Трудности как шаги на пути

Гендюн Ринпоче
Гендюн Ринпоче

Лама Гендюн Ринпоче

Развивая Бодхичитту, необходимо также упражняться в терпении, иначе мы всё время будем находиться в состоянии противоположном просветленному. Если кто-то испытывает по отношению к нам ненависть, ведет себя агрессивно и пытается нам навредить, это хорошая возможность развивать терпение.

Необходимо понимать, что причины наших трудностей находятся только в нас самих, а не в чём-то или ком-то еще. Ситуация, которую мы переживаем — это результат ранее совершенных нами, и только нами, негативных действий по отношению к этому человеку. И сейчас мы столкнулись с результатами нашей собственной кармы, мы можем видеть их и делать пожелания, чтобы негативный поступок, который стал причиной этой ситуации, очистился. Мы развиваем сочувствие по отношению к своему оппоненту и делаем пожелания, чтобы негативные последствия его гнева и ненависти созрели в нас, а не в нём. Если развитие дружелюбного настроя дается нам с трудом, и мы впадаем в гнев, то необходимо стараться видеть человека, по отношению к которому мы испытываем гнев, как своего духовного учителя, задача которого — создавать трудные ситуации, чтобы у нас появлялась возможность осознать свою карму и научиться терпению. Мы должны быть благодарны ему, потому что нам совершенно необходимы эти уроки, благодаря которым можем раскрыть свои просветленные качества.

Если бы никто не испытывал по отношению к нам ненависти или агрессии, у нас не было бы этой поддержки, а также возможности развивать терпение. Таким образом, осознание страдания других становится причиной возникновения у нас сочувствия. Бедность позволяет нам практиковать щедрость, желание и привязанность создают условия для практики дисциплины и т. д.

На самом деле все неприятности или негативные обстоятельства на пути к Просветлению становятся единственным условием, способствующим развитию любых достоинств.

Каждую возникшую трудность, будь то болезнь, препятствие или ненависть, обычно мы воспринимаем так, как будто они действительно существуют. Сосредотачиваемся на них, и ощущение того, что они реальны, растет. Если мы ведем себя таким образом, то трудности, в конце концов, становятся чем-то огромным, приобретают в нашем уме вес и значение, и заполняют собой всё наше сознание. Чем дольше мы переживаем страдание, тем сильнее становятся наша боль и депрессия.

С другой стороны, страдание можно воспринимать как результат нашей прошлой негативной кармы. Благодаря Трем драгоценностям, наша карма созрела в этой жизни, когда у нас есть человеческое тело, благодаря которому интенсивность переживания страдания ограничена по сравнению с другими мирами существования. То, что мы сейчас переживаем, не является таким уж болезненным по сравнению с теми переживаниями, которые мы могли бы испытывать, родись мы в адских мирах. Страдание этой жизни, по сравнению с пытками непрекращающегося страдания в адских мирах, не сильнее боли из-за пореза на пальце. Понимание и осознавание относительности этой боли позволит нам постепенно очистить последствия своей негативной кармы.

Переживая трудности, мы также можем думать, что мы не единственные, кто страдает. Все существа в мире испытывают различного рода страдания, которые зачастую даже намного больше, чем наши. Понимая это, мы можем делать пожелания, чтобы благодаря этому осознаванию, бесчисленное количество живых существ могло освободиться от страдания и переживать счастье. Если бы мы могли так думать, то действительно делали бы что-то полезное и позитивное как для себя, так и для других. Такой взгляд, а также его применение в жизни, помогает удерживать позитивное и радостное состояние ума в любой, даже в самой сложной и неприятной ситуации. Тогда любая из таких ситуаций больше не будет для нас источником негативных реакций, а значит источником страдания. Иными словами, если мы перестаем цепляться за проявления кармы и изменим свое эгоистичное отношение к происходящему на доброжелательное, направленное на других, то не оставим ни единого шанса для возникновения настоящих причин страдания. Если нет причины, то плод не может созреть, а это значит, нет причины для возникновения будущего страдания.

Эмоции
Эмоции

Эти поучения показывают нам, к чему ведут эгоистичные действия и оберегают нас от привычки реагировать, исходя из наших эгоистичных побуждений. Переживание страдания — это неисчерпаемый источник поучений и основополагающие шаги на пути к Просветлению.

Существует множество способов использовать трудности на пути, но все они направлены на то, чтобы привести нас к освобождению от страдания в этой жизни, а также к Освобождению и Просветлению после смерти.

Каждый раз, когда в нашем уме всплывает какая-то из эмоций, попытайтесь увидеть ее непосредственно: найти ее, определить ее форму, размер, цвет… То есть попытайтесь обнаружить и описать эту эмоцию. Возникает она на уровне тела, речи или ума? В результате такого исследования, можно увидеть, что найти эмоцию невозможно. Она полностью нематериальна, и не существует никаким материальным образом. Она является только эфемерным впечатлением, возникающим в уме, и ее природа подобна сну. Во сне мы можем перемещаться в разные места, и если сон приятный, то места приятные, и мы переживаем счастье, а если неприятный, — то переживаем ужас и хотим поскорее избавиться от этого сна. Но до тех пор, пока думаем, что наши переживания во сне действительно существуют, мы полностью поглощены этими видениями. Во сне ум переживает счастье или страдание, в зависимости от того, что видит. Но проснувшись, мы тут же можем исправить эту ошибку — это был только сон! У нас не было ни малейшего повода переживать счастье или страдание, это были просто видения, которые не существуют на самом деле.

Так происходит не только во сне. Мысли и впечатления, с которыми мы отождествляемся, не более реальны, чем сон. Когда в уме возникает какая-то эмоция, мы можем наблюдать ее непосредственно до тех пор, пока не обнаружим, что в ней нет ничего реального, что она лишена какой бы то ни было реальной сути. По своей природе она не является чем-то, поскольку в ней нет ничего реального, а тот факт, что мы не можем ничего обнаружить, создает определенное видение, которое мы воспринимаем как непосредственную природу эмоции. Эмоция указывает на иллюзорность проявлений, созданных умом, которые лишены реального существования. Позже эта неразрывная связь с деятельностью ума может быть распознана как выражение основополагающей мудрости просветленного состояния ума. Если тренироваться таким образом, то пять ядов ума, шаг за шагом, будут преобразовываться в мудрость. И нам стоит научиться практиковать таким образом.

Если, благодаря практике, мы распознаем природу эмоций, то сможем освободиться от страдания, к которому они ведут. Тогда будет неважно, переживает ли ум какие-то эмоции или нет.

С того момента, когда перестанем цепляться за эмоции и, не обнаружив источника возникновения или признаков вещественности, поймем, что их возникновение не является чем-то реальным, то сможем преобразовывать эмоции в мудрость. Причина страдания — вера в то, что наши переживания существуют на самом деле. До тех пор, пока мы думаем, что у нас есть эмоции — мы страдаем. Но увидев, что в эмоциях нет ничего реального, освобождаемся от страдания, потому что перестаем отождествляться с причиной самого страдания.

Необходимо практиковать таким образом при любых обстоятельствах, какими бы сложными они ни были. Если обстоятельства слишком трудны, нужно научиться видеть переживаемое страдание, как результат своей прошлой негативной кармы. Не нужно отбрасывать мысли о страдании, и не нужно думать, что мы сможем избежать страдания, нужно просто научиться воспринимать трудные ситуации как результат наших прошлых действий и стараться переживать их со всей ясностью и пониманием, развивая уверенность, что единственная возможность прекращения страдания — это перестать создавать причины его возникновения. Избавившись от эгоистичного мышления и поведения, мы перестанем создавать карму, и тогда необходимость в избавлении от страдания отпадет сама собой. До тех пор, пока будем беспокоиться только о себе, будем способствовать возникновению причин для будущего страдания.

Перевод с польского Владимира Петрова
«Буддизм сегодня» №18 (2011)


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua