Фазы медитации в практике йидама

DWBA8171_04_08_kas_1856_rhl-scrШангпа Ринпоче

Самой распространенной практикой Алмазного Пути является практика йидама. Она состоит из повторения пожеланий – так мы просим Будд о помощи в развитии и в создании умственного образа Будды в соответствии с передачей.

Здесь мы имеем дело с двумя фазами: построения и растворения.

Весь процесс практики напоминает жизненный цикл – после рождения и достижения зрелости наступает старость, болезнь, смерть и состояние бардо. Фаза построения подобна рождению, детству и достижению зрелости. Фаза растворения похожа на полностью зрелого человека, затем приходит смерть и переходное состояние. Во время этой фазы
мы покоимся в окончательной природе ума.

Таким образом, мы развиваем у себя качества данного аспекта Будды. Фазу построения по-тибетски называют «кьерим», а фазу растворения — «дзогрим». «Кьерим» — это то, что создается посредством наших мыслей. Создание мысленного присутствия образа Будды перед нами, или медитация на самих себя в форме йидама, опирается на применение определенной концепции. Во время фазы «дзогрим» мы не прибегаем ни к каким концепциям, но, скорее, покоимся в окончательном понимании природы йидама, которая неотделима от нашей собственной сути.

Окончательное состояние является, кроме того, еще и частью фазы построения, в которой мы еще используем концепции. Мы поочередно рассматриваем каждый из атрибутов йидама, одно за другим воспринимаем его качества.

Нам нужно тренироваться в «кьерим», поскольку из-за нашей кармы и привычных тенденций мы обусловлены концепциями. Чтобы усовершенствовать концептуальное мышление, мы с помощью «кьерим» развиваем свободу от концепций. Посредством построения образа йидама и наблюдения его качеств, наши концепции в значительной степени растворяются, что очищает обычное мышление и переносит его на внеличностный уровень. С этого момента мы развиваем понимание окончательного состояния, которое является истинной природой концепций.

Если у нас уже есть такое переживание, тогда мы просто покоимся в этом нерожденном уме. Благодаря этому мы можем узнать наше окончательное состояние.

10423934_10204458399487624_5347140188787609859_n (1)

Во время практики мы должны упражняться в обеих этих фазах. Во-первых, с целью очищения негативных мыслей, нужно довести до совершенства фазу построения умственного образа йидама. Именно тогда, благодаря применению освобождающих концепций, логическое мышление может быть определенным образом очищено. Во-вторых, в конце медитационного занятия мы упражняемся в фазе растворения, в которой мы становимся неотделимы от Будда-аспекта. В этот момент мы реализуем недвойственность, подобную пространству, которое невозможно объяснить с помощью логики.

Другими словами, состояние окончательной природы всех явлений называется состоянием истины, или Дхармакайей. Поскольку суть йидама и наш собственный ум не отличаются друг от друга ни размером, ни каким-либо еще аспектом, то благодаря медитации на йидама становится возможным достижение этого окончательного состояния. Фаза построения — практика метода, а фаза растворения — практика мудрости. Чтобы достичь состояния Будды, нужно объединить обе эти фазы, реализуя абсолютную и относительную истину так, чтобы проявилось полное Просветление.

Реализация относительной истины — это способность проявления Нирманакайи и Самбхогакайи, а реализация абсолютной истины появляется как Дхармакайя. Для достижения Просветления необходимо реализовать обе эти истины.

Для того, чтобы достичь цели для себя и для других, мы должны получить непосредственный опыт трех состояний Просветления. Для достижения собственной цели мы достигаем Дхармакайи. Если же мы хотим приносить пользу всем существам, мы проявляем Самбхогакайю и Нирманакайю.

В нашем повседневном духовном развитии нам потребуются эффективные средства развития, или же методы Дхармы и, кроме того, необходимо развивать мудрость.

Все разновидности мирских забот можно расценивать как духовную практику. В этом смысле эффективность означает постоянную внимательность: постоянное осознавание того, насколько полезны или же вредны наши действия. Еще нам необходимо убедиться в том, что все явления, звуки и мысли не существуют на абсолютном уровне, что они подобны сну. В этом и состоит реализация абсолютной истины. Мы стараемся поступать так, где бы мы ни находились, и чем бы ни занимались. Если нам это удается, значит, наше духовное развитие продвигается своим чередом не только во время повторения мантр и медитации.

«Буддизм сегодня» №8, 2006


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.