Интервью с Е.С.Кармапой XVII Тринле Тхайе Дордже в Калимпонге

Кармапа XVII в Калимпонге, 2003 год
Кармапа XVII в Калимпонге, 2003 год

Специально для «Буддизм сегодня».  27 марта 2003 года.

Каждый год весной Кармапа приглашает своих западных учеников в Калимпонг – небольшой город в Гималайских горах на севере Индии, где находится его и Шамара Ринпоче резиденция. Вот уже несколько лет накануне этого радостного события организовываются группы практикующих из разных стран для поездок по важным буддийским местам в Индии и Непале, а теперь – и Бутане.

Этой весной в паломничество отправилось несколько групп. Одна в количестве 70 человек вместе с Ламой Оле, Ханной и Кати посетила Бутан – единственное государство в мире, где буддизм Алмазного пути является официальной религией). Также была организована группа иностранцев во главе с Манфредом Зегерсом, а также две группы россиян и украинцев совершили паломничество по буддийским местам. Переполненные впечатлениями и радостью, 24 марта ученики встретились у Его Святейшества Кармапы XVII Тхайе Дордже в Калимпонге.

В первый вечер мы вместе с Кармапой и монахами учебного центра приняли участие в Махакала-пудже, которая проводится ежедневно и длится около двух часов. Лама Оле и Ханна сидели рядом с Кармапой и тоже пели пуджу. Также пуджу пела Жужа(Кошеги – ред.), у нее оказались тексты. На следующий день Кармапа XVII дал посвящение во Второго Кармапу Карма Пакши. После посвящения и благословения Лама Оле дал подробные объяснения и рассказал о Карма Пакши В этот же день позднее мы слушали поучения главного преподавателя Кармапы — Семпа Дордже. Лама Оле пригласил его учить на Запад. Вечером мы опять собрались на традиционную Махакала-пуджу. Теперь все остальные западные ученики, приехавшие из паломничества, тоже смогли в ней поучаствовать. Пуджа длилась 1 час и включала в себя ту часть призывания, которую мы используем в наших центрах. Когда все дружно начали петь знакомые слова на тибетском, некоторые монахи развеселились. Наверное, их удивил акцент белых людей.

Лама Оле и Ханна Нидал, а также мама Кармапы XVII
Лама Оле и Ханна Нидал, а также мама Кармапы XVII

Кармапа впечатлил всех учеников. Ему только 20 лет, но его сила и мудрость ощущаются во всем. В нем сочетается огромная мощь и, одновременно, мягкость и доброта. Мы чувствовали, что рядом с нами друг, с которым можно делать одну работу — заботиться о других и распространять учение Будды. Лама Оле, Ханна и Кати долго разговаривали с ним и особенно отметили его зрелость.

Большим событием для всех стало знакомство с родителями Кармапы. Перед лекцией Семпа Дордже, когда все уже расселись в гомпе, Лама Оле спросил: «Вы знакомы с мамой Кармапы?» Она пришла на поучения. Все встали, а Лама Оле подбежал к двери, взял ее за руку и под громкие аплодисменты проводил в первый ряд. В ее присутствии все испытали особую благодарность. Она оказалась удивительной женщиной, очень красивой и спокойной. После лекции мама Кармапы с огромной любовью каждого взяла за руку, при этом беременные получили особое благословение. Также  в этот день была организована встреча, на которой она рассказала об особых знаках и снах, сопровождавших ее беременность Кармапой. Она всегда чувствовала, что с ней должно произойти нечто особенное.

Также она рассказала о том моменте, когда Кармапа впервые узнал сам себя. Ему было тогда 6 месяцев, к ним в гости пришла родная сестра Кармапы XVI. Мальчик узнал ее, очень обрадовался и сказал: «Кармапа», – показывая на себя рукой.

На следующий день большинство западных учеников уехали, остались только  русская и украинская группы в количестве 40 человек, Кати и несколько немцев. Все мы получили поучения от отца Кармапы – Третьего Мипама Ринпоче. Он принадлежит к линии ученых школы Ньигма. Его поучения глубоко тронули нас. Отец Кармапы перенес инсульт, на тот момент он был парализован, но продолжал усердно работать для других. Он передвигается в инвалидном кресле и не может говорить. Правая рука — это его речь.

Он писал поучения на специальной доске, монах прочитывал их на тибетском, Кхенпо Чодрак переводил на английский, а Борис Ерохин — на русский. Это были поучения о мотивации и практике Бодхисаттвы. Отец Кармапы в конце сказал: «Нам всем очень повезло. Я очень рад, что вы приехали издалека, чтобы услышать и увидеть Победоносного Гьялва Кармапу. Это огромная радость — разделить вместе Дхарму!»

Отец Кармапы Третий Мипам Ринпоче
Отец Кармапы Третий Мипам Ринпоче

В последний день перед нашим отъездом мы смогли взять короткое интервью у Кармапы. Он играл в крикет на поле рядом со своим домом, и секретарь сказал нам: «Хорошо, в 11 часов у него будет перерыв, и вы зададите свои вопросы». Каждый день в течение часа или двух Кармапа XVI принимает людей для интервью, личных бесед и благословения. Когда в Калимпонг приезжают его западные ученики, общению с ними он уделяет много времени. Ровно в 11 часов Его Святейшество оставил на поле биту и маску для игры и подошел к нам.

– Немногие из практикующих в Украине сейчас имеют возможность приехать к Кармапе в Калимпонг. Насколько важно физически видеться с Ламой?

Кармапа: Я понимаю, что у многих нет возможности приехать, – это довольно большое расстояние. Скоро я буду ездить по нашим центрам во всем мире. Так, что скоро мы встретимся.

– В данный момент во многих городах Украины и России идет строительство и ремонт центров, и этим занимаются ученики своими силами. Так как у нас у всех есть работа, обязанности в семьях, то не так много времени остается для формальной практики. Действительно ли строительство центра становится важной практикой?

Кармапа:  Это часть нашей активности. Строительство центров, гомпы, а также другая работа для Дхармы — это всегда  важная активность. Это не что-либо иное, как часть практики.

– Мы познакомились с Вашими родителями и получили много вдохновения от этой встречи. Где они живут, и как часто вы видитесь?

Кармапа:  Раньше это было сложно, так как родители жили довольно далеко. И вот уже год, как мы можем видеться часто: я всегда могу прийти к ним, а мой дядя и мама – ко мне. И это хорошо.

– В Украине мало кто знает, что такое буддизм на самом деле. Среди практикующих очень много молодых людей, и часто между ними и их родителями возникают трудности в отношениях. Родители боятся за своих детей, зачастую даже препятствуют их практике. Есть ли какие-то советы, как вести себя в таких ситуациях?

Кармапа: Конечно, открыть для себя Дхарму и практиковать очень важно. Фактически, этим мы больше помогаем нашим родителям, чем нашей привычной ежедневной работой. Это приносит больше пользы. Да, бывают сложные ситуации, родители не хотят понимать, но, как я вижу, в любом случае практика Дхармы очень важна. Если в данный момент родители не понимают, то, возможно, в будущем ситуация изменится.

– Как мы увидели, среди тибетцев очень много монахов, не может ли это послужить причиной уменьшения и исчезновения тибетцев, так как у монахов нет детей?

Кармапа: Я не очень осведомлен о численности тибетцев. Я больше забочусь о том, как растет Дхарма в людях. Я полагаю, что пока есть Дхарма, количество населения не имеет значения.

Большое спасибо! Мы все ждем встречи с Ламой Кармапой в Украине и России.

Кармапа:  До скорой встречи!

Очерк и интервью для «Буддизм сегодня» –
Александр Рыбин и Алина Федченко
«Буддизм сегодня», №4, 2003


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua