По ту сторону жизни и смерти

DWBA21682_0005_2013-08-EC-SC-IMG_1405_rVE-scrЛама Оле Нидал

Когда кто-то слышит тибетское слово бардо, первая мысль — это время после смерти. На самом деле это слово означает любое «промежуточное состояние». Существа практически только и сталкиваются с промежуточными состояниями на протяжении своих жизней до тех пор, пока не достигнут состояния Просветления, когда ум узнаёт свой собственный вневременный ясный свет.

Прямо сейчас мы находимся в состоянии бардо бодрствования (если я только не утомил вас и вы ещё не спите!). Мы общаемся с помощью слов и символов различных культур и воспринимаем мир более или менее одинаково с помощью наших органов чувств. Ночью мы входим в бардо сна — состояние темноты и недостаточного осознавания. У тех счастливчиков, которые хорошо знают медитацию «Ясный свет», ощущения могут быть совсем другими, похожими на отдых в океане света.

Бывают также периоды, когда впечатления, хранящиеся в подсознании, различным образом всплывают, например, во время сна. Это называется бардо сновидений и может включать в себя большинство состояний, вызываемых наркотиками. Затем оно меняется снова на бодрствующее или спящее сознание.

Состояния ума, о которых мы говорили до сих пор, являются по своей сути обусловленными и изменчивыми, без каких-либо постоянных качеств. На протяжении жизни люди и животные передвигаются от одного бардо к другому: бодрствование, сон и сновидения. Во время смерти появляются ещё три бардо.

Первым происходит процесс собственно умирания, тогда энергии собираются в центре тела. Неважно, быстрая смерть или медленная — она является глубокой трансформацией. После трёх дней бессознательного состояния следует период, когда ум продолжает своё привычное по предыдущей жизни течение. Следующие две недели на поверхность всё чаще будет всплывать понимание факта смерти. В течение последних двадцати пяти дней из семи недель, которые может занять полное созревание подсознания после смерти, те, кто не получат помощи извне, будут видеть, как их доминирующее ментальное состояние конденсируется в одно из шести форм существования. Этот процесс — вневременный, поскольку пространство не имеет начала. Ум также не имеет начала. Внешний мир и наши внутренние переживания постоянно раскрываются. Они выражают неограниченное богатство ума бесчисленными способами.

Эти бардо всегда сменяли друг друга, выражая вневременные течения причин и следствий ума. Здесь описание происходящего во время смерти и перерождения рассматривается в основном с точки зрения трёх нереформированных или «красношапочных» школ тибетского буддизма. Этот взгляд уникален и включает в себя анализ как абсолютного, так и относительного аспекта ума. Главным здесь является то, что ум по своей сути пространство, у него нет цвета, веса, запаха или размера. Он ни из чего не сделан, не был рождён и не может умереть. Так как он ниоткуда не появился, он также и не исчезнет.

Тем не менее пространство — это не чёрная дыра. Оно не подразумевает ни исчезновения, ни не-существования. Его природа — богатство. Оно играет, проявляет себя, грезит, позволяет вещам происходить, а затем растворяет их снова. У него есть великая сила и в то же время оно неограниченно. Куда ни посмотришь, у него нет конца — всегда может произойти большее. Когда зарождается такое понимание, оно приносит всё увеличивающееся блаженство. Никакое обусловленное чувство не сравнится с этим. Бесстрашие, спонтанная радость и активное, несентиментальное и дальновидное сочувствие естественным образом возникают из пространства.

Если бы это осознавание самого ума было постоянным состоянием существ, процесс умирания и перерождения был бы похож на восхитительное переодевание — просто потому, что демонстрирует потенциал ума. Ясный свет ума, его сияющее осознавание, радость и сила его активности никогда бы не переставали нас поражать. Без перерыва в осознавании, используя наши тело и речь всё лучше, как инструменты для принесения блага другим, мы могли бы свободно выбирать перерождения там, где могли бы быть максимально полезными всем.

DWBA76901_20140825_LAMAOLE_TKP_6299_rTKP-2-scrОднако это совсем не похоже на повседневный опыт большинства. Те, кто не медитируют, будут лишь изредка видеть проблески сути ума. В их случае это происходит чаще случайно, например, во время занятий любовью, в быстрых виражах на мотоцикле или во время свободного падения, перед тем как откроется парашют (во время скайдайвинга). Те, кто хорошо медитировал в предыдущих жизнях, могут испытывать такие состояния в момент внутреннего спокойствия, в то время как химически вызванные состояния могут показывать дверь, но не дают войти в неё. Неважно, проявляется ли непреходящая свежесть ума через непрекращающийся процесс роста или от случая к случаю, его природой является тотальная уверенность и глубокая радость, которые появляются здесь и сейчас. Если забыть о страхе и ожидании, ум выражает любовь, в которой мало концепций.

Непросветлённые существа отождествляют себя с потоком впечатлений в уме и ищут нечто постоянное в изменяющемся потоке мыслей и чувств, которые являются их собственной ментальной активностью. Даже несмотря на то, что впечатления могут быть сильными и убедительными, обусловленные ситуации и чувства не могут быть постоянными. На относительном уровне, тем не менее, их природа подобна реке: несмотря на то, что постоянно течёт новая вода, всё ещё существует неразрывность, и люди отождествляются со своим потоком осознавания. Есть причинная связь между ребёнком семи лет и пожилым человеком семидесяти лет, которым он становится. Без ребёнка не могло бы быть в последствие взрослого, даже несмотря на то, что все частицы и молекулы новые. В определённый момент, когда условия для функционирования тела распадаются, мы встречаемся с процессом, называющимся смертью.

Со стороны смерть выглядит очень по-разному, в зависимости от того, умирает ли кто-то медленно от СПИДа или рака, или его тело разлетается мгновенно из-за встречи с террористами-самоубийцами или на высокой скорости во время аварии. Внутренний процесс всегда один и тот же. Мгновенно или в течение более длительного времени, энергия, которая была распространена по всему телу, собирается по направлению к центральной магнитной оси.

В дальневосточных религиях опыта осознавание и энергия считаются взаимозависимыми. Следовательно, тело воспринимается как энергетическая система, качества которой различаются в зависимости от цели. Индуист ищет шакти, силу воли, приводящую к состоянию бога мира без форм. Цель даоса — сбалансированная долгая жизнь, а буддист желает увидеть ясный свет ума. В индуизме фокусируются на нервной энергии в позвоночнике. В даосизме практикуют дыхание, которое опускается в передней части тела и поднимается в спине в виде эллипса.

С буддийской точки зрения, центральная внеличностная магнитная ось в теле располагается между точкой на расстоянии толщины восьми пальцев от линии волос на макушке и точкой на расстоянии толщины четырёх пальцев ниже пупка, в центре тела. В этой основной энергетической «трубке» расположены пять энергетических колёс: в голове, горле, сердце, пупке и сексуальном центре. Они разветвляются на семьдесят две тысячи энергетических каналов, которые заполняют тело. Женские по своей сути, их сущностью является интуиция и пространство. Внутри них находятся спящие мужские энергии, которые постепенно пробуждаются на пути к Просветлению как сочувствие и радость.

buddhist-monk-chinaВо время умирания осознавание вновь собирается в центре тела и пять энергетических колёс растворяются в центральном энергетическом канале. Когда это происходит, сначала мы теряем чувство твёрдости тела. Мы ощущаем давление, наши впечатления от органов чувств становятся неясными. Затем мы теряем контроль над жидким элементом. Мы чувствуем, что плывём по воде, у нас течёт изо рта и носа. После этого мы начинаем чувствовать себя сухими, наши конечности холодеют. Когда смерть приближается, наше дыхание становится неглубоким и прерывистым; и если мы не медитировали, мы всё больше и больше теряем способность фокусировать свой ум. В зависимости от нашей индивидуальной кармы, впечатления, накопленные в течение нашей жизни, проявляются как прекрасные состояния с радостным смыслом или интенсивные состояния потери, окрашенные страхом и разочарованием. В конце, после трёх глубоких выдохов, мы умираем.

Несмотря на то, что в этот момент метаболизм прекращается, в течение следующих двадцати или тридцати минут энергетический процесс внутри магнитной оси нашего тела продолжается. Центральный энергетический канал образовался, когда наше сознание встретилось со спермой и яйцеклеткой наших родителей. Каждая из двух клеток, генетическая информация которых дала основу нашему нынешнему телу, несёт энергетический заряд. В медитации мужская сущность переживается как белая, женская — как красная.

В результате того, что миллиарды клеток стали нашим телом, белая энергия поднялась наверх и сконцентрировалась на макушке нашей головы на расстоянии толщины около восьми пальцев от линии волос. В то же самое время, красная энергия опустилась вниз и остановилась на расстоянии толщины четырёх пальцев ниже пупка в середине тела. Между этими двумя полюсами проходит ось с пятью основными энергетическими колёсами. В дальнейшем оттуда распространились каналы.

Во время первых десяти — пятнадцати минут после остановки дыхания белая энергия освобождается из макушки головы и направляется в сторону сердца. Во время её движения вниз воспринимается прекрасный луноподобный ясный свет, и исчезают тридцать три чувства, происходящие из злости. Многие слышат протяжный слог ХАНГ, и воспоминания становятся такими интенсивными, что часто можно увидеть существ, которые умерли задолго до нас. В течение следующих десяти — пятнадцати минут красный свет поднимается из точки ниже нашего пупка. Это чувство очень мощное, мы ощущаем свет, похожий на интенсивный закат солнца. Пока он движется вверх, к нашему сердечному центру, многие слышат глубокую вибрацию слога А. В этот момент исчезают сорок чувств, происходящих от привязанности, и мы чувствуем неописуемую радость.

Через двадцать-тридцать минут после смерти верхняя и нижняя энергии сливаются в центре нашей груди на уровне сердца и всё становится чёрным. В этот момент растворяются семь чувств, происходящих от неведения. Вскоре после этого появляется сияющий свет всепроникающего внеличностного осознавания и, если мы можем удержать это состояние, ум переживает неразделение между истиной внутри и снаружи. Его открытая, ясная и неограниченная сущность пронизывает все времена и направления, — это уровень осознавания, проявленный к изумлению сотен Шестнадцатым Кармапой во время его ухода в ноябре-декабре 1981 г. (см. Оле Нидал, «Верхом на тигре», стр. 163). Это состояние часто сравнивают со встречей ребёнка и матери, и если кто-то может удержать этот свет, он испытает безграничное осознавание и высочайшее блаженство Просветления. Все разделения между пространством и энергией, здесь и там, прошлым, настоящим и будущим исчезают.

DWBA28413_TKP-Sharminub3380-scrБольшинство людей не могут удержать этот уровень целостности, потому что они не тренировали свой ум, были политкорректными, либо каким-то другим образом затемняли своё осознавание. Тогда они теряют сознание. «Тибетская книга мёртвых» упоминает о трёх-четырёхдневном периоде бессознательности после смерти. Тем не менее в тех случаях, когда мёртвые люди приходили ко мне — прозрачные, но во всех остальных отношениях такие внешне, как и должны были бы быть (см. Оле Нидал, «Верхом на тигре», стр.250) — это всегда происходило через шестьдесят восемь часов. Я думаю, это благодаря тому, что они были хорошо образованными городскими жителями с быстрыми умственными процессами.

Когда ум вновь пробуждается из бессознательного состояния, в нём возникает ощущение какой-то фундаментальной ошибки. Даже если лежащее тело всё ещё нетронуто, умерший будет избегать смотреть на него и будет стараться уйти оттуда. Это состояние очень запутывающее, поскольку не имея тела, мы появляемся в любом месте, о котором думаем. Наша сообразительность также намного острее, когда мы мертвы. Мы «слышим», что живые думают, как будто бы они произнесли это вслух, что может преподнести некоторые сюрпризы, но мы не сможем общаться с ними. Мы садимся на стул, а на нас садятся сверху, мы пытаемся заговорить с другими, а они уходят. Несмотря на все эти знаки, умершие, особенно те, кто умер внезапно, не хотят признаться себе в том, что мертвы.

После трёх дней в бессознательном состоянии следует неделя, в течение которой люди всё ещё переживают привычный мир своей прошлой жизни. Однако затем становится невозможным игнорировать понимание того, что у нас больше нет физического тела. Это понимание может наступить, когда в какой-то момент мы стоим перед зеркалом и не видим отражения, когда мы идём по мелкому песку и не оставляем следов, или опускаем руки в кипящую воду и не получаем ожога.

Понимание того факта, что мы мертвы и больше не имеем тела, является таким большим шоком, что умерший во второй раз теряет сознание. Когда ум вновь приходит в сознание, примерно на десятый день, в течение следующих двух недель, до примерно двадцать пятого дня, привычная умственная программа сменяется подсознательными впечатлениями из последней жизни. Затем самая сильная тенденция становится преобладающей и, если лама, благословение или медитационная привычка из последней жизни не вмешаются, то в течение периода семи недель после смерти эта тенденция определит следующее существование умершего. Тот факт, что любое обусловленное состояние болезненно, делает разрыв этой цепи очень важным. Обусловленные состояния являют собой нечто гораздо меньшее, чем эмоциональная свобода состояния Освобождения, и ещё дальше они от свободного от неведения Просветления.

Поскольку ум по своей сути — пространство, он всегда играл, производя внутренние миры ощущений и внешние миры явлений, а понимание того, как работает обусловленность, помогает нам привести других и себя на уровень полного функционирования.

Далее следует обзор шести психологических сфер существования, испытываемых как созревание кармы существ во время перерождения.

Несмотря на то, что человеческая сфера, где преобладает желание, предоставляет широкий диапазон кармических следствий — от страдающих людей в бедных и несвободных странах до свободных и роскошных пригородов на Западе, — сила испытываемых состояний в мире людей ослаблена чувственными впечатлениями. То, что испытывают животные, также приглушено, в то время как в четырёх других не человеческих сферах существования, которые могут появиться из хранящихся в уме тенденций, радость и боль намного более интенсивны.

DWBA9829_bhutan_p1000522-scrИз преобладающей гордости возникают три уровня существования. Сильные и хорошие действия, соединённые с силой абстрактного мышления, вызывают четыре мира так называемых богов без форм. Соединённые с эстетической чувствительностью, они производят семнадцать так называемых миров форм; соединённые с желанием, они становятся шестью состояниями с преобладанием чувственных удовольствий. Хорошие действия становятся освобождающими только в тандеме с пониманием отсутствия «эго». В противном случае их хорошие результаты исчерпываются, и на смену приходят другие, менее приятные психологические состояния.

Если ревность проявляется как преобладающее чувство, можно обнаружить себя в оружейной камере. Раньше мы бы искали мечи или копья, но сегодня это, вероятно, будут автоматы. Бомбы для самоубийц можно было бы найти в самом нижнем отделе. Такие существа страдают серьёзным комплексом неполноценности, и они глубоко обеспокоены, когда у других больше счастья, чем у них.

Если запутанность, связанная с частой ложью, всплывает как самое сильное мешающее чувство, ум может попытаться спрятаться среди камней и кустов. Если животные придут туда спариваться, можно сделать ошибку и попасть между ними. Таким образом, всё закончится четырьмя лапами и натуральной меховой шубой зимой и летом.

Если преобладает жадность, то она уже в течение этой жизни делает существ жалкими. Чем больше некоторые люди имеют, тем сильнее их собственность лишает свободы. После смерти это общее разочарование конденсируется в интенсивную тягу к еде и питью. Некоторые затем ощущают свои животы большими, как города, в то время как рты похожи на игольное ушко. Другие могут чувствовать всю найденную еду горячей, как огонь, или что отвратительные призраки выхватывают её у них.

Самым худшим загрязнением ума является ненависть, злость и неприязнь. Если от них не очиститься, эти чувства созреют как тяжёлая паранойя. Традиционные тексты различают восемь уровней боли, происходящей из жара, и восемь — из холода. Не стоит с ними знакомиться! В дополнение, там существуют так называемые «соседствующие» состояния и состояния «иногда». Последние две разновидности проявляются также в человеческом мире, когда существа причиняют кому-либо тяжёлое страдание и испытывают его сами.

Как упоминалось раньше, желания стали причиной нашей нынешней человеческой жизни. Они постоянно и сильно влияют на неё. Также карма является непрерывной и имеет огромные последствия. Она определяет сферы перерождения существ. Она также определяет, какого рода тело мы получаем, в каком окружении мы рождаемся и мотивацию, вызывающую действия, приводящие к следующему существованию.

Но всё в наших руках. Благодаря нашей способности представлять внеличностные состояния, Освобождение и Просветление возможны для людей. Кроме того, пока не проявились способности ума, связанные с абстрактным мышлением и обобщением, можно искусно работать на относительном уровне. Делая то, что полезно и избегая вредного, можно вдохновить других испытать, а также делиться лучшим из преходящего счастья, присущего уму.

Даже у людей есть четыре главные проблемы: рождение, старость, болезнь и смерть, — с которыми им приходится бороться. Лучшие годы жизни характеризуются трудными попытками получить то, что хочется, избежать того, что не нравится, удержать то, что имеешь, и смириться с тем, чего нельзя избежать. Этот цикл существования продолжается с безначальных времён, и для нас важно найти непреходящие ценности.

Все буддийские медитационные практики Алмазного пути нацелены на то, чтобы сделать сияющее осознавание постоянно присутствующим. Если мы медитируем, мы можем входить в состояние, которое по сути является вневременным ясным светом — осознаванием, независимым ни от чего, за пределами рождения и смерти, без возникновения и исчезновения. Если мы используем нашу драгоценную возможность, состояния бардо после смерти могут стать нашими воротами к Просветлению. Они дают нам лучший шанс встретиться лицом к лицу с природой своего ума и освободить его.

Буддизм сегодня, №10, 2007


Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua