Калимпонг, февраль, 2004
Во многих традиционных текстах мы встречаем термин «нравственное поведение». Как ты можешь это объяснить, и существует ли отличие в понимании этого термина на Востоке и на Западе?
Я думаю, что в понимании этого термина нет никакой разницы между Востоком и Западом. Это просто означает, что мы не желаем никому причинять вреда. Это главный принцип, основополагающий и довольно общий. Просто мы не хотим никого убивать, говорить неправду, особенно, в тех вещах, которые касаются нашего духовного развития, и так далее.
А если мы делаем что-то неправильное, но с хорошей мотивацией?
Существуют разные виды поведения. Есть внешнее поведение, внутреннее и тайное. Внешнее — это наши действия, и, конечно, они неотделимы от того, что мы думаем, — нашего внутреннего поведения, того, что мы называем путем Бодхисаттвы. И существует также тайное поведение. Это взгляд на уровне Ваджраяны.
На пути Бодхисаттвы иногда мы видим, что наша мотивация чиста, и мы не хотим делать чего-то, что может не соответствовать правильному поведению. Но иногда внешне неправильный поступок — это лучшее, что можно сделать в данной ситуации, как, например, иногда нужно сказать что-то, что не является чистой правдой, но в случае, если это защищает кого-то, это возможно. Мотивация очень важна, и чистота мотивации означает, что вы думаете о пользе других, а не только о своей собственной выгоде, и это главный критерий.
Объясни, пожалуйста, значение слова «самайя» и какая разница между самайя, обетом и обещанием?
Это так же, как я говорила раньше. Это относится к разным видам поведения. К внешнему поведению относятся три вида физических действий, четыре вида действий речью и три вида действий умом, которые являются основополагающими. Это то, что актуально для каждого, и любой автоматически должен этому следовать, если считает себя буддистом.
Как это называть, зависит от языка, на котором мы говорим. Но как бы мы это ни назвали, обещание или обет, или как-нибудь ещё, это вопрос того, что мы делаем, придерживаемся мы этого или нет.
Поведение Бодхисаттвы и действия Бодхисаттвы — это основополагающий взгляд, и это соответствует цели достижения Просветления ради всех живых существ и для себя, а затем мы уже совершаем действия, такие как шесть освобождающих действий, шесть парамит, и только в Ваджраяне возникает понятие «самайя». В связи с Ваджраяной наше поведение должно основываться на чистом видении. Мы видим на чистом уровне учителя, практику, практикующих и стараемся удерживать этот взгляд в повседневной жизни.
Многие люди стремятся получить благословение, объясни, пожалуйста, что такое благословение и как оно работает?
Обычно, когда мы говорим о благословении, то всё, что вкладывается в понимание этого, это наша открытость Будде или Ламе — кому-то или чему-то, что несёт в себе сочувствие и реализацию. Если мы открываемся этому, то благословение помогает нам что-то понять, развить совершенные качества в себе, просто потому, что они уже есть в нашем уме. Это как зеркало, которое показывает нам то, что может помочь, что ускорит наше собственное развитие. Так работает благословение.
Это могут быть какие-то вещи: книга или чётки?
Существует много мантр, и они несут благословение, потому что были даны Буддой. Они несут в себе силу благословения благодаря сочувствию и мудрости Будды. Поэтому, если мы начитаем много мантр на какую-то вещь, то эта вещь становится благословлённой, и она сама также будет нести в себе благословение и защиту. Поэтому, если мы думаем, что можем что-то получить извне, то это работает именно так. Если вы позитивно мыслите, то это работает таким же образом, если вы думаете негативно, то и результаты будут соответствующие. Если у нас позитивные мысли, и мы используем методы Будды, тогда мы сможем принести что-то полезное во внешний мир. Но потом должна быть ещё открытость людей, чтобы они могли этим воспользоваться. Не достаточно что-то благословить, чтобы больше не было никаких проблем в мире. Но есть много Будд, не так ли?
Вопросы задавали Андрей Толошный и Татьяна Ходаковская
Журнал «Буддизм сегодня» №6 (2004)
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua