Медитация на сочувствие

Шамарпа1Шамар Ринпоче

Наш ум полон эмоций. Гордость — одна из главных. Она ведет нас к чувству превосходства над другими, возникающему из высокой самооценки, когда мы думаем: «Я самый лучший, я самый сильный» и т.д. Гордость автоматически ведет к возникновению зависти, ненависти или гнева.


Гнев, возникающий на основе гордости, наносит самый большой вред, поскольку побуждает нас совершать негативные действия, ведущие к рождению в низших мирах. В западном обществе граница между гордостью и непоколебимостью ума часто стирается. Недостаток гордости воспринимается как слабость. Однако гордость — это сконцентрированная исходная форма привязанности к эго и поэтому является слабостью. Может быть так, что у вас большая сила воли и мощное намерение достичь чего-либо, например, Просветления, но при этом никогда не возникнет гордость. Мы должны различать гордость и убежденность в нашем превосходстве над другими (что ведет, в определенном роде, к слепоте) от непоколебимости ума, которая лишена всяких негативных аспектов гордости. Подобно этому, мы часто придерживаемся неверного взгляда, когда отсутствие гордости сравнивается со слабостью характера. То, что нам действительно нужно—это отвага и сила воли, свободная от гордости, спокойствие и стабильность ума. Медитация на любовь и сочувствие идет рука об руку с развитием стабильности ума. Конечно, на примере гордости и гнева новичкам нелегко сразу освободиться от мешающих эмоций.

До тех пор пока мы не в состоянии это сделать, нам необходима практика успокоения ума и медитация на любовь и сочувствие. Это сущность медитации шинэ. Для примера исследуем гнев и его ментальное представление или концепции. Подумайте о ком-то, кто ведет себя неприятно по отношению к вам, о ком-то, кого вы считаете своим врагом. Если у вас нет врагов, попробуйте подумать о ком-то, кто может вызвать у вас гнев. Когда вы ощутите гнев, не позволяйте себе его выражать, так как это приведет к нанесению вреда другим. Попробуйте воспринимать гнев как некую мысль—посмотреть на него и определить, откуда он пришел. Возникает он от этого человека или появляется в нас? Если вы думаете, что он возникает в уме, то откуда он возникает, каким образом удерживается и куда уходит? Таким образом, гнев становится объектом медитации и размышлений.

Время от времени можно практиковать метод смены ролей. Когда вы испытываете гнев по отношению к кому-либо, вы можете поставить себя на его место. Например, я—Шамар Ринпоче, и когда я почувствую гнев к кому-то из вас, я представлю себе, что сам являюсь этим кем-то. Так я принимаю другую точку зрения — вашу. Смену ролей можно использовать и в случае таких эмоций, как зависть и гордость. Это форма шинэ — успокоения ума.

Благодаря наблюдению за гневом — сильнейшим эмоциональным состоянием, а потом за успокоенным умом, мы перейдем к наблюдению природы самого ума. Это высший взгляд, называемый лхагтонг. Если у вас получится применить этот метод ко всем мешающим эмоциям, он принесет вам неописуемую пользу. Если в уме появится много эмоций, и вы будете в состоянии успокоить их с помощью данного метода — это великолепно. Но когда эмоции настолько сильны, что вы не можете их контролировать, тогда вы должны стабилизировать ум, концентрируясь на дыхании. Концентрация на вдохе и выдохе в этом случае наиболее эффективна.

Многие часто воспринимают эту медитацию как дыхательное упражнение, думая, что важен физический аспект этой практики. Однако здесь важно не дыхание, а удерживание ума в осознанности без отвлечений на вдох и выдох. Фактически, главной является сама концентрация, стабильность ума. Основную роль играет наше глубокое понимание этой практики.

Успех таких медитаций, как шинэ и лхагтонг, не зависит от построения концепций по поводу этих медитационных состояний. Сущностью является, скорее, наша привычка к самому процессу медитации. Мы должны отличать Gom.pa, что означает «понимание», от sGom.pa— «медитация, тренировка или глубокое ознакомление». Соответствующее знание и понимание возникают непосредственно из медитации и глубокого ознакомления с практикой. Поэтому медитация должна иметь конкретную основу. Чтобы достичь состояния Будды, мы должны решительно отвернуться от желания стать кем-то. Другими словами, от всех форм приземленного счастья, которые могут возникать в разных мирах. Можно, например, стремиться к достижению относительного счастья в высших состояниях существования или к освобождению от страдания в низших мирах. Можно стремиться к достижению успокоения, состоянию шраваков, в котором нет возможности приносить пользу другим. Но только окончательное состояние Просветления может дать истинную силу и способность к действию на благо других.

Шамарпа2

Каковы любовь и сочувствие на относительном уровне? Методом, который помогает в работе с привязанностью к относительному счастью, являются четыре основных размышления. Когда привязанность начинает ослабевать, ум может переживать определенное спокойствие. Возможно, тогда возникнет привязанность к этому спокойному состоянию ума, желание его удержать. Метод, помогающий трансформировать данную привязанность,— это медитация на альтруистическую любовь и сочувствие. Мы должны развивать в себе любовь и сочувствие до тех пор, пока они не станут для нас естественными. Любовь и сочувствие—это качества, которые будут нас сопровождать в течение всего духовного развития: с момента, когда мы впервые пробудили в себе просветленный настрой, и до достижения состояния Будды. Просветление будет характеризоваться проявлением тела, речи и ума Будды, а также других качеств этого состояния.

Благодаря силе любви и сочувствия все неблагоприятные условия, мешающие эмоции, самсара и ее причины будут уничтожены и полностью искоренены. Без любви и сочувствия нам просто не хватит энергии. Даже если мы остаемся в тюрьме самсары, подверженные влияниям эмоций и кармы, качества любви и сочувствия позволят нам двигаться по правильному пути.

Любовь и сочувствие направлены на всех существ. Под «существами» мы понимаем не только людей. Все, у кого есть ум, являются чувствующими существами. Здесь мы должны различать того, кто живет, и того, у кого есть ум. Однако там, где есть ум, есть сознание, можно говорить о живом существе. А там, где есть существа, есть и страдание. У нас есть ум, в котором может появляться переживание страдания, и то же происходит со всеми существами. Речь здесь идет обо всех существах, даже таких маленьких, как, например, насекомые. Распространено ошибочное мнение, что сознание есть только у существ определенного размера. Часто существование сознания мы связываем, во-первых, с определенным уровнем сообразительности, а во-вторых, с определенным размером. Таким образом, ученые и многие философские школы не хотят признавать, что маленькие животные, микроскопическая морская фауна или насекомые имеют сознание, подобное нашему, хотя признают, что у крупных жителей морей, таких как дельфины, оно действительно есть. А ведь даже самые маленькие насекомые стремятся испытать удовольствие и избежать страданий. Если мы попытаемся дотронуться до плавников маленькой рыбки, она тут же отреагирует и попытается скрыться. Если ее приручить, она будет распознавать руку, которая ее кормит, как источник удовольствия. Она будет подплывать к руке, поскольку так же, как и люди, ищет хороших состояний и избегает страдания.

Существа бывают разных размеров, но ум не привязан к физическим пропорциям. Количество страдания или счастья зависит от индивидуальной кармы. Один и тот же ум может перерождаться в маленьком слабом теле или в теле огромной рыбы, или как человек с большими умственными способностями. Но размер не влияет на качества и силу ума. Поэтому все без исключения существа должны быть объектом нашей любви и сочувствия. Развивайте такую же любовь и сочувствие по отношению ко всем существам, как к отцу, матери или кому-то, кого вы больше всего любите.

В традиционных культурах, особенно на Востоке, семейные связи необычайно сильны. Отец и мать являются самыми уважаемыми людьми, и мысль о том, что они могут испытывать страдание, тяжела. Когда мы медитируем на просветленную основу, мы приводим этот пример и воспринимаем всех существ как наших родителей. На Западе уважение к родителям не так сильно. Однако это различие не имеет значения для медитации. Просто выберите самого любимого человека и воспринимайте всех существ, как его.

Конечно, развитие такой любви и сочувствия лично к каждому существу невозможно. Однако мы можем принять всех существ как одно целое и медитировать на то, что они стремятся к счастью не меньше нас. Мы развиваем сильное пожелание счастья для них, становясь на их место. Но будьте внимательны, чтобы эти пожелания не переросли в фиксацию или привязанность. Потом мы должны утвердить ум в этом пожелании счастья для них и одновременно размышлять над его природой, о чем я вспоминал раньше в примере с гневом, гордостью и завистью.

Каковы любовь и сочувствие на абсолютном уровне? Любовь ко всем существам сначала является чем-то искусственным, напускным. В действительности мы не испытываем эти чувства автоматически. Если мы будем тренироваться, они постепенно начнут развиваться, и рано или поздно равностная любовь ко всем существам станет естественным чувством. Когда мы чувствуем любовь к одному или нескольким существам, это направленная любовь. Она избирательна и возникает из нашей привязанности. Другой вид любви – духовная любовь – не избирательный и не исключает никого. Такая любовь происходит из природы ума, которая является пустотой. Собственно, все это возникает из пустоты.

Buddha1

Мы медитируем на любовь, ее природа—пустота. С абсолютной точки зрения, объекты этой любви (или существа) также пустотны по своей природе, они не существуют в реальности. Существует их относительная природа, она является проявлением сути. В противном случае, если бы было достаточно существования абсолютной действительности самой по себе, то возникновение относительных явлений стало бы невозможным. Если бы сон был действительным, он не мог бы разыгрываться в пространстве ума. Если сама суть сна не была бы пустой и не обладала бы качествами зеркала, отражения не могли бы в нем появляться. Природа запутанности существ—пустота. Иначе как бы неведение могло вообще появиться, если бы обладало чем-то постоянным и материальным?

Характеризуя абсолютную природу Бодхичитты, мы говорим о том, что должно быть реализовано, что требует времени. Сначала я бы советовал развивать относительный аспект любви и сочувствия, чтобы потом перейти к распознаванию пустоты или абсолютной Бодхичитты. Вместе с медитацией на абсолютную Бодхичитту будет развиваться глубокое понимание. Если мы медитируем на любовь посредством пустоты, то она становится высшей любовью. Но это не конец, потому что вместе с медитацией на природу любви мы подходим к стабильному успокоению ума шинэ, благодаря которому происходит рост нашего позитивного потенциала. Все время напоминая себе о просветленном настрое, мы сможем значительно больше делать для других. С помощью самадхи любви у нас появляется глубокое понимание, что является абсолютным и истинным благом. Наш ум соединится с неизменной и абсолютной действительностью. Мы никогда не будем от нее отделены. В нем не останется больше ничего, кроме любви ко всем существам. Благодаря силе медитации наша любовь ко всем существам будет напоминать материнскую любовь птицы к птенцам. Этот процесс происходит сам по себе и в момент достижения Просветления охватит всех существ. Мы постепенно приобретаем способность приносить благо все большему количеству существ. Это не имеет ничего общего с телепатией или какой-либо особенной способностью посылать волны энергии, которые должны помогать тем, кто нам подвластен. Позитивное и приносящее благо действие происходит спонтанно благодаря силе благородного отношения. Мощь этой медитации настолько велика, что может охватить других. Эта любовь распространяется, излучается и рождается в умах других существ, в том числе и у таких маленьких существ, как птицы.

«Буддизм сегодня» №5, 2004


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.