Интервью с Мипамом Ринпоче

DWBA9038_07_05_kg_img_3459_rbo-scrВопрос: Если дети интересуются медитацией, какая практика была бы полезна для них?

Ответ: Мы получили это человеческое тело, или человеческую жизнь, с ясным осознаванием и свободой изучать всё, что пожелаем. Это очень важная и удачная возможность. Обретя такую прекрасную возможность, нужно хорошо учиться. Тогда, если мы сможем отказаться от ошибок и приобрести правильные качества, то сможем достичь всего имеющегося в этом мире счастья. Более того, мы сможем достичь невероятного благополучия и на бесчисленные будущие жизни. Кроме того, все явления в этом мире непостоянны, и если не приложить усилий прямо сейчас, время и хорошие условия этой жизни пройдут быстрее, чем мы того ожидали. Никто не знает наверняка, когда нас уничтожит устрашающий враг — смерть. Поэтому нужно убедиться, что мы используем свою драгоценную человеческую жизнь так, чтобы принести хоть какую-то пользу. Для этого нужно знать о кратковременной и долговременной пользе для всех, а также хорошие методы принесения ее.

Поэтому важно учиться, а чтобы эта учеба была успешной, нужен хороший учитель. Поняв доброту своего учителя и поразмыслив над ней, можно в полной мере положиться на нее или на него. Так достигаются хорошие результаты. Особенно в наше время, когда любовь, сочувствие, честное поведение встречаются всё реже, и кажется, что весь мир пронизан негативными действиями, — такими, как зависть, обман, воровство, стычки, споры, запугивание, недоброжелательство, пытки… — это происходит между соседями, соседними деревнями и областями, людьми и организациями, государствами… Если детей учить правильному взгляду и медитации любви и сочувствия, это принесет огромную пользу им самим, другим людям и всей Вселенной. В «личном» мире прекращаются стычки и проблемы с родителями, братьями и сестрами, друзьями. А на более высоком, общемировом уровне прекратятся войны, и проявится невероятная польза.

Вопрос: Как эффективнее всего смягчить зависть?

Ответ: Если видеть пользу, которая возникает из позитивных действий существ, великое богатство от их совершения, и испытывать счастье от происходящего, тогда зависть значительно уменьшится. В особенности, когда мы видим, как кто-то становится образованней, улучшает свои личные качества, положение в обществе, экономическую ситуацию. Силой подобного видения хорошие результаты проявятся в жизни этого человека, в той области, где он живет, во всём мире, где бы это ни происходило. Поэтому полезно развивать сопричастную радость.

Более того, пользу от этого богатства получают также родственники и близкие друзья. Как сказано в тибетской поговорке, «если у короля хороший урожай — нищий получает еду». Как я уже говорил, очень правильно радоваться за такого человека.

Но если считать богатого человека своим врагом и негативно думать о его богатстве, тогда заслуга будет израсходована, а люди будут считать именно вас бесчестным злоумышленником. Они не будут считать нечестным богатого человека. Если же кто-то, имея плохую мотивацию, захочет заполучить богатство состоятельного человека, то это повредит росту процветания, счастья и мира в окружении злоумышленника. Это противоречит позитивным действиям — как в отношении мирских дел, так и в отношении Дхармы.

Даже если человек однажды случайно совершит ошибку в отношении своего врага — это его вина. Поэтому не стоит хранить неприязнь. Если продолжать считать человека врагом, хотя он не сделал ничего негативного, то ошибки можно найти даже у самого безупречного человека. Не замечая собственных ошибок, человек попадает в ряды нечестных людей, подобно сумасшедшему или пьяному. Поэтому важно развивать сочувствие. Развивая сочувствие и позитивные мысли, с позиции равностности, воспринимая друг друга как мать видит своего ребенка, ревность и зависть можно уменьшить.

Вопрос: Как лучше всего облегчить боль другого человека, сочувствовать ему, не воспринимая его страдания личностно?

Ответ: Если можем развивать интенсивное и однонаправленное сочувствие к тем, кто страдает, то благодаря этому уже в этой жизни мы сами и другие с легкостью избавимся от страдания.

Например, мальчик видит своих родителей, страдающих от бедности, голода и жажды. Если у него есть сочувствие к родителям, он будет защищать их от бедности. Что касается достижения богатства, то это происходит медленно, с большими усилиями и борьбой. Нет сомнений в том, что таким образом мы, в конце концов, разбогатеем. Поэтому сочувствие — это единство неисчерпаемого источника заслуги и самой сути Дхармы. Это основа достижения счастья в этом мире, построения хорошо функционирующего общества и главный фактор растворения страданий — последствий стычек и ссор.

Вопрос: Как могут сосуществовать буддизм и современная жизнь?

Ответ: Исходя из экономического прогресса и нынешнего роста нашего благосостояния, условия для обретения благородной Дхармы становятся всё более благоприятными. С другой стороны, сегодня люди мыслят и ведут себя несоответствующим образом. Например, после Первой и Второй мировых войн господствующее положение заняло ядерное оружие. Это оружие может разрушить весь мир за одно мгновение. Учение Будды, обладающее взглядом любви и сочувствия, может предотвратить это.

Кроме того, если современная наука сможет найти точки взаимопроникновения с богатством, которое может дать Дхарма — тем богатством, которое не может принести один лишь современный прогресс, а именно совершенное состояние счастья в этой и последующих жизнях, — то это очень хороший знак. Поэтому мне кажется, что Дхарма полностью гармонирует с прогрессом в современной науке в этом столетии, чему можно только радоваться.

Сто лет тому назад, когда физика становилась популярной, ученые и последователи религиозных учений придерживались противоположных взглядов, случались дискуссии и споры. Однако за последние сто лет, по сравнению с предыдущей ситуацией, произошли большие перемены. Как это случилось? В минувшем столетии, в 1905 году, Альберт Эйнштейн открыл теорию относительности. Затем, в 1913, 1920, 1930 и в последующие годы датский ученый и естествоиспытатель Бор и другие, используя методы квантовой механики, провели в Парижском университете яркие эксперименты с известнейшими результатами. После этого многие сильно изменили свой образ мышления. Будда, наш сочувственный Учитель, предвидел это. Многие ученые были очень удивлены, приобрели сильное доверие и убежденность. С тех пор, по их словам, многие из них сделали решительный шаг в сторону Востока и буддистов. Кроме того, ученые говорят, что смысл квантовой механики сходен с Учением Будды, и это удивляет людей. Американский профессор физики, Фритьоф Капра, написал книгу о том, как сочетаются между собой взгляды современной физики, буддизма и других учений Азии. И вот он пишет, что оба эти подхода в значительной степени гармонируют друг с другом. За пятнадцать лет было продано миллион экземпляров этой книги, и она была переведена на многие языки. Большинство читателей приветствовали и хвалили эту книгу.

Вещи такого рода происходили снова и снова. В 1987 и в последнее время состоялось множество встреч квалифицированных буддийских мастеров с учеными, как в Соединенных Штатах, так и в остальном мире. И ученые говорили, что испытывают такое чувство, будто открыли новый остров в океане. В поздние годы жизни Эйнштейн, настолько прославленный, что его даже называют отцом современной физики, писал в своих мемуарах: «Я считал науку и религию абсолютно отдельными сферами, в то время как они тесно взаимосвязаны. Религия без науки слепа, а наука без религии — хрома». Ранее он говорил: «Религия будущего будет особенной ля этого мира. В отличие от религий, верящих в творца мироздания, или же придерживающихся только писаний, в этой религии предметом обсуждения будет объединение окружающего пространства и сознания. Основываясь на мировоззрении тех, чьей сутью является религия, главное — это разделение на материю и окружающую среду с одной стороны и сознание с другой. Буддизм согласуется с обеими точками зрения». Тибетский ученый Гендюн Чёпел говорит: «Любая часть нашего пути: основа, путь или плод — может статьоснованием для науки».

Если говорить кратко, когда Дхарма, предоставляющая безошибочный метод принесения пользы всем, неспособная совершить даже малейшую ошибку, попадает в руки достойных людей, тогда проблем нет. В наших современных условиях, если наука совершает очередные восхитительные открытия, у практиков Дхармы не должно возникать проблем, связанных с наукой, поскольку сам Будда говорил: «У меня нет противоречий с миром». Кроме того, он говорил: «Всё, сказанное мной, нужно анализировать при помощи логики и умозаключений — подобно тому, как убеждаются в подлинности золота, тщательно проверяя его. Практика, предваряемая логическим анализом, считается высшей». Посредством открытого ума образованных и реализованных буддийских ученых и естествоиспытателей и тех, кто в наше время обладает обширными знаниями, взаимосвязь между буддизмом и наукой достигнет расцвета.

Вопрос: Какая разница между умом и мозгом? Какая между ними связь?

Ответ: Ум — нечто бесформенное и беспрепятственное, обладающее такими характеристиками, как пустота, ясность, знание, осознавание. Мозг — это материальная форма, состоящая из атомов. Поэтому между ними большая разница.

Что касается их взаимоотношения, то ум и сознание, неразрушимый континуум, переходящий из жизни в жизнь, называется изначальным умом. Это состояние, полностью выходящее за пределы чего бы то ни было. Оно зависит от каналов и энергий различных благоприятных и неблагоприятных перерождений тела в каждой из последовательных жизней. Тонкий изначальный ум, о котором мы упоминали ранее, активизируется этими каналами и энергиями, в то же время излучая грубый ум. Поначалу обычные существа, которые еще не тренировали свой ум путем слушания и медитации, неспособны распознать его.

В обычном человеческом теле местоположение ума — это ветер на уровне сердца в центральном канале. Грубый ум, порожденный тонким изначальным умом, воспринимает формы, звуки и т.д. Больше всего это восприятие зависит от нервных клеток мозга; оттуда ум взаимодействует с объектами. Из медицинских тантр: «Нервы органов чувств, вызывающие появление объектов, зависят от мозга».

Вопрос: Что же такое этот мозг, от которого зависит грубый ум?

Ответ: Нервные клетки, сеть нервных частиц, в буддизме называют chu rtsa. Вещество мозга — множество отдельных тонких нервных волокон, так называемых нейронов, связанных между собой. Например, как только тушь окажется на кончике перьевой ручки или кисточки, можно нарисовать любую картинку какую пожелаешь. Точно так же грубый ум, сопровождаемый ветрами, совершенно беспрепятственными по своей сути, опираясь на эти нервы, проявляется, обладая способностью цепляться за объекты и различать их. Когда люди умирают, грубый ум растворяется в тонком. Силой ветра, порождающего также и сам тонкий ум, он отправляется в разные места и там ухватывается за новое тело как за опору. И тут он снова излучает грубый ум, как это уже объяснялось. Несмотря на это, некоторые ученые утверждают, что мозг и ум едины, или даже ум является качеством мозга. Например, механистическая и материалистическая точка зрения английского философа Гоббса: «Что же касается материального основания духа и всех движений ума, они действительно существуют внутри человеческого мозга».

Кроме того, французский доктор Августин Кабанес писал: «Сознательность ума происходит из движений головного мозга. Таким же образом, например, телесные жидкости порождаются печенью». Поэтому многие люди говорят, что если головного мозга нет, то ум можно и не исследовать, поскольку в таком случае невозможно присутствие сути сознания.

Но недавно в Америке родился мальчик без головного мозга по имени Эндрю, и, несмотря на это, вплоть до своей смерти в возрасте пяти лет, он смотрел фильмы и смеялся. Врачи, которые обследовали его, уверяли, что, несмотря на то, что у него была только голова, а мозга не было, он был всё-таки настоящим человеком. И кроме этого случая повсюду время от времени рождаются люди без головного мозга. Более того, девочка Шанти Деви, которая родилась в Дели 16 октября 1926 года, могла ясно вспомнить пять своих предыдущих жизней. И по всему миру известно множество подобных случаев. Например, хорошо известно, что только в Америке в
1992 году по статистике насчитывалось 1300000 таких случаев. Исходя из научных открытий в области исследования мозга, стало известно, что сознание зависит от сущности, отличной от головного мозга.

В 1972 году доктор Р.A. Муди исследовал 150 человек, и в своих книгах, таких как «Жизнь после жизни» или «Свет извне», он писал, что люди уверены в том, что есть нечто, остающееся после смерти. Его основное доказательство состоит в том, что люди на пороге смерти испытывают отделения сознания от тела, так называемые «околосмертные переживания» (NDE — near-death-experiences). Британский ученый Джон Экклз, нобелевский лауреат 1963 г., писал в своей научной статье, принесшей ему эту высокую награду: «Именно компонент сознания связывает между собой нейроны и бесформенное… — и далее: — После смерти головного мозга нематериальное сознание сохраняется, оно непрерывно». Д-р Джон фон Нойманн, знаменитый на весь мир ученый, которого коллеги восхваляли как одного из острейших умов человечества, говорил: «Внутри человеческого тела присутствует «самость», или «я», и это — нематериальное сознание. В теле этим сознанием управляет головной мозг. Оно воспринимает объекты на расстоянии». Более того, благодаря прогрессу, достигнутому в квантовой физике и других дисциплинах, стало всемирно известно, что суть сознания отлична от мозга.

Вопрос: Что такое мудрость в буддийском смысле? Какова разница между терминами «мудрость» (shesrab) и «изначальная мудрость» (ye shes)?

Ответ: Слово, которым обозначают изначальную мудрость, состоит из двух слогов: ye и shes. Ye означает «с самого начала», или изначальную природу. Shes — это ум, в совершенстве знающий изначальную природу явлений. Это общее значение ye shes, так его объясняют в различных трактатах. Иногда это можно понимать как всезнание, иногда — как постижение пустоты: разные трактаты толкуют это по-разному. Понимать изначальную мудрость можно начиная с пути накопления и до десятого уровня Бодхисаттвы.

В общей перспективе природа shes rab — это умственные события. Функция этого вида мудрости — удалить сомнения и сосредоточиться на объектах исследования. Так, собственной силой, shes rab может различать, что нужно сделать, а от чего нужно отказаться. Эта мудрость есть в потоке ума всех существ, и буддистов и небуддистов.

Вопрос: Как мы приносим пользу другим своей медитацией?

Ответ: Если мы культивируем совершенно чистую медитацию, мы без всяких трудностей сможем достичь состояния Будды, высшей пользы, — как для самих себя, так и для других. Лучше всех может помочь другим только Будда. Поэтому благодаря медитации возникает огромная польза для других. А вот то, каким образом медитация принесет пользу, зависит от того, какую медитацию мы практикуем.

Вопрос: Многие небуддисты верят, что всё, что мы переживаем, — это судьба, которую не изменить, или, по крайней мере, всё зависит не от нас самих, а от чего-то или кого-то другого. В чём именно состоит разница между буддийским и небуддийским взглядом на карму и судьбу?

Ответ: Разница между буддийским и небуддийским взглядом состоит в том, видит ли человек, что всевозможное счастье и страдание возникают соответственно из позитивных или негативных действий тела, речи и ума. Более того, они родились в месте, которое связано с кармическими накоплениями существ соответствующего типа. Они переживают счастье или страдание вместе с миром соответствующего типа.

У небуддистов есть много других положений. Можно их разделить на две группы: одни утверждают, что мир возник сам собой, а другие — что он создан великим творцом, например Шивой. Если отстаивать первую точку зрения, а именно то, что всё возникло само собой, то существа не имеют возможности улучшить свою жизнь в желаемом направлении радости и счастья, и у них нет способа прекратить страданий. Таким образом, любое усилие становится бесполезным, поскольку всё возникает само собой.

В соответствии со второй точкой зрения, творец создал как неодушевленный внешний мир, не имеющие чувств вещи — к примеру, континенты, которые существуют долго и свободны от болезней, — так и одушевленных существ, таких как люди, у которых есть чувства, и они проводят свою короткую жизнь в муках старости, болезней и смерти. И в течение этой короткой жизни счастье должно наступать само собой. Поэтому, коротко говоря, высший творец, который принес в этот мир так много страданий, должен быть создан другим творцом. Есть еще много других тем для обсуждения и вопросов, которые нужно прояснить, — как например, обладает ли творец полной властью всетворения, однако мы не будем углубляться в детали.

Если вернуться к буддийскому пониманию кармы, тогда, например, благополучие нашего тела — свободно ли оно от болезней или же, наоборот, болеет — зависит от нашего здоровья, а всё счастье или страдание зависят от наших позитивных или негативных действий. Кроме того, как и переживания позитивных действий, наше здоровое тело в хорошей форме свободное от болезней однажды исчерпается. Для того, кто намерен совершить больше позитивных действий, «Драгоценность Будда», указывающий путь Учения, подобен доктору. «Драгоценность Дхарма», совершен- но чистый путь методов (и позитивные действия в соответствии с Дхармой), подоб- на хорошему здоровью. Все друзья, практикующие этот путь методов, называются «Драгоценность Сангха». Опираясь на Три Драгоценности соответствующим обра- зом, можно освободиться от всех страданий и обрести абсолютное счастье, состояние совершенной природы Будды. Вот в чём особенность буддийских поучений.

Вопрос: Как можно оказать положительное влияние на карму?

Ответ: Внимательно исследуйте и проверяйте безошибочные методы создания пользы и счастья для нас самих и других. В то же время смотрите, в чём состоит путь достижения временной и окончательной пользы, и как можно избавиться от плохого поведения, которое не соответствует практике этих методов. Наконец, осознайте необходимость практиковать при помощи тела, речи и ума всё, что соответствует этим путям. Если мы придерживаемся позитивных действий, то сами увидим, что приносит пользу, а что нет — всегда, во всех ситуациях. Будучи учителем и кормчим самим себе, всегда сосредотачиваясь на понимании, мы сможем легко направить действия тела, речи и ума в позитивном направлении.

Вопрос: Ум и сознание — это одно и то же?

Ответ: Да, это правильно: ум и сознание — это одно и то же.

Ответы на эти вопросы были составлены в течение пяти дней, по утрам и вечерам, человеком по имени Джу Мипам Тулку на основании того, что он слышал, и на основании множества традиционных текстов. Пусть это принесет благо!

Мипам Ринпоче родился в Тибете в 1949 году. В 1959 году многие тибетцы покинули Родину, потому что практиковать Дхарму стало невозможно. Серьезно больному в то время Ринпоче было разрешено остаться в его монастыре Джуньюнг Гомпа. Он провел тринадцать лет в ретрите, изучая буддийскую философию и практикуя медитацию. Позднее он работал над восстановлением монастыря. После перенесенного инсульта он покинул Тибет в 1994 году для прохождения лечения. Ринпоче является ученым
и мастером традиции Ньингма и учит в традиционном стиле. Он отец Семнадцатого Гьялва Кармапы Тринле Тхайе Дордже. Сейчас он с женой Маюм-ла живет в Международном ретритном центре Карма Гён в Испании.

Перевод с английского Владимира Петрова

«Буддизм сегодня», №14, 2009


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.