В отличие от нашей культуры, в которой большое значение придают интеллекту и очень принижают значение тела, в Алмазном пути тело рассматривается как проявление ума.
В то время как во многих религиях отрекаются от тела или подвергают его различным запретам, считают его греховным и поэтому ищут спасение в подавлении плотских желаний или в отказе от них, в Алмазном пути совершенно осознанно используют на пути к Просветлению содержащиеся в теле энергии, мудрости и чувства. В конечном итоге все действия тела влияют на ум, и наоборот. Это означает что то, как мы сидим, каким образом лежат наши ноги и руки, как держим шею и голову — влияет на наше восприятие. От позиции тела зависит качество получаемого опыта. В Хеваджра-тантре это объясняется так: «Абсолютное изначальное сознание, совершенно свободное от всех понятий, пребывает в теле, но тем не менее им не производится».
Правильная позиция тела — это не просто условие для медитации, а значимая поддержка для работы с умом. При этом в медитации, как и во всех процессах обучения, не стоит чрезмерно напрягаться, но и не следует совсем не прилагать усилий. Всё является искусством возможного. Поза в медитации должна соответствовать собственным возможностям: если мы гибкие и у нас подвижные суставы, то хорошо садиться в полный лотос, но если мы болеем или у нас есть какие-то проблемы с телом и сложно сидеть прямо, то можно медитировать даже лёжа. Здравый смысл поможет нам установить необходимую меру. Мы удобно и расслабленно покоимся в медитации, но не ложимся просто ради удобства.
Работая с умом, нужно также преодолеть свою леность. Первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа, описывал это так: «Если ты хочешь успокоить свой ум, дисциплинируй тело, удерживая его в правильной позе». Радостная внутренняя дисциплина помогает оставаться уму однонаправленным и ясным. Это означает, что нужно пытаться сесть в такую позу, в которой 2550 лет назад Будда достиг Просветления, но не расстраиваться, если у нас это не получается. Правильная поза полезна, но не обязательна!
Благодаря правильной позе уменьшается мысленное и эмоциональное беспокойство. Возможно, в начале мы почувствуем некоторую зажатость и искусственность, но со временем научимся сидеть без напряжения, и тогда заметим, что становимся более осознанными и в то же время спокойными. Целью является сделать нашу позу по возможности собранной и выпрямленной, но при этом удобной. Правильная поза должна быть комфортной, сбалансированной и ненапряженной и не должна вызывать боль. Классически говорят о семи точках, на которых следует сконцентрироваться, чтобы положение нашего тела способствовало медитации
- Положение тела
- Руки
- Спина
- Ноги
- Голова и подбородок
- Взгляд
- Рот
В начале медитации полезно осознать эти семь точек. Если с самого начала направить свое внимание на эти точки и попытаться действительно осознать и прочувствовать каждую из них, то обнаружим, что у нас автоматически появилась хорошая и стабильная основа: ум спокоен, бодр и ясен.
Внимание не должно быть сосредоточено только на голове, нужно продолжать наблюдать за всем телом. Чем больше мы беспокоимся о том, что происходит, тем больше запутываемся в концепциях. Вопрос «Какя себя чувствую в такой позиции?» — больше напоминает задачу для наблюдения, чем вопрос «Правильноли я сижу?». Если замечаем, что путаемся в мыслях, то можно направить свое внимание на положение тела и спросить себя: «Чувствуюли я основу, ощущаю ли я отдельные аспекты своей позиции?». Если мы знаем особенности своего тела, то с помощью принятия правильной позы можно его контролировать, что приведет к успокоению ума.
Сидячая поза — одно из основных положений во время медитации. При этом верхняя часть туловища выпрямлена, и большая часть веса тела переносится на ягодицы или на согнутые бёдра. Эта поза очень удобна, так как мышцы и суставы, которые поддерживают тело в вертикальном положении, разгружаются, и вес тела распределяется на относительно большую плоскость.
Во-первых, важно определить, какая поза медитации нам подходит больше всего. В общем, мы должны сидеть удобно и устойчиво, чтобы у нас было ощущение, что нас держит пол. Если мы скрещиваем ноги перед собой и колени лежат на полу, то образуется очень устойчивый треугольник. Ноги по возможности должны быть скрещены, чтобы у нас было ощущение, что можно сосредоточиться, а не вскакивать и куда-то бежать. Таким положением тела мы сообщаем своему уму, что хотим покоиться в своей середине и не собираемся никуда идти.
Чем больше мы чувствуем, что наши ягодицы соприкасаются с полом, тем больше у нас возникает ощущение стабильности и покоя. Конечно, лучше всего для этого подходит полная поза лотоса. Мы сидим на полу со скрещенными ногами и стопы лежат на бедрах, правая нога находится снаружи, а левая — внутри. Так как эта поза совсем не простая и требует много терпения и выдержки, то многие в начале используют полулотос, в котором только левая стопа лежит на бедре, а правая согнута и свободно лежит перед левым коленом. Важно сидеть ровно, не нагружая одну ногу больше другой, и не отклоняя таз в одну из сторон. Поза, в которой мы скрещиваем ноги и обе стопы находятся под бедрами, — нестабильна, так как колени при этом не контактируют с полом. Эта поза меньше подходит для медитации.
Прямая, не напряженная и не жесткая спина необходима для однонаправленной медитации. Если спина прямая, то растворяется глупость. Интуитивно мы работаем с этим в нашей повседневной жизни: когда устаем, сидя за письменным столом, то, чтобы лучше и яснее думать, выпрямляемся или на короткое время встаем. В медитации в большинстве случаев необходимо на чём-то сидеть, чтобы нижняя часть позвоночника была выше, чем бёдра. Благодаря этому таз уходит немного вперед, позвоночник слегка выпрямляется, и выравниваются энергетические каналы в теле. Если, медитируя, мы горбим спину, тогда нам тяжело получить контроль над умом, а если энергетические каналы прямые, то энергии тела будут течь правильным образом. Например, полный лотос способствует тому, что энергии входят в центральный канал, благодаря этому автоматически успокаиваются такие мешающие чувства, как зависть и ревность. Мало кому удается сидеть с прямой спиной на полу, многим нужна медитационная подушка, которая может быть разной высоты, а некоторые могут сидеть расслабленно с прямой спиной только на стуле. Если мы используем стул, то должны использовать только сидение, не облокачиваясь на спинку.
Традиционно рекомендуют, чтобы обе руки находились на пару сантиметров ниже пупка. Правая рука лежит в левой, большие пальцы соприкасаются. Благодаря этой позе рук успокаиваются чувства озабоченности и агрессии. При этом важно, чтобы мы не наклоняли плечи вперед и верхняя часть спины оставалась расслабленной.
В большинстве случаев у нас есть тенденция, например, во время увлекательных телевизионных передач наклоняться немного вперед, как во время скачек. Но с прямой шеей и слегка втянутым подбородком мы оставляем страстные чувства. И здесь речь идет не о «позиции военного», а по возможности прямой позе, в которой самая высокая часть макушки находится на одной линии с осью тела, а плечи остаются расслабленными.
При идеальной позе уравновешены все энергии: от высшей точки головы до копчика. Мы сидим прямо и расслабленно, и ощущаем внутреннее пространство тела открытым и ясным. Для того, чтобы проверить, нашли ли мы свою оптимальную позу, немного наклонитесь вправо и влево, вперед и назад, и почувствуйте напряжение. Делайте эти движения всё с меньшей амплитудой, пока не найдете равновесие. Речь идет о процессе личного узнавания, когда мы можем сами управлять течением энергий в своем теле. Если мы очень долго и хорошо сидим, то можем заметить, что редко совершаем какие-то движения, но также и не сидим полностью неподвижно.
Речь здесь идет не о полной неподвижности, а о собранной сконцентрированной позе. Если мы ощущаем напряжение, то не воспринимаем его всерьез, пытаемся уравновесить положение и, одновременно, наблюдаем, что происходит.
Глаза расслаблены, мы смотрим слегка вниз и уменьшаем визуальные впечатления, поступающие в ум, благодаря тому, что наполовину прикрываем глаза. Речь здесь идет не о том, чтобы исключить все впечатления получаемые посредством органов чувств, а о том, чтобы осознанно использовать их: не закрывать глаза, а пытаться «смотреть расслабленно». Рот слегка приоткрыт, губы расслабленны и кончик языка касается верхнего нёба за резцами. Если при этом мы сидим прямо и ненапряженно, то, благодаря контролю над глазами и языком, успокаивается гордость, сознание становится ясным.
Тот, кто интенсивно практикует, чаще всего делит свой день на две фазы: фазу медитаций и фазу между ними, в которой старается применять взгляд, полученный благодаря медитации. В каждой медитации могут быть позитивные, негативные или нейтральные переживания. Так как речь идет не о том, чтобы были только позитивные переживания, а скорее о том, чтобы распознать ум в его ясности и богатстве проявлений, то совершенно нормально, если у нас возникают негативные и нейтральные переживания.
Независимо от того, какие у нас переживания или ощущения, речь идет только о том, чтобы без усилий покоиться в том, что есть. Как только у нас возникают какие-то ожидания, вероятна опасность, что мы закроем для себя получение определенного опыта и будем медитировать на нашу концепцию о медитации.
Благодаря правильной позе легче успокаиваются мешающие чувства и иссякает понятийное мышление.
В конечном счете нет никакой абсолютно правильной позиции или способа обучения медитации. Тот, кто вступает в серьезную дискуссию с собой или с другими по поводу позы, впадает в зависимость от инструкций. Указания о правильном положении тела должны помогать уму исследовать самого себя и покоиться в себе, а не становиться причиной разногласий.
Майкл Фукс
Тематическое приложение «Углубление практики», 2008 г.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.