Специально для «Буддизм сьогодні»
Я родился в 1953 году в бывшей Германской Демократической Республике. Когда мне было 5 лет вместе со своими родителями я переехал в Федеративную Республику Германия. На протяжении 13-ти лет я изучал немецкий и английский языки, психологию и образование.
Я женился на Майки и у нас трое детей (18, 21, 24 лет).
Во время моей работы школьным учителем, я, руководствуясь собственным интересом, прочитал всё, что смог найти о религии, включая Коран, Библию, Талмуд, много всего об Индуизме, Даосизме, Конфуцианстве, Синтоизме и Буддизме. Последний мне всегда нравился больше. В начале 90-х я встретился с Оле, но не принял Прибежище. Хотя я пошел в местный центр на медитацию. В 1992 году Майки и я приняли Прибежище. Оле сказал, что мы должны быстро сделать Нёндро, поэтому Майки сделала его за полтора года, а у меня это заняло немного больше чем два года. В 1996 году, я думаю, что это было тогда, Оле попросил нас путешествовать и учить в его центрах.
Жизнь полна их, и не имеет значения, где мы их выражаем: в партнерских или дружеских отношениях, на работе, в воспитании, на футбольном поле или в телепередачах, – всё это эмоции. Жизнь без эмоций в представлении многих людей является скучной и вообще не существующей. Но буддийский взгляд на это иной: здесь мы проводим разницу между реальными, или чистыми, и разрушающими.
Чистые эмоции являются результатом длительной медитативной практики и высокой степени постижения, хотя можем переживать соответствующие чувства в течении короткого времени. Когда мы обнаруживаем, что ум не может умереть, появляется бесстрашие — нас покидает привязанность к наше собственному телу — мы способны видеть своё тело как инструмент помощи другим. Чего нам боятся? Мы видим, что нам больше нельзя причинить вред, мы больше не являемся мишенью для чьих-либо действий. В результате этого мы также видим, что все другие существа этого не обнаружили, и в нашем уме появляется огромное сочувствие к ним и наша активность возрастает. Благодаря этому наш ум накапливает всё больше позитивных впечатлений и мудрости. И, наконец, неограниченная никакими радость заполняет наш ум, – ведь мы осознаём, что наш ум подобен пространству: открыт, ясен и ничем не ограничен. Кроме того, наша энергия может течь в теле очень свободно: мы синхронизировали тело и ум.
Все остальные эмоции являются мешающими. В чём же они нам мешают? Они не позволяют нам видеть вещи как они есть. Как же мы создали тенденцию иметь эти эмоции? Вследствие наших кармических привычек и наших органов чувств, функционирующих только в направлении внешнего мира и, в первую очередь, связывающих нас с ним, мы проводим различие между «я» как субъектом и всем окружающим нас как существующим отдельно, как объектом. Это фундаментальное неведение включает в себя и то, что мы видим взаимодействие, происходящее между субъектом и объектом, как третий независимый фактор.
Всё, что нам нравится, мы хотели бы иметь и удержать — поэтому в нашем уме появляется желание и привязанность, – а всё, что не любим, мы хотим отвергнуть, и это — неприятие. Из этих трёх эмоций появляются 84000 других — простые виды, вариации и смешанные.
Давайте определим, какие эмоции преобладают у вас. Попытаемся выяснить это на следующем примере. Представим, что вы на вечеринке. Вы стоите в углу с бутылкой пива в руке, и окружающие люди и музыка кажутся вам весьма скучными. И вам не хочется общаться с людьми. Вы решаете вместо этого пойти домой и смотреть телевизор. Это — типичный пример неведения.
Если вы наблюдаете за целующейся парой и видите их танцующими вместе, смеющимися, и вам плохо, и вас депрессия, поскольку не вы являетесь причиной их счастья, то в этом случае, в вашем уме могли возникнуть ревность и зависть.
Если вы мужчина и видите красивую девушку, входящую в комнату, то вы можете подумать о том, как восхитительно было бы провести с ней ночь. Но затем, через несколько минут вы видите новую жертву, более красивую и более привлекательную, чем первая, и вы опять думаете о том, как её «заполучить»: тут задействовано много желания.
Если вы, присматриваясь к людям на вечеринке, понимаете, что они вам совсем не нравятся, и даже предполагаете, что будете иметь какие-то проблемы с ними в течении вечера, то, в этом случае вам досаждает злость.
Кто-то просит вас помочь ему в технических неполадках с его CD-проигрывателем и усилителем. Вы говорите людям что делать, но считаете, что окружены совершенно некомпетентными и неполноценными людьми: возможно, это признак гордости.
Итак, поскольку жизнь подобна вечеринке, мы можем проверять себя каждое мгновение!
Но как же поступать с мешающими эмоциями? В первую очередь, нам необходимо осознать, что в них есть что-то мешающее. Таким образом, главное — развитие осознавания. Далее, есть три уровня избавления от мешающих эмоций. Традиционно это сравнивается со встречей с тигром: мы можем просто быстро убежать, заметив тигра (это — средства Малого Пути или Хинаяны), мы можем усмирить тигра при помощи противоядий (Великий Путь или Махаяна) или же мы можем использовать его силу, энергию и качества, ка вы боитесь того, что другие хотят обмануть вас, и т.д. Причины гнва многообразны: страх, нетерпение, фрустрация, эгоцентризм, корыстолюбие, тот факт, что «моё» находится в центре нашего взгляда на мир. Как противоядие мы можем использовать любовь и сочувствие, можем позволят нашей возбужденности остынуть, учиться быть более терпеливыми и усваивать идею пустоты — того, что всё и все не являются такими реальными, ка мы думаем. И не принимайте никаких важных решений, пока вы раздражены! Очень полезны медитации на Любящие Глаза и Алмазный Ум; или применяйте практику Дарения и Принятия (Тонглен). Почти невозможно сказать «Ом Мани Пеме Хунг», когда вы злитесь. Может быть стоит задуматься о последствиях стойкого гнева. Так как гнев весьма однонаправлено воздействует на тело, речь и ум (эту однонаправленность можно сравнить со взглядом через трубу), он может разрушить горы накопленных положительных впечатлений. Мы можем переродиться в мирах ада — состояниях, где контроль над умом почти невозможен.
Практикуя Алмазный Путь,нам следует обращать наш взгляд больше на само зеркало — на ум, чем на его картинки. Результат этого — точное знание всех явлений без привязанности к «моему». Возникают такие качества, как ясный интеллект и понимание, и они находят свое завершение в зеркальной мудрости; символом трансформации здесь является синий Будда Акшобхья.
Внутренняя бедность может привести к привязанности и желанию. Эти эмоции характеризуются беспрерывными действиями для удовлетворения нашей жадности, за которыми должно быстро следовать удовлетворение. Объектом желания могут быть люди (например, для удовлетворений наших сексуальных желаний), такие вещи как одежда, компактные диски или идеи.
Для того, чтобы трансформировать эти эмоции, нам нужно — на протяжении приступа желания — остановиться, не совершая движений. Желание собственного удовлетворения постепенно растворяется, если мы проявляем больше интереса к другим, видим благоприятные факторы для развития людей. Уменьшает желание и привязанность также щедрость — например, в плане времени, помощи, предоставления Дхармы, передачи наших качеств или даже предоставления материальных вещей. Дарение Мандалы в медитации поддерживает каждодневный труд противодействия этой эмоции.
Постепенно развиваться воображение, интерес и искренность. Мы начинаем направлять нашу энергию на благо других вместо того, чтобы направлять её на собственное удовлетворение. Мы всё больше учимся понимать, что полезно для других. В нашем уме появляется различающая мудрость, и главой этого Будда-семейства является красный Будда Безграничного Света (тиб. Опаме, санск. Амитабха).
Люди, склонные к самодовольству или высокомерию, являются «членами» семьи гордости. Положение, престиж, стремление к власти, красивая жена или муж, шикарное авто, шикарный дом, хорошая работа и т. д. Важны для людей, которые хотят произвести впечатление преуспевающих в жизни. Эти люди даже сами о себе так думают. Причина, главным образом, в чувстве неполноценности. Вот почему гордые люди не любят менять своё положение, – ведь они боятся, что оно может стать менее привлекательным для других или для самих себя, что они начнут чувствовать то, что есть нечто другое и, возможно, неприятное по ту сторону видимости. Иногда говорят, что горды многие политики, владельцы фабрик, звёзды спорта, кино и эстрады.
Но если мы настолько хороши, как мы думаем, то почему мы всё ещё не просветлённые? Единственно неизменная вещь — это постоянное изменение. Однажды всё и все исчезнут из этого мира, так зачем цепляться за вещи, не имеющие никакой абсолютной ценности? Нам нужно начать учится чему-то новому, – давайте попробуем быть более мужественными! И давайте делать больше простираний! Подобно Будде Ратнасамбхаве, мы сможем развить щедрость и добросердечность, которые помогут нам видеть, что все уже обладают природой Будды. Все Будды тождественны в своей сути, и мы – тоже Будды! Здесь находит своё выражение мудрость равностности.
Ревнивые и завистливые люди часто знают о своих эмоциях и хотят избавиться от них в отличие от гордых или гневных людей, которые желают сохранить «свои» эмоции как личный стиль жизни. Но это может оказаться весьма сложными, ибо ревность и зависть очень часто смешивается с желанием и гневом.
Ревнивые люди не доверяют другим и часто могут быть втянуты в интриги. Их излюбленные журналы и телевизионные программы — о королях, принцессах или звёздах, поскольку они тоскуют по такой жизни.
Но ревность может проявляться и так, как в следующем примере: ревнивая черноволосая жена остаётся дома, а её муж-блондин говорит ей, что собирается встретиться с друзьями. И тут жена начинает думать! А соответствует ли действительности сказанное? Разве я не обнаружила рыжий волос на его куртке в прошлый раз, когда он вернулся домой? Пойти ли мне за ним? И так далее. Мысли цепочкой пробегают одна за другой через её мозг. В её уме царят наихудшие опасения.
Конечно же, великолепны такие противоядия, как сочувствие и любовь (что означает не исключать никого из нашей любви), совместная радость и хорошие пожелания для партнёра. Хорошие такие медитации, как Дарение Мандалы или Любящие глаза (не в тот самый момент, а случае регулярного применения). Но практикуя Алмазный Путь, нам следовало бы использовать качества ревнивца: соединить на сочувственной основе филигранное наблюдение с эффективными и непоколебимыми действиями, который приведут к всеисполняющей мудрости Будды Амогхасиддхи.
Все эти эмоции могут возникать только в состоянии неведения. Неведение не означает глупость; мы, на самом деле, в состоянии управлять относительной жизнью до определенной степени: мы можем водить машину, ремонтировать велосипед, воспитывать детей и т.д. Но с буддийской точки зрения неведение означает, что мы ещё не преодолели двойственность и не можем видеть субъект, объект и действие как единое взаимозависимое целое.
Неведение часто приобретает формы, такие как тупость, неясное восприятие, заторможенность мышления, безразличие, ограниченное или очень поверхностное общение с другими, предположение, что жизнь — это скука, откладывание работы или какой-нибудь задачи (мы про это думаем: как знать, если я подожду какое-то время, может быть проблема разрешиться), регулярное употребление алкоголя, телевизор (когда лежишь на диване и смотришь все передачи без разбора), наркотики. Признаком неведения является также концептуальное представление о жизни: где-то там жизнь лучше и люди счастливее, в будущем всё наладится, если я буду вести себя так, как этого желает мой партнер, то мы будем вместе всегда, и т.д. Даже частые болезни слизистой являются следствием неведения.
В сравнении с другими мешающими эмоциями, мы не можем убежать от неведения по принципу Хинаяны. Так что нам необходимо противодействовать ему в повседневной жизни: хорошим средством является изучение и постепенное понимание 12 звеньев взаимозависимого происхождения. Но нам нужно так же делиться нашими качествами с другими. Обучая, мы вступаем в контакт с другими и, обмениваясь, качествами, быстро учимся в радостном окружении. Вот почему центры так важны, как поле развития для обретения абсолютной истины шаг за шагом.
Работа против неведения должна поддерживаться регулярными медитациями. Фаза растворения в медитациях Алмазного Пути увеличивает мудрость. Привыкая к медитации, мы постепенно доверяемся пространству всё больше и больше, не рассматривая себя в качестве мишени предполагаемых атак. Ум всё больше и больше успокаивается и, наконец, становится способным узнать самого себя. Мы можем также использовать сон (который, фактически, поддерживает неведение — ведь нам не удается активно работать с умом в это время), начиная медитацию Ясный Свет, когда засыпаем, и заканчивая её, когда просыпаемся.
Признаком уменьшения неведения является устойчивая медитация. В конце концов это приведет к Будда-мудрости Будды Вайрочаны.
А теперь подведем краткий итог. Как практикующие Алмазный Путь, мы можем можем поступать с мешающими эмоциями так, как это делают умные люди с сырьём: нам необходимо распознавать внутренние качества и энергии эмоций и использовать их. Мы должны поддерживать это посредством правильного взгляда и регулярной медитации. Это принесёт пользу нам всем.
Пит Вейгельт
Перевод с английского — Томаш Фридман.
Редакция — Наталья Лошак, Виктория Онищенко, Вагид Рагимов.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua