Интервью с Е.С.Кармапой XVII Тхайе Дордже

Его Святейшество Кармапа XVII
Его Святейшество Кармапа XVII

Индия, Февраль, 2001.

Вопрос: Что такое Обещание Бодхисаттвы с практической точки зрения? Раньше я делала много глупых вещей, потому что думала, что должна всем помогать.

Кармапа: Стать Бодхисаттвой или вступить в практику – это, конечно, совсем непросто, и я думаю, те, кто начал эту практику, прежде всего, не должны подолгу оставаться в очень людных местах. Вначале они должны прилагать усилия в практике сами и становиться сильными. Лучше удалиться оттуда, где много людей, и стараться медитировать. Как только вы обретете уверенность, можно будет сказать, что вы в состоянии помогать, и после этого вы можете начинать помогать. Если же новички в самом начале стараются что-то такое делать, то это совершенно глупо и безнадежно.

Вопрос: Но мы ведь не можем по-настоящему удалиться, потому что работаем…

Кармапа: Если вы можете помочь другим, просто старайтесь помогать им так хорошо, как можете. Если же не можете – то, значит, вы не можете. Очень жаль. Единственное, что вы можете тогда делать, – это желать им всего самого лучшего. А все, что в ваших силах, вы должны делать.

Вопрос: Что такое медитация? Как нам объяснять это новым людям?

Кармапа: Это просто попытка успокоить ум. Конечно, есть разные медитации и разная мотивация – здесь есть различия. В остальном же все одинаково. Сначала старайтесь не иметь никаких сомнений, никаких мыслей. Это лучшее успокоение себя, успокоение своего ума.

Вопрос: Мы всегда говорили очень сложные вещи новичкам…

Кармапа: Не думаю, что это сложно.

Вопрос: Что является сутью Алмазного Пути?

Кармапа: Конечно, сутью Алмазного Пути является Махаяна. То, что ниже Махаяны, отличается, а что выше – эта часть, в основном, связана с активностью Бодхисаттвы. Иметь любовь и доброту всегда в своем уме. У вас должен быть такой подход.

У каждого Учителя есть свои ученики, и я не хочу отличаться
У каждого Учителя есть свои ученики, и я не хочу отличаться

Вопрос: Но мы можем достичь Просветления за одну жизнь в Алмазном Пути, тогда как в Махаяне мы этого сделать не можем…

Кармапа: Но давайте будем откровенны: стать Просветленным за одну жизнь почти невозможно.

Вопрос: Что, по-вашему, будет происходить в Европе? Чему Вы будете учить? Главным образом, пути Бодхисаттвы? Махамудре? Алмазному Пути?

Кармапа: Я не могу сейчас сказать, для меня это новая ситуация. Но, наверное, я буду давать все, что люди захотят получить.

Вопрос: Лама Оле будет активен в мире какое-то время. После того, как Оле уйдет, Вы еще будете здесь. Как Вы это видите? Вы будете в дальнейшем возглавлять организацию? Или у Вас будут свои ученики?

Кармапа: Я не хочу делать всех одинаковыми. Это трудно, потому что у большинства людей есть свои Ламы. И они следуют своим Учителям, их учению, и хотят придерживаться этого. Поэтому я могу сказать, что не хочу всех «захватить» – это не является моей мотивацией. Моей мотивацией является желание просто учить, просто объяснять. И если у людей есть какие-то сомнения – пытаться разрешить их. И, конечно, у меня будут свои ученики – непременно. Это совершенно нормально – так все и происходит. У каждого Учителя есть свои ученики, и я не хочу отличаться. Я пытаюсь делать всех настолько нормальными, насколько это возможно. Я рад, что есть люди, которым нравится учить, у которых есть способность учить правильно, – пусть они делают это.

Вопрос: Что Вы думаете о гордости?

Кармапа: Конечно, почти все существа таковы: им кажется, что у них есть что-то лучшее, что они лучше, чем остальные. Это нормально. Это превосходно, если только они не причиняют никому вреда из-за своих мыслей, пока они ведут себя мирно. Кроме того, приятно, когда у людей хорошее настроение. Но вы знаете, что и Кагью, и Гелуг, и все четыре школы тибетского буддизма, в основном, направлены на то, чтобы помогать существам. Они дают людям то, в чем они нуждаются. Говорить, что вы должны следовать этому и вам нельзя делать какие-то вещи – не очень хорошо. Но, конечно, вы можете гордиться тем, что у вас есть, и даже должны гордиться.

Вопрос: Трудно ли Вам из-за того, что Вас не поддержали некоторые ламы?

Кармапа: Все это не имеет никакого значения. Если бы я хотел получить поддержку, я мог бы даже баллотироваться на выборах. Для меня это не главное. Меня это не тревожит.

Вопрос: Как работать с нетерпеливостью? Нам не терпится поскорее получить результаты от медитации, поскорее стать лучше. Мы так сильно хотим этого…

Кармапа: Дело не только в терпении. Почти все аспекты Дхармы трудны, поскольку она противоречит обычной жизни. В обычной жизни вы всегда должны делать что-то для себя и при этом не обязательно делать себя лучше. В Дхарме – в точности наоборот. Вместо себя есть другие. Естественно, это большое противоречие. Не нужно пытаться быстро получить результат. Это довольно сложно. Если вы действительно хотите увидеть результат очень быстро, то я предполагаю, что лучше следовать индуизму или чему-то еще. Мирские вещи могут быть весьма быстрыми. Дхарма не только для этой жизни, она – для всех жизней, и поэтому требует так много времени. Не должно быть так: я собираюсь практиковать сегодня, и уже завтра хочу получить результат. А если не получу, то не буду этому следовать.

Вопрос: Как еще люди могут работать с нетерпением?

Кармапа: Старайтесь не терять надежды. Даже если что-то выглядит невозможным, это, на самом деле, возможно.

Вопрос: Существует много различных книг. С чего начинать новым людям?

Дхарма не только для этой жизни, она - для всех жизней.
Дхарма не только для этой жизни, она – для всех жизней.

Кармапа: Книги – более или менее вопрос рынка. В книгах пишут много разных вещей. Я не говорю, что вы не должны читать книг, – можете читать вск, что хотите, но не следуйте им полностью и не привязывайтесь к ним. У начинающих всегда есть поддержка их Учителя. Но, конечно, очень важна также помощь друзей в Дхарме. Вы должны стараться много помогать друзьям. Потому что одного Учителя недостаточно.

Вопрос: Поэтому важен личный контакт?

Кармапа: Да, это скорее как команда – все должны стараться помогать.

Вопрос: Как установить равновесие между изучением и медитацией?

Кармапа: 50 на 50. Если я скажу, что нужно 100 процентов на что-то, тогда не много останется времени для другого. Но это зависит от человека: одним людям больше нравится изучать, чем медитировать, медитация для них слишком «духовна», и они не видят в ней большого смысла. Им больше нравится логика. Другие предпочитают медитировать и получать результат. Это очень индивидуально. Я могу только сказать, что в Кагью, в основном, люди больше медитируют, чем изучают. Поэтому, если можете, старайтесь больше медитировать, чем изучать. Вы можете больше учиться просто из жизни. Можно накапливать опыт.

Вопрос: А чему отдать предпочтение – медитации  или активности в Дхарме? Некоторые люди больше хотят медитировать, чем работать в центре.

Кармапа: Очень трудно сказать однозначно. Я видел, когда был в Европе, что все работают, никто не может оставаться без этого. Может быть, можно меняться ролями. Например: сегодня ты делаешь практику, а я работаю, завтра я практикую, а ты работаешь.

Вопрос: Насколько важно строить Ступы? Какова их функция?

Кармапа: Конечно, Ступы очень, очень важны. Они несут благословение, устраняют препятствия и способствуют поддержанию Учения долгое время. Но вещи, которые вы кладете внутрь, и человек, который проводит связанные с этим ритуалы, должны быть действительно чисты. Иначе если вы положите внутрь что-то негативное – это может принести много препятствий.

Вопрос: Итак, должны ли мы стараться построить Ступу?

Кармапа: Да, я думаю, это очень важно.

Вопрос: Как Вы думаете, будут ли многие из нас практиковать Шесть йог Наропы?

Кармапа: Я думаю, это также возможно. Может быть, не для всех. Но как я уже говорил, это всегда зависит от самого человека. Со временем все меняется, но зависит от самого человека.

Вопрос: И Вы также будете учить Шести йогам?

Кармапа: Да, буду делать все, что в моих силах.

Вопрос: Будете ли Вы также учить Пхове отдельно, как и Лама Оле?

Кармапа: Да, конечно.

Вопрос: Может ли буддизм действительно развиваться на Западе?

Кармапа: Я думаю, может, конечно.

Вопрос: Способны ли мы его воспринять?

Кармапа: Судя по всему, да.

Вопрос: Может ли система тулку перейти в Европу?

Кармапа Тринле Тхайе Дордже
Кармапа Тринле Тхайе Дордже

Кармапа: Это может произойти. Однако эта система поиска не очень хороша. Я говорю это потому, что в наши дни мало учителей с высоким уровнем развития. Это осложняет поиск: трудно найти настоящего тулку. Теперь почти все – тулку. Но, я думаю, эта система могла хорошо работать только в старые добрые времена. Тогда были настоящие тулку. Сейчас лучше стараться быть хорошим учителем или хорошим практиком. Это лучше, чем быть просто тулку. Потому что в наши дни можно видеть много тулку, которые даже хуже, чем обычные люди. Им кажется, что они могут делать все, что захотят. Можно, в каком-то смысле сказать, что они избалованы. Мне очень жаль, потому что есть некоторые действительно хорошие тулку, но большинство из них – недостойны. Лучше стать хорошим практиком, чем быть тулку.

Вопрос: О посвящениях «Чик ше кюн дрёл». В какой степени мы должны стараться попасть на них?

Кармапа: Посвящения, которые дают для всех большинство лам, и я в том числе, – это посвящения больше для благословения. Только для очень особенных учеников это связано с передачей – это довольно глубокая вещь. Для большинства людей это действительно большое благословение. Можете постараться поехать, а если не получится – ничего страшного. Если есть мотивация встретиться с Ламой или, скорее, заниматься практикой. Чик ше кюн дрёл – это серия посвящений, куда входят посвящения на Манджушри, Ченрезига и так далее.

Вопрос: Люди хотят практиковать их все. Им нравится коллекционировать.

Кармапа: Коллекционирование – это хорошо, разве нет?

Вопрос: Но практиковать все – невозможно.

Кармапа: Вы должны иметь отдельный аспект, особенную личную практику. Нужно стараться сохранять максимальную ясность в этом вопросе на протяжении всей своей жизни. И можно получать много посвящений – если есть время, это можно делать. Но вы никогда не должны забывать про свой аспект практики. И не нужно проводить слишком жесткие различия между разными аспектами – они все одинаковы. Но собственный аспект практики лучше.

Вопрос: Для нас это Нендро. Это наша каждодневная практика на данный момент…

Кармапа: Да, это верно.

«Буддизм сегодня», №3, 2002


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua