Любящие Глаза

DWBA2082_statue_chenrezig_34_rak-scrУлла Унгер

Любящие Глаза — самый почитаемый в Гималаях Будда. В Тибете его называют Ченрезиг, на санскрите — Авалокитешвара, его китайская форма — Гуаньинь (Guan Yin). Он — проявление просветлённого сочувствия нашей собственной Будда-природы.

Любящие Глаза считается покровителем Тибета. Его мантра «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» — первая мантра, распространившаяся в Тибете. Многие великие ламы, такие как Далай Лама, Кармапа, а также Калу Ринпоче считаются его излучениями, но это не означает, что такие эманации ограничиваются тибетскими ламами. На самом деле каждый, кто несёт в этот мир внеличностную любовь, может быть излучением Любящих Глаз. Внеличностная любовь — вне привязанности, ревности, личностного желания и вне негативного отношения к другим. Если кто-то преисполнен такой любви, то это знак присутствия Любящих Глаз.

Чтобы понять, кто такой или что такое Любящие Глаза, начнём с его «личной» истории, как она описана в многочисленных легендах.

Много лет назад король Зангпочок очень хотел сына, поэтому делал много подношений Трём Драгоценностям. А именно, он дарил цветы лотоса, которые его слуги срывали на ближайшем озере. Однажды слуга обнаружил посреди озера особенно большой цветок. Он сообщил королю о своей находке, король увидел в этом исполнение своего желания и сразу же отправился к озеру посмотреть на него. Между тем цветок раскрылся, а в центре его сидел чудесный шестнадцатилетний юноша. У него было белое сияющее тело и все физические признаки реализовавшегося Будды. Юноша сказал: «Как жаль, что все существа так сильно страдают!».

Король и его свита поклонились юноше и пригласили его во дворец. Из-за чудесного рождения король назвал юношу «Рождённый из Лотоса». Кроме того, король рассказал об этом своему учителю, Будде Безграничного Света (санскр. Амитаба), который объяснил, что юноша является проявлением активности всех Будд. Также он — воплощение сердец всех Будд, его имя — Авалокитешвара, и он пришёл, чтобы освободить всех существ.

У Любящих Глаз было безграничное сочувствие ко всем существам в шести сферах существования. Он видел все трудности, ошибки и страдания. Он видел, что их желания были дикими как водопад, ненависть пылала как огонь, а ревность менялась быстро как ветер. Он видел, что их «эго» связано сансарой, как заключённый наручниками, и что иллюзия «я» будет без конца удерживать их в круговороте рождения, смерти и перерождения. Когда Любящие Глаза осознал всё это страдание, он заплакал и попросил всех Будд помочь ему найти путь для освобождения существ от всех этих бессмысленных и бесконечных страданий. Будды ответили, что для этого он должен развить глубочайшую любовь и сочувствие, никогда не уставать от работы и никогда не сдаваться. Когда он спросил, как можно развить такую мотивацию, появился Будда Амитаба и дал ему поучения и посвящение.

После этого Любящие Глаза дал особое обещание: «До тех пор, пока существуют сансарические миры, я буду активен для блага всех существ десяти направлений этого безграничного пространства. Я должен освободить всех существ из сансары; и я сам не стану Буддой до тех пор, пока последнее существо не покинет сансару и не достигнет состояния Будды. До этого момента я буду оставаться в сансаре для блага всех. Если же у меня останется привязанность к «эго», пусть моё тело распадётся на тысячу кусков». Будда Амитаба был очень доволен, похвалил его и пообещал помогать.

DWBA7132_03_04ber72_rmmj-scrЧерез некоторое время Любящим Глазам показалось, что он уже завершил часть своей работы. Он решил немного расслабиться, но когда снова взглянул на сансару, то ситуация в ней выглядела ещё хуже, чем раньше. Снова, чтобы уменьшить страдание, он излучал свет во все шесть сфер существования, но существа были так запутаны, что, казалось, работа не имела смысла. Это разочаровало Любящие Глаза, и он подумал: «Кажется, что пространство действительно бесконечно. Точно также бесконечно число существ. После того как я освободил так много существ, неосвобожденных всё ещё бесконечное множество. Пожалуй, это бессмысленно, лучше мне позаботиться о своём собственном Освобождении». Таким образом он нарушил своё Обещание Бодхисаттвы, и его голова распалась на тысячу кусочков. В полном отчаянии он попросил помощи у Будды Амитабы и всех Будд. Амитаба собрал все куски, и дал Любящим Глазам новую форму, в этот раз с тысячей рук и девятью любящими головами. Десятой была чёрная голова шестирукого защитника Махакалы, и чтобы удерживать всё вместе, на самом верху Будда Амитаба поместил свою собственную голову. Эта мощная форма с тысячей рук и одиннадцатью головами в своей любящей активности никогда больше не должна была столкнуться с трудностями. Так же это означает, что каждый из тысячи Будд, который будет проявляться в нашем мире, пока будет существовать разумная жизнь, будет излучением одной из тысячи рук Любящих Глаз.

Будда Амитаба сказал: «У сансары нет ни начала, ни конца». Гампопа в своём тексте «Драгоценное украшение Освобождения» даёт такие объяснения: это не означает, что страдания существ никогда не закончатся. Круговорот существования, состоящий из рождения, смерти и перерождения, с точки зрения обычных людей, существует уже невообразимо долго. Поэтому обычные люди не могут распознать, когда он начался и когда закончится. Но для каждого в отдельности существует возможность растворения своей личной запутанности. Так как основополагающее неведение вне существования или не-существования, это значит, что оно пусто от какого-либо реального существования, и именно об этом освобождающем распознавании идёт речь, когда говорят: Любящие Глаза будет оставаться в этом мире для блага всех, пока все существа не будут освобождены.

Кроме аспекта существования Любящих Глаз как «личности», он ещё является Йидамом, Будда-аспектом. Дословно Йидам означает «связь с умом». В практиках Алмазного Пути мы медитируем на Йидамов, которые помогают получить самый лёгкий доступ к Просветлению. Мы отождествляемся, как нам кажется, с внешним, отделённым от нас Йидамом, пока не становимся неотделимыми от него.

Среди людей, которые не очень ориентируются в Алмазном Пути, существует мнение, что Йидам является только психологической формой. Действительно, Йидамы оказывают глубокое воздействие на нашу психику: если мы медитируем на Любящие Глаза как на нашего Йидама, то, благодаря медитации, мы становимся любящими; это функционирует. Но Йидам это намного больше. На самом деле Йидам — это способ проявления Просветления на чистом уровне, в форме Состояния Радости (санскр. Самбхогакайя). Если мы ограничиваем себя тем, что видим Йидама только как образ, который находится вне нас самих, и чувствуем, что мы коренным образом отделены от него, то мы делаем из Любящих Глаз бога. И хотя это очень любящий бог, в этом случае мы очень далеки от правильного понимания методов Алмазного Пути.

В практике Алмазного Пути Йидамы являются ещё и средством очищения. Например, медитация на четырёхрукую белую сидящую форму Любящих Глаз очищает четыре аспекта нашего восприятия мира, связанных с четырьмя элементами. Три глаза многих Йидамов (например, Белой Тары) помогают нам преодолеть три аспекта, таких как концепция о трёх временах. Каждая деталь Йидама помогает очистить наше обычное цепляние за мир явлений. Но такое очищение возможно только, если мы понимаем, что на самом деле всё не такое реальное, как мы думаем, — особенно, если мы вовлечены в проблемы. И хотя, благодаря своему сочувствию, Будды и Йидамы помогают нам даже тогда, когда мы видим их как отделённых от нас личностей, из-за нашего ограниченного взгляда мы делаем из них обычных богов. Конечно, Любящие Глаза помогает расслабить ситуацию, а Освободительница защищает нас от наших страхов, но без правильного взгляда в медитации мы лишь укрепляем свои концепции о мире явлений, и даже создаём новые.

Когда мы медитируем на Йидамов, в рамках фазы построения мы позволяем им проявиться в такой форме, которую мы знаем из обычной, сансарической действительности. Мы концентрируемся, как и привыкли, на концепции, но только в этот раз это просветляющая, чистая концепция. Потом, в фазе завершения, мы распознаём, что все феномены, в конечном счёте, не обладают никаким реальным существованием, «пусты» по своей сути. Одновременно мы знаем, что явления и пустота не отделены друг от друга. Если нам это удаётся, то мы практикуем Алмазный Путь с правильным отношением к тому, что мы представляем перед собой.

DWBA25969_statue_print for exhibition-3-scrОбычно мы впадаем в ту или иную крайность: либо что-то существует, либо не существует. В наших медитациях мы учимся преодолевать именно эти крайности: в фазе построения мы учимся понимать, что здесь возникает что-то, что оказывает на нас какое-то воздействие. Фаза построения препятствует тому, чтобы мы не впадали в крайности нигилизма и не думали: «Здесь ничего нет, и ничто не имеет смысла…». Затем, в фазе растворения и фазе слияния мы снова учимся видеть явления как «нереальные». В том, чтобы понять: и то, и другое является одним целым — смысл слияния радости и пустоты. Будда Безграничного Света попросил Любящие Глаза учить существ в шести сферах существования шестислоговой мантре «Ом мани пеме хунг» (на санскрите она пишется «Ом мани падме хум»), так как она препятствует последующим перерождениям во всех сансарических сферах существования.

Что такое мантра? Это вибрация Будды, которая содержит его суть. Прежде чем углубляться в детали, нужно подчеркнуть, что мантра, как и любое явление, «пуста» от какого-либо реального существования. Поэтому часто говорят: звук — это пустота, и как любое другое явление он не отделен от пустоты. Но что под этим подразумевается?

Если мы слышим такие слова: «Ты — хороший человек!», нам начинает нравиться слово «хороший» только, если мы понимаем его значение. Только в случае, когда мы понимаем, что «хороший» означает похвалу, мы радуемся. Если бы нам кто-то сказал то же самое, но на языке, которого мы не знаем, например, на китайском, тогда слова для нас были бы «пусты» от какого-либо значения и мы бы не испытывали радость. Возможно, нас разозлит, если кто-то назовёт нас «мошенником» или «слабаком». Но мы злимся только потому, что связываем эти слова с негативными концепциями, с которыми не хотим быть связанными.

Все явления, с которыми мы встречаемся в сансарическом, обусловленном существовании, с абсолютной точки зрения пусты от какого-либо реального существования, существования самого по себе, независимо от условий. Воспринимаемый нами мир появляется из условий, и когда изменяются эти условия, меняется и вся наша жизнь. Но, с другой стороны, все эти «пустые» сами по себе, и поэтому обусловленные явления ведут к каким-то следствиям. Наши машины не ездят без топлива, мы промокаем, попав под дождь, и мы теряем своих друзей, если в припадке ярости плохо к ним относимся.

Несмотря на то, что мы сами и наш мир с абсолютной точки зрения свободны от существующей самой по себе, «постоянной» реальности, мы всё-таки оказываем влияние друг на друга своими словами и поступками. Если это так, то почему должно быть по-другому в случае с Буддой, Йидамом или мантрой?

Мы должны заметить, что даже простое повторение мантры оказывает на наше подсознание очень глубокое воздействие, делает нас по-настоящему любящими. Поэтому наше излучение становится приятнее, и мы видим мир более привлекательным. «Ом мани пеме хунг» (мантру Любящих Глаз) можно объяснять по-разному. С одной стороны, это имя Любящих Глаз, поэтому обращение к нему связывает нас непосредственно с его сочувствием, благословением и желанием непрерывно работать для блага всех. Это так же функционирует, если мы представляем перед собой его образ, потому что и то, и другое напрямую связывает нас с его полем силы.

Также можно толковать отдельные части мантры «Ом мани пеме хунг»:

«ОМ» — соответствует телу Любящих Глаз, «МАНИ» — соответствует драгоценности, которую он держит в двух из четырёх своих рук, «ПЕМЕ» — означает лотос, или того, кто держит в руках драгоценность и лотос (другое название — драгоценный лотос), «ХУНГ» — представляет ум всех Будд (он также стоит в конце многих других мантр).

Мантра ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, высеченная в камне

Непрактикующим, скорее всего, покажется странным, что что-то должно происходить, если снова и снова повторять имя Будды. Но нужно понимать, что такие имена наполнены сочувствием и активностью, которую Будды хотят проявлять для блага всех существ. С такой точки зрения мантра является методом очищения наших завес, и «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ», мантра Любящих Глаз, открывает наш ум любви и сочувствию, и направляет нас прямо к Просветлению. Поскольку чистый звук не отделён от сути Любящих Глаз, достаточно даже просто повторять мантру, не представляя при этом саму форму.

Будда Амитаба объяснил, что эта мантра может освободить каждое существо из круговорота сансары. При этом каждый отдельный слог из шести соответствует определённой сфере существования:

«ОМ» закрывает путь в сферу богов, которая, хоть и очень приятна, но является тратой времени, так как из неё снова выпадаешь, как только исчерпывается соответствующая карма. «МА» закрывает ворота в сферу полубогов, которые могущественны, любят сражаться и накапливают, прежде всего, плохую карму. «НИ» — закрывает возможность переродиться в человеческом теле, слог «ПЕ» — закрывает вход в бесконечное количество миров животных, в которых, согласно Гампопе, можно запросто застрять на целую кальпу. Слог «МЕ» закрывает ворота в миры голодных духов, которые никогда не могут насытиться и поэтому бесконечно страдают, а «ХУНГ» закрывает ворота во все сферы паранойи, наполненные бесконечным страданием: существа там чувствуют себя измученными и неописуемо страдают, поэтому пребывание там кажется бесконечным.

Каждый слог обладает определённым очищающим воздействием на наши завесы:
«ОМ» — очищает завесы тела;
«МА» — очищает завесы речи;
«НИ» — очищает завесы ума;
«ПЕ» — очищает завесы мешающих чувств;
«МЕ» — очищает завесы тонких привычных тенденций;
«ХУНГ» — очищает завесы неведения.

Каждый слог соответствует одной из шести парамит, освобождающему действию:
«ОМ» связан со щедростью, совершенствование которой в качестве кармического результата приносит благосостояние;
«МА» — соответствует осмысленному образу жизни, благодаря которому мы воспринимаем мир как хороший и приятный;
«НИ» — соответствует терпению, под которым главным образом подразумевается, что мы должны избегать гнева, что делает нас более приятными людьми, и в качестве кармического результата приносит, кроме прочего, красоту;
«ПЕ» — связан с радостным усердием, что сделает нас в будущем сильными и уважаемыми;
«МЕ» — представляет парамиту медитации, благодаря которой мы учимся покоиться сами в себе, становимся стабильными и переживаем мир и спокойствие;
«ХУНГ» — соответствует мудрости, пониманию того, каким всё является на самом деле, благодаря чему мы становимся свободными.

Самой известной является сидящая форма Любящих Глаз, форма Бодхисаттвы. Он обладает всеми тринадцатью признаками особых качеств, такими как корона Бодхисаттвы с пятью символами Будда-мудрости; серьги; треть волос завязана узлом на голове, остальные две трети свободно ниспадают. На нём длинное и короткое ожерелье, пояс на бёдрах; его одежды пяти цветов радуги показывают, что он обладает всеми видами посвящений; на нём накидка; на руках и ногах браслеты.

Все атрибуты — не просто культурные артефакты, они оказывают воздействие на нашу внутреннюю энергетическую систему. Если в медитации мы себя представляем в виде такой формы и осознаём все детали и нюансы, то это оказывает воздействие на поток энергий в нашем теле. Согласно Алмазному Пути мы достигаем реализации, когда в нашем теле открываются пять энергетических колёс и 72000 энергетических каналов.

В общем, кармические причины определяют то, как мы воспринимаем мир; это касается и нашего тела. Это означает, что мы воспринимаем не что-то «из вне», а то, каким наше собственное сознание-хранилище создаёт мир. И хотя всё созданное подобно сну, также как и ночные сновидения мы воспринимаем наш дневной сон как что-то действительно существующее. Если в медитации в фазе построения мы настолько чётко как можем представляем себе Йидама, то мы шаг за шагом растворяем нашу привязанность и веру в существование собственной относительной действительности. В конечном счёте, этот метод очищает все завесы, но, прежде всего, облегчает массивное восприятие существования нашей реальности.

В рамках фазы построения в медитациях Алмазного Пути мы используем потребность нашего ума в развлечениях: мы любопытны и нас радует всё цветное и блестящее. Только в этой фазе мы заменяем повседневный, кармически созданный мир на представление о Чистой Стране, в которой всё, что проявляется, — прекрасное, вдохновляющее, наполненное радостью. Наше привычное жизненное пространство трансформируется в драгоценный дворец, все существа и мы сами становимся Любящими Глазами. На нас теперь не наша обычная одежда, а одеяния и украшения Любящих Глаз.

DWBA16631_20120802_ECsummercourse_DSC_4443_rMB-scrАтрибуты Любящих Глаз означают следующее:

БЕЛЫЙ ЦВЕТ ТЕЛА показывает, что Любящие Глаза свободен от каких-либо завес. У него одно ЛИЦО, так как суть явлений всегда одна и та же. ЧЕТЫРЕ РУКИ соответствуют четырём неизмеримым качествам — любви, сочувствию, сорадости и равностности. Он сидит в ПОЛНОЙ ПОЗЕ ЛОТОСА со скрещенными ногами, что показывает, что Любящие Глаза покоится в единстве сочувствия и пустоты, и при этом не впадает ни в крайность нирваны, ни в крайность сансары. Две внутренние руки держат на уровне сердца СИНЮЮ ДРАГОЦЕННОСТЬ, что означает, что он в состоянии приносить пользу всем существам и удовлетворять их потребности; драгоценность является символом ума.В правой внешней руке у него ХРУСТАЛЬНАЯ МАЛА, с помощью которой он вытягивает существ из сансары. ЛОТОС в левой внешней руке показывает, что у него есть сочувствие ко всем существам и при этом никаких мешающих чувств или других помех (цветок лотоса растёт из ила и раскрывается над всей этой грязью, а на поверхности цветка нет и следа каких-либо загрязнений). Спина Любящих Глаз опирается на ДИСК ЛУНЫ, что показывает, что он полностью реализовал любовь и сочувствие. На плечах — ШКУРА АНТИЛОПЫ (в Индии антилопа считается самым мирным из всех животных; шкура антилопы является выражением доброты и сочувствия и показывает, что Любящие Глаза никогда никому не причиняет вреда). Его ПЯТИЦВЕТНЫЕ ШЁЛКОВЫЕ ОДЕЖДЫ означают, что Любящие Глаза обладает всеми видами посвящений.

Если во время фазы построения мы осознаём глубокое внутреннее значение всех его атрибутов, то, благодаря этому, мы преодолеваем представления о том, что Любящие Глаза — это физическое тело. Речь не идёт о том, чтобы помнить все эти аспекты во время медитации, достаточно просто знать их, и тогда мы сможем осознать, что Любящие Глаза — проявление сочувствия всех Будд.

Вокруг всех Будд есть поля силы, так называемые Чистые Страны. Чистая Страна Любящих Глаз называется Потала. Так называется и дворец Далай Ламы в Лхасе, его считают отражением этой Чистой Страны. Но Любящие Глаза пребывает также в сфере «Высшей Радости» (тиб. Девачен), Чистой Стране Будды Амитабы, куда мы попадаем в результате практики Пхова.

Лама Оле Нидал говорит: «На самом деле мы уже давно в Чистой Стране: нам не нужно умирать для того, чтобы мы могли встретить Будд, и не нужно никуда идти, чтобы попасть в Чистую Страну. Если мы снимем завесы со своих глаз, то сможем увидеть, что каждый — уже Будда, у каждого есть Будда-природа, и всё постоянно вибрирует от радости и скрепляется любовью. Речь идёт не о том, чтобы что-то коренным образом изменить, а чтобы устранить завесы, которые нам мешают увидеть то, что всегда было. Эта мантра известна как королева всех мантр, которая самым эффективным образом устраняет именно эти завесы. Каждый раз, когда мы повторяем мантру «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ», мы стираем пыль с зеркала нашего ума. Мы растворяем всё негативное, что принесло бы очень много страданий».

В школе Карма Кагью чаще всего используется белая сидящая четырёхрукая форма Любящих Глаз. Но он проявляется не только в этой форме. Мы уже упомянули стоящую тысячерукую форму. В нашей линии она, прежде всего, используется в практике Ньюнгне, которая восходит к Гелонгме Палмо. С помощью этой практики мы можем очень быстро удалить огромное количество негативных впечатлений из нашего сознания-хранилища, которые позже могли бы привести к большому страданию, прежде всего, в виде болезни.

DWBA25505_GyalwaGyamtso 02.08-rGN-scr
Гьялва Гьямцо

Красная форма Любящих Глаз с четырьмя руками, которую использовал Шестнадцатый Кармапа, называется Гьялва Гьямцо, что означает Всемогущий океан Просветления и совершенных качеств. Вместо малы он держит дордже, сидит в союзе с Красной Мудростью (тиб. Дордже Памо). Наряду с Высшей Радостью (тиб. Кхорло Демчог) Гьялва Гьямцо является одним из главных Йидамов нашей линии. Другие четырёхрукие формы Любящих Глаз: Симаханада-Локешвара — врачует от всех болезней, и Халахала-Локешвара — помогает от всех видов ядов. У них белое тело и они сидят в позе Бодхисаттвы, что означает, что их левая нога лежит в позе медитации, а правая выпрямлена в позе активности.

Есть очень много разных проявлений Любящих Глаз. Только в Великой Колеснице называют 108 форм, которые относятся к лотосовому семейству Будды Амитабы. Известны также две женские формы проявления Любящих Глаз — Белая и Зелёная Освободительницы, Тары. В Китае сочувстие всех Будд представлено в виде чудесной девочки по имени Гуаньинь, в Японии — под именем Каннон.

В своей книге «Открытие Алмазного Пути» Лама Оле Нидал описывает встречу с Любящими Глазами в непальской стране шерпов:

«Ближе к полудню, поднимаясь на перевал, я вдруг увидел впереди над дорогой лучезарно-прозрачное, четырёхрукое явление — человекоподобную форму из энергии и света, цвета лунного камня. Я не мог в это поверить, протёр глаза и посмотрел снова, но она всё также парила в воздухе. Сегодня я сравнил бы её с голограммой, которые в то время ещё не были известны, только она была более ясной, лучезарной и неописуемо прекрасной. Я впервые в этой жизни видел Будду, находясь в здравом уме; и это было довольно долго. Я не знал, что и думать в подобном «присутствии», вместо того, чтобы полностью открыться ему в неописуемом счастье. Через несколько месяцев я узнал, что это была основная форма Любящих Глаз, объединённое сочувствие всех Будд».

Улла Унгер. Родилась в 1960, эксперт по питанию, буддистка и ученица ламы Оле с 1981 года. 15 лет жила в мюнхенском центре, путешествующий учитель, одна из основателей немецкого журнала «Буддизм сегодня».

Буддизм сегодня, №10, 2007


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.