Изготовительница стрел

SarahaCпутница Сарахи — короля Махасиддхов

Много веков назад в Индии, несмотря на широкое распространение учения Будды, общество, по индуистской традиции, всё еще делилось на касты. Однажды в семье мастера по изготовлению стрел, принадлежавшей к одной из самых низших каст, родилась девочка. По общепринятым правилам, ей позволялось общаться исключительно с людьми из своей касты. Повзрослев, она могла выйти замуж только за представителя своей касты.

Но всё случилось иначе. В пятнадцать лет девушка встретила буддийского учителя Рахулабхадру. Тот с рождения принадлежал к высшей касте браминов. Все его почитали, поскольку он считался высоко учёным брамином. Позднее встреча с Дакиней Мудрости привела Рахулабхадру на буддийский путь, и после многих лет учёбы он возглавил знаменитый буддийский университет Наланда, в котором одновременно обучались около 10 тысяч студентов.

Затем он внезапно оставил университет и, отказавшись от должности, стал странствовать, чтобы получить практический опыт. Как-то раз на рыночной площади он увидел юную Изготовительницу Стрел. Девушка казалась целиком погружённой в свою работу, с которой справлялась на удивление легко и грациозно. Рахулабхадра почувствовал в ней что-то особенное и решил познакомиться. Её первые, обращённые к нему слова, были:

«Смысл учения Будды можно познать не посредством слов или книг, а с помощью символов и практических действий».

Они сразу убедили Рахулабхадру в том, что он нашёл себе достойную наставницу, и он уговорил девушку отправиться с ним.

Уклад того времени исключал какие бы то ни было отношения между университетским профессором и дочерью простого ремесленника. Поэтому, когда у них возникла близкая связь, разразился большой скандал. Все недоумевали, как мог известный учёный отказаться от своего положения в обществе и карьеры, чтобы странствовать с женщиной из низшей касты. Поведение девушки тоже противоречило нормам морали, и жители деревни всеми способами выказывали ей презрение.

Но Изготовительница Стрел и её спутник не испугались осуждения. Несмотря ни на что, они остались вместе и, чтобы не волновать больше местную общину, покинули родные места. Странствуя, и то и дело останавливаясь в малонаселенных районах, они обучались практике союза уровня Алмазного Пути и поддерживали партнёрские отношения, основанные не на одной лишь привязанности. Со временем девушка обучила своего спутника ремеслу, которым сама прежде зарабатывала на жизнь, и с того времени Рахулабхадру стали называть Сарахой— Изготовителем Стрел, или «Тем, кто делает стрелы».

Однажды Сараха попросил свою партнёршу приготовить ему салат из редиса. Когда она приготовила и подала ему блюдо, он сидел неподвижно и никак не реагировал на её оклики и прикосновения. Изготовительница Стрел поняла, что Сараха в глубокой медитации, и решила не мешать и подождать, пока тот закончит. Тем временем, она продолжала заниматься хозяйством и медитировать. Как только Сараха через 12 лет, наконец-то, вышел из медитативного погружения, он, как ни в чем не бывало, спросил: «Так где же мой салат из редиса?» Изготовительница Стрел удивилась: «Ты столько лет пробыл в медитации, и первое, о чём спрашиваешь,— где салат из редиса, который ты просил приготовить двенадцать лет назад?! Ты, наверное, свихнулся! Как, по-твоему, выглядит сейчас твой салат? Да от него давно уже ничего не осталось! Как же ты медитировал, если до сих пор держишься за свою последнюю мысль? Ты, наверное, так долго просидел на одном месте, что сам стал похож на редис, вцепившийся корнями в землю!»

Сараха поначалу опешил от таких слов и сказал, что собирается уйти подальше в горы, чтобы продолжить там свою практику. «И какая в этом польза?»,— продолжала подтрунивать над ним Изготовительница Стрел. «Если после двенадцати лет медитации ты всё ещё хватаешься за прежнюю мысль о еде, почему тогда ты думаешь, что что-нибудь изменится за время твоего нового уединения? Тишина и спокойствие не принесут тебе в скором будущем опыта переживания природы ума. Вместо того чтобы зря тратить время, перестань цепляться за двойственные концепции и жёсткие представления негибкого и узкого понимания».

От этих жарких, полных мудрости слов своей храброй женщины Сараха пришёл в себя и освободил свой ум от жёстких представлений и веры в существование объективной реальности. Он на собственном опыте пережил неразделимость пространства и радости, познал природу ума и достиг высшей степени реализации — состояния Великой Печати. Так Изготовительница Стрел помогла Сарахе раскрыть истинное значение вещей и увидеть действительность такой, какая она есть на самом деле. Она же вдохновила его на многие песни, например такие:

Не сиди сложа руки ни дома, ни в лесу.
Где бы ты ни был, всегда узнавай свой ум.

Или:

Действия этой реализованной женщины ни с чем не сравнимы.
Она уничтожает мирские привязанности,
И проявляется просветлённая спонтанность.

.4.1.2До конца жизни партнёры были вместе и помогали другим следовать буддийскому пути. Однажды, во время большого собрания, на котором присутствовала королевская семья, Сараха давал поучения о природе ума в форме стихов. Одновременно он, в союзе со своей партнёршей Изготовительницей Стрел, парил высоко в небе и давал передачу Великой Печати. Многие присутствовавшие при этом достигли различных уровней реализации. Перед смертью Сараха и Изготовительница Стрел растворились в свете, так что больше ни у кого не осталось сомнений в их высокой реализации.

Михаэла Фрицгес
Перевод с немецкого — Оля Подройкина
Буддизм сегодня, №11, 2007


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.