Эхо

Дилго Кхьенце Ринпоче
Дилго Кхьенце Ринпоче

Дилго Кхьенце Ринпоче

«Люди в Тибете, котрые не были близко связаны с Гелугпа, верили в двух Будд — Кармапу и Дилго Кхьянце Ринпоче.» Лама Оле Нидал

Поучения Патрула Ринпоче с комментариями Дилго Кхьенце Ринпоче

Все слова и действия в самсаре — как приятные и неприятные, как вежливые, так и критичные — не являются ничем иным, как только пустым эхом. Если выкрикивать ругательства или лесть над пропастью, эхо будет приносить их обратно; и разве это было поводом чувствовать угнетённость или восторг? Все звуки Вселенной — треск огня, свист ветра, плеск воды, голоса животных, а также человеческая речь — не имеют настоящей сущности и являются только неудержимым пустым эхом. Воспоминания о ,  прошлом, разговоры о настоящем, обсуждение планов на будущее — в большинстве случаев всё это является выражением ненужной привязанности и ненависти. Слова приходят и уходят не оставляя после себя ни единого следа. Бывает, что утром тебя хвалят, а после обеда — клянут; случается также, что люди говорят приятные вещи, хотя их мысли полны недоброжелательности, и — наоборот, несмотря на хорошие намерения, говорят жестокие слова. Придавать всему этому какое-либо значение означает неизбежно заблуждаться.

Итак, вместо того, чтоб заниматься обычной болтавнёй, повторяй мантры и читай вслух тексты поучений. Счастье и страдание, вызванные похвалой или критикой, непостоянны. Когда слышишь комплименты, трактуй их как сон, вместо того, чтобы гордиться. Думай, что они касаются не тебя, а положительных качеств, которые могли возникнуть вследствие практики.

Похвалу заслуживает только тот, кто достиг освобождения. Когда кто-то тебя критикует,воспринимай его слова как возможность открытия собственных скрытых достоинств, и одновременно развивай скромность.

Кто-то однажды сказал, что проклятия и плохие отношения являются корнями цветка медитации, – учителем, уничтожающим привязанность и желания. Жесткая речь и критика могут вдохновлять на практику и укреплять дисциплинированность, если их использовать на пути. Трудно отблагодарить за такую услугу. Бодхисаттве, который испытал подобную сну истинную природу речи, критику и недовольство могут только помочь в практике медитации. Встретит он благоприятные или неблагоприятные обстоятельства, не имеет для него значения, так как и то и другое позволяет ему накапливать заслугу и мудрость. Он вне власти ожиданий и треволнений, так как может удерживать незамутнённое совершенное видение. Не стремясь к мирским ценностям он находит признание у других, не прилагая усилий.

Даже если бы мы изо всех сил стремились к обретение всемирной известности, всегда найдется кто-то, кто будет стремиться нас очернить. И если мы всё же добьемся славы, то независимо от того, как мы знамениты — благодаря нашей отваге, красоте или силе — слава всё равно пройдёт. Итак,когда слышишь комплименты, думай, что поступаешь согласно Учению. Когда же слышишь критику,пусть это тебе напоминает об укреплении сочувствия к другим и необходимости покинуть самсару.

Перевод с польского — Элла Алабина
Редакция — Виктория Онищенко, Вагид Рагимов
«Буддизм сегодня», №1, 2000


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua