Два аспекта ума

Джигме Ринпоче

Для того чтобы развить настоящую любовь и сочувствие, нам нужно сначала понять ситуацию, в которой находимся, а для этого мы должны постоянно наблюдать за эмоциональными процессами и за их разрушающим влиянием на наш ум. Мы должны стараться всё время быть внимательными к тому, что происходит в нашем уме. В тибетском языке выражение «мешающие эмоции» означает, что в уме есть что-то, что без конца нам мешает. Это не означает, что в уме в какой-то определённый момент есть только одна какая-то эмоция: в нём постоянно присутствуют все эмоции со своим влиянием и негативными результатами.

Мешающие эмоции

Мешающие эмоции — это ревность, привязанность, злость и прочие состояния, в которых мы находимся. У нас есть эти эмоции, но мы бы хотели освободиться от них. Когда они приходят, мы боремся с ними, потому что не хотим, чтобы нам мешали. В то же время нам нужно понимать, что эмоции не являются чем-то абсолютно негативным. Если они нам мешают, то только потому, что мы не знаем как они функционируют и что их создаёт. Безусловно, эмоции являются активной частью протекающих жизненных процессов.

Намше/Йеше

У ума есть два аспекта — по-тибетски это звучит Йеше и Намше. Йеше — это проявление мудрости, ясности понимания, которое определяет себя и мешающие эмоции как свою неотделимую часть.

Намше — это сознание, которое ограничено, отделено от всего и ни с чем не связано. Мы сейчас находимся в этом сознании, которое полностью является мешающим и беспокоящим. Но йеше и намше, мудрость и беспокойство — два аспекта ума. Исходя из этого, как бы мы ни хотели, мы не сможем избавиться от эмоций. Мы не сможем ни остановить их, ни заставить их проявиться.

Тем не менее, важно понимать, как функционируют эмоции, как они появляются и откуда они приходят. Например, когда приходит ревность, нам нужно увидеть её, осознать её приход. Попытайтесь увидеть причину её возникновения и результаты, к которым ведёт её появление. Не просто действовать под влиянием эмоции, а увидеть то, что побуждает нас к действию (говоря другими словами, увидеть, как это возникает у нас в уме, что мы в этот момент чувствуем). Мы должны быть внимательными к тем действиям, которые мотивированы, например, ревностью.

Если мы внимательно понаблюдаем за ревностью в момент её появления, то обнаружим, что сами выбираем на чьей мы стороне и, конечно, та сторона, которую мы выбрали, всегда самая лучшая. А все другие занимают неправильную сторону. Это напоминает футбольный матч, когда уже до его начала мы знаем, за какую команду будем болеть. Потому что мы знаем эту команду, мы всегда болеем за неё, когда смотрим игру. Но если мы приедем в Азию или Латинскую Америку и решим посмотреть футбол там, то не будем слишком переживать в начале игры. Мы увидим две команды, игроков, одетых в форму разного цвета, но очень скоро, даже не зная, кто есть кто, мы выберем и цвет, который нам понравится, и команду. И та команда, на которой мы остановим свой выбор, будет вызывать у нас восторг, а другая команда подвергнется нашей критике.

Эта истина верна не только в футболе. Такой же процесс происходит во многих ситуациях, мы принимаем чью-то сторону, верим в одних и критикуем других. Большую часть своего времени мы придерживаемся заранее принятых суждений: «Он не прав, его взгляд ошибочен. Это же очевидно, что он не может быть прав, на самом деле прав я». Мы упорно убеждаем себя подобным образом, и нас захватывает двойственность. Мы всегда выбираем лучший аспект и принимаем лучшую сторону, и очевидно, что мы выбираем лучшую команду. Мы всегда должны быть правы. Мы как судьи всегда знаем, кто прав, а кто нет. Мы ведём себя как великий магистр нашего существования.

Часто мы не можем видеть себя со стороны, потому что это слишком болезненно для нас, или потому, что мы вечный судья самому себе. Вместо того чтобы говорить «я не могу принять это», или «я не могу признать ситуацию, в которой нахожусь», мы должны всё время наблюдать и смотреть, быть внимательными к тому, что происходит.

Быть внимательными

Внимание и наблюдение за своими эмоциями, однако, не означает, что мы сразу получим возможность каждый день взаимодействовать с ними правильно. Видеть свои эмоции или быть внимательными к ним не означает, что теперь мы будем в состоянии правильно жить со своими эмоциями день ото дня. Не нужно ждать немедленных результатов, иначе мы будем допускать ошибки, и будем думать или говорить таким образом: «Я ревнивый, я это очень хорошо знаю и я никогда не стану лучше!» Это не вопрос того, чтобы признать, что мы плохие. Вине или сожалению нет места в сознании или в осознавании. И нужно ещё суметь увидеть, какими мы являемся на самом деле и что в действительности есть правда. Если мы будем внимательны, то сможем ясно мыслить и видеть свои эмоции вместо того, чтобы их проявлять. В результате наш ум станет совершенно свободным. Мы освободим его от различных препятствий. Эти результаты не придут сразу, потому что мы не можем освободить себя немедленно от всего, что нам мешает. То, что мы смогли распознать эмоции, не означает, что мы сможем всегда избегать их. Несомненно, понемногу мы станем понимать истину, которая находится внутри нас. Мы распознаем, кем мы являемся на самом деле. Мы сможем также увидеть, что другие находятся в такой же ситуации как мы сами, что они переживают те же эмоции и испытывают такое же беспокойство.

Приведем пример с ребёнком, который вдруг громко раскричался, потому что мы оставили его одного. Мы не беспокоимся по этому поводу. Возможно, мы немного раздражены этим, но у нас не возникает желания стереть его в порошок. Мы прощаем ему то, что он плачет, потому что он ещё маленький и многого не понимает.

Внимание и наблюдение за своими эмоциями, однако, не означает, что мы сразу получим возможность каждый день взаимодействовать с ними правильно.

С другой стороны, когда мы сталкиваемся с такой же реакцией у взрослых людей, у нас уже готово мнение о них. Мы тут же высказываем свой взгляд на вещи. Если мы сможем рассуждать не субъективно, если мы станем более внимательными к тому, что происходит у нас внутри, вместо того, чтобы видеть недостатки других, мы будем покоиться в своём собственном уме. Мы станем более миролюбивыми и расслабленными. Посмотрим на вещи по-другому. Начнём переживать это не с точки зрения видения недостатков других, а будем скорее видеть их позитивные качества. Вместо того чтобы осуждать, мы сможем думать: «Как я могу помочь этому человеку в данной ситуации найти те качества, которые принесут пользу и ему и мне?» В конце концов, мы преобразуемся изнутри: от жёсткости «эго» мы придём к мягкости сочувствия.

«Буддизм сегодня» №7, 2006 г.


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.