Специально для «Буддизм сегодня». 27 марта 2003 года.
Каждый год весной Кармапа приглашает своих западных учеников в Калимпонг – небольшой город в Гималайских горах на севере Индии, где находится его и Шамара Ринпоче резиденция. Вот уже несколько лет накануне этого радостного события организовываются группы практикующих из разных стран для поездок по важным буддийским местам в Индии и Непале, а теперь – и Бутане.
Этой весной в паломничество отправилось несколько групп. Одна в количестве 70 человек вместе с Ламой Оле, Ханной и Кати посетила Бутан – единственное государство в мире, где буддизм Алмазного пути является официальной религией). Также была организована группа иностранцев во главе с Манфредом Зегерсом, а также две группы россиян и украинцев совершили паломничество по буддийским местам. Переполненные впечатлениями и радостью, 24 марта ученики встретились у Его Святейшества Кармапы XVII Тхайе Дордже в Калимпонге.
В первый вечер мы вместе с Кармапой и монахами учебного центра приняли участие в Махакала-пудже, которая проводится ежедневно и длится около двух часов. Лама Оле и Ханна сидели рядом с Кармапой и тоже пели пуджу. Также пуджу пела Жужа(Кошеги – ред.), у нее оказались тексты. На следующий день Кармапа XVII дал посвящение во Второго Кармапу Карма Пакши. После посвящения и благословения Лама Оле дал подробные объяснения и рассказал о Карма Пакши В этот же день позднее мы слушали поучения главного преподавателя Кармапы — Семпа Дордже. Лама Оле пригласил его учить на Запад. Вечером мы опять собрались на традиционную Махакала-пуджу. Теперь все остальные западные ученики, приехавшие из паломничества, тоже смогли в ней поучаствовать. Пуджа длилась 1 час и включала в себя ту часть призывания, которую мы используем в наших центрах. Когда все дружно начали петь знакомые слова на тибетском, некоторые монахи развеселились. Наверное, их удивил акцент белых людей.
Кармапа впечатлил всех учеников. Ему только 20 лет, но его сила и мудрость ощущаются во всем. В нем сочетается огромная мощь и, одновременно, мягкость и доброта. Мы чувствовали, что рядом с нами друг, с которым можно делать одну работу — заботиться о других и распространять учение Будды. Лама Оле, Ханна и Кати долго разговаривали с ним и особенно отметили его зрелость.
Большим событием для всех стало знакомство с родителями Кармапы. Перед лекцией Семпа Дордже, когда все уже расселись в гомпе, Лама Оле спросил: «Вы знакомы с мамой Кармапы?» Она пришла на поучения. Все встали, а Лама Оле подбежал к двери, взял ее за руку и под громкие аплодисменты проводил в первый ряд. В ее присутствии все испытали особую благодарность. Она оказалась удивительной женщиной, очень красивой и спокойной. После лекции мама Кармапы с огромной любовью каждого взяла за руку, при этом беременные получили особое благословение. Также в этот день была организована встреча, на которой она рассказала об особых знаках и снах, сопровождавших ее беременность Кармапой. Она всегда чувствовала, что с ней должно произойти нечто особенное.
Также она рассказала о том моменте, когда Кармапа впервые узнал сам себя. Ему было тогда 6 месяцев, к ним в гости пришла родная сестра Кармапы XVI. Мальчик узнал ее, очень обрадовался и сказал: «Кармапа», – показывая на себя рукой.
На следующий день большинство западных учеников уехали, остались только русская и украинская группы в количестве 40 человек, Кати и несколько немцев. Все мы получили поучения от отца Кармапы – Третьего Мипама Ринпоче. Он принадлежит к линии ученых школы Ньигма. Его поучения глубоко тронули нас. Отец Кармапы перенес инсульт, на тот момент он был парализован, но продолжал усердно работать для других. Он передвигается в инвалидном кресле и не может говорить. Правая рука — это его речь.
Он писал поучения на специальной доске, монах прочитывал их на тибетском, Кхенпо Чодрак переводил на английский, а Борис Ерохин — на русский. Это были поучения о мотивации и практике Бодхисаттвы. Отец Кармапы в конце сказал: «Нам всем очень повезло. Я очень рад, что вы приехали издалека, чтобы услышать и увидеть Победоносного Гьялва Кармапу. Это огромная радость — разделить вместе Дхарму!»
В последний день перед нашим отъездом мы смогли взять короткое интервью у Кармапы. Он играл в крикет на поле рядом со своим домом, и секретарь сказал нам: «Хорошо, в 11 часов у него будет перерыв, и вы зададите свои вопросы». Каждый день в течение часа или двух Кармапа XVI принимает людей для интервью, личных бесед и благословения. Когда в Калимпонг приезжают его западные ученики, общению с ними он уделяет много времени. Ровно в 11 часов Его Святейшество оставил на поле биту и маску для игры и подошел к нам.
– Немногие из практикующих в Украине сейчас имеют возможность приехать к Кармапе в Калимпонг. Насколько важно физически видеться с Ламой?
Кармапа: Я понимаю, что у многих нет возможности приехать, – это довольно большое расстояние. Скоро я буду ездить по нашим центрам во всем мире. Так, что скоро мы встретимся.
– В данный момент во многих городах Украины и России идет строительство и ремонт центров, и этим занимаются ученики своими силами. Так как у нас у всех есть работа, обязанности в семьях, то не так много времени остается для формальной практики. Действительно ли строительство центра становится важной практикой?
Кармапа: Это часть нашей активности. Строительство центров, гомпы, а также другая работа для Дхармы — это всегда важная активность. Это не что-либо иное, как часть практики.
– Мы познакомились с Вашими родителями и получили много вдохновения от этой встречи. Где они живут, и как часто вы видитесь?
Кармапа: Раньше это было сложно, так как родители жили довольно далеко. И вот уже год, как мы можем видеться часто: я всегда могу прийти к ним, а мой дядя и мама – ко мне. И это хорошо.
– В Украине мало кто знает, что такое буддизм на самом деле. Среди практикующих очень много молодых людей, и часто между ними и их родителями возникают трудности в отношениях. Родители боятся за своих детей, зачастую даже препятствуют их практике. Есть ли какие-то советы, как вести себя в таких ситуациях?
Кармапа: Конечно, открыть для себя Дхарму и практиковать очень важно. Фактически, этим мы больше помогаем нашим родителям, чем нашей привычной ежедневной работой. Это приносит больше пользы. Да, бывают сложные ситуации, родители не хотят понимать, но, как я вижу, в любом случае практика Дхармы очень важна. Если в данный момент родители не понимают, то, возможно, в будущем ситуация изменится.
– Как мы увидели, среди тибетцев очень много монахов, не может ли это послужить причиной уменьшения и исчезновения тибетцев, так как у монахов нет детей?
Кармапа: Я не очень осведомлен о численности тибетцев. Я больше забочусь о том, как растет Дхарма в людях. Я полагаю, что пока есть Дхарма, количество населения не имеет значения.
Большое спасибо! Мы все ждем встречи с Ламой Кармапой в Украине и России.
Кармапа: До скорой встречи!
Очерк и интервью для «Буддизм сегодня» –
Александр Рыбин и Алина Федченко
«Буддизм сегодня», №4, 2003
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua