Воспоминания Джигме Ринпоче
о Шестнадцатом Кармапе Рангджунге Ригпе Дордже
Слово «карма» означает «активность». Кармапа — это проявление активности всех Будд для блага существ. Во многих индийских источниках, например, непосредственно в поучениях Будды, Канджуре, можно найти такое предсказание: «Однажды, среди краснолицых людей появится воплощение всех Будд, несущее глубокую активность, позволяющую принести долговременную пользу множеству существ».
Тибетцы считают, что определение «краснолицые люди» относится именно к ним — так их обычно называют индусы.
Многие излучения Кармапы, не носившие его имени, действовали ещё на территории Индии. Одним из них был махасиддха Сараха. Его поучения о Махамудре по сей день являются частью передачи нашей линии. С одной стороны, можно считать Кармапу излучением Сарахи, а с другой — поле силы Сарахи присутствует до сих пор.
Поучения о Махамудре составляют главную часть передачи линии Карма Кагью. Через Марпу, Миларепу и Гампопу они попали к первому Кармапе, Дюсум Кхьенпо, который стоит у истоков нашей линии. Традицию сознательных перерождений под одним и тем же именем начал Второй Кармапа: целый поток последующих жизней. Иногда в это трудно поверить…
Карма Пакши сразу после рождения провозгласил: «Я — Кармапа!». У нескольких наших друзей недавно родились дети. Я специально поехал в больницу, чтобы взглянуть на них. Детки как детки, ничего особенного. Сразу понятно, что они не в состоянии сразу после рождения сидеть, совершать определённые жесты руками, говорить.
Матери некоторых Кармап приходили в ужас и смятение, наблюдая подобное поведение своих младенцев: им казалось, что они произвели на свет демона. Ведь обычно новорождённые так себя не ведут. Для этого необходим полный контроль над телом, особенные качества, полное осознавание прошлого.
Вдохновлённые примером Кармапы, мы принимаем решение постепенно, от воплощения к воплощению, развиваться, чтобы наши действия приносили пользу существам. Однако мы очень сильно зависим от обстоятельств — приходится медленно и постепенно развивать свои качества, постоянно сталкиваясь с трудностями, с которыми нам пока сложно справиться. Развитие происходит медленно, не нужно ждать результаты уже утром.
Каждый из Кармап обладает какими-то особенными качествами. С другой стороны, от Сарахи до Семнадцатого Кармапы можно проследить определённую тенденцию — абсолютная стабильность без каких-либо взлётов и падений, непоколебимая, полная реализация. Только полностью реализовавшиеся йогины способны осуществить нечто подобное. Если посмотреть на жизни других великих лам, становится ясно, что они всё ещё зависят от обстоятельств. После замечательного воплощения следует уже менее удивительное из-за некоторых трудностей, а потом снова оно может стать лучше, и так далее. Мы наблюдаем такое явление на протяжении многих веков. Это логично. До тех пор пока остаётся хотя бы крупица основополагающего неведения, наша способность оценивать ограничена. По-прежнему остаются жёсткие взгляды и привычные тенденции. Наши действия зависят от обстоятельств: именно это является источником нестабильности. Многие ламы начинали с нескольких хороших качеств, постепенно их совершенствуя. Иногда при этом они сталкивались с трудностями, что приводило к ошибкам. Позднее, когда обстоятельства улучшались, они могли продолжать движение к цели.
Итак, каждый из Кармап был по-своему необычен, точно так же как Шестнадцатый Кармапа в наше время и Семнадцатый Кармапа сейчас. Биография Шестнадцатого Кармапы была написана ещё при его жизни. Так же как исторический Будда, Кармапа родился в человеческом теле, поскольку именно в форме нирманакайи проще всего устанавливать контакт с людьми. Ум остаётся умом Будды, а тело — обычным человеческим телом. Однако все качества сохраняются.
Многие истории из детства Шестнадцатого Кармапы были рассказаны мне одним старым монахом. Он познакомился с Кармапой, когда тому было семь или восемь лет. Этот монах был очень остроумен и жизнерадостен. При первой встрече Кармапа заявил ему: «Ты похож на обезьяну». Кармапа держал его при себе — ум монаха был свежим, и сам он был очень забавным. Он следовал за Кармапой повсюду и умер незадолго до его смерти. Некоторые из его историй о детстве Кармапы выходят за рамки наших представлений — нам мало известно о том, каким образом реализовавшиеся йогины могут делать некоторые вещи.
Когда Кармапе было десять лет и он жил в Цурпху, он совершил полугодичное путешествие по восточному Тибету, чтобы посетить местные монастыри. В одной местности охотник подарил Кармапе детёныша антилопы и дал обещание больше не охотиться. Кармапа принял подарок. Через некоторое время путешествующая группа остановилась на несколько дней на одном каменистом плоскогорье, где лишь изредка можно было встретить кочевников. Кармапа стал играть с антилопой. Сначала он гонялся за ней, потом она за ним. И вот через некоторое время монах отправился туда, где это происходило. В скалах были отчётливо видны отпечатки копыт антилопы, как будто твёрдый камень был мягкой грязью. Если бы следы принадлежали Кармапе никто бы не удивился. Это делали и другие ламы, например Гуру Ринпоче. Но животное?! Чтобы совершить нечто подобное, нужно быть, как минимум, Освобождённым. Наше двойственное восприятие и мышление приводят к тому, что мир кажется нам плотным и реальным — это ограничивает нас. Чтобы преодолеть эту иллюзию, необходима определённая реализация. Как Кармапе удалось дать наставления антилопе и привести её на этот уровень? Этого монах не мог ни понять, ни объяснить.
Ту же историю я слышал от младшего брата Кармапы, Пенлопа Ринпоче, высокого ламы традиции Ньингма. Ещё он рассказывал, что во время той же поездки разбили лагерь у озера. Это было зимой. Кармапа позвал его: «Пойдём, оставим следы наших ног на озере!». Лёд был покрыт снегом. В этом снегу сначала оставил след Кармапа, а потом и Пенлоп Ринпоче. Когда они проезжали мимо этого места летом, Кармапа сказал: «Пойдём-ка, посмотрим на наши следы». Снег давно растаял, но след ноги Кармапы ярко блестел на воде там, где он его оставил. След, оставленный его братом, отсутствовал. Эта история стала очень известной. Многие ученики Кармапы отправились в то место, чтобы делать пожелания. Даже когда вода двигалась, след продолжал блестеть на том же месте. Его видели на протяжении многих лет, может быть, он до сих пор там.
Когда Кармапа проезжал по одному из приграничных районов Тибета, внезапно заболел его конь. Вскоре конь умер, и Кармапа долго его благословлял, пока конь не поднялся и не сел как собака: с поджатыми задними ногами, прямыми передними, и поднятой головой. В этой позе он медитировал на протяжении нескольких дней. Многие ламы умирают подобным образом, например Топга Ринпоче. Он был при смерти, когда в 1997 году прилетел в Нью-Дели, где его ждал Шамарпа. Его немедленно привезли в больницу, и там наступила смерть. Его тело оставалось в позе медитации несколько дней — он сидел на больничной койке. Топга Ринпоче состоял в родственных отношениях с бутанским королевским двором, поэтому в больницу приехал посланник, задачей которого было доставить останки Ринпоче в Бутан. Этот человек был не слишком сведущ в медитации. Он очень нервничал и требовал, чтобы тело немедленно было забальзамировано или законсервировано при помощи химических препаратов, что могло бы предохранить его от разложения во время дальней дороги. Только индийский врач, который вообще не был буддистом, смог его успокоить, объяснив, что ламы часто оставляют ум внутри тела на некоторое время после смерти, что ум отделяется от тела не сразу. Таким образом, если говорить о ламах, подобное поведение никого не удивит. Но конь произвёл на всех огромное впечатление — наверняка просто потому, что был довольно большим (Ринпоче смеётся). Кармапа совершал подобного рода вещи с птицами, но это не очень бросалось в глаза, ведь птицы невелики и все в перьях — трудно увидеть наверняка, что с ними происходит.
В Румтеке жила одна старуха. Один из её сыновей был ламой, второй — хорошим практиком, а сама она была обычной старой женщиной. Она вела себя точно так же, как и другие бабушки в округе. И вот однажды она серьёзно заболела. В Румтеке есть группа людей, которые заботятся о старых, больных и нуждающихся. Один из членов этой группы посетил нашу старушку и, видя, что она практически умирает, спросил, что он может для неё сделать. Может быть, есть какой-то лама, которому она доверяет, может быть, нужно этого ламу привести к ней? Может быть, нужны какие-то посвящения или наставления? Этот человек по-настоящему хотел ей помочь. К его возмущению, старушка ответила: «Спасибо, но никакая помощь мне не нужна. Я могу сделать так, чтобы мой ум покоился в состоянии единства с умом Кармапы, поэтому всё необходимое благословение у меня уже есть». Парень долго не мог прийти в себя после этой беседы. Как можно быть настолько самонадеянной и гордой перед лицом смерти? На следующий день старушка умерла, и несколько дней её тело оставалось в позе медитации, как это обычно происходит с великими ламами. Говорят, что если достигнута глубокая реализация, то ум продолжает практиковать даже после смерти. Как я уже упомянул, это состояние ума могут переживать и животные. Когда лама концентрируется на них, то в силовом поле ламы они получают благословение и учатся удерживать ум стабильным. Кармапа никогда не рассказывал нам о том, как он это делает. Мы же не осмеливались спросить. Для нас было очевидно, что люди получают благословение, но как он добивался такой реакции у животных, которые воспринимают мир совершенно иначе и не понимают человеческого языка? Определённого рода ответ можно получить из жизнеописания Восьмого Кармапы, который большую часть времени провёл в горах, практикуя в уединении.
Восьмой Кармапа рассказывал о том, что к нему за поучениями пришло несколько животных: кролик, воробей, одичавший котёнок и сокол. Он дал им имена и руководил их развитием. В результате прежних кармических привычек их умы были рассеяны, они были охвачены ревностью и тенденцией докучать друг другу. Животные медитировали вместе с Кармапой и постепенно их умы успокоились до такой степени, что Кармапа смог трансформировать их мешающие чувства. Он дал им поучения без слов. Наверно Шестнадцатый Кармапа делал то же самое. Мы никогда не видели, чтобы он давал поучения животным, но каким-то образом он устанавливал с ними контакт. Он никогда ничего не говорил, лишь прикасался к ним и оставлял их на месте в определённых позах.
Очень интересная история произошла, когда Семнадцатый Кармапа приезжал в Дордонью во Франции. Окрестности нашего центра населяют разные существа. Я сам не слишком чувствителен, поэтому не вижу их. Но другие ламы, такие как Кхенпо Чодрак и Гьялтрул могут их видеть и говорят, что те пытаются каким-то образом установить с ними контакт. И вот однажды Кхенпо Чодрак сообщил мне, что в окрестностях появилось новое существо — голубоглазая блондинка. Она посетила его и представилась хозяйкой этой местности. Она сказала ему: «Скоро сюда приедет Кармапа. Его переводчик (молодой лама, который очень хорошо владеет английским и французским) переводит неточно, он невнимателен. Слова Кармапы очень важны, их нужно переводить очень точно».
«Откуда тебе известно, что перевод неточен?», — спросил удивлённый Кхенпо Чодрак, — «Ты знаешь тибетский? Как это возможно?». Незнакомка ответила: «Я не человек, у меня нет тела, поэтому язык не является для меня препятствием. Я всё понимаю». В биографии Четвёртого Кармапы можно найти упоминание о том, что существ без тела, получавших его поучения, было больше, нежели существ, имеющих тело. Вот и во Франции существа подобного рода приходят за поучениями, и они понимают, что эти поучения очень важны.
Когда мы приехали в Сикким, там были очень сильны влияния шаманов. Окрестности были вполне буддийскими, только люди верили в разного рода энергии, которым давали имена. Если кто-то заболевал, нуждался в помощи или умирал, местные жители молились этим энергиям и приносили им в жертву животных. Так они поступали на протяжении многих веков. В 1959 году, после приезда Кармапы, они переживали внутреннее противоречие. С одной стороны, как буддисты, они должны были слушать Кармапу, с другой стороны, они опасались столкнуться с сильными местными энергиями. Через несколько месяцев один из учеников решил попросить Кармапу о помощи. Чтобы изменить ситуацию, Кармапа должен был преобразовать местные энергии. Некоторые из них были по-настоящему трудными, поскольку были очень сильными. Кармапа прочитал текст пуджи и совершил символические подношения всего необходимого — не только материальных вещей, но также и позитивных впечатлений. Такие ритуалы выполнял Гуру Ринпоче, которому удалось преобразовать большинство этих энергий, но не все. Несмотря на то, что бояться больше было нечего, местные жители на всякий случай продолжали свои молитвы и подношения. Во время одной из таких церемоний, одна молодая девушка впала в транс и стала говорить от имени местных духов: «Мы все связаны с Кармапой и поэтому стали вегетарианцами. Бросьте ваши варварские ритуалы и прекратите, наконец, убивать». Это было очень убедительно: за год удалось полностью изменить то, что казалось неизменным на протяжении многих веков.
За годы, проведённые с Кармапой, произошло множество вещей, которые по прошествии времени кажутся необычными. Тогда всё это было для нас вполне обычным делом, повседневностью. Мы жаждали эффектных чудес. Как-то раз Кармапа был в гостях у одного индуистского гуру, и хозяин попросил его показать какое-нибудь чудо. Кармапа только улыбнулся и сказал: «Завтра». Можно представить себе наше возбуждение. Завтра, уже завтра, Кармапа покажет чудеса! Наконец-то это случится! На следующий день, во время церемонии Чёрной Короны мы сосредоточились сильнее обычного в пристальном ожидании хотя бы самых незначительных признаков сверхъестественных явлений. И что же? Ничего! Мы не заметили ничего особенного — обычная церемония Чёрной Короны, к которой мы все уже привыкли. Было над чем задуматься. Наш хозяин смотрел на Кармапу широко раскрытыми глазами, словно находясь под гипнозом. Позднее он много раз говорил, что есть только один живой Будда — Шестнадцатый Кармапа. Что он увидел? Что так тронуло его? Выглядит так, что чудеса воспринимаются довольно индивидуально…
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.