Карма Ген, Велез Малага, Январь 2005
Я родился в 1949 году и был признан Тенгье Ринпоче как Мипам III. Тенгье Ринпоче был мастером, который во время смерти растворил свое тело в радужном свете, то есть не оставил после себя физического тела. У меня было два главных учителя, и оба они были кхенпо: Кхенпо Нгаванг Чодар и Кхенпо Ригцак Дордже. Когда Тибет был захвачен Китаем, я из-за своей болезни получил разрешение оставаться в своем монастыре Джуньюнг Гомпа. В 1959 году монастырь был полностью разрушен, но при содействии Панчен Ламы X и других великих лам я получил разрешение на его реконструкцию. Сейчас в Джуньюнг Гомпе под руководством различных кхенпо учатся и практикуют Дхарму примерно 120 монахов и йогинов. У меня с ними близкий контакт, я помогаю им духовно и материально, как могу.
Можете что-то рассказать о Вашей буддийской практике?
Очень юным, в возрасте 13 лет, я начал свою практику с уединения в монастыре Джуньюнг Гомпа. Эта практика длилась более 15 лет, и в этом уединении я сделал две тысячи Нюнгне (ритуалы поста и медитации на тысячерукого Ченрезига), а также другие практики на Йидама.
Как Вы и Ваша семья бежали из Тибета?
После того, как мой сын был признан перерождением Сонама Цемо Ринпоче — важного гелугпинского ламы, китайцы начали наблюдать за нашей семьей. Это было то время, когда китайское правительство признало Кармапой Ургьена Тринле, и китайцы узнали, что мой старший сын утверждает, что он — Кармапа. Конечно же, правительство Китая не было готово допустить появление второго Кармапы, и по этой причине они все больше нас контролировали.
В то время я заболел, болезнь была временной, но благодаря ей мы смогли покинуть Тибет. Сначала я лег в небольшую клинику в своем поселении. Четверо мужчин, один из которых был шефом полиции, приходили ко мне туда и требовали, чтобы я послал своего старшего сына в государственную школу в Пекине. За это они взяли бы на себя все расходы по пребыванию в больнице. Я им ответил, что мое здоровье очень слабое, и я не знаю, когда умру, поэтому хочу, чтобы мой ребенок остался со мной. Кроме того, я попросил их отправить меня для лечения в хорошую больницу в Китае. Они согласились, но при условии, что я поеду один. Я снова отказался и сказал, что не допущу разделения своей семьи. После этого они пообещали выполнить мою просьбу о переводе в другую больницу в Китае. Они предложили нам две машины, но с двумя условиями: чтобы мы сами оплатили расходы на бензин и чтобы мы отдали документы всех членов семьи двум сопровождающим, которые были шпионами. Так как по пути в больницу ситуация ухудшилась, я думал о возможности побега в Индию.
Наше прибытие в клинику совпало с Рождеством и Новым годом. Большинство врачей уехали в отпуск, и пациенты остались без лечения. Я понял, что эта ситуация — большой шанс, чтобы улизнуть от полиции и убежать из больницы. Я позвал главного врача, которому по прибытии были переданы наши документы, и начал выступать против неправильного лечения, которое приносило страдание. Потом я настоятельно попросил его выставить счет за лечение и отдать наши документы, чтобы мы могли поехать в другую больницу, в которой лечение наверняка будет стоить гораздо дешевле. Разозленный врач швырнул наши документы на пол. Сонам Палден ответил на это тем же — он бросил на пол деньги. Мы взяли пропуска и быстро исчезли из больницы. В городе мы искали место, где могли бы спрятаться, и сняли две комнаты в одном доме. Мы переоделись в одежду обычных людей, постригли детям волосы так, как это делали в той местности. Полиция искала нас повсюду, они дошли даже до монастыря в Кхаме, чтобы удостовериться, что мы не вернулись туда. В конечном итоге мы все — Маюм, моя жена, двое наших детей и Сонам Палден нашли способ бежать из Китая. Кармапа поехал сразу в Индию, а мы – в Бутан, где пожили некоторое время. После этого мы переехали в Дхера Дун на севере Индии.
Расскажите нам немного о Вашей болезни, как вы с ней живете?
Мой ум в каждое мгновение счастлив. С детства я делаю пожелания, чтобы мог уменьшить страдания всех существ, взяв их на себя. Я думаю, что эта болезнь является исполнением этих пожеланий. Сначала в возрасте 42 лет я перенес паралич правой части тела. Я думал, что это станет большой проблемой, так как это не давало мне возможности писать правой рукой. Через несколько месяцев паралич переместился на левую сторону. Как практикующий Дхарму, я счастлив иметь возможность брать на себя страдания существ и давать им что-то хорошее.
С недавнего времени Вы живете в Европе, какое Ваше впечатление о буддистах на Западе?
(Ринпоче смеется, поднимает руку и прикладывает ее к глазам, чтобы изобразить того, кто смотрит вдаль в поиске практикующих).
В прошлом на Западе не было поучений Будды, и сейчас они здесь в самом начале своего развития. Кармапа XVI и другие великие ламы перенесли Дхарму на Запад. Но если мы сравним Сангху с количеством практикующих других религий, то наших людей все еще мало. Данная ситуация подобна той, когда буддизм был перенесен из Индии в Тибет. В начале только некоторые понимали глубину поучений. Но развитие в Тибете было намного проще, так как там была только одна религия, а на Западе их – много.
Каким будет Ваше предназначение на Западе сегодня?
Я не знаю, когда умру. Поэтому практика — мое единственное намерение. По этой причине у меня нет никаких планов.
Когда Вы были еще в Тибете, знали ли Вы о существовании испанского центра Карма Ген?
Когда я был ребенком, мне снилось это место. Позже мне часто снились горы и расположенные напротив деревни (Ла Марома и Каниллас де Акейтуно). Когда я туда приехал, то узнал ландшафт из своих снов, и знал, что должен остаться.
Как такое возможно – в Вашей семье представлены три большие тибетские линии?
Не три, а даже четыре. Сонам Цемо до своего шестого перерождения был великим ламой линии Сакья, и только в двух своих последних жизнях — он лама Гелугпы.
Это правда, что первый Мипам предсказал, что в его семейной линии будет Кармапа?
Да, есть письмо с предсказанием первого Мипама Ринпоче, в котором сказано, что в линии Мипамов будет узнан Гьялва Кармапа. Эта бумага находится в Тибете.
Как Вы себя чувствуете в роли отца Кармапы?
Я и моя женя Маюм очень счастливы знать, что активность двух наших детей очень полезна для всех существ.
Вопросы составили Педро Гомес, Антонио Херреро и Элена Зэнхец.
Мипамы Ринпоче
Первый Джамген Мипам Ринпоче жил в XIX веке и считался чрезвычайно выдающимся мастером своего времени из-за своих знаний и глубокой реализации. Он написал более 300 трудов и был духовным главой монастыря Юмо Хор в Восточном Тибете.
Второй Джамген Мипам Ринпоче родился в 1916 году как сын короля Дерге в Восточном Тибете. Он был узнан великим Джамьянгом Кхьенце Чекьи Лодре как перерождение Мипама Ринпоче. К сожалению, из-за хронических проблем со здоровьем, он умер в возрасте 27 лет.
Третий Джамген Мипам Ринпоче – один из самых великих ученых на сегодняшний день и мастер традиции Ньингма. Он отец Его Святейшества XVII Кармапы Тхайе Дордже. Он родился в Тибете в 1949 году и был узнан Тенгье Ринпоче из Лаба как реинкарнация Мипама Ринпоче. Во время своей смерти в 1959 году Тенгье Ринпоче благодаря своей реализации проявил радужное тело. Во время этого события присутствовало много людей, которые подтверждают его.
В 1959 году, когда Мипаму Ринпоче было десять лет, в Тибете из-за изменившейся политической ситуации стало невозможно официально практиковать Дхарму. Из-за тяжелой болезни Мипама Ринпоче ему было разрешено остаться в его монастыре Джуньюнг Гомпе. Так он смог сконцентрироваться на изучении буддийской философии и медитации. Он провел тринадцать лет в ретрите и выполнил, наряду со многими другими медитациями, две тысячи ритуалов Нюнгне, практики на тысячерукого Ченрезига. Позже Мипам Ринпоче получил разрешение на восстановление Джуньюнга Гомпы. Он пригласил в свой монастырь Панчен Ламу X и других мастеров. Панчен Лама консультировал его во время восстановления монастыря. До тех пор, пока позволяло здоровье, Мипам Ринпоче посвящал свое время реставрации. После того, как с ним случился апоплексический удар, в 1994 году он покинул Тибет для того, чтобы получить более качественное медицинское обслуживание за границей. С марта 2004 года Ринпоче со своей женой Дечен Вангмо жил в центре Карма Ген, недалеко от Малаги, в Испании.
Информация о Ринпоче, его активности и возможностях поддерживать его финансово на сайте: mipham-rinpoche.org.
Мипам Ринпоче и его жена Дечен Вангмо по приглашению Ламы Оле и Ханны Нидал в мае и июне 2005 года почти месяц ездили по Средней Европе и посещали некоторые центры линии Карма Кагью. Они были по несколько дней в разных местах, давали поучения и медитировали с учениками. Они посетили ретритный центр Амден, Гамбург, ретритный центр в Родбю, центр в Граце и в Шварценберге, один день были в Мюнхене. Там, среди прочего, им презентовали работу Ламы Оле на Западе.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.