезапно в этом сне я понимаю, что могу принять душ, принимаю его и начинаю чувствовать себе намного лучше. В этом самом сне я могу также сесть медитировать, сделать что-то духовное и почувствовать себя еще лучше. О чем говорится в этом примере? Когда мне снилось, что я была во всей этой трудной ситуации, моя истинная природа не уменьшилась, а когда мне снилось, что я делаю что-то духовное — моя истинная природа не стала больше. Это очень практичный пример.

Независимо от того, что нам снится, — наша истинная природа не изменяется. Пережив это, мы можем облегченно вздохнуть и стать бесстрашными.

Представьте себе состояние, в котором мы всегда огорчены. Сейчас все время что-то не так, что-то не работает. Если не огорчаться по каждому поводу, тогда вокруг нас и в нас появляется очень много пространства. В результате все, что появляется,  на самом деле только свободная игра нашего ума. Не нужно ни за чем следить, никого ограничивать, наклеивать на явления ярлыки, поскольку все, что появляется, лишь выражает природу нашего ума. Если мы это не блокируем, тогда все по-настоящему является радостью. Радостью, у которой нет никакой причины.

Подумайте, сколько труда мы вкладываем в то, чтобы достичь какого-то маленького счастья. Целый день работаем за эти две минуты  и это огромное усилие. Мы ни разу не переживали такой радости, у которой не было бы причины. В то же время, когда у нас нет больше никаких огорчений, когда мы не стараемся заблокировать пространство нашего ума постоянным оцениванием вещей, мы можем наслаждаться тем, что происходит. Это богатство нашего ума.

Поскольку мы все разделяем одно и то же пространство, мы должны быть в состоянии все вместе им наслаждаться. В этом, собственно, и есть сочувствие. Оно не имеет ничего общего с сентиментальностью и не является чем-то искусственным. Это полностью необыкновенная ситуация — и именно в нее мы стараемся что-то вкладывать. Говоря очень просто, стараемся быть счастливыми здесь и сейчас. Это суть поучений Будды. Это состояние, которое переживают Просветленные. Его также называют истинным состоянием, поскольку оно существует в любой ситуации и в любое время. В этом состоянии мы принимаем Прибежище  это цель. Мы никогда не сможем найти его вне нас. Пространство пронизывает все, нет способа от него убежать. Поэтому мудро с ним подружиться и отождествиться. Будда знает все потому, что ему удалось это сделать, он не блокирует пространство идеями и концепциями.

Американские ученые окрыли, что 80% наших переживаний — это концепции, а только 20% — это то, что на самом деле происходило. Каждый видит вещи со своей точки зрения. Лама Оле всегда говорит, что рай и ад разыгрываются между нашими ушами. Достижение состояния Будды — это самое лучшее, что мы можем для себя сделать. Все другие состояния рано или поздно нас разочаруют. Наша жизнь должна иметь смысл, и то, что мы с ней делаем, тоже должно иметь какой-то смысл. Мы постепенно начинаем с этим работать. Смыслом нашей жизни есть то, что мы начинаем вкладываться в достижение истинного состояния.

Мы в течение дня делаем множество разных вещей, но очень немногие из них имеют истинный смысл. Говоря о смысле, я имею в виду действия, которые приближают нас к полной свободе, к естественному состоянию, когда ум покоится сам в себе. Иногда мы думаем, что когда достигнем Просветления, все остановится, что делать будет нечего. Но все случится наоборот. Просветленные спонтанно и без усилий работают для блага других без перерыва. Можете себе представить, что можно работать без усилий, что вещи просто происходят и таким образом приносят максимальную пользу?

В эту минуту все, что мы делаем, требует от нас огромного усилия. Мы ничего не получаем просто так. Это происходит потому, что есть разделение между нами и другими. Что означает «спонтанно» или «не спонтанно»? Например, накануне первого свидания мы ищем сотню сонетов Шекспира и думаем: «Я буду стоять здесь и потом скажу ему это, а потом он посмотрит на меня», – и так далее. Наконец, когда мы встречаемся, все происходит совсем по-другому. Все предыдущее не имеет смысла. Мы не спонтанны, мы все время носим за плечами огромный багаж.

Активность Будды спонтанна. Она просто происходит. Мы не можем себе даже представить всей тяжести этой активности, мы сразу устаем. Нас даже утомляет достижение Просветления. Но мы можем это изменить благодаря отождествлению с пространством. Если мы думаем о себе – то мы будем всегда несчастны. Чем больше мы думаем о других – тем больше у нас вещей, которые нужно сделать.

И что из этого следует? У нас остается меньше времени на решение собственных проблем. Иногда, когда я впадаю в депрессию, я начинаю звонить другим людям и спрашиваю, как у них дела. Так я начинаю работать над их проблемами. Это на самом деле помогает. Если думаем только о себе, то вся наша трагедия никогда не закончится.

То, что разыгрывается в нашем уме, не имеет никакого значения. Иногда начинающие буддисты говорят мне, что до того, как они начали практиковать, были хорошими людьми, но потом они стали ужасными. Просто они только сейчас начали смотреть в свой ум. До этого они не осознавали, сколько мешающих чувств появляется в их уме и побуждает их к разным странным поступкам. Хотя часто в начале практики мы ждем от медитации слишком многого. Но изменения, которые в нас происходят, – не очень значительные.

Наша личность не меняется внезапно на полную противоположность —она остается более-менее такой же на протяжении всего пути. Определенные энергии, которые в нас есть, остаются, только теперь они не будут нас цеплять и ограничивать.

Я, например, не могу себе представить, что могла бы стать медленной и спокойной личностью. Надеюсь, что те черты характера, которые у меня есть сейчас, будут все больше полезными другим. Не думайте, что когда мы начинаем медитировать, тотчас возникнут какие-то сильные изменения. С другой стороны, если мы начнем понимать, что происходит в нашем уме, мы не будем так этого бояться, а это означает большую свободу.

mandala

Медитация дает нам пространство, которое позволит нам справиться с ревностью и гневом, запутанностью и гордостью – со всеми теми мешающими чувствами, которые мешают нам быть счастливыми. Сначала мы начинаем с ними справляться, потом учимся их трансформировать, а позже будем даже в состоянии задействовать их для помощи другим. В то же время это будет прежняя энергия. Не так легко что-то изменить, если до этого мы работали только для себя, а сейчас начинаем работать для других. Если мы работаем для всех — это значит, что все работают для нас — это очень хороший бизнес.

Существует определенный совершенный метод, который может помочь нам «переключиться» на других – это сильные пожелания. Мы должны все время делать пожелания для блага других, хотя мы не всегда отдаем себе в этом отчет, но мы на самом деле являемся результатом наших предыдущих пожеланий. Если мы работаем только для своего собственного блага, в лучшем случае, достигнем Освобождения – свободы от собственного страдания. Это хорошее состояние, но оно не является окончательным переживанием. Чтобы достичь Просветления, мы должны овладеть всем пространством.

«Буддизм сегодня», №4, 2003


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua