Это нечто необыкновенное

tomek1Лекция Томека Ленерта в Гданьске, Польша

Привет всем, меня зовут Томек, я путешествую с Ламой Оле более 17 лет. Я учу уже полтора года, но для меня это первое публичное выступление в Польше – тем более, в Гданьске, так что я немного нервничаю (смех). Наверняка лучше всего я могу объяснить отношения «Учитель и ученик». Подобная связь для меня является самым тесным контактом с буддизмом – тем, благодаря чему я пришел к нему.

Все мы практикуем, и поэтому принимаем Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Мы практикуем Алмазный Путь, и здесь становится особенно важным Учитель. Смешно, но 22 года тому назад, в 1983 году, именно здесь, в Гданьске, я услышал о Ламе Оле Нидале, буддийском мастере с небуддийским именем. И едва услыхав имя «Оле Нидал», я уже знал, что он будет моим учителем, хотя даже не видел его фотографии и не знал, как он выглядит. Связь с ним была настолько сильной, что сразу, с первой нашей встречи, я начал переводить лекции Ламы Оле.

Полтора года назад Кармапа был в Калифорнии в течение пяти месяцев, и я тоже был там. Тогда мы решили взять у него первое по-настоящему большое интервью, которое длилось более семи часов. Это интервью переведено на европейские языки, оно называется «Будда в Силиконовой Долине». Над этим интервью мы работали вчетвером, и один из моих вопросов был таков: «Почему Лама Оле может работать так много, как ему удалось основать более 460 центров во всем мире и иметь тысячи учеников?». Ответ Кармапы был ясен и состоял в том, что если кто-то входит в контакт со своей просветленной природой, то может свернуть горы. Я хотел бы подчеркнуть одно – связь с учителем функционирует не потому, что мы влюблены в его личность (хотя, конечно, мы его любим). Нас восхищает его просветленная природа, потому что она присуща нам самим. Наверное, этот «начальный» отрезок времени, когда все парни хотят быть похожими на Ламу Оле, очень важен, и это нормально до тех пор, пока не становится слишком странным. На самом деле, стоит отождествляться с абсолютными качествами ума учителя. И Лама Оле постоянно излучает именно это.

Легко говорить, сидя на троне: каждый может сказать что-нибудь оттуда. Учитель, например, может сказать, что он бесстрашен. Можно проанализировать разные качества ума, и мы начнем с бесстрашия. Лама Оле часто говорит, что именно это является его активностью. Любой наверняка мог бы сказать: я бесстрашен, у меня с этим все в порядке.

Поскольку я путешествую с Ламой уже около 17 лет, я часто видел ситуации, в которых мы были на волосок от смерти. В 1991 году в Колумбии нас захватили в плен партизаны. Они называли себя Фронтом Национального Освобождения и, по всей видимости, хотели нас от чего-то освободить. Вы наверняка думаете, что все террористы выглядят как Рембо, что все они чрезвычайно хладнокровны, носят очки «Окли» и выглядят, как звезды экрана. Это совершенно не так. Наши освободители выглядели как подростки, сильно нервничали, автоматы Калашникова АК-47 тряслись у них в руках. Они обращались к нам и самим себе: «Товарищи, все это – война против капиталистического правительства Колумбии, и вы останетесь с нами в течение последующих семи дней!». Они не шутили, и «калашниковы» были нацелены на нас. В такой ситуации обычно возникают мысли о том, что через мгновение вас уже может не быть, что это последний момент жизни. Именно в такой ситуации можно увидеть, как ведет себя учитель. Я не имею в виду, что для того, чтобы наблюдать за умом учителя, вас должны взять в плен колумбийские партизаны, но я сам побывал в такой ситуации, поэтому могу об этом рассказать. Пока мы стояли под нацеленными на нас дулами автоматов, Лама Оле просто заканчивал одну из своих книг. Это была книга о Махамудре, первое издание «Великой Печати». Эта книга совсем не о том, как Дональд Дак отправился в Голливуд. Книга о Махамудре требует ясного осознавания. Дело было не только в бесстрашии, но еще и в том, чтобы соединить его с невероятной ясностью. Партизанский вожак говорил что-то вроде: «Я не князь смерти, но если надо пристрелить – сделаю это». Ханна спросила меня: «Что он сказал?». Поскольку я знаю испанский, то перевел ей так: «Он сказал, что он – не князь». Ситуация была довольно серьезной. Этот мужик стал рассказывать, что самый главный преступник – президент Колумбии, а нужно добавить, что мы были приглашены в страну кузиной президента. Подмывало сказать, что она довольно недурна. В определенный момент Лама Оле сказал мне съесть все адреса из блокнота, лежавшего у меня в кармане. Когда я посмотрел на все эти желтые, пропитанные потом, грязные страницы, мне очень хотелось попросить у него кетчуп.

Все это продолжалось пять часов. Лама тем временем подготовил план действий на случай того, если ситуация ухудшится: кого из них убрать в первую очередь, поскольку худшее происходит тогда, когда армия пытается тебя освободить. Тогда обычно происходит «Бойня номер 5», как в романе Воннегута. Лама Оле одновременно планировал собственные действия и чрезвычайно сосредоточенно писал свою книгу. Если вы возьмете в руки это издание «Великой Печати», то обнаружите там послесловие, в котором написано, что последние страницы этой книги стали проверкой того, понимает ли автор ее содержание, поскольку сам автор находился в руках коммунистических партизан. Не думаю, что какой-нибудь другой лама мог бы сказать, что написал книгу о самых высоких поучениях относительно природы ума, находясь в подобных условиях. Я полностью убежден в том, что, падая вниз во время прыжка, когда произошел несчастный случай, и парашют не открылся, Лама Оле действительно не чувствовал никакого страха, присутствовало только восхищение моментом, самим этим явлением. У него есть такое высшее качество. Вся эта колумбийская история под конец выглядела как театр абсурда: пять часов подряд партизаны целились в нас из своих «калашниковых», а командир наводил тоску, постоянно повторяя, что он – не князь смерти. Завершив свою эпическую речь, он обратился к нам: «Товарищи, для того, чтобы продемонстрировать вам, что данная ситуация вполне демократична, я прошу вас задавать вопросы». Тогда мы подумали, что раз уж лекция окончена и мы перешли к ответам на вопросы, то за всем этим наверняка последует медитация, но этого не произошло. А главным вопросом, который интересовал людей, был: «Что с нами будет?». О чем еще можно было его спросить? В этой ситуации также можно было увидеть качества защитника, которые демонстрировал Лама Оле. Когда партизаны вывели нас из автобуса, люди, которые в нем оставались, постоянно причитали, говоря, что этих белых «грингос» сейчас наверняка зарежут. Этими белыми были мы. Лама продолжал писать, а мы сидели вокруг.

Выражение его лица ясно показывало силу Махакалы – лучше было к нему не приближаться. Оказалось, что партизанский вожак не заметил, что мы там вообще есть, и что мы –  «грингос», то есть, белые. Хотя мы сильно бросались в глаза, он не видел нас. Могу задать вопрос сам себе: боялся ли я? Ситуация была серьезной – я давал 40 процентов в пользу того, что мы выживем. Именно в этот день 40 человек были убиты в другом месте Колумбии.

tomek5

Могу вполне искренне сказать, что не боялся. Не потому, что я хочу показаться героем, а потому, что так оно и было. Все вокруг напоминало замедленную киносъемку. Эти пять или шесть часов тянулись словно столетия. Поскольку это путешествие планировал именно я, то вся ответственность за то, что Ханна и Оле очутились в подобной ситуации, лежала на мне. С другой стороны, пример Ламы был настолько силен, что мы не боялись. Они с Ханной не боялись –  и я не боялся. Ханна была необыкновенна. Лама Оле всегда говорит, что если хотите сделать что-то по-настоящему опасное, возьмите с собой Ханну. Это был своего рода окончательный экзамен – я не могу представить себе более опасной ситуации. Говоря о бесстрашии, Лама имеет в виду не то, что он бесстрашен временами. Скорее, он говорит о чем-то, что является неотъемлемой частью его сути, я сам видел это много раз.

Бесстрашие в сочетании с полной ясностью не похоже на замороженное состояние, когда мы не в состоянии сойти с места и говорим себе только одно: «Что это? Оно меня наверняка убьет!» На протяжении всех тех лет, которые я провел в путешествиях с Ламой Оле, я побывал в разных ситуациях подобного рода –  например, на острове Пасхи. Это удивительное место –  очень маленький остров посередине Тихого Океана. Там стоят знаменитые скульптуры, похожие на огромные головы. Лама говорит, что это Будды. В то время у меня была привычка следовать за ним повсюду, куда бы оно ни шел. Там, на берегу, были скалы, через которые перехлестывали огромные волны. Лама начал спускаться вниз, а я побежал следом. В определенный момент мы столкнулись на одной из скал, волны ударили прямо в нас и смыли нас вниз. Мы попытались схватиться за скалу, но схватиться было не за что. Пришла следующая волна, и мне удалось из последних сил удержаться там. Я сказал Ламе Оле: «Послушай, следующей волны мне не выдержать». И тут я вижу действительно огромную волну, которая становится все ближе и ближе. Она росла прямо у меня перед глазами, и мы видели, что через пять секунд нам ее не миновать. Каждый миг становился все длиннее, эти пять секунд растянулись в бесконечность. Тогда Лама посмотрел на меня и сказал: «Не переживай, все с тобой будет в порядке». Его присутствие придало мне необыкновенную уверенность –  если бы не она, сейчас мы были бы капелькой в окрестностях острова Пасхи. Естественно, когда пришла эта волна, она ударила меня о скалу, и я был весь в крови. Точнее, мы оба были в крови, но это был замечательный опыт. Сегодня это замечательная история, которую можно рассказывать, но тогда все выглядело иначе. Там еще была Ханна и Педро Гомес из испанского Карма Гена тоже там был, и он все время снимал все происходящее на камеру, поэтому это можно посмотреть на видео.

В том же путешествии, в тайной долине инков, в Перу, недалеко от Мачу-Пикчу, мы лезли вверх по отвесной скале. Лама Оле лез вверх, а я следовал за ним. В конце концов, мы добрались до такого места, где не за что было ухватиться рукой. Можно было держаться только за кактусы. И вот там мы повисли. И здесь Педро снимал. Внезапно Лама сказал, что нужно возвращаться обратно. Он попробовал спуститься вниз, но  ведь взяться было не за что, вокруг были только кактусы. Поэтому мы висели там 10 минут. Педро продолжал снимать, а Ханна наверняка повторяла: «О, нет, опять эти двое!». Находясь там, Лама Оле постоянно шутил, радуясь тому, что мы вот так просто болтаемся на скале, он смеялся… Ну, в общем, как видите, мы там уже не висим.

Я хотел бы подчеркнуть, что Лама воплощает это качество, оно не является личностным. Этим обладает каждый из нас. Это качество, которое Лама Оле смог развить в себе в большей степени, чем это сделали другие, и поэтому он способен представлять его более выразительно. Очень важно, чтобы лама очаровывал нас именно таким способом, но это вовсе не означает, что нужно основать фанклуб некой личности. Речь идет о том, чтобы мы стали фанатами просветленных качеств нашего ума. Это и есть правильный подход. Я вовсе не имею в виду, и я уже говорил об этом, что каждого из вас должны смыть волны на острове Пасхи, или вам необходимо побывать в плену у красных партизан Колумбии. В то же время, я, конечно, согласен с тем, что это необычный опыт. В моем случае он дает мне полную уверенность, полное доверие, и не только к Ламе Оле, но и к моему собственному уму. Именно об этом идет речь.

В момент смерти мы будем в полном одиночестве, останется только ум. Роль Учителя состоит именно в том, чтобы он показал нам, что все будет именно так, чтобы нам удалось развить полное доверие и уверенность. Другими словами, если когда-нибудь мне придется точно так же висеть на скале, а рядом не будет Ламы, мои переживания будут прежними. Буду шутить о том, как все это смешно –  просто висеть на скале: справа кактус, слева кактус, посередине я сам. Этот момент очень важен, поскольку в противном случае это уже не будет буддизмом, скорее, это будет всего лишь восхищением, в котором заинтересована некая личность.

Множество людей в мире совершают экстремальные поступки. По-настоящему важно, чтобы эти поступки выходили за рамки личности и показывали нам возможности нашего ума. Лама Оле называет это дружеским людоедством — мы потребляем качества Учителя.

Три драгоценности

Зачем мы здесь собрались? Зачем нам ждать какого-то мужика, который еще и опаздывает? Но мы приходим, ждем, выглядим довольными. Мы находимся здесь, поскольку доверяем Трем драгоценностям. Они становятся частью нашей жизни. Традиционно это называется принятием Прибежища. Это может даже казаться скучным или очевидным. Однажды в Калифорнии во время лекции я услышал, как кто-то говорит: «О, сколько раз я все это слышал.». Если бы нам удалось понять, что означает принятие Прибежища, мы стали бы просветленными здесь и сейчас. Чтобы понять это полностью, Прибежище нужно принимать каждый день.

Первая драгоценность –  Будда. Это термин из санкрита, и он описывает не исторического Сиддхартху Гаутаму (Шакьямуни), а состояние ума, абсолютное состояние совершенства. Это звучит парадоксально, но говорят, что мы уже просветлены. Причина того, что Лама Оле так очарован качествами других и любит людей, не в том, что он принуждает себя это делать, чтобы разыграть представление перед своими клиентами. Он действительно очарован каждым, поскольку видит лучезарное сияние, которое вырывается наружу. Лама Оле иногда говорит: «Томек, я вижу, как все лучатся пятью мудростями и разными активностями, у каждого есть эта искра». Он может не спать до пяти утра и давать благословения, потому что он очарован нами. Лама видит всех как Будд, он видит в каждом из нас состояние абсолютного совершенства. Это состояние, Будда, и является целью нашей практики.

tomek4

Духовность – серьезное дело. Существует много религиозных движений, основанных в Калифорнии в 60-70-х годах, последователи которых считают, что духовность состоит в том, чтобы быть приятными по отношению к другим людям и просто иметь определенное мнение. Очевидно, нет ничего плохого в том, чтобы быть хорошим человеком, это определенно лучше, чем быть плохим человеком, тем более что абсолютного зла не существует. С другой стороны, несмотря на то, что в мире полным-полно хороших людей, часто они в состоянии сделать немногое. Поучения несут нам самые хорошие новости из тех, что мы слышали в своей жизни. Благодаря им мы знаем, что состояние абсолютного совершенства, в котором прошлое, настоящее и будущее сливаются воедино –  есть мы сами. Это просто замечательно. Тибетский термин «сангье» описывает это более детально: «санг» значит нечто полностью очищенное от запутанности и завес, а «гье» –  полностью созревшее состояние сознания, в котором потенциал ума сияет во всей полноте. Такое состояние «сангье» присуще каждому из нас. Это первая драгоценность, которой мы украшаем свою жизнь.

Это можно сравнить с «Феррари», припаркованным у центра, –  он всегда был у нас, только мы его не замечали. Это хорошая новость, не правда ли? Итак, хочется прокатиться, но нет ключа. Машина есть, но мы не можем ехать. Полная фрустрация! Поэтому недостаточно обладать абсолютной целью, нам нужны еще и методы ее достижения. Это и есть вторая драгоценность – Дхарма. Она так же важна, как и первая, хоть мы и называем ее второй. Мы располагаем необыкновенным богатством методов. Это похоже на ситуацию, когда мы входим в аптеку, но в ней есть только одна таблетка –  наверняка мы почувствовали бы себя довольно странно. Я рад тому, что у нас так много таблеток- методов. Всего их 84000. Лама Оле говорит, что не считал, я тоже не считал, но это значит, что во всей этой уйме методов наверняка найдется решение для каждой проблемы, запутанности и мешающего состояния. Они в состоянии помочь бесчисленному множеству существ с незапамятных времен. Речь не идет о том, чтобы сказать однажды: «Прощай, жизнь! Пришло время прочесть все поучения». Нужно использовать те поучения, которые соответствуют нашим обстоятельствам. Можно было бы сказать себе: «Ну, хорошо, все методы у меня уже есть, мне нужна только комната, и хотелось бы, чтобы кто-то готовил мне еду». Но речь идет не об этом. Просветление –  за ближайшим углом. Существует, правда, совсем немного людей, которым хватает вдохновения самого состояния Просветления. У кого из вас при пробуждении стоят в глазах слезы от одной мысли об открытости пространства или 84000 поучений? Это по-настоящему сложно. Я вовсе не хочу превратить все в шутку. Единственной причиной, по которой Будда давал поучения, было желание помочь людям.

Итак, с практической точки зрения двух драгоценностей недостаточно. Нам потребуется третья, которая называется Сангха. Что такое Сангха? У нас есть традиционные благородные примеры Бодхисаттв, таких как Манджушри или Любящие Глаза, которые медитировали рядом с Буддой. Иногда, просыпаясь в понедельник утром и думая о Бодхисаттве, который всегда был рядом с Буддой и медитировал, нам трудно пробудить в себе глубокую преданность к нему, забыв обо всем остальном. Это можно было бы сделать в среду или пятницу, но в понедельник это вряд ли возможно. Сангха –  это друзья, которые идут с нами одним путем. Пришедшие сегодня друзья –  это третья драгоценность, без нее мы не могли бы продвигаться вперед. В лучшем случае мы смогли бы начать наше путешествие, но нам не удалось бы достичь цели. Все это взаимосвязано. Если члены сангхи достигают Просветления рядом с нами, это превращается в ураган, который может поглотить нас.

Итак, у нас есть эти Три драгоценности, поэтому мы пришли сюда, по этой же причине большое количество других людей сейчас сидит в подобных местах. Но здесь речь идет о том, что мы практикуем Алмазный Путь. У нас есть знакомые, с которыми нам нравится проводить время. Не важно, выглядит ли он или она, как Бритни Спирс или какая-нибудь другая звезда, важны те качества, которые они излучают.

Когда Будда встречал людей с большой преданностью и доверием, он давал им конкретные поучения, которые указывали на природу ума. Эти указания могут быть переданы единственным путем –  от Учителя к ученику.

Представим себе, что один потерял текст Пховы, и вот кто-то другой находит его и думает: «Ого, тантрический текст, долго же я его ждал, наверное, он упал ко мне с неба». Потом этот человек хочет сделать Пхову по этому тексту. Возможно ли это? Текст сам по себе замечателен, содержит в себе яркие метафоры и символы, описывающие медитацию. Но чтобы воспользоваться им, нам необходимы указания от Учителя, необходима также и передача. Калу Ринпоче однажды к возмущению остальных школ сказал, что Просветление невозможно без методов Ваджраяны, без контакта с Учителем, который передает собственную реализацию. Это методы Будды, часть из них нам хорошо известны. Наш хлеб насущный –  Гуру-Йога, «Лама Налджор», отождествление с Учителем. Почему Лама Оле решил, что на наших страницах в Интернете не будет текстов медитации? Он вряд ли бы согласился разместить их там, ведь, читая медитацию, выполняя ее, мы нуждаемся в Учителе, который объединяет в себе Три драгоценности. Лама –  это суть. Он необходим.

Вопрос: Мог бы ты рассказать о том, что значит быть критичным по отношению к учителю? Как найти правильного учителя?

Ответ: Посмотри, чем он занимался на протяжении последних 20 лет, и подумай, хотел бы ты стать таким, как он, еще через 20 лет. Это не значит, что мы носим такую же прическу, как он, или располагаем чудесной коллекцией военных штанов. Конечно, и это хорошо, но истинный смысл отождествления более глубок. Речь идет о впитывании качеств Учителя.

Алмазный Путь –  это не что иное, как дружеский каннибализм, мы просто питаемся качествами учителя. Здесь речь идет о процессе узнавания –  мы просто узнаем в самих себе качества Учителя. Когда я услышал о Ламе Оле в первый раз, то был шокирован, не мог спать и находился как будто под напряжением в 200 вольт.

tomek3

Если же речь идет о том, чтобы быть критичным по отношению к Учителю, то необходимо проверить всего пару вещей: что он говорит и что делает. Он не может сказать нам: «Делай, то, что я говорю, но не делай того, что я делаю». Это не работает. Было несколько человек, которым очень хотелось ввести в употребление этот странный способ… Проверь, действительно ли Лама упорно работает или же, окружив себя прислугой, строит свою пирамиду. А прислуга состоит из учеников, которые создают вокруг него круг поклонников, круг этот становится со временем все уже, а он сидит на верхушке этой пирамиды.

В том, чтобы проверять Ламу, нет ничего особенно революционного, это скорее вопрос здравого смысла. Учителя нужно проверять. Святых вне критики больше нет. В буддизме нет никаких священных коров, мы этого не хотим. Подход типа: «Ну, это ведь Ринпоче, или того пуще – сам Кармапа, ему этот вопрос задавать нельзя!» –  не имеет никакого смысла.

Можно проверить и самого Ламу Оле. Подход его очень мудр: он не держит никаких скелетов в шкафу. Если что-то происходит, он не держит этого в тайне, он первым расскажет об этом на лекции. Ты никогда не услышишь или не прочитаешь в чате о том, что Лама Оле где-то невзначай прижил ребеночка. Если бы это произошло на самом деле, он рассказал бы об этом на ближайшей лекции.

Итак, нет никого, кого бы ни касалась критика, и это здоровый подход. Если на основании подобного подхода развить доверие, то нет пути быстрее, чем отождествление с просветленными качествами Учителя, или Будды. Видя в своем Ламе Будду, ты получаешь от него благословение Будды.

Вопрос: Правда ли, что лучший практик –  тот, у которого больше мешающих чувств?

Ответ: Не знаю, будет ли такой человек лучшим практиком, но он наверняка будет обладать большим потенциалом, иметь больше топлива на пути к Просветлению.

Вопрос: Как появился наш логотип?

Ответ: Однажды мы решили, что нашей фирме нужен определенный логотип. Стало ясно, что два оленя, разглядывающих колесо Дхармы, –  не самая лучшая идея, поскольку этим пользуются все, и это не дает ясного представления о нас. Мы беседовали по этому поводу с разными друзьями. Как вам известно, в центре нашего логотипа находится тибетский слог «ка», который символизирует Кармапу. Это значит, что мы –  Карма Кагью, ученики Кармапы. Следующие элементы –  солнце и луна, которые тоже символизируют разные вещи. Например, мужской и женский аспекты, но в этом я полностью не уверен. Пламя вокруг означает воплощенную в жизнь активность Кармапы. Мы показали этот знак Цечу Ринпоче, и тот его принял. Он долго над ним медитировал и предложил определенные изменения.

Раньше мы использовали желто-голубой флаг Кармапы. Его появление объясняют по-разному: например, говорят, что он приснился Кармапе XVI. Еще говорят, что это связано со встречей Востока и Запада или земли с океаном. Но Лама Оле сказал, что не уверен в этом знаке. Кармапа XVII Тхайе Дордже сказал, что не будет использовать его, то есть этот флаг больше не будет его представлять. Итак, мы его не используем, но он по душе последователям китайского кандидата.

Вопрос: Ты напишешь вторую часть «Жуликов в Рясах»?

Ответ: Чтобы писать книгу, нужна определенная рамка. Тем временем, конфликт продолжается, он не исчерпан. Для Запада это противостояние утратило смысл. У нас есть Кармапа, мы уверены в том, что это именно он, поэтому мы просто практикуем. Для новичков эта история не имеет вообще никакого смысла. К примеру, что может означать имя Аконга Тулку для кого-нибудь в Южной Америке?

Я знаю, что жена Раджива Ганди Соня прочла мою книгу, получив ее в подарок от Шамарпы. Он, в свою очередь, известен тем, что вряд ли похвалит тебя до тех пор, пока не убедится, что действительно есть для этого повод. Говоря, скорее меньше, чем больше, Шамарпа, тем не менее, признал, что доволен этой книгой.

Шамарпа может быть неимоверно критичен. Однажды я едва не получил разрыв сердца, когда он позвонил мне в два часа ночи –  уж не знаю, откуда у него был номер моего мобильного. И спросил: «Зачем ты написал это на такой-то странице своей книги?» Я всегда немного нервничаю в присутствии Шамарпы, поэтому возбудился, едва услыхав его голос. Но в ходе беседы выяснилось, что Шамарпа был очень доволен книгой и тем, что она появилась. Я думаю, что в настоящее время нет необходимости писать еще одну. У нас есть Кармапа, мы счастливы, и если мы способны видеть Кармапу как Будду, мы получаем благословение Будды.

Вопрос: Как работает турбоактивность Оле?

Ответ: Я сам хотел бы знать, как это работает, но я могу сказать о том, что вижу сам – это действительно есть. Обычно люди присоединяются к нам на две недели и после этого нуждаются в отдыхе. Будь это обычная фирма, ни один человек ни за какие деньги не смог бы функционировать так, как Лама Оле. Даже если бы кто-то хотел заплатить за это неизвестно сколько. Нет никаких шансов. Лама Оле, конечно, спортсмен, он может постоянно прыгать и бегать, но этого недостаточно. Мы говорим о некоторых особенных качествах ума, доступ к которым имеют далеко не все. Совершенно очевидно, что на теоретическом уровне они полностью доступны, но на практике все выглядит немного иначе. Я не знаю, как это можно объяснить. Никто не в состоянии на протяжении 30 лет функционировать так, как это делают Ханна и Оле. Я сам езжу уже 17 лет (смех).

Во-первых, у нас есть великий взгляд, во-вторых – великий учитель, реализация которого чрезвычайно глубока. Поскольку у нас есть возможность быть рядом с ним, мы тоже подхватываем его волну. Надеюсь, что даже тогда, когда учителя станет недоставать, эта волна останется прежней. Было бы замечательно, если бы так и произошло.

Вопрос: Есть разные варианты текста медитации с простираниями, мог бы ты рассказать, почему?

Ответ: В одном из них говорится об отце и матери, насколько я помню…

Более того, те, кого мы не любим, находятся перед нами, а те, кого мы любим –  позади. Если с кем-нибудь возникает проблема, мы представляем его перед собой –  и это очень полезно.

Когда я делал простирания, то представлял себе, что тысячи существ делают их вместе со мной. Это было замечательно. Я бы не представлял себе тех, кого не люблю, перед собой. Делая простирания в Бодхгайя, я для начала представлял сотни, а потом тысячи существ, и все мы стояли огромной очередью от самого Бенгальского Залива. Мы делали простирания одновременно, и это давало огромную силу, можно было действительно свернуть горы.

В Бодхгайя есть один смешной обычай: когда простирания делают под деревом Бодхи, где Будда достиг Просветления, туда приходят тибетцы и раздают деньги. Так они пытаются «наудить» позитивных впечатлений. У меня в распоряжении был всего час, с 6.30 до 7.30 утра, поскольку до этого было темно, а после наступала ужасная жара, и невозможно было даже шевелиться. Конечно, если невозможно пошевелить пальцем, трудно говорить о простираниях. Итак, мне приходилось делать в среднем 800 простираний в день, а рядом со мной простирались тибетцы, которые выполняли примерно одно простирание за пятнадцать минут, и в этом нет ничего плохого –  они были стабильны, делали их годами. Неизвестно, что лучше, темп не имеет особенно большого значения, но приходившие туда тибетцы, глядя на меня, говорили: «Да, это и вправду хороший конь, поставим на него свои деньги». Количество рупий росло. В то время Лама Оле в гомпе Беру Кхьенце Ринпоче писал «Верхом на тигре». Денег у нас было не так уж и много, это был 1988 год. Благодаря деньгам этих добрых тибетцев мы могли ежедневно завтракать. Когда я возвращался домой после медитации, Лама Оле кричал мне из окна: «Сколько?» Это было великим вдохновением, с каждым днем этих денег становилось все больше. Я дошел до тысячи простираний в час! Лама Оле кричал: «Браво!» К счастью, мне пришлось уехать, поэтому ничего большего из этого часа выжать не удалось.

Все существа, которых я представлял рядом с собой во время практики, придавали мне сил. Итак, в этом описании присутствует великая мудрость. Новый текст, который появился не так давно, – это прямой перевод с тибетского, адаптированный к современному английскому, польскому или литовскому языкам. Обо всех деталях спросите у Ханны, именно она работала с этим текстом.

Важно иметь также книгу «Основополагающие упражнения». Книга с объяснениями придает практике необходимую рамку. Мы являемся передачей Ваджраяны, Алмазного Пути, поэтому вы никогда не увидите текста, содержащего объяснения относительно Пховы, его просто нет. Есть текст пуджи, которую мы поем, но нет конкретных объяснений по поводу того, как нужно делать эту медитацию, — это и есть устная передача.

Учитель необходим не только для того, чтобы давать нам более широкую рамку, но и чтобы давать нам все необходимые объяснения. Замечательно, что у нас есть не только один учитель в Тибете или Азии –  если бы это было так, то вся система была бы очень непрактична. Мы имеем дело с эффектом снежного кома, люди начинают понимать поучения и сами становятся учителями. Есть такие учителя, которых Оле попросил учить. Длинный ответ на простой вопрос.

tomek2

Вопрос: Что такое бесстрашие?

Ответ: Если бы мы смогли сразу узнать свою истинную природу, то сразу стали бы просветленными, все вокруг имело бы вкус Просветления. Это не просто бесстрашие «коммандос», которые тренируются выпрыгивать из самолета без лишних раздумий. Речь идет о бесстрашии, которое возникает из реализации.

Лама Оле часто говорит, что смерть для йогина – словно переодевание, вы можете представить это? Возможно, это немного сложно для девушек. Источником бесстрашия является внутренняя уверенность. Мы похожи на скалу. Ее не уничтожить. Это не означает, что мы должны бездумно ездить на автомобиле. Самый безопасный водитель, которого я знаю, –  это Лама Оле. Когда мы ездили с Лопен Цечу Ринпоче, а он не любил быстрой езды, то Лама всегда повторял: «Ринпоче, нам приходится так быстро ездить в Германии, поскольку другие машины тоже едут быстро, и если мы поедем медленно, они будут врезаться в нас сзади!» Ринпоче отвечал: «Ну, ладно».

Быть бесстрашным не означает просто быть смельчаком и делать что-нибудь для публики или рекламы. Бесстрашие проявляется в конкретных ситуациях. Это одна из причин, по которой Лама Оле советует своим ученикам прыгать с парашютом. Если у нас будет подобный опыт, пространство не испугает нас. Пространство –  это свобода.

Выпрыгнув из самолета, мы в течение 3-4 секунд перед тем, как начать падать вниз, находимся везде и нигде одновременно. Потом мы концентрируемся и падаем следующие 2000 метров вниз. Это именно такой вид бесстрашия, когда пространство – твой друг, и ты чувствуешь себя в нем, как рыба в воде. Это одно из возникающих качеств. Затем мы узнаем безграничную радость, переживая богатство пространства. Все происходящее просто фантастично и сопровождается радостью –  это можно увидеть на примерах Кармапы и Цечу Ринпоче. Лама Оле рассказывал однажды о том, как Кармапу пригласили в Северную Индию, и всех гостей атаковал рой пчел, на который было достаточно только посмотреть, чтобы опухнуть. Когда Кармапа посмотрел на этот рой, то рассмеялся своим громогласным смехом, о котором говорят, что если Кармапа смеется в Цурпху, то его слышно в Лхасе. Хохоча, Кармапа сказал: «Теперь все хорошие люди могут расслабиться, а всем плохим стоит чем-нибудь прикрыться». Как вы думаете, жалили ли пчелы самого Кармапу? Нет, конечно же, нет. Они обошли своим вниманием Кармапу, Ханну и Ламу Оле, зато досталось Аконгу Тулку из Шотландии.

Источником всей той радости, которой светился Кармапа, была его реализация –  это совсем не было притворной маской расслабленности. Когда я путешествовал с Лопен Цечу Ринпоче, все окружающее имело вкус той самой радости. Даже если он просто передавал кому-то чашку чая, в этом уже был смысл. Не было никакого списка. Он просто хотел помочь существам на пути к Просветлению. За всем этим стояла глубокая мотивация. Однажды в 1974 году Кармапа, будучи во Франции, получил приглашение от довольно странных людей, повторявших «Ом» в начале и конце каждого предложения. «Ом, как мы рады, что вы к нам пришли, ом!» Это было весьма оригинально. Кармапа сильно смеялся. «Ом, над чем вы смеетесь, ом?» Он смеялся так, что ему пришлось накрыться с головой всеми рясами, которые были на него надеты. Остальные тибетцы сделали то же самое. «Ом, что они делают, ом?» Радость в такой ситуации проявляется сама собой. Лама Оле – такой же.

Самое большое испытание во время наших совместных путешествий –  это недосыпание. Если несколько дней подряд спать по два часа в сутки, то в свободную минуту думаешь только о том, как бы прикорнуть. Однажды мы вместе плыли на пароме из Дании в Росток. У меня были грандиозные планы –  вздремнуть, забравшись в какой-нибудь угол. Был и запасной план –  притворяться, что сплю, будучи рядом с Ламой Оле. Однако Лама сказал: «Ну, вот и здорово, теперь можем славно поработать!» При этом он светился невероятной радостью. И это было именно тем, о чем он говорит, –  восхищением нашими возможностями, качествами, которыми мы обладаем. И последнее: радуясь, мы чувствуем благодарность и хотим делиться этой радостью с окружающими. Еще мы хотим делиться сочувствием. Похоже, что многие люди довольно добры, хотя и не всегда полезны. Это не значит, что при виде больных мы должны заболевать, их нужно понять и помочь им. Буддизм очень практичен. Единственная причина, по которой Будда чему-то учил, состояла в том, что он хотел принести счастье всем существам здесь и сейчас.

Три корня

У нас есть учитель, который обладает всеми качествами, источником которых является реализация потенциала ума. Он объединяет в себе Три Драгоценности — Будду, Дхарму и Сангху. Встретив такого учителя, мы узнаем еще и Три корня.

Первый — благословение. Это чувство, возникающее у нас, когда мы видим Ламу Оле, и немедленно все вокруг обретает смысл. Он не встает на голову, не исполняет для блага собравшихся несколько пируэтов. Ощущение смысла и безграничных возможностей, которое у нас возникает, связано с тем, что начинает действовать механизм распознавания и отождествления: мы чувствуем, что сами можем достичь подобного состояния, мы вдохновлены. Обычно крючки самсары оттягивают нас от Дхармы с помощью удовольствий, трудностей или их комбинаций. Важно понимать это. Встреча с Ламой несет в себе благословение, вам хорошо знакомо это чувство –  в контакте с ним мы обретаем уверенность в том, что можем достичь цели.

Наши учителя Алмазного Пути совершенно не должны постоянно разговаривать с нами о 16 уровнях пустоты, чаще всего они говорят о самых простых вещах. Когда я путешествовал с Ринпоче, тот часто говорил мне, что очень любит испанскую ветчину. Он уговаривал меня: «Томек, ну, съешь немножко». Лама Оле рассказывал, что когда они путешествовали с Кармапой XVI, то они часто говорили о самых обычных и глупых вещах. Кармапа обожал ходить в зоопарк. Когда вас посещают тибетцы, ведите их в цирк или в зоопарк. Они это действительно любят. Это должен быть традиционный цирк с акробатами и животными, а не какая-то современная выдумка.

Все, о чем говорят высокие учителя, имеет вкус осуществления, реализации. Это и есть то самое благословение, о котором я говорил. Вы увидите это, находясь рядом с Кармапой XVII. Люди приходят к ламам с огромным количеством вопросов и сомнений. Все это обычно написано у них на бумаге, тщательно обработано, разбито по пунктам, но когда они подходят к учителю, их сомнения и концепции пропадают. Я сам слышал об этом много раз и переживал подобные вещи. Благословение работает.

Кроме благословения, мы получаем от Ламы методы – такие как Гуру-Йога, которые непосредственно указывают на природу ума. Применяя их, мы отождествляемся с Учителем.

Третий подарок от Учителя –  защита. Мне хотелось бы пояснить, что это значит. Защита –  это устранение препятствий на пути к Просветлению. Все переживаемое на этом пути –  это опыт «ага!», что означает понимание. Если бы в жизни не было трудностей, мы наверняка проспали бы ее. Нам неинтересны практики вуду, мы не просим приятной жизни у богов. Это не буддийская защита. Недавно мы решили провести в Венгрии курс под названием «Лама, йидам и буддийский защитник Учения». Кармапа тоже давал там два посвящения.

Лама Оле иногда рассказывает историю о том, как однажды в Англии, поблизости от города Бирмингем, он ехал на маленькой красной машине. В определенный момент он сказал себе: «Ну, хорошо, раз защита работает, пускай на встречную выедет красный грузовик». Он был шокирован, но через 20 секунд действительно показался большой красный автомобиль. Тогда Лама Оле сказал: «Ну, хорошо, тогда еще один». И еще через 20 секунд появился огромный красный грузовик, который ехал так быстро, что чуть не сдул Ламу  с дороги. Так он понял, что с этой энергией шутки плохи.

tomek6

Одна из причин, почему я хочу рассказать о том, что же на самом деле означает защита, история, которая произошла с одним из наших австралийских друзей. Он совершал обгон на подъеме, не видя, что происходит на встречной полосе, и был полностью убежден, что Махакала его защитит. Мгновенно показалась машина. Лобовое столкновение. Эта вторая машина, правда, приземлилась в кювете, но никто не пострадал. Если бы случилось наоборот, вообразите себе нашего друга, который говорит после аварии: «У меня есть защита, поэтому ничего со мной не произошло». Тогда бы мы стали похожи на странную и опасную секту.

Нашей целью является Просветление, поэтому мы используем все эмоции, представления и фантазии, трансформируя их в следующие шаги на пути к Просветлению. Благодаря призыванию Махакалы все глупые и неприятные вещи, которые могли бы произойти с нами, просто не проявляются.

Понимая это, мы еще раз напоминаем себе о том, насколько важен для нас Учитель. Именно он находится в центре нашей практики. Клеем, удерживающим ее в целостности, со времен Будды, Махасиддхов Северной Индии, отцов-основателей Кагью до времени Ламы Оле и нас самих, служит благодарность.

Миларепа, достигнув Просветления, понял, что все переживания –  коллективный сон. Благодаря своей реализации, он развил особенную силу –  все, что он говорил, обладало силой пробуждать людей ото сна неведения. Вы представляете себе Миларепу здесь и сейчас? Вы можете представить такого человека, каждое слово которого способно привести всех нас к Просветлению? А ведь это происходило, доказательством тому служат сто тысяч песен Миларепы. Он сочинял их не для себя, они обладали силой пробуждать существ. Когда Миларепа давал свои поучения, другие записывали их. Каждая из его песен начиналась с выражения благодарности Учителю – Марпе. Вы увидите, что у вас развиваются те же самые качества.

Как говорит Лама Оле, если дать людям денег, то в Англии их хватит до одиннадцати вечера, то есть ровно до закрытия пабов. Возможно, что касса продержится чуть дольше, потому что есть и круглосуточные бары. Если предоставить людям возможность получить образование, то это поможет до конца этой жизни. Если же дать людям эффективные методы Алмазного Пути, то в этом будет намного больше смысла. Я понял это, когда был в руках партизан. Это был своеобразный тест. Я тогда подумал, что это, возможно, наш последний момент, что мы можем умереть. Для медитации было уже поздно. Я не мог обратиться к коменданту с просьбой: «Прошу прощения, но хотелось бы перед смертью закончить Нендро!», – или сказать: «Давайте подождем с расстрелом, я тут только что закончил читать последнюю главу книги Ламы Оле Нидала «О природе вещей».

В таких ситуациях для всего этого уже слишком поздно, и это может служить хорошим тестом. Когда я тонул на Гавайях, и мне удалось спастись, моей первой реакцией была благодарность Ламе Оле. Не за то, что он меня спас –  он сам тонул точно так же, как я; его спасла доска для серфинга, а меня – кораллы. Тогда я и вправду попрощался с жизнью. Не знаю, тонул ли кто-то из вас, но могу вам сказать, что это не особенно приятное чувство. Единственной причиной, из-за которой я не впал в панику и выжил, было то, что я имел доверие к методам. Случись эта история несколькими годами раньше, я бы непременно утонул. Я четко понимал, что если еще раз удариться о скалу, мне придет конец. Я уже согласился с этим фактом, даже вспомнил о том, что у меня есть Пхова и Прибежище.

Все это происходило в течение нескольких секунд, но мне казалось, что прошла целая вечность. Время очень относительно. Все, что в нашем мире переживается как секунда, в мире богов выглядит как кальпа. Не скажу, что мне так уж сильно хотелось запеть: «О, Пхова, как чудесно!» Ситуация была неприятной, но я не паниковал, даже когда вода лилась внутрь моего тела через все отверстия и не хотела выходить наружу. И вдруг вода вышвырнула меня на берег, и я лежал там, как раненый цыпленок. Подошел Лама Оле с доской для серфинга и сказал: «Томек, мы идем обратно, в воду». Я простонал: «О, нет».

Почему Лама хотел, чтобы мы вернулись в воду? Мы вернулись для того, чтобы не возникло умственной блокады, чтобы в будущем плавание было для нас удовольствием. Я уверен, что, придя к состоянию, когда вы запоете песни Освобождения, вы начнете их словами: «Спасибо, Лама Оле!» – или с имени вашего Учителя. Лопен Цечу часто подчеркивал, что развитие в буддизме невозможно без связи с Учителем, который дал нам эффективные методы для работы с умом. Там, на берегу, я почувствовал, что должен сказать: «Спасибо, Оле!» – очень много раз.

Смерть – нечто особенное, она придет ко всем, каждый сможет проверить эффективность методов и собственное развитие. Тогда можно будет получить прибыль от того, во что мы вложили так много.

Говорят, железа много –  золота мало. Есть такая черно-белая фотография: кто есть кто в тибетском буддизме. Когда тибетцы перешли через Гималаи и убежали от китайцев в Индию, они сфотографировались вместе. На фотографии присутствуют все высокие ламы –  такие как Дуджом Ринпоче, Сакья Тридзин, Калу Ринпоче и множество других. Все они сидят вокруг Далай-ламы –  этакие сливки общества Просветления. КармапаXVI, король йогов, тоже был на этой фотографии. Ханна и Оле стали его первыми западными учениками и получили всю передачу с самой верхушки пирамиды поучений, передачу, идущую прямо от Будды. Поэтому наши шансы на развитие настолько исключительны, уникальны.

Если я смог вас вдохновить и обратить ваше внимание на то сокровище, которым мы обладаем, то есть на Учителя, объединяющего в себе Три драгоценности – Будду, Дхарму и Сангху, и, кроме того, дающего нам Три корня, я очень счастлив.

tomek7

Непостоянство касается даже высоких лам. Я помню, что когда два года тому назад парашют Ламы Оле не раскрылся, все мы были в шоке. Тогда мы организовали курсы без него в разных странах. Сангха полностью приняла на себя роль учителя, стало ясно, насколько она важна. Я тогда был в США, и мы общими усилиями достигли такого же результата, как если бы Лама все время был с нами.

Вопрос: Раньше нужно было довольно долго жить с каким-то гуру для того, чтобы получить от него поучения. Сейчас Лама Оле постоянно путешествует. Как все это работает? Можешь ли ты пояснить эту разницу в стиле?

Ответ: Мне неоднократно задавали этот вопрос. Есть люди, имеющие необыкновенно мистическую идею относительно того, что настоящий путь выглядит так: «Я и Лама». Им кажется, что они обязаны быть вместе с Учителем, а тот, в свою очередь, по истечении 40 лет практики должен стукнуть их сандалией по голове –  и тут они увидят свет. Но это было редкостью даже в Тибете. Есть подобные примеры среди отцов-основателей Кагью, но в большинстве случаев ученики приходили к Учителю, а тот выполнял свое задание –  показывал присущую каждому из них природу Будды. Потом ученики возвращались к себе, медитировали, проверяли то, что получили, после чего спустя некоторое время возвращались к Учителю. В некоторых случаях даже не возвращались. Вся манера передачи поучений очень развилась с тех пор, и нам не хотелось бы импортировать старый традиционный вариант. Раньше Ринпоче давали благословение на протяжении 10 минут, потом собирали вещи и уходили. Новый стиль состоит в том, что ламы дают благословение на протяжении многих часов.

Когда-то учителя жили в замкнутом кругу завистливых людей, утративших связь с реальностью, которые время от времени показывали ламу толпе. Сегодняшняя открытая ситуация с Ламой Оле дает нам гораздо больше возможностей, она более здоровая. Он иногда говорит, что хотел бы, чтобы на его надгробной плите было написано: «Он сделал многих людей независимыми». Я путешествую с ним и могу сказать вам, что все мы находимся в поле силы Ламы, что, однако, не означает того, что мы не должны перестать выполнять нашу работу. Если бы в Алмазном Пути нужно было просто быть с Ламой, тогда даже маленькое насекомое, которое сидит на его плече, достигло бы Просветления. Работа означает медитацию, получение правильной информации, применение соответствующих методов развития и укрепление достигнутого. Речь не идет о том, чтобы приковать себя цепью к Ламе. Главное – это то, что мы делаем, как мы выполняем свою работу.

Однажды мы были в Румтеке в 1992 году, там был Сангье Ньенпа Ринпоче. Он дал необыкновенные поучения по Махамудре. После лекции он сказал: «Теперь задавайте вопросы». Лама Оле сидел в первом ряду и смотрел на него особенным взглядом, который говорил: «Сейчас ты услышишь вопросы моих учеников, они тебя сметут». Однако тишина длилась две минуты, потом три. Лама повернулся к залу и сказал: «Спрашивайте, не стесняйтесь!». Однако в зале продолжала стоять тишина, пока кто-то не поднял руку и не спросил: «Простите, Ринпоче, а есть ли в Румтеке почтовое отделение?»

Наверное, взглядом можно убить, это я вам могу сказать точно. То, как Лама Оле смотрел на человека, задавшего этот вопрос, не оставляло никаких иллюзий. Совсем не страшно, если иногда вопросов просто нет. Я спросил Шамара Ринпоче, можно ли достичь Просветления без медитации. Он посмотрел на меня и сказал: «Нет». В истории нашей линии был только один человек, который достиг Просветления без медитации, но это не означает, что это произошло без труда. Наропа был подвергнут 8 малым и 16 большим испытаниям, которые устроил для него Тилопа. Не знаю, что из этого легче, но могу предположить, что медитация.

Итак, все это происходило между Тилопой и Наропой, но это не было главным, наиболее часто используемым путем к Просветлению в нашей школе. Было бы прекрасно, если бы каждый из нас получал для практики пещеру в пакете с уУчителем. К сожалению, это практически невозможно. Приходя к Ламе, мы лицом к лицу сталкиваемся с собственной просветленной природой. Потом мы применяем метод, практикуем, снова возвращаемся к нашей повседневной жизни, применяем в ней то, чего достигли. Лама Оле хочет, чтобы мы создали всемирную сангху на основе дружбы. Тогда, после ухода Учителя, она примет на себя его активность. Когда Ламы не станет, нам будет еще труднее выдавить из глаз слезы при мысли о Просветлении. Мы прилагаем усилия к тому, чтобы строить дружеские отношения во всем мире, поскольку это будет активностью нашего Ламы после его смерти — я хотел бы подчеркнуть это.

Путешествуя, вы знакомитесь с замечательными людьми в Лондоне, Владивостоке, Сиднее и прочих местах. Это, однако, не означает, что мы должны бросить работу, распродать имущество и отправиться в путешествие с Ламой Оле. Иногда на вопрос: «Чем ты вообще занимаешься в жизни?» – мне приходится отвечать: «Я буддист». «Ну, хорошо, а ты работаешь или учишься?». Ответ таков: «Нет, я буддист». Это большое недоразумение!

Лама Оле говорит, что высший уровень встречи Учителя и ученика – это отождествление на уровне ума. Гуру-Йога замечательна, уже одно чтение ее текста является благословением, однако мы должны помнить о том, что Лама, который появляется в этой медитации, неотделим от нашей просветленной сути.

Вопрос: Как использовать то драгоценное время, когда мы находимся рядом с Учителем, в его силовом поле?

Ответ: Возможно, тебе лучше всего спрятаться под кроватью Ламы во время его визита (смех). Самое лучшее, что мы можем делать в этой жизни для себя и для других – это Гуру-Йога, отождествление с телом, речью, умом, качествами и активностями Учителя. Это самый быстрый, самый близкий, самый эффективный путь, направленный непосредственно на природу ума. Лучшего пути нет, это наивысшая драгоценность в тибетском буддизме. Кармапа XVII скажет вам то же самое – мне он сказал это во время интервью. Можно приковать себя цепью к Учителю, спрятаться под его кроватью или в дорожную сумку, но это не принесет никакой пользы в том случае, если мы не будем отождествляться с Ламой на высшем уровне. Можно было бы задать в этом месте вопрос, почему же те существа, которые постоянно находятся поблизости от Кармапы, еще не достигли Просветления? Учитель не сделает за нас нашу работу, это невозможно. Мы помним, что выигрывают те, кто выполняет медитацию Гуру-Йоги на протяжении хотя бы 10 минут ежедневно.

У нас есть один довольно сильный друг, который однажды попросил объяснений по поводу медитации с простираниями. Мы предложили ему для начала выполнить 15 повторений. Он только засмеялся в ответ, говоря нам: «15?! Сейчас я покажу вам, как это делают!». Он сделал 950 простираний за время первой сессии, а на следующий день «скорая помощь» забрала его в больницу, и ему пришлось там стоять, поскольку он просто не мог лечь. Он провел трое суток в больнице. Весь следующий год он покрывался гусиной кожей при одном упоминании о медитации.

Практика простираний –  это в определенной степени гонки со временем. Но вообще-то это не так. Медитация создает позитивные впечатления в уме, а нам необходимо довольно значительное количество позитивных впечатлений уже для того, чтобы вообще практиковать Алмазный Путь. Следующий метод для создания позитивных впечатлений –  «десятиминутки». Эти короткие объяснения могут длиться 5, 7 или больше минут. Совсем не обязательно стоять над говорящим с секундомером. Эта инициатива Ламы Оле приносит по-настоящему хорошие результаты. Мы хотим привлечь к этому всех.

Я не пытаюсь учить вас жизни: все сказанное относится и ко мне. До того, как начать путешествовать с Ламой Оле, я жил в копенгагенском центре. Теперь у нас там три дома. Мы приобрели их необыкновенным образом. Следующий по улице дом – посольство Ирака, поэтому не знаю, как скоро мы сможем приобрести и его. Нет более быстрого пути развития, чем работа для центра, и нет более быстрого метода обучения, чем учить других. Каждый, кто побывал в подобной ситуации, наверняка согласится со мной. Говорить для других очень полезно, поскольку все воспринимают вещи по-разному, исходя из разного жизненного опыта. Внезапно то, что являлось предметом сомнений, проясняется.

tomek8

Сейчас для нас существует новый вызов –  прекрасное место у подножия Альп, расположенное на высоте 700 метров над уровнем моря, там по-настоящему чистый воздух. Мы покупаем территорию для Европейского центра именно в Германии, поскольку большая часть нашей работы для Дхармы происходит именно там, а само место расположено в центре Европы. Однако это не будет немецким центром, он будет принадлежать всем – и вам, и мне. Возможно, в нашем уме укоренился определенный социалистический мыслительный штамп: «То, что принадлежит всем – не принадлежит никому». Представьте себе шеститысячный курс – шесть тысяч людей на одном курсе!

Мы купим это место, как только местные власти дадут нам на это разрешение. Все мы знаем крестьян – они довольно недоверчивы, даже по отношению к своим соседям. Они всегда считают жителей соседнего городка бандой лентяев и думают, что единственной причиной, по которой эти дармоеды еще живы, является тяжелый крестьянский труд. Крестьяне одинаковы во всем мире, они не хотят ничего извне, им хочется придерживаться традиций. Нам придется убедить их в том, что появление по соседству с ними европейского центра Алмазного Пути – хорошая идея. Сейчас мы работаем над этим.

Для реализации этой цели нам нужно еще 2,5 миллиона евро. Богатых дядюшек у нас нет, поэтому каждый может внести свою копейку. Когда-то давно мы приглашали Ханну и Оле в Польшу, и нам нужно было заплатить всего-навсего 40 долларов за их визу, но у нас не было этой суммы. Тогда я порылся в своих домашних заначках и обнаружил 5 долларов. Другие тоже что-то предприняли, и благодаря общим усилиям мы смогли пригласить Ламу. Каждый, даже самый небольшой взнос, имеет огромное значение. Тогда каждый из нас дал доллар или полдоллара, и благодаря этому Лама Оле был с нами два дня. Это было гораздо здоровее для нас, чем позволить Ханне и Оле платить за себя самим. Благодаря этому  мы по-настоящему оценили то, что произошло. Мы были очень счастливы тому, что смогли заплатить за все сами. Можете спросить об этом Мишека и тех наших друзей, которые помнят те времена.

Когда придет день Х, нам придется показать, чего мы стоим. Очень хорошо, что у нас нет такого человека, который заплатит половину или вообще всю сумму, поскольку мы хотим именно совместной работы. Считайте европейский центр вашим местным центром, который вы поддерживаете.

Вопрос: Как ты справляешься со стрессом во время путешествий, с расписанием поездок, временем отлета, с тем, что забываются какие-то вещи? Помогает ли присутствие Ламы, или дело в чем-то другом?

Ответ: Когда Ламу Оле спрашивают об этом, его ответ обычно выглядит так: «В то время, как большинство людей перемещают свой ум, пока их тело находится на одном месте, я, напротив, позволяю моему телу двигаться повсюду, в то время как мой ум находится в одном месте». Самая продвинутая медитация – просто пребывать в том, что происходит. Чтобы ни происходило, где бы ни находился Оле, он покоится в центре ситуации, в центре своего ума. Поэтому он может сделать так много, и с ним еще не было сердечных приступов. Эта эффективность является результатом его реализации, здоровых генов его родителей и совершенства социальной базы Дании.

Если говорить обо мне, то я по ходу всего этого маршрута стал еще более ценить то, что делает Лама . Единственной причиной такой интенсивной деятельности является глубокая «осадка» в собственном уме и настоящее применение поучений Будды. Вряд ли он был бы хорошим примером, будучи невротичным, бегая по кругу, словно курица без головы.

Есть такой польский анекдот. Мужик возит по стройке тачку, другой работяга встречает его и спрашивает: «Слушай, а что это ты возишь туда-сюда пустую тачку?». Этот мужик отвечает ему: «Я так занят, что мне некогда ее нагрузить». Делать что-то ради самого действия бессмысленно, точно так же, как и путешествовать ради путешествий. Я хочу путешествовать с Ламой Оле из-за того вдохновения, которое он излучает.

В 1984 году в Катманду, неподалеку от Ступы Сваямбху, где жил Лопен Цечу Ринпоче, а Лама Оле и Ханна впервые встретились с Кармапой, Оле подхватил знаменитую «лихорадку Катманду». И вот он отправился в туалет на 10 минут. Внезапно поблизости появился по-настоящему энциклопедический ум –  Тенга Ринпоче, мастер медитации, специалист широкого диапазона от рисования тханок до тибетской медицины. Все отправились посмотреть на него. Один Лама Оле остался в туалете, а я решил его дождаться. Это было очень символично для меня, хотя Лама наверняка уже не помнит об этом. Наконец, он вышел наружу и спросил меня, где остальная группа. Я ответил, что приехал Тенга Ринпоче. Кроме этого, я сказал: «Оле, я всегда останусь с тобой, несмотря ни на что». Возможно, это звучит глупо, но для меня это имело глубокий смысл. Лама Оле – это великое вдохновение, именно в этом причина того, что я могу не спать трое суток, работая нон-стоп.

Самый быстрый путь развития – путь преданности. Однако нужно очень внимательно проверить тот объект, которому мы решили доверять. После того, как я встретил буддизм, в моей жизни все прояснилось, все обрело смысл, я всюду видел знаки. Когда я был в Румтеке впервые, там все было свято и замечательно. Времена изменились. Некоторые высокие учителя скомпрометировали себя. Именно наши учителя Алмазного Пути несут сейчас настоящую силу.

Дорогие, я должен перестать говорить, иначе я совершенно заболтаю вас. Спасибо за вдохновение. Мне очень приятно быть с вами. Я рад, что у нас так много замечательных людей. Это настоящее богатство разнообразия, огромная семья, притягивающая разные качества. Как хорошо, что есть другие группы, привлекающие других людей. Гелугпинцы привлекают добродетельных, сами они таковы, и гордятся этим. Если мы слышим про «добродетель», на наших лицах появляется ироническая усмешка. Хорошо, что есть разные школы для разных людей.

Учить — действительно тяжелая работа. Путешествуя, я научился ценить то, что делает Лама Оле на протяжении 30- лет. Я окончательно понял это только сейчас, после всех путешествий. Хотя кажется, что путешествовать легко и просто, в дороге тебе часто приходится отдавать все. Это бывает неимоверно утомительно. Лама Оле живет замечательной жизнью, благодаря своей реализации. Я путешествую с ним и понимаю, что все, что мы делаем, — это развиваемся, строим, растем. Все это просто невероятно!

«Буддизм сегодня» №8, 2006


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua