Как птицы пересекают небо

Дилго Кхьенце Ринпоче
Дилго Кхьенце Ринпоче

Дилго Кхьенце Ринпоче

Чтобы покорить высоту нерожденной природы  ума, мы должны добраться к источнику наших мыслей. Иначе одна мысль вызовет появление следующей, другая даст начало третьей – и так без конца. Мы постоянно атакованы воспоминаниями из прошлого и распылены ожиданиями того, что должно принести будущее. Таким образом, мы тратим сознательность настоящего.

Это наш собственный ум вяжет нас в кругу существования. Не замечая природы ума, мы хватаемся за мысли, которые являются ее проявлением. Это замораживает сознательность в постоянные концепции, такие как «я» и «другие», «хочу» и «не хочу». Таким образом мы образовываем самсару.

Однако если вместо того, чтобы позволять укрепляться мыслям, мы распознаем их пустоту, тогда каждая мысль, которая появляется и растворяется в уме, углубит эту реализацию.

В середине зимы мороз зажимает озера и реки, вода превращается в лед и может выдержать людей, животных и повозки. Когда приходит весна, земля и вода отогреваются, и лед тает. Нельзя сказать, что лед и вода являются одним и тем же, однако нельзя утверждать, что они являются чем-то отличным, потому что лед – это только замерзшая вода, а вода – растаявший лед.

То же самое касается постижения мира вокруг нас. Привязанность к истинности явлений и подверженность к привязанности и отталкиванию, удовольствию и боли, обретению и потери, славы и забытья, хвалы и порицания – замораживает ум. Поэтому мы должны растопить лед концепций в живую воду свободы, которой является ум.

Все явления самсары и нирваны появляются как радуга, и также, как радуга, не имеет сути. Если уже раз ты распознал истинную природу действительности, которая с одной стороны – пустая, с другой – проявляется как мир явлений, твой ум освободится из под власти иллюзии. Если знаешь, как позволить мыслям свободно раствориться в тот же момент, когда появляются, они будут пересекать ум также, как птицы пересекают небо, не оставляя следов.

Отдохни в простоте. Если переживаешь счастье, достигаешь успеха и удачи, или испытаешь другие благоприятные переживания – воспринимай их как сны и иллюзии и не привязывайся к ним. Если ты заболеешь, станешь жертвой клеветы, будешь несчастлив по поводу утраты или других физических или ментальных страданий, не позволяй себе падать духом, а пробуди сочувствие и  развивай пожелания, чтобы в твоем страдании сожглись страдания всех существ. Какие бы условия не появлялись, не поддавайся слепому следованию за ними, а также не погружайся в печаль, отдохни, свободный и расслабленный, в спокойной радости.

«Буддизм сегодня», №2, 2001


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua