История буддизма в Тибете

Гуру Ринпоче

Кюнзиг Шамар Ринпоче

Апрель 2003, Берлин

В Тибете линия Кагью восходит к Марпе-переводчику. Он несколько раз посетил Индию, и вцелом провёл там восемнадцать лет. В Индии у Марпы было много учителей, но главными были Наропа и Майтрипа. Там он достиг первого уровня Бодхисаттвы, вернулся в Тибет и распространил поучения, предварительно перевёв их на тибетский.

В Тибете буддизм начал развиваться уже при Дхарма-короле Сонгчен Гампо (в VII в.), который был 32-м в линии королей Тибета. У Сонгчен Гампо был внук и министр по имени Тхонми Самбхота, который довольно долго изучал санскрит в Индии. Когда он вернулся в Тибет, то на основе санскрита создал тибетский шрифт, написал грамматику, а также перевёл дхармические термины. Буддизм распространялся в Тибете на протяжении правления восьми королей, вплоть до 40-го короля Лангдармы. За это время, благодаря многим переводчикам и практикующим, которые часто ездили в Индию, было переведено множество сутр и тантр.

Например, очень важными мастерами этого времени были Гуру Ринпоче и Шантаракшита. До появления буддизма в Тибете практиковали бон, один из видов шаманизма. Поэтому внедрение буддизма не давалось легко, люди пережили настоящий культурный шок. Причиной, по которой буддизм вообще прижился в Тибете, была поддержка королей, которые увидели, что буддизм хорош для людей, и сделали всё возможное, чтобы процесс распространения Дхармы продолжался. Так появилась возможность давать людям образование, отправляя их учиться в Индию, и впоследствие переводить все поучения на тибетский. Об этом времени есть очень много информации, и до сих пор всё ещё обнаруживаются новые источники.

Поучения, которые в то время были переведены с санскрита на тибетский, известны как «старые поучения», и они легли в основу школы Ньингма («ньинг»
по-тибетски означает «старый»). Итак, школа Ньингма — это «старая школа», она была первой в Тибете, основывается только на санскритских текстах. В ней не содержатся поучения тибетских учителей. Я не эксперт в этих вопросах и то, что я здесь объясняю, основано на моих собственных исследованиях. В то время в Тибете были трудности с распространением буддизма, так как последователи изначально существовавшей там религии бон не хотели его признавать. Незадолго до начала правления короля Лангдармы школа бон интегрировала в себя некоторые аспекты буддизма. Таким образом существовал старый и новый бон. Старый не имел с буддизмом ничего общего, а новый вобрал в себя элементы буддизма. Но когда сторонники бон включили буддийские поучения в свою школу, некоторые буддисты отнеслись к этому критично, так как считали, что не стоит смешивать эти поучения. По поводу этого вопроса велись дебаты и его прояснению было посвящено множество книг.

Во время правления 40-го короля Лангдармы буддизм в Тибете пережил упадок. На голове Лангдармы было два нароста, которые напоминали рога, отсюда происходит и его имя: «ланг» означает бык. Часто о Лангдарме говорили как о демоне, маре, но он выглядел не так экстремально, как это позже описывали. Я думаю, что он не был приверженцем ни одной религии, и всё что он сделал — он сделал из экономических соображений. Он полностью разрушил буддизм в Тибете, как во время культурной революции, и убил всех лам и практикующих. Вследствие этого в Тибете долгое время практически не было буддизма.

Его правление прервал йогин Лхалунг Палгье Дордже, который, исполняя перед королём один из ритуальных танцев, спрятал в широких рукавах своего костюма лук и стрелу. Делая вид, что прислушивается к звуку земли, он вытянул их, и убил короля. Этот танец до сих пор показывают в Румтеке и Цурпху, правда в большинстве случаев люди не знают, что означают широкие рукава и прикладывание уха к земле. После смерти короля Лангдармы в Тибете царил хаос на протяжении двенадцати лет. Это было плохое время во всех отношениях, было написано и сделано много негативного.

Потом началась новая эпоха Дхармы: после полного уничтожения буддизма его нужно было заново укоренять. Такие мастера как Атиша, Ринчен Зангпо, Кунга Ньингпо и Марпа снова принесли поучения в Тибет и перевели их. Прежде всего они принесли тексты из буддийского университета Наланда, так как их учителями были настоятели этого университета (Атиша, от которого идёт линия Кадампа, пришёл из Наланды; главный учитель Марпы Наропа был из Наланды; Вирупа, к которому восходит линия Сакья, также был из Наланды). Гелугпинцы часто говорят, что линия Кадампа Атиши является Гелугпой. Но это не совсем правильно, так как в линиях Кагью и Сакья тоже есть поучения от Атиши, а Гелугпа является подшколой как Кадампы, так Кагью и Сакьи. Кадампа, Кагью и Сакья появились примерно в одно и то же время. Эта новая волна переводов трёх школ, в отличие от старой Ньингмы, называется «Сарма» («сар» на тибетском означает «новый»). Школа Гелугпа появилась позже и включила в себя поучения, пришедшне не из Индии, а из других школ. Сутры и тантры Гелугпы пришли как из Сакьи, так и из Кагью.

Марпа

Тантры школы Кагью пришли как из линии Нгокпы, так и из линии Речунгпы. Среди самых известных учеников Марпы, из-за своей полной трудных примеров жизни, был Миларепа, но у Марпы были и другие важные ученики, например, Нгокпа. Его жизнь не была такой трудной, как у Миларепы, напротив, она была очень приятной. Многие тантры школы Гелугпа пришли в эту линию через Нгокпу. Другие пришли из линии Миларепы, через одного из его учеников по имени Речунгпа. Позже туда были добавлены сутры и тантры из школы Сакья.

В Тибете также существовали так называемые «терма», дхарма-сокровища. Это тексты времён Гуру Ринпоче, которые были спрятаны и которые намного позже были обнаружены тертонами (теми, кто находит сокровища). Потом они были переведены на тибетский, чего раньше никогда не происходило. Языком терм был санскрит или древний язык Уддияны, который иногда называют «языком дакинь». Думаю можно сказать, что существует отдельная школа терм, которая является чем-то отличным от Ньингмы. Потому что термы были совсем новыми текстами с полностью новыми переводами, то есть чем-то совершенно отдельным. Несмотря на то, что историки рассматривают их как часть школы Ньингма, тексты Гуру Ринпоче не были тибетскими, а сам он при-
шёл из Индии. Так как классификация школ происходит на основе переводов текстов из различных источников, то и термы нужно рассматривать как что-то отдельное.

Итак подытожим: Кагью, Сакья и Ньингма — тексты, переведённые в различные эпохи с санскрита. Гелугпа в этом контексте не является другой школой, а скорее новой организацией, в основу которой легли другие тексты. Термы Гуру Ринпоче были переведены позже, в отличие от старых текстов Ньингмы, и поэтому они рассматриваются как что-то отдельное.

Корни нашей школы идут от Марпы, мы — «Марпа-Кагью». Есть две причины, почему Марпа-Кагью стала такой популярной и так хорошо развивалась. Первая причина — особенный акцент на медитации. Медитация — суть поучений Будды, без неё учения лишены смысла. Цель — это Просветление и его можно достичь только благодаря медитации. Одно только осмысленное поведение или знания не являются чем-то особенным и не ведут к Просветлению. Особенная заслуга Марпы — не академическая работа, а то, как хорошо он собрал и сохранил методы медитации. В нашей линии Кагью есть два аспекта: практика и понимание. Два ученика Марпы передали эти поучения: Нгокпа (передал аспект знаний) и Миларепа (достиг реализации в медитации и передал эти методы).

Миларепа

Лама Нгокпа был одним из главных учеников Марпы, и позже его поучения были интегрированы в школу Гелугпа. Он передавал аспект знаний, собирая тантрические комментарии к практикам на таких Йидамов, как «О Алмаз!» (санскр. Хеваджра), «Высшая Радость» (санскр. Чакрасамвара) и Гухьясамаджа. Гухьясамаджа (тиб. Сангва Дюпа) — один из основных Йидамов школы Гелугпа, и они получили эту передачу от ламы Нгокпа. Объяснения школ Сакья и Кагью не отличаются друг от друга, так как у них один и тот же источник — университет Наланда в Индии. Миларепа — вторая причина, по которой стала популярна школа Марпа-Кагью. Его пример самый известный и единственный в своём роде. Согласно буддийской логике, чтобы убедиться в правильности результата, его нужно достичь. Миларепа доказал правильность методов Марпы. Он — доказательство того, что «Шесть йог Наропы» и «Великая Печать» истинны, и что они работают.

Главным учеником Миларепы был Гампопа. В свою очередь его главным учеником стал первый Кармапа Дюсум Кхьенпо, и так далее до наших дней. Мы, Карма Кагью, являемся линией первого Кармапы Дюсум Кхьенпо. В развитии нашей линии были взлёты и падения, но она была сохранена до наших дней, и она — подлинная.

Это обзор истории нашей линии, практиками которой мы являемся. Это важно знать, так как в будущем такое знание может предотвратить спонтанное изменение поучений. Если все знают, каким всё является, тогда ничто и никогда не будет объяснено неправильно.

Что касается самой практики, то у неё есть два аспекта. С одной стороны есть ответственные за линию, держатели линии. Они обеспечивают, чтобы поучения и передача Карма Кагью сохранялись и передавались дальше. С другой стороны есть личная практика каждого практикующего, которая должна быть простой и действенной. Для этого существуют центры ламы Оле. Там вы получаете объяснения как практиковать и условия для практики.

Если мы хотим выйти за пределы сансары и достичь уровней Бодхисаттвы, то нам нужно практиковать шине и лхагтонг. Чтобы быть уверенными, что после смерти мы сможем дальше практиковать в Чистой стране, мы учимся практике на «Будду Безграничного Света», используем его мантру и медитацию Пхова. Всё это мы делаем как личную практику и этого достаточно, так как нам не обязательно много учиться и получать буддийское образование, чтобы стать кхенпо. Также мы не должны слишком многое делать, чтобы сохранить поучения школы Кагью. Есть люди, которым это нравится и которые с удовольствием это делают, но каждый не обязан это делать. Для любого из нас главное это практика и достижение цели.

Гампопа

Для того чтобы личная практика была успешной, должны сойтись необходимые условия. Одно из них — мы прекращаем действовать негативно, и вместо этого совершаем позитивные действия. Мы обращаем внимание на причину и следствие на уровне тела, речи и ума, и делаем то, что приносит позитивные результаты, и избегаем негативных поступков. Есть всевозможные перечисления того, что позитивно, а что негативно, и в разных книгах можно получить более или менее подробные объяснения. Есть тексты, в которых дано детальное объяснение «трёх видов поведения», а в длинных пожеланиях перерождения в Чистой стране эти объяснения даны немного проще. Вкратце, негативное — это всё, что связано с тремя основными мешающими чувствами: отвращением, привязанностью и неведением. И решает, что позитивно, а что нет, не кто-то «там наверху»: не Будда, не Бог и не Аллах. Это просто то, каким всё является на самом деле. Всё, что мы переживаем сейчас, на своём уровне — это иллюзия, которая определена нашими действиями и способом мышления. Если мы действуем так, что из этого возникает негативная иллюзия, то это и есть причина, почему она негативная, а не потому, что кто-то другой это предопределяет. Всё наше иллюзорное восприятие мира является результатом впечатлений в нашем уме и, таким образом, зависит от того, что мы думаем, говорим и делаем. Если мы хотим достичь Освобождения, то в качестве основы нам нужно создать «позитивную» иллюзию. До тех пор, пока мы переживаем «негативную» иллюзию, мы не сможем двигаться дальше, так как наши затемнения слишком сильны. Примером такой «позитивной» иллюзии может быть наличие тела, с помощью которого мы можем развиваться. Используя человеческое тело и органы чувств мы можем сделать очень много позитивного. В любой другой форме мы не смогли бы разиваться, и такое перерождение было бы бесполезным и причиняло бы сильные страдания.

Также чистые страны являются «позитивной» иллюзией. Там всё очень приятно само по себе, для этого ничего не нужно делать и можно использовать свою энергию для дальнейшего развития. Рождение в приятной стране с хорошим телом и позитивным образом мышления — это результат позитивных действий. Это то, что нам нужно, чтобы мы могли развиваться. Мы не можем этого делать, если рождаемся в месте, где преобладает страдание, так, что мы только о нём и можем думать, или если наше тело вообще не функционирует, а ум не ясен. Получим ли мы хорошие условия для развития — мы определяем сами, своими поступками.

III Кармапа

Сейчас, в данный момент, мы ещё не освобождены и у нас есть неведение. Для того чтобы устранить его, мы должны медитировать. Но чтобы мы действительно могли медитировать, мы должны успокоить свой ум и начать его контролировать. Этому мы учимся с помощью медитации успокоения ума, шине. До тех пор, пока мы не медитируем, наш ум очень запутан. В уме существует так много помех: мыслей, идей, чувств… И всё это без всякого контроля. Поэтому мы должны учиться медитировать. Для овладения процессом, с помощью которого мы сможем успокоить ум и заставить его концентрироваться, Будда дал очень глубокие и эффективные поучения и методы. Для того чтобы получить окончательные результаты медитации, мы должны с самого начала правильно ей обучиться, и развивать этот навык. Я попросил ламу Оле учить этому в наших центрах и чтобы центры предоставляли и такой вид программы.

«Буддизм сегодня» №10, 2007 г.


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.