Дилго Кхьенце Ринпоче
Ежедневная практика — это развитие способности принимать и открываться любой ситуации или людям, переживать всё целиком без предубеждений и отталкиваний. Удерживая такой взгляд, мы никогда не будем замыкаться в себе и сосредотачиваться только на собственном «я». Это освободит огромную энергию, которую обычно сдерживают наши ментальные страхи и привычка избегать жизненных трудностей.
Ясность сознания на своих начальных этапах может быть неприятной, и даже вызывать страх. Если это произойдёт, нужно просто открыться боли или страху, и позволить им проходить, не привязываясь к ним и не отбрасывая их. Так разрушаются барьеры, созданные нашими привычными эмоциональными реакциями и предубеждениями.
Не нужно медитировать так, будто бы одна часть ума наблюдает за другой, как кот за мышью. Мы медитируем не для того, чтобы погрузиться в себя, отказавшись от внешнего мира. Буддийская йога, даже если речь идёт о медитации на энергетические центры, совершенно не подразумевает интроспективной (направленной внутрь) концентрации: здесь принципиально важна открытость ума.
Основа сансары и нирваны — это алайя (в данном случае имеется в виду «пространство, которое объединяет находящиеся в нём вещи, а не разделяет их» — прим. ред.), начало и прекращение как запутанности, так и реализации, природа универсальной шуньяты (пустоты) и всех видимых явлений. Она даже более важна, чем трикайя (три состояния Просветления), потому что свободна от привязанности к Просветлению. Иногда её называют «чистым» или «изначальным» умом.
Хотя праджня (высшая мудрость) не различает в ней каких-либо отдельных аспектов, упайя (искусные методы) воспринимает её естественное совершенство и абсолютную спонтанность как полезные инструменты. Все аспекты каждого явления обладают абсолютной ясностью и лучезарностью. Вся Вселенная открыта и свободна от препятствий, всё в ней пронизано взаимопроникновением.
Если воспринимать все явления истинными, ясными и свободными от препятствий, тогда нечего достигать и реализовывать. Суть явлений проявляется естественно, она уже присутствует в сознании, выходящем за рамки времени — это и есть полная открытость.
Всё совершенно само по себе, абсолютно чистое и незапятнанное. Каждое отдельное явление проявляется своим особенным и единственно правильным способом, постоянно создавая переменчивые образы, словно танцор, захваченный искромётным танцем. Все явления — это символы, но нет никакой разницы между самими символами и той истиной, которую они выражают. Без всякого усилия и практики Освобождение и Просветление, или состояние Будды, достигают полного развития и совершенства. Это и есть естественное совершенство.
Повседневная практика — это сама жизнь. Поскольку неразвитого состояния ума просто не существует, нет никакой нужды вести себя каким-то особенным образом, пытаться достичь чего-то или что-то практиковать. Не стоит стремиться к достижению какой-то великой цели или высшего состояния — такой подход только ещё больше создаёт новые обусловленности и становится причиной искусственности, закрывая в результате наш ум. Не считайте себя грешными или никчёмными — осознайте собственную чистоту и совершенство, потому что с окончательной точки зрения у нас уже есть всё необходимое.
Делая медитацию, нужно относиться к ней как к повседневной, естественной деятельности, вроде приёма пищи или дыхания, а не как к исключительному, официальному событию, которое совершается торжественно и с большим уважением. Нужно понять, что медитация — это шаг за пределы любых усилий: процесса практики, стремления к цели, дуализма зависимости и Освобождения. Медитация совершенна всегда, поэтому в ней нечего исправлять.
Поскольку всё, что проявляется, — игра ума, не бывает «плохой» или «хорошей» медитации, равно как не стоит оценивать мысли как «плохие» или «хорошие». Поэтому не садитесь медитировать, исполнившись ожиданий или опасений относительно результатов практики — просто медитируйте без ограничивающего ощущения «я медитирую», не пытайтесь сдерживать или подгонять ум, или насильно оставаться в покое. Если мы замечаем, что совершаем одну из упомянутых ошибок, хорошо на время прервать медитацию, расслабиться, а потом начать заново.
Если во время медитации или после неё мы замечаем, что оцениваем её результаты, не стоит считать эти результаты чем-то особенным, достаточно понять, что это всего лишь явления, и просто наблюдать за ними. Прежде всего, не стоит пытаться вызвать их появление снова, поскольку это блокирует естественную спонтанность ума. Все явления — нечто совершенно новое, свежее и исключительное, полностью независимое от таких понятий как «прошлое», «настоящее» и «будущее».
Когда мы начинаем воспринимать явления совершенно в ином временном измерении — это и есть абсолютная спонтанность. Непрерывный поток всё новых открытий, озарений и вдохновения, возникающих каждое мгновение, — это проявление вечной молодости живой Дхармы и её чудес; великолепие и спонтанность, игривость, танцующий аспект Вселенной, является проявлением учителя.
Каждый день жизни нужно научиться видеть как мандалу, поле силы, в центре которого находимся мы сами, и быть свободными от предубеждений, вызванных прежними обусловленными ситуациями, нынешними желаниями, надеждами и ожиданиями будущего. Аспекты этой мандалы — повседневные объекты нашей жизни, которые вторят игривому танцу Вселенной. Это символы, с помощью которых учитель демонстрирует глубокий, наивысший смысл. Поэтому будьте естественными и спонтанными, принимайте всё и будьте открыты для того, чтобы учиться.
Например, можно научиться видеть комические стороны разных жизненных ситуаций. В медитации мы избавляемся от иллюзии существования прошлого, настоящего и будущего. Прошлое — всего лишь нынешние воспоминание или обусловленность, будущее — нынешние проекции, а настоящее исчезает в тот момент, когда мы пытаемся схватить его. Нужно растворить концепции, касающиеся медитации, освободиться от привязанности к воспоминаниям о прошлом.
Каждый последующий момент медитации полон новых потенциальных открытий, поэтому мы не можем оценить медитацию c помощью прошлых концепций или теории. В одно мгновение мы погружаемся в медитацию, полностью свободные от сомнений, скуки или возбуждения.
Если есть такая возможность, то медитировать лучше в традиционной позе, со скрещёнными ногами и прямым, но не напряжённым позвоночником. Важнее всего, чтобы во время медитации мы чувствовали себя удобно, поэтому лучше сидеть в кресле, если сидение на полу со скрещёнными ногами причиняет боль.
Независимо от того, собираемся мы медитировать на форму или будем выполнять медитацию без формы, для начала нужно пробудить в себе правильный умственный настрой. Не так, чтобы это было необходимо, но, по крайней мере, желательно, чтобы бесформенной медитации предшествовала медитация на форму.
Для того, чтобы это было именно так, на протяжении столетий складывались различные классы подготовительных практик, например, медитация на дыхание, повторение мантр и техники визуализации. Чтобы заниматься второй и третьей разновидностью этих практик, нужно получить наставления от своего учителя, но несколько слов по поводу первой будут здесь довольно уместны, поскольку это общий метод и он не сильно отличается в зависимости от тех, кто практикует.
Во-первых, позвольте уму следовать за дыханием, входящим и выходящим у кончика носа, до тех пор, пока мы не успокоимся. Так, в процессе дыхания нужно позволить уму «успокоиться», пока мы не станем едины со своей сутью. Затем, когда мы будем способны осознавать дыхание, выходящее из нашего тела в пространство, мы постепенно переключаем внимание с дыхания на ощущение пространственности и разрастания осознавания. Соединяя это ощущение с переживанием полной открытости, мы достигаем состояния бесформенной медитации.
Скорее всего, приведённое здесь описание трёх основополагающих аспектов может показаться неясным и неполным. Это неизбежно, поскольку мы пытаемся описать то, что выходит за рамки не только слов, но и мыслей. Оно касается сути практики — природы вещей.
Слова — это всего лишь одна из форм упайи, искусных методов. Это инструкция, которая, будучи применена правильным образом, сделает возможным спонтанное проявление присущей нам мудрости и естественной совершенной активности. Иногда в медитации даже обычные существа могут переживать внезапные проблески открытости. Это переживание возникает только в том случае, если перестать мыслить категориями медитации и объекта медитации. Оно напоминает мгновение окончательной реальности, и похоже на внезапный проблеск, вспышку, которая поначалу возникает редко, но потом, с продвижением практики, приходит всё чаще. Это переживание вообще не должно быть чем-то пугающим или отталкивающим — это всего лишь минута великой простоты. Не совершайте ошибку, целенаправленно принуждая себя к проявлению этих переживаний: такого рода развитие противоречит естественности и спонтанности реальности.
Oт редакции: изложенные выше поучения совсем не означают, что можно почивать на лаврах — не делать нёндро, не избегать негативных поступков и запутанности или не развивать мудрость и сочувствие. При подобном отношении они могут быть поняты совершенно неправильно, утратив при этом свою пользу.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.