Царь Милинда подошел к достопочтимому Нагасене, уважительно поздоровался и сел рядом.
Нагасена ответил на приветствие, затем царь спросил его:
– Как звучит твое имя, достопочтимый господин?
– Царь, меня зовут Нагасена. Мои духовные товарищи обращаются ко мне Нагасена. И хотя родители дают детям имена Нагасена, Сурасена, Вирасена или Шихасена, слово «Нагасена» — это только название, ярлык или идея, потому что личности как таковой не существует.
– Почтенные господа, – обратился царь Милинда. – Да услышат мои слова бактрийские греки и монахи. Нагасена утверждает, что личности не существует!
Далее он обратился к Нагасене со словами:
– Достопочтимый Нагасена, если не существует личности как таковой, то кто тогда дает тебе одежду и еду? И кто ими пользуется? Кто медитирует, кто идет по пути, и кто получает результаты? Кто убивает существ и пьет исцеляющие напитки? Если не существует личности, которая совершает благие или дурные действия либо побуждает других к этим действиям, то тогда нет плодов и результатов, нет хороших и плохих поступков. Итак, досточтимый Нагасена, если кто-то захочет убить себя, то убийства не произойдет. У тебя нет ни учителя, ни монашеских обетов. Кого или что ты имеешь в виду, когда говоришь, что твои духовные товарищи зовут тебя Нагасена? Может, это волосы на голове, Нагасена, о достопочтимый господин?
– Нет, мой повелитель.
– Может, это ногти, зубы, кожа, мышцы или мозг? Может, Нагасена, это какая-то из этих вещей?
– Нет, мой повелитель.
– Может, материальная форма, о достопочтимый господин, – это Нагасена?
– Нет, мой повелитель.
– Может, чувства, восприятия, умственные концепции или сознание? Может, они являются Нагасеной?
– Нет, мой повелитель.
– В таком случае, о достопочтимый господин, может, материальная форма, чувства, восприятия, умственные образы и сознание, может все это вместе — Нагасена?
– Нет, мой повелитель.
– Итак, о достопочтимый господин, Нагасена – это что-то отдельное от материальной формы, чувств, восприятия, умственных концепций и сознания?
– Нет, мой повелитель.
– Достопочтимый господин, несмотря на то, что я вновь и вновь спрашиваю, я не вижу этого Нагасену. Нагасена – это только звук. Так кто же этот Нагасена? Достопочтимый господин, ты солгал! Ты сказал неправду. Нагасены не существует!
Тогда Нагасена ответил:
– Царь! Скажи, как ты добрался сюда? Ты пришел пешком или приехал?
– Я не шел пешком, о достопочтимый, я приехал на повозке.
– Если это так, мой повелитель, тогда покажи мне эту повозку. Разве оглобля – это повозка?
– Нет, достопочтимый.
– Дно повозки, упряжь, вожжи… Разве что-то из этого – повозка?
– Нет, достопочтимый господин.
– В таком случае, мой повелитель, может оглобля, дно, ось, колеса, упряжь и вожжи – все вместе составляет повозку?
– Нет, достопочтимый господин.
– В таком случае, повозка – это что-то отдельное от оглобли, оси, колес, дна, упряжи и вожжей?
– Нет, господин.
– О повелитель! Я вновь и вновь спрашиваю тебя, но не вижу этой повозки. Повозка – это только звук. Что же это за повозка, на которой ты приехал? Мой господин, ты солгал, ты сказал неправду. Не существует никакой повозки. Да услышат мои слова бактрийские греки и все монахи.
– Я приехал на повозке, – сказал царь Милинда собравшимся. – Но когда меня попросили показать повозку, я не смог этого сделать. Устраивает ли нас такой ответ?
В ответ раздались громкие аплодисменты бактрийских греков.
– Ты прав, достопочтимый господин. Теперь я понимаю, что повозка – это лишь название. В конечном счете, личности как таковой не существует.
– Прекрасно, достопочтимый Нагасена, – ответил царь.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.