Кто такой настоящий буддист

IMG_9947_1Шангпа Ринпоче

Поучения, данные 3 мая 1995 года в праздник Просветления Будды.

Называя себя буддистами, мы имеем в виду, что мы – ученики Будды. Самое важное для нас – следовать его пути и руководствоваться его освобождающими поучениями.

Слово «Будда» происходит с санскрита и означает «Тот, кто пробудился от неведения и реализовал знания и мудрость». По-тибетски оно звучит: «Сангье». Каждый буддист стремится достичь состояния Будды. Это состояние является развитием способности освобождать всех чувствующих существ от страдания. Те, кто еще не достиг состояния Будды, действуют под влиянием мешающих эмоций: желания, ненависти, ревности, неведения, –  и огромного количества разнообразных затемнений. Все они являются результатом неведения, которое равнозначно недостатку мудрости или невозможности распознать истинную природу ума. Именно неведение является началом всего разнообразия проблем и запутанности в сансаре.

Но неведение непостоянно. Оно может быть устранено благодаря развитию мудрости. Через трансформацию неведения в мудрость можно понять истину, и это постепенно будет вести нас к Просветлению. Поэтому самой важной целью для буддиста является достижение чистого видения и понимания основополагающих поучений Будды, таких как Четыре благородные истины или Благородный восьмеричный путь. Также важно практиковать путь Бодхисаттвы и методы Алмазного Пути. Реализация этих поучений помогает нам развивать мудрость. Важно не просто получать знания о Дхарме, но и применять их.

Мы должны применять поучения, которые мы получили. Например, все мы знаем, что нужно быть щедрым, но одного этого знания недостаточно — мы должны применять его в жизни и практиковать щедрость при любой возможности. Так же обстоит дело и с правильным поведением. Только применяя поучения, можно достичь Просветления.

Чем лучше мы понимаем Дхарму, тем лучше мы знаем, когда и как ее применять. Любой момент в нашей повседневной жизни — повод для практики, целью которой является духовное развитие. Чем более неблагоприятны обстоятельства, в которых мы находимся, тем больше наш шанс достичь результата в практике Дхармы. Например, у нас есть враг, который нас ненавидит. Обычно такую ситуацию считают плохой: никто не хочет быть объектом ненависти, поскольку это вызывает определенный дискомфорт. Но с точки зрения практики такую ситуацию можно рассматривать как вызов, поскольку она дает нам возможность развиваться и укреплять позитивное отношение к Дхарме. Поучение о страдании очень важно, мы можем применять его при любых обстоятельствах. Именно в противостоянии с нашими недругами нам приходится становиться терпеливыми. Если у нас получится действовать по такому принципу, мы достигнем успеха в практике.

10303445_1406473876307171_3756530349875354625_nПроблемы — это путь к счастью. Чем больше у нас трудностей, тем лучше наши результаты. Несмотря на то, что мы можем встретить много препятствий — это наш путь к успеху. Дхарма драгоценна, поскольку благодаря ей мы можем преодолеть все трудности: как эмоциональные, так и физические. Ценность поучений Будды состоит в том, что они являются исключительными методами, обеспечивающими наш постоянный успех. Быть хорошим практикующим – не означает проводить все время в центре. Хорошим буддистом можно быть где угодно: на работе, на улице, в ресторане. Другими словами, мы являемся хорошими буддистами до тех пор, пока сохраняем способность применять и практиковать Дхарму в любой ситуации. Каждое мгновение нашего опыта нужно использовать для развития. Того, кто не применяет поучения, а просто посещает центр, можно назвать «физическим буддистом» или позером. А вот тот, кто практикует Дхарму, постоянно и правильно применяет ее в жизни и в то же время посещает центр — очень хороший практик.

Когда возникает мешающая эмоция, хороший практик в состоянии немедленно ее узнать. Затем он должен применить внимательность в качестве основы для применения противоядия, что позволит ему освободиться от этого затемнения. Поэтому, если мешающая эмоция возникает, нужно рассматривать ее как вызов и преодолевать ее. Это и есть правильная практика. Но применять методы не так легко, как это кажется. У нас могут возникнуть трудности в распознании этого затемнения или даже если мы его распознали, нам может быть трудно вспомнить метод работы с ним, и тем более – его применить. Или же сила этого мешающего чувства может превосходить силу противоядия, и поэтому мы не сможем быстро с ним справиться.

Все мы хотим избавиться от затемнений ума. Но их слишком много, чтобы справиться с ними с первого раза. Успеха в этом можно достичь, только прилагая постоянные усилия, что в определенный момент станет хорошей привычкой.

11205092_360003687543518_2534000033484661667_n — копия

Когда-то в Тибете жил купец по имени Норбу Зангпо, который однажды потерял весь свой капитал. Он был очень разочарован этим и хотел забросить свое дело. Чувствуя себя подавленным, он лег на землю и увидел муравья, который пытался забраться на стебель травы, но всякий раз падал оттуда, не дойдя и до середины. Это повторилось 79 раз, и, наконец, на восьмидесятый, муравью удалось добраться до конца стебля. В этот момент купец понял, что без постоянных усилий ни в чем нельзя добиться успеха. С тех пор он вкладывал много труда в свою деятельность и добился успеха, став самым богатым купцом в Тибете. Его вдохновил маленький муравей.

Эта история напоминает нам о том, что мы должны снова и снова прилагать усилия, не опасаясь неудач. Хотя сначала успех не будет сопутствовать нам, мы должны практиковать столько, сколько нужно, чтобы достичь его. Нам всем не хватает внимательности и желания совершать систематические усилия. Мы ожидаем мгновенных результатов, не прилагая к этому никакого труда, а это невозможно.

Дхарма — это умственный тренинг, и опыт нельзя купить. Если мы знаем, как применять поучения в качестве противоядий к затемнениям ума, все становится очень простым. Но если Дхарма становится всего лишь причиной развития отвращения или мешающих эмоций, мы можем достичь негативных результатов.

Применяя правильные методы, можно уменьшить силу злости, неведения, привязанности и других затемнений ума. Только это может служить оценкой: является человек настоящим буддистом или нет. Настоящий практикующий – это не тот, кто слушает Дхарму, а тот, кто воплощает ее в жизнь и переживает результаты применения такого подхода.

Нас нельзя назвать настоящими буддистами, если мы не применяем поучений и не меняем нашего отношения к духовному пути. Если мы гордимся тем, что знаем поучения, и смотрим на других свысока, то это увеличивает количество негативных мыслей. Слушать поучения, размышлять над ними и медитировать — вот что такое практика.

Для начала нужно понять смысл поучений Будды, а затем размышлять над ними и исследовать их. После исследования нужно применить то, о чем мы узнали, и таким образом медитировать. Использование освобождающих методов приведет к тому, что наша практика будет эффективной и позволит нам достичь Просветления.

Сидеть, сложа ладони, — не значит медитировать. Медитацию можно практиковать многими способами, такими как развитие щедрости, терпения или правильного поведения. Откровенно говоря, любые действия могут быть формой медитации и тренировкой внимательности. Нам, например, трудно поверить в то, что кто-то может готовить и в то же время медитировать, поскольку это не совпадает с нашим представлением о медитации. Как можно практиковать Дхарму, занимаясь приготовлением пищи? Но если оставаться внимательным во время этого процесса, тогда действительно можно.

Наконец, настоящий буддист — это тот, кто может сделать поучения частью своего ума и применять их в повседневной жизни. Поступая таким образом, практикующий осознает каждую свою мысль и поступок. Развив такое осознавание, мы больше не будем совершать ошибок, а будем накапливать позитивные мысли, заслугу и мудрость. Когда мы разовьем эти качества, тогда проявится внутренняя радость, и наша жизнь приобретет глубокий смысл.

Буддизм сегодня, №9, 2006


 

Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.